«Других векторов, кроме как идти в наш регион, у России просто не осталось, альтернатив нет», — так резюмировал итоги последней сессии один из участников конференции «Россия и Центральная Азия перед вызовами нового мира — совместный путь в будущее». В свою очередь, немцы старались объяснить «азиатам», зачем им переходить на «зеленую» энергетику, а наши бывшие соотечественники в ответ лишь пытались донести, что просто хотят жить лучше — без русского мессианства и сомнительных европейских заморочек. Конфликт интерпретаций и легкое столкновение цивилизаций — в репортаже «БИЗНЕС Online» с последнего заседания клуба «Валдай» в столице Татарстана.
России следует быть более последовательной в своих действиях в Центральной Азии — таким был лейтмотив последней сессии Центральноазиатской конференции «Россия и Центральная Азия перед вызовами нового мира — совместный путь в будущее»
«Тезисов о том, что России слишком много, я не слышал»
России следует быть более последовательной в своих действиях в Центральной Азии — таким был лейтмотив последней сессии конференции «Россия и Центральная Азия перед вызовами нового мира — совместный путь в будущее», организованной клубом «Валдай» в Национальной библиотеке РТ.
Как водится, во второй день конференции прошла сессия, закрытая от прессы, но в этот раз один из ее участников, директор центра евроазиатских исследований МГИМО МИД России Иван Сафранчук, на пресс-подходе объяснил, для чего это сделано, вовсе не из соображений секретности, а чтобы избежать «мисинтерпретации» — разговор был откровенным, и СМИ могли не уловить правильную тональность. «Тезисов о том, что России слишком много, дайте нам бо́льшую свободу, я не слышал», — заверил Сафранчук.
«России надо больше соблюдать договоренности, развивать созданные с ее участием интеграционные объединения и, соответственно, понимать, что европоцентристский дискурс уже умер, — так резюмировал состоявшееся на сессии обсуждение политолог Марат Шибутов, член национального совета общественного доверия при президенте Казахстана. — И особо других векторов, кроме как идти в Азию и в первую очередь в наш регион, у России просто не осталось по объективным причинам, альтернатив нет».
Отвечая на вопросы журналистов, Шибутов прокомментировал периодически возникающие неоднозначные высказывания в адрес Казахстана со стороны российских чиновников. Напомним, летом прошлого года отметился даже сам Владимир Путин, когда заявил о территориальных «подарках русского народа» бывшим советским республикам, а в 2014-м президент России и вовсе отказал казахам в самостоятельной государственности до Нурсултана Назарбаева. Тему подхватил депутат Госдумы РФ, единоросс Вячеслав Никонов, заявивший в телеэфире, что «территория Казахстана — это большой подарок со стороны России». МИД Казахстана тогда передал России ноту, и в итоге объясняться за парламентария пришлось главе МИДа Сергею Лаврову.
«Это связано с очень плохим знанием истории России: у старшего поколения не она преподавалась, а история Советского Союза. Соответственно, собственно историю России люди старшего поколения знают очень плохо», — предложил политолог Шибутов.
Марат Шибутов: «Мы же знаем, что экология Европы была спасена не тем, что европейцы стали сознательными, а тем, что они перенесли все грязные производства в Китай, оставив китайцам рак и кучу других заболеваний, с которыми им справляться еще 100 лет»
«В нашем регионе эта европейская повестка является лицемерной ложью»
Завершилась же конференция открытой дискуссией «Будущее для „особых“ отношений России и стран Центральной Азии», на которую допустили и журналистов. Модерировал ее со сцены известный немецкий политолог Александр Рар. Для затравки дискуссии — возможно, намеренно обостряя, — Рар заявил, что Евросоюз сейчас перестраивает свою экономику на «зеленые» рельсы и будет перестраивать по этим лекалам экономику всего мира. Просто потому, что «мы должны спасать планету». Более того, модератор добавил, что европейские thinktank уже пишут, как просвещенная Европа в перспективе будет воевать и вводить санкции против стран, продолжающих загрязнять планету. «Возможна ли „зеленая“ сделка между странами Центральной Азии и Европой?» — спросил эксперт у зала, что после грозного предисловия прозвучало как пресловутое «предложение, от которого нельзя отказаться». Ответ от расположившейся в зале Центральной Азии не заставил себя ждать.
«Мы считаем, что в нашем регионе эта европейская повестка является лицемерной ложью, направленной совсем не на те вещи», — без обиняков заявил Шибутов, поднявшись с места в переднем ряду и обратившись вполоборота к аудитории. Рар на эти слова примиряюще засмеялся. «Мы же знаем, что экология Европы была спасена не тем, что европейцы стали сознательными, а тем, что они перенесли все грязные производства в Китай, оставив китайцам рак и кучу других заболеваний, с которыми им справляться еще 100 лет», — продолжал казахстанский политолог. По его словам, это «богатая Германия» может позволить себе неэффективную, дотируемую и неокупающуюся энергетику, а Центральная Азия себе такого позволить не в состоянии. Кроме того, требование экологизации технологий — это еще хороший способ вытеснения с местного рынка конкурентов европейских производителей.
«Вся эта политика бьет по нашей экономике, делая жизнь нашего населения более проблемной. Мы это понимаем как очередное неоколониальное иго против стран третьего мира и особенно сырьевых государств», — заключил свое выступление Шибутов, не щадя немца.
В Центральной Азии экологическая повестка есть, но она совсем другая, нежели в Европе, продолжила директор центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева. В регионе востребованы скорее водосберегающие технологии и очищение почвы, чем пресловутое снижение выбросов. «Я предлагаю пригласить Грету Тунберг на следующую Валдайскую центральноазиатскую встречу, чтобы она это услышала и поспорила», — то ли пошутил, то ли вполне серьезно заявил Рар.
Эксперты из Киргизии и Узбекистана Кубатбек Рахимов и Акрамжон Неъматов постарались сбавить градус спора, рассказав об актуальных сторонах «зеленой» темы для своих стран. Например, участники дискуссии обратили внимание, что все государства региона подписали Парижское соглашение по климату. Но Шибутов был неумолим. «Развивать всерьез альтернативную энергетику в Казахстане и Узбекистане — это на самом деле идиотизм, — заявил член общественного совета города Алма-Аты. — Казахстан добывает 42 процента мирового урана, Узбекистан — 5 процентов. Это то же самое, если бы в Саудовской Аравии сейчас ездили на велосипедах и отапливались кизяком». «Зеленая» риторика, по мнению Шибутова, навязывается европейцами с простой целью: чтобы жители третьего мира вместо использования собственных ресурсов закупали европейское оборудование.
«Срочно надо Грету приглашать», — только и смог повторить на это модератор открытой дискуссии.
Александр Рар: «Вам приходится жить с Европейским союзом, у которого нет своей армии, военной или геополитической стратегии — нет у нас такого»
«Позиция наша скорее рациональная, чем основанная на мессианских ценностях и идеологии»
Далее научный руководитель центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев спросил самого Рара: может ли Европа вообще говорить на языке интересов, а не призывов к абстрактным ценностям? Но немец ответил в том духе, что европейские ценности — это не пустой звук.
«Вам приходится жить с Европейским союзом, у которого нет своей армии, военной или геополитической стратегии — нет у нас такого. Но что у нас есть (и этим Европа всегда гордится, и потому она хочет быть мировым лидером) — это либеральные ценности, которые нужно показывать и проявлять во всем мире», — ответил научный директор германо-российского форума Рар. Но тут же сам вынужден был признать, что «либеральные ценности эпохи Просвещения» Германия с Францией не смогли привить даже в Венгрии и Польше, где с этим до сих пор «большие проблемы». Тем не менее Рар уверен, что эти ценности и сама «зеленая» тема в ближайшей перспективе с повестки не уйдут, особенно если Германию возглавит «зеленый канцлер» — сопредседатель партии «зеленых» Анналена Бэрбок (напомним, выборы в бундестаг состоятся 26 сентября этого года).
В ответ Рару заметили из зала, что, во-первых, на самом Западе вовсе нет консенсуса по поводу экологии и Парижского соглашения, а во-вторых, страны Центральной Азии — «догоняющие», и потому у них нет таких горизонтов планирования, как у европейцев. «Для нас это заморочки, которые скорее ограничивают наше развитие», — подытожил один из участников дискуссии.
Завершилась дискуссия строго вовремя и без всякого пафоса. «Позиция наша скорее рациональная, чем основанная на каких-то мессианских ценностях и идеологии. У нас простые цели — сделать наши страны более благополучными и, разумеется, более комфортными для жизни. Мы смотрели, обсуждали разные способы, как подобное сделать во взаимодействии друг с другом. Я думаю, это было достаточно полезно и для российской стороны, и для представителей наших стран», — сказал Шибутов во время последнего подхода к прессе. В заключение участник конференции поделился своими впечатлениями от Казани. По словам политолога, теперь ему стало ясно, почему Казань называют третьей столицей России, и за два дня пребывания в городе он успел почерпнуть полезные идеи в архитектуре и градостроительстве.
«Здесь я увидел стандарт, к которому казахстанским городам надо стремиться. Я уже не говорю про то, что Казань имеет огромные давние связи с Казахстаном и подобное очень для нас важно. Может быть, в Казани об этом забыли, но мы помним», — заверил Шибутов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.