«Установка советской пропаганды, что советская власть дала женщинам все, до сих пор популярна у нас в стране», — считает автор книги «Русский феминизм как вызов современности» Ирина Юкина. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказывает, кто стоял у истоков женского движения, почему дамы сначала требовали права на образование и только потом избирательных прав, а также когда в России случилась вторая волна феминизма.
Ирина Юкина: «Женское движение, феминизм, суфражизм, современный феминизм — это по факту элитарные городские движения»
«Многие лидеры общественного мнения отождествляли работу женщин по найму с проституцией»
— Ирина Игоревна, когда в России зародилось женское движение? Чем это было вызвано?
— В 1861 году в России отменили крепостное право, начались великие реформы Александра II: университетская, военная, земская, судебная и так далее. Появилась принципиальная возможность для гражданских инициатив, чем женщины и воспользовались. Вам могут сказать, что Женское патриотическое общество возникло еще в войну 1812 года. Да, так, но это были придворные дамы и единичная придворная инициатива. А массовые, самодеятельные женские организации начали появляться только в предреформенные и пореформенные годы. Например, Общество дешевых квартир начало свою деятельность в 1858-м.
В результате реформ изменилась структура общества, исчезли «дворянские гнезда». Если купчихи и крестьянки продолжали заниматься своим привычным делом, то обедневшие дворянки оказались в самом невыгодном положении. В то время были жесткие представления о том, как себя должна вести приличная девушка. И эти представления не предполагали, что женщина может наниматься на работу, действовать самостоятельно. Многие лидеры общественного мнения отождествляли труд женщин по найму с проституцией. Например, Лев Николаевич Толстой писал: «Мы увидим, что никакой надобности нет придумывать исход для отрожавшихся и не нашедших мужа женщин: на этих женщин без контор, кафедр и телеграфов всегда есть и было требование, превышающее предложение. Повивальные бабки, няньки, экономки, распутные женщины. Никто не сомневается в необходимости и недостатке повивальных бабок, и всякая несемейная женщина, не хотящая распутничать телом и душою, не будет искать кафедры, а пойдет насколько умеет помогать родильницам». Но женщины не согласились принять такую судьбу. Многие из обедневших дворянок пошли на штурм устоев и представлений, отстаивая свое собственное человеческое достоинство и право быть самостоятельной рациональной личностью. Этих женщин стали называть «новые женщины». Первая проблема, с которой они столкнулись, — отсутствие образования, необходимого для профессиональной занятости. И первые женские организации поставили вопрос об образовании женщин.
Поэтому, когда говорят, что феминизм в Россию «завезли», это звучит по меньшей мере нелепо. Как и любое общественное движение, феминизм сформировался в недрах общества как ответ на проблемы данного конкретного общества, и он всегда имел национальные особенности. Неужели мы серьезно можем считать, что англичанки, американки и женщины других стран смогли понять, что им отказывают в праве на полноценную жизнь и человеческое достоинство, а русские женщины — нет? Ответ очевиден.
Да, женщины были готовы идти работать. Но кем? Некоторые дворянки имели приличное домашнее образование, как, например, Мария Васильевна Трубникова — одна из основательниц женского движения. У истоков данного движения в России стоял так называемый триумвират: Трубникова, Анна Павловна Философова и Надежда Васильевна Стасова. Мария Васильевна была дочерью декабриста Василия Ивашева и француженки Камилы Ле Дантю. После ранней смерти родителей детей забрала к себе тетка, княгиня Хованская, в доме которой все многочисленные братья и сестры учились вместе, и Трубникова получила прекрасное образование.
Стасова была самой старшей в этом кружке. Она дочь известного архитектора Василия Стасова и сестра критика Владимира Стасова. Философова, урожденная Дягилева, была аристократкой, а ее муж Владимир Философов являлся тайным советником и военным прокурором. Анна Павловна входила в самые высокие круги российского общества и успешно использовала свои связи при дворе для достижения целей женского движения.
— Я правильно понимаю, что женское движение зарождалось именно в дворянской среде?
— Конечно. Женское движение, феминизм, суфражизм, современный феминизм — это по факту элитарные городские движения. Для осознания проблем своей группы, их формулирования, постановки целей, выработки тактики и так далее нужно образование, время, анализ ситуации, коммуникация, связи, круг единомышленниц.
«Многие женщины не считают себя феминистками и даже отрицают его, я говорю о наших современницах, но при этом они полностью реализуют своей жизнью тот идеал, за который ратовали и за который боролись первые русские феминистки»
«Женское движение мы можем называть феминистским примерно с конца XIX века»
— Что же такое женское движение и феминизм?
— Давайте определимся. Если в двух словах — это деятельность женщин в интересах женщин. Принципиальные различия между женским движением и феминизмом, на мой взгляд, в том, что феминизм вырабатывает свою идеологию, которая помогает ему определять проблемы, видеть их истоки, выработать стратегию и тактику. Женское движение может действовать как благотворительное, то есть не искать причины социальных проблем женщин как большой социальной группы и предотвращать их, а только сводить к минимуму последствия. Но это тоже необязательно. Другими словами, феминизм через свою идеологию и практику требует изменения патриархальных принципов организации общества, что многих пугает. Для меня феминизм — это наступательная идеология, деятельность женских организаций, групп по решению своих проблем и достижению своих целей, а также образ жизни реальных женщин. Многие не считают себя феминистками и даже отрицают его, я говорю о наших современницах, но при этом они полностью реализуют своей жизнью тот идеал, за который ратовали и за который боролись первые русские феминистки.
Некоторые исследователи называют начальный этап женского движения (1860–1880-е годы) благотворительным. Согласна. У движения еще отсутствовала своя идеология, существовали лишь идеи, что женщины ценны для общества не только как матери, что они могут быть полезными членами общества в публичной сфере и что женщина имеет право на свой выбор в жизни, а не выбор общества. Только к концу XIX века, когда уже много чего было сделано в сфере женского образования и занятости, много шишек получено, стала формироваться наступательная феминистская идеология. Поэтому женское движение мы можем называть феминистским примерно с конца XIX века. До этого я назвала бы его женским движением.
Первая женская организация — Общество дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Петербурга — являлась чисто благотворительной. Образованные женщины средних и высших сословий посчитали, что любой человек должен жить в достойных условиях. Это была адаптация идей прав человека, которые развивались в данное время в Европе. Поэтому Трубникова, Стасова, Философова и их единомышленницы сняли квартиру, в которой поселились преимущественно бедные одинокие женщины и женщины с детьми — работницы и мещанки. Изначально принцип пола не соблюдался. Для женщин открыли школу, мастерскую по пошиву белья для того, чтобы обеспечить их заработком. Дамы-патронессы рассчитывали на взаимопонимание и ответный отклик со стороны клиенток квартиры. Но нет, ни цели, ни инициативы патронесс они не поддержали: учиться не хотели, к глубокому разочарованию учредительниц квартиры. Патронессы поняли, что выбрали не ту группу женщин для благотворения.
— Почему? У женщин более низкого социального статуса просто не было времени подумать о своих правах, образования не хватало?
— Стасова писала об огромном разочаровании безынициативностью и безразличием указанных женщин и о том, что они считали нормальным, когда о них заботятся. Это некая патриархальная модель отношений: вы нас взяли и теперь заботьтесь дальше. Трудно сказать, наверное, у данных женщин не было конкретных целей в жизни, привычки оценивать ситуацию и действовать. Согласитесь, даже обедневшие дворяне и дворянки привыкли к своему довольно высокому статусу, который не хотели потерять, к определенному уровню жизни и потребления и готовы были меняться, чтобы занять достойное положение в пореформенном обществе. Очень многое зависит от человека. Тем не менее патронессы, хотя и разочаровались в «бедных женщинах», но дело не бросили и эту квартиру содержали вплоть до революции 1917 года. Но одновременно с тем они сделали ставку на тех молодых особ, которые хотели изменить свою жизнь и приезжали в Петербург в поисках образования, работы и новой жизни. Здесь они нашли полное понимание.
Следующий проект триумвирата — создание Женской издательской артели, или Артели переводчиц в 1862–1863 годах. Это был опыт решения проблемы с женской профессиональной занятостью. Правительство не хотело регистрировать женскую артель как товарищество на паях. Устав их не утвердили лишь на том основании, что артель состояла из одних женщин. Тогда Стасова и Трубникова зарегистрировали артель на свое имя как частное предприятие, что было возможно по законодательству страны. Тут нужно сказать, что российские женщины имели больше экономических прав, чем европейские. Многие из нас выросли на советских учебниках истории, и нам в школе рассказывали, как женщины до Октябрьской революции сильно угнетались. Но россиянки в отличие от европейских женщин имели право на собственность, недвижимость, включая право на землю, и эти права сохраняли в браке. Также они могли открыть свое дело.
Частный статус издательской артели спас ее, когда правительство стало закрывать интеллигентские артельные проекты, созданные по образцу швейной мастерской Веры Павловны, описанной Николаем Чернышевским в романе «Что делать?». Женская артель в лучшие свои годы была рентабельна и обеспечивала пайщиц заработком, хотя, конечно, небольшим.
Кроме того, у артельщиц имелась еще высокая общественная цель — доставлять обществу полезное чтение. В основном они переводили и издавали детские книги (сказки Андерсена, братьев Гримм), естественно-научную литературу и литературу по женскому вопросу.
— Женское движение в России зарождалось параллельно с западным?
— Первая волна феминизма развивалась в тех же временных рамках, что европейский и американский феминизм. Ставились одни и те же вопросы, решались одни и те же проблемы: право на образование, труд, репродуктивные права. Позднее у нас был поставлен только вопрос об избирательных правах женщин. По вполне понятной причине — в России до революции 1905 года не существовало ни парламента, ни избирательной системы, поэтому мужчины и женщины были равны в своем политическом бесправии. То есть во всех странах, идущих по пути модернизации, перед женщинами вставали одни и те же проблемы. Это были общие процессы, и Россия развивалась в данном контексте.
«Русская феминистская мысль к началу XX века пришла к заключению, что вторичность женщины в обществе связана с ее способностью к материнству. Женщина уязвима и физически, и психологически как во время беременности и родов, так и после»
«Цель второй волны не только равные права, но и равные возможности»
— Вы говорите о волнах в феминистском движении. Что это такое?
— Это широко принятая периодизация, критикуемая, но все же удобная в использовании. Первая волна феминизма считается до момента получения женщинами избирательных прав. Ее цель — равные права по закону. Цель второй волны не только равные права, но и равные возможности. В ходе первой волны решались вопросы женского образования и занятости, репродуктивных прав женщин и обретения избирательного права. Русские
«равноправки» поставили все эти вопросы. О репродуктивных правах — праве женщины на контрацепцию и аборт — они говорили как о праве на «свободное материнство». Такой был эвфемизм, который заменял неприличное для того времени слово «аборт».
Русская феминистская мысль к началу XX века пришла к заключению, что вторичность женщины в обществе связана с ее способностью к материнству. Женщина уязвима и физически, и психологически как во время беременности и родов, так и после. Представьте, если бы у Вас имелось 8–10 детей. Вы, кроме беременности, кормления, детских болезней и прочего, вообще бы ничего не видели и в общественной и культурной жизни участвовать не смогли бы. Никакой профессиональной самореализации у вас бы не было. Материально вы полностью зависели бы от мужа и семьи. Поэтому встал вопрос о праве на свободное материнство. Это конец XIX века. Впервые вопрос об абортах открыто обсуждался на Пироговском съезде — в профессиональной организации врачей. Женщин среди врачей было уже много к тому времени, и они заняли вполне определенную позицию.
— Но и сейчас тоже есть движения, которые хотят решить данный вопрос, но в обратном направлении.
— Да, есть движения как против абортов, так и за свободный выбор женщины. Но тогда женщины и мужчины, кстати говоря, тоже отстаивали и право на контрацепцию, к которой многие относились с опаской. Например, профессор Афанасий Боряковский в своем выступлении на съезде заявил: «Лучше уж совсем отказаться от полового сношения, чем умножать горе болезнями». Как в конце XIX века, так и сейчас доводы противников и защитников права женщины решать, сколько ей иметь детей и когда, одни и те же.
— Значит, Александр II освободил не только крестьян, но и женщин.
— Александр II многое сделал, его реформы развернули нашу страну от феодализма к современному обществу модерна. Но я настаиваю на том, что женщины всего добились сами. Никто им ничего на блюдечке не принес. Они рационально использовали ситуацию и разумно действовали, объединившись в различные организации.
Например, такая организация, как Русское женское взаимно-благотворительное общество, появившись в 1895-м, 23 года действовало как женский клуб на съемной квартире в центре Петербурга. Анна Николаевна Шабанова — организаторша (это не современный феминитив, они сами себя так называли) общества мечтала создать женский клуб по образцу мужских, где женщины могут встречаться, с библиотекой, столовой. Не разрешили. Учредительницы не могли вначале даже снять квартиру, потому что домовладельцы боялись сдавать помещение под такое диковинное заведение, как женский клуб. Поэтому им пришлось назваться Взаимно-благотворительным обществом.
— Очередной тайный кружок!
— Совсем не тайный. Министерство в итоге утвердило устав общества благодаря протекции фрейлины Озеровой. Чувствуете, на каком уровне добивались разрешения?
«Равноправки» выразили Озеровой благодарность. В итоге женский клуб открыли, здесь можно было получить юридическую консультацию, медицинскую помощь, повысить квалификацию на переводческих курсах, курсах бухгалтеров и так далее. При обществе были открыты первые ясли, так называемый детский очаг. Вообще женское движение инициировало много социальных инноваций. Общежития тоже придумали женщины, так как в то время женщине одной было неприлично и дорого снимать квартиру. Кроме того, ее могли обвинить в занятии проституцией и насильственно выписать желтый билет, то есть официально зарегистрировать как проститутку.
Обсуждая свои проблемы в кругу единомышленниц, «равноправки», «новые женщины», собственно, вырабатывали идеологию своего движения. Они обсуждали проблемы женщин в разных сферах занятости (врачей, фельдщериц, адвокатесс, учительниц, журналисток и других) и искали причины, объяснения данной ситуации и пути их решения. «Равноправки» добились очень многого. Это сейчас врач, преподаватель, адвокат, судья — нормальные женские профессии, в которых женщины заняли свое законное место. А когда-то подобное считалось ненормальным.
«Консерваторы считали, что в парламент придут женщины – террористки и революционерки, а революционеры рассуждали о консерватизме русской крестьянки, которая будет голосовать за царя-батюшку»
«Установка советской пропаганды, что советская власть дала женщинам все, до сих пор популярна у нас в стране»
— Почему вообще возник запрос на избирательные права, ведь с начала зарождения женского движения к тому времени уже прошло больше 50 лет?
— Как только в 1905 году революция поставила вопрос об избирательных правах и стал обсуждаться избирательный закон, женщины потребовали избирательных прав. Но вчерашние друзья из числа мужской интеллигенции не поддержали данные женские требования. В политическую повестку партий женское избирательное право внести не удалось. С этого момента — с 1905 года — мы можем говорить о появлении на политической сцене России русского суфражизма. Сразу возник союз равноправности женщин с чисто суфражистскими целями — получение избирательных прав. Потом была зарегистрирована Женская прогрессивная партия, которую возглавляла врач Мария Ивановна Покровская. Появились женские политические журналы «Женский вестник», «Союз женщин».
В первой Государственной Думе вопрос о женских избирательных правах встал сразу же. И, по мнению современников, закон в интересах женщин был бы принят, если бы Думу так быстро не распустили. Однако избирательные права в 1906 году получили женщины Финляндии, которая являлась частью Российской империи. Многие исследователи считают, и я с ними согласна, что главным двигателем в получении женщинами избирательных прав явилась русская революция 1905-го, национально-освободительное движение Финляндии и деятельность русских и финляндских суфражисток, их давление на власть. Возможно, это был пилотный проект власти — посмотреть, что получится, если дать женщинам политические права. Все политические партии опасались женского элемента в политике. Консерваторы считали, что в парламент придут женщины – террористки и революционерки, а революционеры рассуждали о консерватизме русской крестьянки, которая будет голосовать за царя-батюшку.
История закончилась тем, что Временное правительство предоставило женщинам избирательные права. Не просто так, не из милости и по собственному желанию, а благодаря действиям и напору феминистского и суфражистского движения. 19 марта 1917 года 40-тысячная женская демонстрация прошествовала к Таврическому дворцу и потребовала избирательных прав. В демонстрации приняли участие женщины всех классов и состояний, в том числе работницы. На митинге у Таврического дворца председательница Лиги равноправия женщин, врач Поликсена Несторовна Шишкина-Явейн заявила: «Мы не уйдем отсюда, пока не получим четкого ответа». Было ясно, что ответ мог быть только положительным. Председателю Временного правительства князю Львову пришлось дать некие обещания, за выполнением которых «равноправки» жестко следили — они вошли в комиссию по выработке нового избирательного закона. Именно поэтому 15 апреля 1917 года россиянки получили право избирать и быть избранными в гласные городских дум, а 20 июля 1917-го — в Учредительное собрание.
Данный закон стал самым демократичным избирательным законом в мире, так как давал полные избирательные права всем гражданам России с 20 лет без различия пола, вероисповедания, национальности, сословной и классовой принадлежности.
Ариадна Тыркова вспоминала в своих мемуарах, что, когда указ вышел, она подошла к очереди женщин, стоявших за хлебом, и сказала: «Я вас поздравляю, женщины. Вы теперь равноправные гражданки и имеете право голоса». Очередь никак не отреагировала, но какой-то матросик, спросил: «Это как? Я что, свою бабу и бить теперь не могу?» Тут очередь оживилась: «Нет, дорогой, теперь с подобным покончено!» — закричали женщины.
— Как большевики обошлись с теми, кто стоял у истоков женского движения в России? Я читала, что некоторым пришлось уехать.
— По-разному. Тыркова бежала из Петрограда, когда за ней уже охотились как за видной деятельницей кадетской партии, активно участвовавшей в антибольшевистской борьбе. Затем она эмигрировала в Великобританию. Покровская была санитарным врачом в дореволюционной России и осталась им при советской власти. Обследовала условия труда рабочих за Нарвской заставой. Шабанова также осталась в стране и продолжала работать педиатром. Анна Кальманович уехала в Эстонию и там умерла примерно в 1920-х годах. Шишкина-Явейн тоже уехала в Эстонию, но вернулась обратно с двумя детьми после смерти мужа, пережила блокаду.
Об их деятельности и достижениях никто не говорил, не вспоминал. Установка советской пропаганды, что советская власть дала женщинам все, до сих пор популярна у нас в стране.
— То есть большевики присвоили себе все их достижения?
— Конечно. Победу «равноправок» украли или, если сказать более политкорректно, перехватили и присвоили, что, впрочем, сути дела не меняет. Законы советской власти в отношении женщин принимались по наработанным феминистками идеям и предложениям, которые были усвоены общественным мнением благодаря их деятельности.
«Законодательно равноправие есть, а по факту далеко не во всем, не всегда, не для всех. Права — это такая вещь, за которую надо постоянно бороться. Кто себе позволяет, тот их имеет»
«Нам — женщинам России — никто ничего не дал. Мы всего добились сами»
— Была ли в России вторая волна феминизма?
— Да, я считаю, что она случилась у нас в 1990-е, когда встали небывалые по масштабу экономические, социальные и политические проблемы и государство в лице мужской политической и экономической элиты привычно стало решать их за счет женщин. Последних в первую очередь увольняли, сокращали, началась женская безработица, женщинам рекомендовали вспомнить о своем истинном предназначении, правда, не объясняли, на какие деньги. Раздел социалистической собственности произошел без женщин. Поэтому уже в начале 1990-х появились организации взаимной поддержки женщин — женсоветы, которые действовали как женские профсоюзы, клубы безработных женщин, центры психологической помощи женщинам, материнские организации взаимопомощи, комитеты солдатских матерей как ответ на проблему дедовщины в армии, гендерные центры, которые начали изучать ситуацию, и так далее. Женское движение 1990-х годов очень многое сделало — подняло вопросы о домашнем насилии, о торговле женщинами, о женской занятости и безработице, о женском политическом участии. Никто из власть предержащих не хотел видеть данных проблем, но пришлось реагировать на требования организованных женских групп. Для меня солидарность и взаимопомощь — это и есть феминизм.
— Можно ли говорить о равноправии полов сегодня, когда во власти по-прежнему женщин меньшинство?
— Законодательно равноправие есть, а по факту далеко не во всем, не всегда, не для всех. Права — это такая вещь, за которую надо постоянно бороться. Кто себе позволяет, тот их имеет.
— Как думаете, случится ли когда-то, что в России президентом станет женщина? Или у нас все-таки страна по-прежнему патриархальная?
— Безусловно, будет, не сомневаюсь. А вот в патриархальности нашей страны я не уверена.
— Каково в РФ значение праздника 8 Марта, который зародился на Западе, но при этом у нас стал началом Февральской революции?
— Праздник в России празднуется с 1913 года. Да, его идею принесли женщины-социалистки со Второй социалистической конференции женщин. Праздник прижился. Сначала это был день солидарности трудящихся женщин, отмечали его прежде всего работницы. Женская демонстрация по поводу 8 марта в 1917 году (23 февраля по старому стилю) дала начало Февральской революции. Об этом довольно быстро перестали вспоминать, так как идея и история праздника очень расходилась с пропагандистскими установками советской власти, что она «дала женщинам все». А тут женщины выступили активными субъектами революции и повели за собой страну. С 1965 года 8 Марта стал нерабочим днем, чествовали женщин в духе социалистической риторики — как тружениц, как матерей. На мой взгляд, здесь опять произошло присвоение заслуг женщин — женщины сами создали этот праздник, а теперь его им подарили.
— Не кажется ли вам, что теперь 8 Марта вовсе не день феминизма и эмансипации, а праздник, когда особенно подчеркивается в женщинах именно женское?
— Нет, не кажется. Прекрасный праздник со своей историей. Каждый волен праздновать его, как ему хочется. Главное — помнить, что нам, женщинам России, никто ничего не дал. Мы всего добились, все сделали сами, в том числе праздник 8 Марта. Всех с праздником!
Ирина Игоревна Юкина родилась в Санкт-Петербурге (Ленинграде).
Окончила исторический факультет ЛГУ им. Жданова (ныне СПбГУ). Также окончила социологическое отделение в Ленинградской высшей партийной школе (сейчас Северо-Западный институт управления РАНХиГС). Именно тогда занялась изучением истории феминизма.
Автор трех книг: «История женщин России 1850–1920-е гг. Материалы к библиографии», «Русский феминизм как вызов современности», «Женский Петербург: опыт историко-краеведческого путеводителя» (в соавторстве с Ю. Гусевой).
Автор более сотни статей. Последняя статья о русском суфражизме опубликована в международном журнале Feminist Encounters: A Journal of Critical Studies in Culture and Politics, в спецвыпуске, посвященном феминизму в Восточной Европе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 72
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.