«Нет никакого желания и настроя прижимать какими-то нерыночными методами бизнес», — заявил сегодня Владимир Путин. На совещании по инвестициям он предостерег предпринимателей от погони за сиюминутной прибылью и подсказал, куда вложить деньги. О том, как Вагит Алекперов попросил президента смягчить налоговую нагрузку и чем встреча с крупным бизнесом поможет Путину в работе над посланием, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня Владимир Путин обсудил с членами кабмина и крупными бизнесменами повышение инвестиционной активности
«Коронавирусный» спад в экономике преодолен
Сегодня Владимир Путин обсудил на совещании с членами кабмина и крупными бизнесменами повышение инвестиционной активности. Президент напомнил, что 2020 год оказался самым тяжелым для глобальной экономики со времен окончания Второй мировой войны. Страны с независимой макроэкономической политикой реализовали рекордные по объемам стимулирующие пакеты мер как по линии бюджетной, так и денежно-кредитной политики. В России впервые в современной истории не ужесточали макроэкономическую политику в условиях кризиса, а, напротив, снижали процентную ставку. «Спасибо» за это стоит сказать реформам последних лет и укреплению финансовой устойчивости и экономического суверенитета страны. Такая активная политика говорит о наших качественно возросших возможностях, о снижении зависимости от глобальной конъюнктуры, о том, что в нашем распоряжении появляются новые механизмы, инструменты поддержки деловой активности.
Совещание проводилось по видео-конференц-связи, и среди участников корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил гендиректора ПАО «Татнефть» Наиля Маганова и гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина. Забегая вперед, заметим, что слова им так и не дали. Хотя обоим наверняка было что сказать о снижении зависимости от глобальной конъюнктуры.
В совещании приняли участие гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов (слева) и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин (справа). Слова им так и не дали, хотя обоим наверняка было что сказать о снижении зависимости от глобальной конъюнктуры
Путин продолжил — по итогам прошлого года снижение ВВП России составило 3,1% — меньше, чем во многих других странах мира. При этом в четвертом квартале 2020-го вышли в плюс инвестиции в основной капитал. «Мы с вами знаем, в целом по итогам года инвестиции сократились на 1,4 процента. Но это заметно меньше, чем в предыдущие кризисы, с которыми сталкивались Россия и мировая экономика», — заметил президент. Он вспомнил 2009-й, когда экономика упала почти на 14%. Сегодняшний кризис страна преодолевает с меньшими потерями. «Нам удалось избежать провала инвестиционной активности, — заверил Путин. — Серьезно снизились риски вложений в российскую экономику».
Президент напомнил о цели увеличить годовой объем инвестиций в основной капитал России на 70% к 2030 году. Что для этого предстоит сделать? «Одна из ключевых задач государства — развитие инфраструктуры, — углубился в детали глава государства. — Нынешний кризис также стал первым, когда мы ответили на возникшие вызовы дополнительными инфраструктурными расходами. Это мы впервые сделали. Только в рамках национальных проектов по автомобильным дорогам и магистральной инфраструктуре объем инвестиций федерального бюджета в прошлом году вырос на 20 процентов и составил 538 миллиардов рублей». По словам Путина, вложения в инфраструктуру продолжатся на федеральном уровне. «Нужно дать больше возможностей для их наращивания и на уровне регионов, — добавил президент. — Сейчас правительство завершает работу над программой дополнительного финансирования региональной инфраструктуры».
«Он [Марат Хуснуллин] мне сегодня докладывал, что 3 тысячи различных ограничительных административных процедур было отменено в прошлом году, и вот правительство наметило 3,8 тысячи к отмене в самом скором времени, в ближайшие несколько месяцев»
Принципиальна для увеличения инвестиций долгосрочная предсказуемость условий реализации проектов. Путин объявил, что уже в этом году на всей территории России нужно запустить механизм компенсации инвестиционного вычета по запускаемым проектам. Две трети доходов, недополученных региональными бюджетами из-за предоставления бизнесу такого вычета, будут покрываться за счет федеральных средств.
Важно также снижать расходы инвесторов. Путин напомнил об усилиях вице-премьера Марата Хуснуллина, который вместе с российским союзом промышленников и предпринимателей в прошлом году отменил «3 тысячи различных ограничительных административных процедур», еще 3,8 тыс. будет отменено в ближайшие несколько месяцев.
Роман Троценко пожаловался на «скудный» инвестиционный налоговый вычет, который работает «нездорово», и предложил осуществить инвестиционный налоговый маневр
Троценко предложил налоговый маневр…
Один из выступавших — председатель совета директоров «Корпорации АЕОН» Роман Троценко, недавно выкупивший в Татарстане завод «Аммоний», — отметил, что компания за последние пять лет вложила больше 200 млрд рублей в транспорт, инфраструктуру и химпром, а в следующую пятилетку собирается инвестировать еще 300 миллиардов. Троценко указал, что за последнее время появилось несколько эффективных мер поддержки инвестиций — СЗПК (механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений), СПИК 2.0 и региональные инвестконтракты, но еще нужно «донастроить» экономическую систему, чтобы все игроки были заинтересованы в увеличении инвестиций. По мнению миллиардера, в посткризисных условиях существующая налоговая система мешает развитию — не поощряет капиталовложений, а создает дополнительную нагрузку. Бизнесмен пожаловался на «скудный» инвестиционный налоговый вычет, который работает «нездорово», и предложил осуществить инвестиционный налоговый маневр.
По задумке Троценко, нужно позволить компаниям половину суммы прибыли в текущем налоговом периоде инвестировать в строительство новых мощностей и техническое перевооружение, освободив эти деньги от уплаты налога на прибыль. А для компенсации потерь бюджета можно увеличить базовую ставку налога на прибыль на 2% в пользу региона, считает предприниматель.
«Эта мера не только приведет к росту инвестиций, но и существенно увеличит поступление по НДС, поскольку возрастут расходы предприятий на строительство, приобретение оборудования, техники, машин», — описал спикер.
Вторая мера — дать регионам право самим заменять налог на имущество на увеличенную ставку налога на прибыль, и тогда и бизнес, и субъект будут заинтересованы в увеличении инвестиций. Троценко отметил, что бизнес платит налог на имущество по ставке 2,2% вне зависимости от того, успешен он или нет, и в итоге чем больше предприятие вкладывает в недвижимость, тем больше платит. «С прибыли делиться удобно, с убытков — тяжело», — подчеркнул выступавший.
Список проблем на этом не закончился. По мнению Троценко, есть сложности с корректным расчетом амортизации на объекты с длительным периодом использования, и чем старше объект, тем «больше ошибок накапливается». Закончил бизнесмен на воодушевляющей ноте: «Уверен, что вместе мы сможем добиться инвестиционного прорыва!»
Антон Силуанов: «Они сейчас-то не реализуют право на получение инвестиционного налогового вычета. Хотя мы действительно предусмотрели в бюджете 27 миллиардов рублей на то, чтобы 75 процентов этого вычета компенсировать. Не пользуются!»
…но Решетников и Силуанов остудили его пыл
Глава минэкономразвития РФ Максим Решетников обеспокоился бюджетами регионов: налог на имущество стабильный, и за счет него выполняются социальные обязательства, и если менять его на налог на прибыль, то бюджеты субъектов станут неустойчивыми. Решетников подчеркнул необходимость развивать инвестиционный налоговый вычет. По словам министра, сейчас при этом инструменте государство финансирует расходы бизнеса за счет сокращения платежей в бюджет.
«У нас с вами такой набор инструментов. <…> СЗПК, который позволяет компенсировать бо́льшую часть расходов бизнеса, еще и налог на прибыль? Здесь надо смотреть. Я боюсь, мы просто с точки зрения бюджетной устойчивости можем общую конструкцию нарушить», — предостерег глава минэкономики.
Более эмоционально выступил министр финансов РФ Антон Силуанов. Он указал, что налог на имущество нравится регионам тем, что он стабилен, а ситуация с прибылью непостоянная, и, даже если позволить регионам менять налог, данная мера вряд ли будет востребована. «Они сейчас-то не реализуют право на получение инвестиционного налогового вычета. Хотя мы действительно предусмотрели в бюджете 27 миллиардов рублей на то, чтобы 75 процентов этого вычета компенсировать. Не пользуются!» — воскликнул глава минфина.
По мнению Силуанова, инструментов поддержки хватает — надо просто использовать. «Начиная от различных льгот, зон типа ТОСЭРа, свободных экономических зон, свободный порт „Владивосток“, — начал перечислять министр. — Мы их очень много создали, но иногда бывает так, что создаем, а инвесторов там нет».
Затронул Силуанов и тему СЗПК — вся страна не должна жить по таким проектам, они должны быть штучными, и требования к ним надо оставить высокими. Смягчение денежно-кредитной политики в прошлом году уже привело к росту инфляции, отметил спикер. «Не нужно делать такие условия, совсем суперльготные, которые бы полностью снимали риски с бизнеса. Бизнес на то и бизнес, что он и рискует и пьет шампанское, когда у него хорошие прибыли и заработки. Полностью перекладывать риски на государство — наверно, надо к этому относиться очень выверенно, осторожно», — заключил министр.
Вагит Алекперов предупредил, что резко пересматривать налоговые параметры в этом году нельзя — снизится инвестиционная активность, и попросил «исправить» то, что уже сделано
Алекперов попросил обойтись без «сюрпризов» по налоговым параметрам
От лица нефтяников выступил все же не Маганов, а глава «Лукойла» Вагит Алекперов. Он сразу предупредил, что резко пересматривать налоговые параметры в этом году нельзя — снизится инвестиционная активность, и попросил «исправить» то, что уже сделано.
«Наибольший негативный эффект пришелся на сверхвязкие и вязкие нефти, где налоговая нагрузка увеличилась почти в 25 раз. Поэтому я прошу <…> проработать вопрос и найти решение по стимулированию данных проектов, потому что вязкие нефти напрямую связаны с монопоселками и социальной инфраструктурой такого сложного региона, как Коми», — сказал глава «Лукойла». Татарстан как второй регион, который вместе с Коми боролся за послабления налоговой нагрузки при добыче сверхвязкой нефти, упомянут не был.
Алекперов также признал успешным и эффективным эксперимент по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). «Готовы перейти к масштабированию этого эксперимента в традиционных регионах добычи для трудноизвлекаемых обводненных запасов», — подчеркнул руководитель «Лукойла» и попросил поручения президента. По мнению главы компании, такая мера поможет покрыть возможный дефицит нефти после окончания пандемии. В том, что спрос на углеводороды резко вырастет, Алекперов не сомневается.
Путин похвалил вице-премьера Александра Новака, которому «удалось выговорить» для России хорошие условия по добыче нефти. Правительство и Новак по поручению главы государства изучат предложения Алекперова.
Вадим Мошкович напомнил, что бизнес ранее заморозил цены на продукты по соглашению с властями, но теперь пошли разговоры о введении экспортных пошлин на подсолнечное масло. Это может привести к убыткам и навредит долгосрочной работе
«Поверьте, я не думаю так примитивно!»
Завершался второй час совещания, когда слово взял председатель совета директоров ГК «Русагро» Вадим Мошкович. Предприниматель напомнил, что бизнес ранее заморозил цены на продукты по соглашению с властями, но теперь пошли разговоры о введении экспортных пошлин на подсолнечное масло. Это может привести к убыткам и навредит долгосрочной работе, описал бизнесмен негативный сценарий.
«Поверьте, нет никакого желания и настроя на то, чтобы прижимать какими-то нерыночными методами бизнес, который на марше развивается и показывает такие замечательные результаты, — ответил Путин. — Вопрос в том, чтобы развитие эффективное шло на пользу гражданам Российской Федерации и не в ущерб нашим людям. Когда мы говорим, что цены на мировых рынках выросли, я понимаю желание продавать по данным ценам. Все прекрасно понимаю. Но это не только желание, связанное с тем, чтобы карман набить, вы поверьте, я так не думаю примитивно».
Глава государства призвал соблюдать «баланс интересов» и вспомнил про то, как критиковал кабмин. «Почему я достаточно жестко разговаривал с коллегами из правительства? Удары внутриценовые не должны быть такими. Надо и инструменты соответствующие применять, и смягчать эти шаги. Например, ну зачем нужны субсидии на экспорт, когда цены и так высокие? Вот о чем речь!» — пояснил президент.
По словам Путина, показательный пример — ситуация с вакцинами от коронавируса. «Мировой рынок вакцин [составляет] 100 миллиардов долларов примерно, и мы видим, как ведут себя конкуренты наших производителей. Они заходят, коллеги же докладывают о подобном, небольшую партию продают данных вакцин, причем со скидкой, но условие, что все остальное, что той или иной стране нужно, будет приобретаться только у этого производителя», — сказал глава государства. Могут быть разные факторы, причем порой предсказать их невозможно, но бизнес должен действовать в первую очередь во благо граждан России, отметил Путин.
Владимир Путин отметил, что ликвидные активы фонда национального благосостояния превысили отметку в 7% ВВП. Прогнозируется, что фонд будет ежемесячно пополняться на 180–200 млрд рублей. При таких условиях средства могут быть направлены и на реализацию масштабных инвестпроектов
«Лучше в дом. Здесь спокойнее и надежнее»
Завершая встречу, Путин попросил всех собраться, потому что с коллегами в администрации и правительстве он начал работу по подготовке послания Федеральному Собранию. «Мнения предпринимательских объединений для нас важны, — заметил президент. — Коллеги упомянули о том, что последние события побуждают нас к тому, что приводит к положительным результатам. Было названо, например, импортозамещение. Но самое главное в нашей реакции на политически мотивированные ограничения в экономике — создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Если мы это сделаем на всех уровнях власти, тогда предпринимаемые в отношении нас шаги любого свойства пойдут только на пользу».
Путин вспомнил, как один из бизнесменов сказал сегодня, что в прошлом году предприниматели действовали в условиях абсолютной неопределенности. Но и в 2021-м ситуация не сильно изменилась, количество факторов неопределенности не снижается. «Мы же видим, что происходит, например, за океаном, — привел пример президент. — Часть людей, которые совершили прогулку в конгресс США, — арестованы. 150 человек. Им грозит тюремное заключение от 15 до 25 лет. Закончатся там все внутренние противоречия на этом или нет? Мы не знаем. Хотим, чтобы закончились, потому что заинтересованы в стабильных отношениях со всеми нашими партнерами. А внутренние разборки не дают наладить такую стабильность».
Глава государства попросил руководителей компаний и акционеров самостоятельно принимать решения, связанные с инвестиционной активностью и инвестпланами. Но! «Учитывая работу в условиях большой неопределенности, — повторяю, сами решаете, — но лучше в дом, — мягко посоветовал Путин. — Здесь спокойнее и надежнее. Мы со своей стороны станем делать все, чтобы и условия были стабильными, и инструменты самым эффективным образом заработали».
Глава государства поручил правительству взять в проработку прозвучавшие идеи и изучить предложения по налоговому законодательству. «Не говорю, что надо что-то кардинально менять, но отбрасывать предложения бизнеса не нужно, — порекомендовал Путин. — Необходимо подготовить систему мер, чтобы стимулировать компании направлять полученную прибыль на финансирование инвестпроектов в России».
По словам президента, ликвидные активы фонда национального благосостояния превысили отметку в 7% ВВП. Прогнозируется, что фонд планируется ежемесячно пополнять на 180–200 млрд рублей. При таких условиях средства могут быть направлены и на реализацию масштабных инвестпроектов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 126
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.