Специально для врачей состоялся благотворительный концерт Государственного симфонического оркестра РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России и Татарстана Александра Сладковского Специально для врачей состоялся благотворительный концерт Государственного симфонического оркестра РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России и Татарстана Александра Сладковского

СЕН-САНС И ЗАПИСИ ГСО РТ ДЛЯ ВРАЧЕЙ

Традиционно каждый год в начале весны Большой концертный зал им. Сайдашева украшают прелестными цветами, которые радуют глаз и возвещают о начале весны. Не стал исключением и 2021-й — работники зала заботливо расставили букеты нежных светлых оттенков. Но в субботу цветы имели еще и дополнительное значение. В республике давно закрепилось сравнение врачей с белыми цветами во многом благодаря одноименной повести Абдурахмана Абсалямова. Сейчас существует носящая то же название премия для лучших докторов, а также спектакль в татарском ТЮЗе им. Кариева. И в этот вечер все цветы радовали именно врачей, ведь специально для них состоялся благотворительный концерт Государственного симфонического оркестра РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России и Татарстана Александра Сладковского.

Идея проведения концерта принадлежит самому маэстро. На мероприятие пригласили врачей из центральных городских больниц Казани, и каждому вручили весьма приятные подарки от оркестра — четыре диска с видео- и аудиозаписями музыки в исполнении ГСО РТ. В уютной домашней обстановке врачи смогут посмотреть II Международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень», где солисткой выступила оперная дива Венера Гимадиева, и послушать антологию музыки композиторов Республики Татарстан с красочными буклетами, запись «Острова мертвых» Сергея Рахманинова и «Манфреда» Петра Чайковского, а также диск с записью оперы-сказки на татарском языке «Белый волк/Ак буре» Зульфии Рауповой.

Сергей Ролдугин: «Я честно Владимиру Владимировичу говорю, что в Казани все по-настоящему хорошо»

Но главным подарком для слушателей стало выступление известного виолончелиста, народного артиста России, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, художественного руководителя Санкт-Петербургского Дома музыки Сергея Ролдугина. О масштабе события говорило и то, что его освещали федеральные журналисты. К слову, выступал Ролдугин безвозмездно, исключительно на благотворительной основе. О том, как возникла идея концерта, музыкант рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online»: «Мне позвонил Саша (Александр Сладковский прим. ред.). Мы ведь с ним недавно играли, открывали сезон в Уфе. И он говорит: „Давай приезжай. У нас же там с тобой гениально получилось. Даже не надо много репетировать“. Сладковский вчера дирижировал на концерте в Москве, а сегодня мы сыграем вместе в Казани. Репетнем — да и на сцену».

Вместе с Государственным симфоническим оркестром РТ артист исполнил концерт №1 для виолончели с оркестром Камиля Сен-Санса. Ролдугин считает его «гениальным французским композитором, который умел сложным языком классики донести людям такую музыку, которая нравилась бы любому». По мнению музыканта, подобные концерты нужны, чтобы показать врачам, что жизнь прекрасна. «Хотя, конечно, они и сами знают, что она прекрасна, ведь врачи за нее борются. Ну а мы просто стараемся создать им такой момент уюта душевного, какого-то комфорта, удовольствия. И, вы знаете, это действует. Реально!» — признался Ролдугин.

Главным подарком для слушателей стало выступление известного виолончелиста, народного артиста России, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского — Корсакова, художественного руководителя Санкт-Петербургского Дома музыки Сергея Ролдугина Главным подарком для слушателей стало выступление известного виолончелиста, народного артиста России, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, художественного руководителя Санкт-Петербургского Дома музыки Сергея Ролдугина

ВОЛШЕБНАЯ ВИОЛОНЧЕЛЬ РОЛДУГИНА И «ПЕСНЯ ПТИЦ»

Первым номером в программе концерта значилась «Алжирская сюита» Сен-Санса. Композитор создал ее под впечатлением от первой поездки в Алжир, отразив в фактуре произведения панораму города, алжирские танцы, любовные песни и марш военного гарнизона. И все эти оттенки ярко и красочно, почти осязаемо воспроизводил Государственный симфонический оркестр РТ. Пользуясь то крупными, размашистыми мазками, то легкими взмахами «кистью», Сладковский писал монументальное полотно, прекрасное и чувственное, которое, кроме слуха, пробуждало и остальные органы чувств: ты словно видишь эту картину, окунаясь в мир красок и запахов. Оркестр Сладковского в очередной раз доказал, что для него нет ничего невозможного. «Можно!» — словно отвечает маэстро каждым своим выходом на сцену. От концерта к концерту все выше тянутся музыканты, все дальше стремятся расширить свой уровень профессионального мастерства, опыта и таланта. Особенно хотелось бы отметить прогресс струнных и духовых, которые каждый раз раскрывают перед публикой новые грани исполнительского искусства.

Когда бурные аплодисменты после сюиты стихли, на сцене появился Ролдугин. Он скромно поклонился залу и сел на место солиста, ожидая начала своей партии. Вот его виолончель зазвучала… И данные звуки были совершенно магическими — казалось, что это не струны и смычок извлекают музыку, а сама душа инструмента поет, облетая весь зал, то возвышаясь к сводам потолка, то скользя по паркету, заставляя откликаться на свою мольбу, просьбу, призыв и душу здания.

Инструменты ГСО РТ не уступали в душевности виолончели Ролдугина — Сладковскому удалось поймать тот самый тонкий и хрупкий баланс, который позволял всему оркестру звучать в унисон, словно единое целое. Множество душ дышали созвучно, рассказывая на языке музыки неповторимую, трепетную и эмоциональную историю и создавая какое-то совершенно новое звучание известного концерта. После такого проникновенного исполнения два, не побоимся этого слова, великих музыканта — Сладковский и Ролдугин — тепло обнялись, стряхивая с себя торжественность симфоничного таинства.

На бис последний сыграл пронзительную «Песню птиц» Пабло Казальса. И вновь запела душа виолончели, приглашая отправиться с ней в таинственное путешествие по волнам музыкального гения Казальса. Создавалось впечатление, что больше ничего не существует в мире, кроме тебя и волшебного пения виолончели.

Во втором отделении концерта прозвучала симфония № 3 до минор «Органная», для исполнения которой на сцене появилась органистка, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая Во втором отделении концерта прозвучала симфония №3 до минор «Органная», для исполнения которой на сцене появилась органистка, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая

«У НАС 50 ЧЕЛОВЕК ПЕРЕБОЛЕЛИ»

Во втором отделении концерта прозвучала симфония №3 до минор «Органная», для исполнения которой на сцене появилась органистка, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая. Она уже давно успешно сотрудничает с Государственным симфоническим оркестром РТ — в прошлом году Кривицкая стала куратором органного фестиваля ГСО РТ. Поэтому и совместное исполнение симфонии в этот вечер было безупречным — чувствовались опыт и сыгранность на уровне интуитивного чувствования друг друга. Благодаря блестящему оркестровому письму, характерному для романтического периода, симфония в исполнении оркестра Сладковского звучала невероятно проникновенно — романтическая музыка занимает особое место в сердце маэстро.

По окончании симфонии и вполне ожидаемых стоячих оваций маэстро обратился к залу с небольшой речью. «Я очень готовился к сегодняшнему вечеру. Вы бойцы, и мы очень хотели отдать долг нашим великолепным докторам, дорогим друзьям. Для меня вы эталон мужества, человеческого отношения к своему делу. Мы обожаем вас и очень признательны за ваш труд, за все, что вы делаете. Хотим просто сказать спасибо», — произнес дирижер. По словам маэстро, сначала они с оркестром планировали исполнить веселую песню, но потом передумали. «Мы сыграем одну грустную песню, которая скажет то, что невозможно передать словами», — отметил Сладковский.

Следом в зале выключился свет и зажглись лампы над пюпитрами музыкантов. Зазвучала элегия для струнного оркестра «Хризантемы» Джакомо Пуччини, которая действительно выразила в себе все — печаль по жертвам коронавируса, надежду на освобождение от пандемии и глубокую благодарность врачам. По ее завершении свет погас во всем зале, на мгновение погружая всех во тьму. Во время аплодисментов и сам Сладковский низко поклонился присутствующим.

После этого, лукаво улыбнувшись, маэстро сказал: «Мы все-таки приготовили кое-что веселенькое» и объявил «Вакханалию» из оперы «Самсон и Далила» Жоржа Бизе. Во время исполнения Сладковский пританцовывал и улыбался, словно стараясь поделиться радостным настроением с дорогими гостями вечера. И гости действительно были в таком приподнятом настроении, что не хотели отпускать музыкантов. «Я думал, что уже ничего не скажу, но, друзья мои, больше играть нечего. Приходите к нам, — вновь обратился к публике дирижер. — Очень надеемся, что все мы будем в добром здравии. Без нас не было бы вас. У нас 50 человек переболели, и нам здорово помогли наши друзья в инфекционной больнице. 80-летнего сотрудника мой друг вернул к жизни. Я весьма сожалею, что нас так мало. Мы вас обожаем и очень любим, я рад, что особенно девушки в канун 8 Марта получили такой подарок. Низко кланяемся и рады, что вы были свидетелями наших таинств».

Вновь встретиться с ГСО РТ можно будет уже на этой неделе — 10 марта открывается II Международный органный фестиваль. В программе «Венские классики и не только» — произведения Гайдна, Моцарта, Сальери, Босси. Солист — Тимур Халиуллин, дирижер — Джереми Уолкер.