«Заявитель до сих пор работает. Периодически захаживает к нашему приемщику заказов. Зачем? Я не знаю», — рассказывает представитель челнинского МУП «Горкоммунхоз» на слушании в УФАС по РТ. Местный индивидуальный предприниматель обвиняет МУП в том, что его бывший директор «приторговывал» договорами на копку на «Молодежном» кладбище и не пускал на погост «чужие» компании. Сам жалобщик на комиссию антимонопольщиков не пришел, ответчик же уверил: пресловутый директор у них больше не работает, а жалобщику как-то отказали в аренде помещения на кладбище, вот и понеслось… О том, что обо всем этом думает УФАС, — в материале «БИЗНЕС Online».
3 августа в татарстанском УФАС начали рассмотрение дела о конфликте ритуальщиков Набережных Челнов. Ведомство подозревает МУП «Горкоммунхоз», ООО «Мемориал – НЧ» и ООО «Ритуал – НЧ» в нарушении антимонопольного законодательства
Кладбищенская монополия?
3 августа в татарстанском УФАС начали рассмотрение дела о конфликте ритуальщиков Набережных Челнов. Ведомство подозревает МУП «Горкоммунхоз», ООО «Мемориал – НЧ» и ООО «Ритуал – НЧ» в нарушении антимонопольного законодательства. 3 июня УФАС возбудил дело по п. 3 ч. 4. ст. 11 закона «О защите конкуренции» в части достижения между названными лицами запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, т. е. предполагает нерыночный сговор.
Почву для размышлений антимонопольному органу подал местный предприниматель, владелец ИП Евгений Ядовин. С заявлением о нарушении закона «О защите конкуренции» он обратился еще в марте этого года, утверждая, что директор главного городского кладбища «Молодежное», сотрудник МУП «Горкоммунхоз» Ришат Шайхулов не дает ему копать могилы. Зато разрешает это делать двум другим компаниям — ООО «Ритуал-НЧ» и ООО «Мемориал-НЧ», расценки на услуги которых выше, чем у Ядовина. Предприниматель считает, что обе компании близки Шайхулову.
МУП «Горкоммунхоз» создано в 2014 году. Оказывает три вида услуг: отлов животных без владельцев (собак и кошек); похоронно-ритуальные услуги, реализация похоронно-ритуальных принадлежностей; вывоз жидких бытовых отходов от населения, учреждений и промышленных предприятий. Согласно базе «Контур.Фокуса», в 2020-м выручка предприятия составила 34,2 млн рублей, чистый убыток — 4,9 миллиона.
ООО «Ритуал – НЧ» образовано в 2016 году, 99% — доля в уставном капитале, 1% принадлежит Владимиру Харитонову. По данным «Контур.Фокуса», в 2019-м выручка компании — 16,7 млн рублей, чистая прибыль — 10,4 миллиона.
ООО «Мемориал – НЧ» (недавно переименовано в ООО «Похоронный дом НЧ»). Создано в 2017-м, владелец — Ринат Сагиров. В соответствии с базой «Контур.Фокуса» в 2020-м выручка предприятия составила 3,1 млн рублей, чистая прибыль — 2,6 миллиона.
В документах УФАС сказано, например, что 20 октября прошлого года одна из жительниц Челнов заключила с ИП Ядовина договор на оказание похоронных услуг на сумму 3 тыс. рублей. Однако директор кладбища вынудил ее заключить другой договор, с «Мемориалом – НЧ». Стоимость тех же услуг у этой компании составляет уже 4 тыс. рублей. А в сентябре МУП «Горкоммунхоз» отказало в выкапывании могил в рамках гарантированного перечня безвозмездных услуг трем гражданам. Для произведения расчетов им предложили отправиться на кладбище. В итоге один гражданин заплатил «Ритуал-НЧ» 10,5 тыс. рублей, другой — 18 тыс., третий — 3 тысячи.
Почву для размышлений антимонопольному органу подал местный предприниматель, владелец ИП Евгений Ядовин
«С «Ритуалом-НЧ» и «Мемориалом-НЧ» нет никаких взаимоотношений»
На первое заседание комиссии же ни Ядовин, ни представители «Ритуала – НЧ» и «Мемориала – НЧ» не явились, дело рассмотрели в их отсутствие. Председатель комиссии — заместитель руководителя татарстанского УФАС России Алмаз Яфизов заслушал позицию «Горкоммунхоза» в лице исполняющей обязанности директора Марины Сергеенко. Отвечая на вопросы председателя, где же Шайхулов, она ответила, что он действительно работал в МУП «Горкоммунхоз» директором кладбища, но уволился. Когда конкретно — Сергеенко не знает, однако в документах предприятия от 30 июня нет ни Шайхулова, ни даже должности директора кладбища.
А по стоимости услуг у МУПа, мол, все прозрачно. По словам Сергеенко, предприятие оказывает бесплатно все услуги, перечисленные в ст. 9 ФЗ «О погребении» (а это и копка могил, и предоставление гроба и похоронных принадлежностей, и погребение), но на основании личного заявления. Могилу, к слову, могут выкопать и родственники покойного. «Были и такие случаи: сам Ядовин приходил с гражданами, которые писали заявление с просьбой разрешить им копать могилу самостоятельно», — комментирует Сергеенко.
Также, по ее словам, в МУП «Горкоммунхоз» не поступали никакие заявления от граждан, что директор кладбища заставляет заключать договоры на копку могил. А те заявления, что Ядовин приложил к своей жалобе, Сергеенко ставит под сомнение.
«Они [граждане], по-моему, сразу к вам, в УФАС, идут. Причем лично Ядовин же идет, не граждане. Приносит заявления от них. Я не знаю, что появилось быстрее: сначала он, Ядовин, а потом граждане, либо те к нему пришли», — рассуждает и. о. руководителя МУП «Горкоммунхоз».
По словам Сергеенко, предприятие оказывает бесплатно все услуги, перечисленные в ст. 9 ФЗ «О погребении» (а это и копка могил, и предоставление гроба и похоронных принадлежностей, и погребение), но на основании личного заявления
Естественно, кто такой Ядовин, Сергеенко в курсе. Он тоже оказывает ритуальные услуги в Челнах, раньше работал с напарником. Вдвоем они, по словам и. о. директора, приходили в МУП и просили об аренде помещения на территории кладбища, писали обращения.
«Ему было отказано, потому что свободных помещений на тот момент не было, представили письменный ответ. Просил в 2019 году. С „Ритуалом – НЧ“ и „Мемориалом – НЧ“ у нас нет никаких взаимоотношений. Да, Ядовин претендовал на помещения, которые арендовал „Ритуал – НЧ“, но это муниципальная собственность рядом с нами. Договоры аренды заключает исполком, у нас — право хозведения. Соответственно, у нас трехсторонний договор, мы предоставляем в аренду помещения с согласия собственника. Договор с „Ритуалом – НЧ“ был, он вам предъявлен», — продолжила Сергеенко.
— А с «Мемориалом – НЧ»?
— С «Мемориалом – НЧ» у нас нет отношений.
Договор аренды с «Ритуалом» был заключен еще в 2016 году на площадь в 4,8 «квадрата». В ноябре 2020-го исполком его не продлил и организация съехала. На замечание председателя комиссии, что в это же время появился «Мемориал – НЧ», Сергеенко ответила, что не знает этого, повторив: «С „Мемориалом – НЧ“ у нас взаимоотношений нет».
Кто такой Ядовин, Сергеенко в курсе. Он тоже оказывает ритуальные услуги в Челнах, раньше работал с напарником. Вдвоем они, по словам Сергеенко, приходили в МУП и просили об аренде помещения на территории кладбища, писали обращения
«Сейчас же он работает! Частенько захаживает к нашему приемщику заказов»
Отдельно на комиссии остановились на жалобах граждан, которым якобы запрещали копать могилы по договорам с Ядовиным. Сергеенко сообщила, что жалоб этих не видела: МУП приложил все заявления, которые у них были. Да и на конфликты с Ядовиным не жаловалась.
«Он активно очень желал получить помещение [в аренду] в здании вместе с нами, но я не назову это конфликтом. Больше у нас с ним никаких конфликтов не было. И как мы его выгоняли? Он же до сих пор работает. Периодически причем захаживает к нашему приемщику заказов. Зачем? Не знаю зачем, я не присутствовала при их встречах, — с улыбкой ответила Сергеенко. — У него, по-моему, какая-то личная неприязнь к директору кладбища. Не знаю, выгонял он его или что».
По итогам краткого заседания комиссия решила: рассмотрение дела нужно отложить, а дополнительно привлечь бывшего директора кладбища, Шайхулова: его пояснения нужны УФАС. Также антимонопольное ведомство хочет послушать самого Ядовина, а также граждан, которые отказались от его услуг, потому что директор кладбища якобы заставлял их заключать более дорогие договоры.
«Фабула дела касается нарушения в виде антиконкурентного соглашения: между „Мемориалом – НЧ“, „Ритуалом – НЧ“ и МУП „Горкоммунхоз“ в лице бывшего директора кладбища могло быть заключено такое соглашение, которое не позволяло другим участникам этого рынка оказывать соответствующие услуги. Хотя граждане вольны выбирать любого: кто-то делает быстрее, кто-то — дешевле. Тут же есть опасения, что люди были лишены выбора. Для доказывания антиконкурентного соглашения необходимо собрать соответствующие прямые и косвенные доказательства. Как полагает комиссия, в данном случае, скорее всего, прямых доказательств в виде письменных каких-то соглашений может и не быть. Поэтому необходимы косвенные материалы и пояснения лиц, непосредственно связанных с указанным делом. После этого продолжим рассмотрение и на основании собранных материалов сделаем соответствующие выводы либо о нарушении, либо об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» Яфизов.
По его словам, если преступный сговор будет доказан, то нарушителям грозят оборотные штрафы в размере до 15% от суммы выручки за период, когда совершалось правонарушение. Кроме того, материалы могут передать в правоохранительные органы для возбуждения дела по ст. 178 УК РФ в части заключения антимонопольного соглашения между участниками процесса (картеля).
«Также можно передать вопрос о превышении должностных полномочий директора МУП „Горкоммунхоз“, который является должностным лицом», — подытожил Яфизов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.