Главный тренер «Рубина» Леонид Слуцкий в очередной раз показал себя как мастер публичных выступлений. Накануне он встретился со студентами и преподавателями Поволжского университета спорта и туризма и попросту захватил внимание аудитории. «БИЗНЕС Online» сделал выжимку из полуторачасовой сессии вопросов и ответов.
Леонид Слуцкий: «Англичане — нереальные бойцы. Во время своего рабочего времени — с 9:00 по 18:00 — суперпрофессионалы, но, если в 18:01 ты позвонишь клубному доктору и скажешь, что на базе слег с сердечным приступом, он ответит: «Босс, завтра в девять утра я полностью ваш, а пока потерпите»
О том, почему англичане — нереальные бойцы
Очень много вопросов было о работе Леонида Слуцкого в Европе. И он с удовольствием делился байками времен голландского «Витесса» и английского «Халле». «Ментальные национальные особенности, конечно, были. Например, в Англии футболисты как роботы: никогда не задают вопросов по тренировке, ты можешь сказать им бежать 100 километров или заставить проходить триатлон, а они только скажут: „Есть, сэр“, — и пойдут плыть, даже если не умеют. Еще пример: во время тренировок доктор ни разу не появлялся на поле, чтобы оказать помощь футболистам — они просто терпят, а на нашей тренировке доктор появляется 2–3 раза, а в Голландии — 3–5 раз. Англичане — нереальные бойцы. Во время своего рабочего времени — с 9:00 по 18:00 — суперпрофессионалы, но, если в 18:01 ты позвонишь клубному доктору и скажешь, что на базе слег с сердечным приступом, он ответит: „Босс, завтра в 9 утра я полностью ваш, а пока потерпите“. Голландец приедет и в семь, и в десять, но при этом будет валять дурака в основное время работы».
«В Голландии полная демократия. На все они отвечают: «Да, но…» По каждому аспекту у них вопросы, постоянная полемика. При этом совсем не держат стресс»
О демократии по-голландски
Слуцкий выдал занятную историю о конкретном игроке «Витесса», не называя имени футболиста: «В Голландии полная демократия. На все они отвечают: „Да, но…“ По каждому аспекту у них вопросы, постоянная полемика. При этом совсем не держат стресс. Как-то ко мне подошел игрок: „Почему я не играю?“ — „Потому что ты хуже, чем конкурент на твоей позиции“. И он тут же чуть не умер — едва ли не с дефибриллятором откачивали. Потому что, будь на моем месте голландец, он бы ответил: „Ты самый лучший, самый умный, в страшном порядке, но подожди чуть-чуть — и скоро будешь играть в стартовом составе“. И так пришлось бы каждую неделю ему втирать, что он в топе. Эта жвачка шла бы на протяжении всего времени работы. Я посчитал иначе. В итоге он впал в недельную депрессию, но больше мне вопросов такого рода не задавал».
Следующая байка из Голландии от Слуцкого понравилась слушателям еще больше: «Пришел один игрок: „Я должен играть на позиции 10-го номера“. Говорю ему: „У нас так не получается, потому что другая схема, вы с другим футболистом лучше взаимодействуете, когда ты в другом месте“. Он мне отвечает: „Нет-нет, вы не поняли: или я завтра играю 10-го номера, или вообще не выхожу на поле“. — „Окей, не выходи“. В следующем туре мы проигрываем аутсайдеру, после чего он говорит: „Ну ты понял ведь, что я должен играть десятку? Без меня вы вообще проиграли“. Предварительно заручившись поддержкой президента клуба, отвечаю: „Теперь ты меня послушай. Или ты играешь там, где я скажу, или будешь в дубле. У тебя еще три года контракта, клуб тебя точно не продаст, президент пообещал. Я дам сумасшедшее интервью, после которого ты, игрок национальной сборной, не поедешь на чемпионат мира и будешь три года играть в дубле“. Он ответил лишь: „Окей, тренер“».
«В Голландии идет направление работы на развитие детей, и при этом, пусть они хоть сто раз ошибутся, у нас же будет ноль пропущенных голов, потому что другие команды играли от обороны, били по трибунам и радовались, что сыграли 0:0 с командой моей академии»
Об убожестве российского детского футбола
Слуцкий обращался к своему международному опыту и когда его спрашивали о российских реалиях: «Команда 10-летних мальчишек из моей академии играла в Волгограде за выход в финал в зоне „Черноземье“. Они за турнир пропустили ноль голов и заняли только второе место. Просто сыграли дважды 0:0. А если бы в Голландии детский матч закончился без голов, оба тренера пошли бы на курсы переквалификации. Я был в „Витессе“ подписан на чат детских тренеров, и там приходили результаты 42:25! Я думаю, может, они в баскетбол играют?.. Просто там принципиально иной подход к процессу. Например, 9-летние дети из „Витесса“ играют с „Аяксом“. Наша команда начинает коротко от ворот, перехват, гол. Второй раз начинают коротким пасом от ворот, снова перехват и снова гол. И так пять раз. У нас бы тренер после второго гола стал кричать: „Почему начинаешь коротко? Выбивай мяч!“ В итоге они шестой раз так же начинают — и у них пошло развитие атаки. То есть там философия гораздо важнее итогового результата. А ключевая проблема наших школ в том, что зачастую от результатов детской команды напрямую зависит зарплата тренеров, поэтому они будут максимально упрощать игру, использовать в игре акселератов, с которыми проще добыть результат, ставить в состав двух человек старшего возраста. В Голландии идет направление работы на развитие детей, и при этом пусть они хоть сто раз ошибутся, у нас же будет ноль пропущенных голов, потому что другие команды играли от обороны, били по трибунам и радовались, что сыграли 0:0 с командой моей академии. Там подобное просто невозможно в любом возрасте. Это серьезная недоработка министерства спорта».
«В игре Савину казалось, что защитник находится в полуметре от него, когда было метров пять. У страха глаза велики. Из-за этого у него многое не получалось. Он не мог справиться со своей эмоциональностью, хотя сейчас это ему безумно помогает»
О фобиях на поле
Один из вопросов Слуцкий назвал очень хорошим и сложным. Студент поинтересовался, что делать с футболистом, который крайне хорош на тренировках и совершенно теряется в играх. Четкого ответа тренер не дал, зато привел интересную историю их совместной работы с Евгением Савиным: «У него был такой синдром. Есть у нападающих упражнение на завершение, когда нужно попадать в определенные точки. Он с углов выбивал 10 из 10 в дальний нижний. На том этапе в мире так мог разве что Жан-Пьер Папен. Но в играх у Жени ничего не получалось, потому что он очень эмоционален по своей структуре. В игре Савину казалось, что защитник находится в полуметре от него, когда было метров пять. У страха глаза велики. Из-за этого у него многое не получалось. Он не мог справиться со своей эмоциональностью, хотя сейчас это ему безумно помогает. Благодаря суперэмоциям он теперь набирает миллион подписчиков и еще больше просмотров. Это очень привлекает. Но ему в качестве футболиста это мешало. Мы много пытались говорить с ним, делали разные практики — ничего не получилось».
«Я много спрашивал у Алекно и Квартальнова о специфике работы именно в республике, ведь каждая область страны специфична, но насколько колоритен Татарстан! Здесь огромное количество особенностей»
О специфике республики
Некий профессиональный волейболист поинтересовался, почерпнул ли что-то Слуцкий из общения с наставником «Ак Барса» Дмитрием Квартальновым и работавшим в «Зените» Владимиром Алекно. Тренер ответил, что их опыт в конкретном виде спорта в футболе вряд ли применим, но реальные знания почерпнуть можно в другой плоскости: «Мы общаемся, но скорее на общие темы: по взаимодействию с руководителями, по коммуникации с болельщиками, по выстраиванию социальной активности клубов. Я много спрашивал у Алекно и Квартальнова о специфике работы именно в республике, ведь каждая область страны специфична, но насколько колоритен Татарстан! Здесь огромное количество особенностей».
«Сколько стран на высочайшем уровне культивирует хоккей? Канада, США, Финляндия, Швеция, Чехия и мы. На чемпионатах мира, где собрались лучшие сборные, мы на каком месте в итоге оказываемся? Где-то в четверке. Если брать в процентном соотношении, мы из шести четвертые. А в футболе 100 стран!»
О конкуренции с хоккеем
Также Слуцкий ответил на извечный вопрос о том, почему в России хоккей на более высоком уровне, чем футбол: «Сколько стран на высочайшем уровне культивирует хоккей? Канада, США, Финляндия, Швеция, Чехия и мы. На чемпионатах мира, где собрались лучшие сборные, мы на каком месте в итоге оказываемся? Где-то в четверке. Если брать в процентном соотношении, мы из шести четвертые. А в футболе 100 стран! Там у нас примерно 30-е место в таблице коэффициентов. Получается, в процентном соотношении мы совсем не хуже. В футболе, чтобы стать лучшим, нужно преодолеть совершенно иной уровень конкуренции, чем в хоккее».
«Из Англии я взял следующее: ввел штраф за то, что футболист валяется на поле во время тренировки и просит доктора. Очень эффективный метод — теперь никто не валяется. Даже Кварацхелия»
О футболистах-симулянтах
Слуцкий рассказал о том, что́ из опыта «Халле» и «Витесса» он использует в «Рубине»: «Из Англии я взял следующее: ввел штраф за то, что футболист валяется на поле во время тренировки и просит доктора. Если он после оказания помощи способен продолжить занятие, то должен быть оштрафован. Они же могут не валяться, не страдать и не скулить, а по-мужски тренироваться. Ведь они же из той же плоти и крови, что и англичане. Очень эффективный метод — теперь никто не валяется. Даже Кварацхелия. Когда я пришел на первую тренировку в „Рубине“, его ударили в квадрате. Он сделал сто кульбитов и в прямом смысле начал рыдать. Я подумал: „Все, конец — лучший игрок вылетел на полгода, наверное, у него пять переломов“. Но когда он через 20 секунд поднялся и продолжил как ни в чем не бывало, я был в некотором шоке. Потом случалось еще несколько таких ситуаций».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.