Гепарды-на-заводе-им.-Горького.jpg
"Гепарды" на заводе им. Горького

НА ЭТОТ РАЗ «ГЕПАРДЫ» БУДУТ НЕ УДАРНЫЕ, А ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ

«Контракт выполнен в оговоренные сроки. У вьетнамской стороны замечаний нет. Первый «Гепард» был поставлен в прошлом году, второй - в этом. Сейчас подписан контракт на вторую пару таких кораблей», - сказал «Интерфаксу-АВН» заместитель директора по гособоронзаказу и внешнеэкономической деятельности ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Сергей Руденко.

Напомним, контракт с ВМС Вьетнама на строительство двух фрегатов проекта «Гепард 3.9» «Рособоронэкспорт» заключил в декабре 2006 года. Проектировались корабли ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ), строились – на заводе им. Горького. 10 июля 2007-го был заложен первый корабль, 28 ноября того же года - второй. Головной корабль HQ-011 Dinh Tien Hoang (заводской номер 954) был введен в состав ВМС Вьетнама 5 марта 2011-го. Второй - HQ-012 Ly Thai To (заводской номер 955) - 22 августа того же года. Контракт оценивался в $350 миллионов.

«Гепард 3.9» - развитие проекта 11661 (разработка того же ЗПКБ). Головной корабль проекта - «Татарстан» (тоже построен в Зеленодольске) - с 30 августа 2003 года служит в составе Каспийской флотилии. Сегодня на Черном море проходит испытания однотипный «Дагестан». Но главный конструктор «Гепардов» Виктор Кашкин настаивает, что у вьетнамских фрегатов с их каспийскими собратьями общие только обводы корпуса и энергетическая установка — все остальное переработано в соответствии с появлением новой техники и с учетом места службы.

Фрегаты предназначены для поиска, обнаружения и уничтожения надводных, подводных и воздушных целей, самостоятельно или в составе группы кораблей. Они могут решать конвойные и патрульные задачи. Водоизмещение - 2100 т, скорость - 28 узлов (52 км/ч), автономность морского перехода - 20 суток. На фрегате могут базироваться вертолеты Ка-28 или Ка-31. Вчера в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» Руденко отметил, что если первые два «Гепарда» - ударные, то вторая пара будет с противолодочной спецификой.

Вьетнамские-офицеры-на-мостике--Гепарда.jpg
Вьетнамские офицеры на мостике "Гепарда"

Вертолет-Ка-27-садится-на-палубу-Гепарда.jpg
Вертолет Ка-27 садится на палубу "Гепарда"

К «ГЕПАРДАМ» ПРИСМАТРИВАЮТСЯ КАМБОДЖА И ИНДОНЕЗИЯ

Контракт на четверку фрегатов - самый крупный проект РФ и Вьетнама в сегменте боевых надводных кораблей основного класса, сообщает центр анализа мировой торговли оружием. Вообще же объем российского экспорта вооружений и военной техники во Вьетнам за последние годы вырос в 3,5 раза. И корабельная составляющая в нем едва ли не превалирует. Вьетнам не только закупает пограничные сторожевые катера, но и намерен самостоятельно строить по российским проектам малые корабли. Сегодня выполняется контракт на поставку Вьетнаму шести дизельных подводных лодок типа «Варшавянка» на $2 миллиарда.

В 2006 году при подписании контракта вьетнамская сторона подняла вопрос о лицензионном строительстве еще двух аналогичных кораблей на верфях в Хошимине. Также были разговоры о строительстве еще пары фрегатов на заводе им. Горького. Но до сего дня все это оставалось в области предположений. Любопытно, что новый контракт подписан в условиях вьетнамско-китайского территориального спора в Южно-Китайском море, которое во Вьетнаме называют Восточным. Руководства обеих стран заявляют, что остановят любого, покусившегося на их суверенитет, и полны сил отстаивать «исконные территории».

Решение Вьетнама о строительстве еще двух «Гепардов» говорит и о качестве исполнения ЗПКБ и заводом им. Горького предыдущего заказа. Как рассказывал ранее газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗПКБ Виталий Волков, отзывы вьетнамцев положительные. «Хотя об определенных недостатках мы знаем, они требуют осмысления», - уточнил Волков. Также на заводе им. Горького сообщали, что с учетом эксплуатации головного «Гепарда» на втором был доработан интерьер.

По словам Руденко, интерес к «Гепардам» проявляют и другие страны Юго-Восточной Азии. «Вчера здесь на выставке у нас состоялась встреча с министром обороны Камбоджи. Они интересовались такой же парой кораблей», - рассказал Руденко «Интерфаксу». Ранее гендиректор ЗПКБ рассказал газете «БИЗНЕС Online», что «Гепард» был доработан под требования конкурса, проводящегося Индонезией. «Был момент, когда Россию отодвинули от конкурса, а победителем фактически назвали Голландию. Но сегодня конкурс продолжается», - сообщил Волков.

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководство ЗПКБ не стало ни подтверждать, ни опровергать информацию о контракте, в том числе «чтобы не сглазить». Руководство завода им. Горького находится в Малайзии, и на момент сдачи материала получить его комментарий не удалось.