«На протяжении XX века у нас, в стране, дважды рассыпалась российская государственность. А почему?» — задавался вопросом российский лидер Владимир Путин, проводя урок истории для воспитанников всероссийского детского центра «Океан» в Приморском крае. О том, как школьник поправил ошибку президента, а тот вспомнил фразу «продажная девка империализма», — в материале «БИЗНЕС Online».
Детский центр «Океан» на берегу Японского моря, где сегодня состоялся урок от Владимира Путина, ежегодно посещают около 20 тыс. детей в возрасте от 6 до 18 лет
«Много всяких так называемых информационных ресурсов: интернеты, рунеты там…»
Детский центр «Океан» на берегу Японского моря, где сегодня прошел урок истории от Владимира Путина, ежегодно посещают около 20 тыс. детей в возрасте от 6 до 18 лет. Путевки сюда дают талантливым и одаренным детям. Эти школьники, как сказано на сайте образовательного кластера, показали высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей, отличились в спорте, общественной или научной работе. Курируют центр правительство РФ и министерство просвещения, но такой «преподаватель» здесь выступил впервые.
Путин заметил, что информации в открытом доступе сейчас полно, но важно понимать, что к чему. «Много всяких так называемых информационных ресурсов: интернеты, рунеты там, чего только нет… Туда залезешь, можно вроде бы узнать все — от звезд до центра земли, от гвоздей до бриллиантов, ну все! Но есть проблема, — указал глава государства. — Она заключается в качестве информации. Очень много информационного мусора, который довольно часто подается как истина в последней инстанции».
Просто на слово верить нельзя, предупредил Путин детей. И пояснил, что есть люди, которые не являются специалистами, но выдают себя за таковых. Зато «безусловно можно доверять» тем выступлениям, которые проводит общество «Знание», подчеркнул глава государства. Напомним, в мае наблюдательный совет организации возглавил первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. Само общество Путин создал в 2015 году «в целях дальнейшего развития гражданского общества, духовно-нравственного воспитания граждан РФ и повышения эффективности образовательно-просветительской работы».
Покончив со вступительной частью, Путин перешел непосредственно к уроку, который предпочел называть беседой. Тему разговора глава государства выбрал сам: «Россия: от факторов прошлого к сценариям будущего»
Путин о кампании США в Афганистане: «Результат нулевой, если не сказать, что в минус все пошло»
Покончив со вступительной частью, Путин перешел непосредственно к уроку, который предпочел называть беседой. Тему разговора глава государства выбрал сам: «Россия: от факторов прошлого к сценариям будущего». «История так или иначе затрагивает все области знаний», — объяснил президент свой выбор.
«Вот на протяжении XX века у нас в стране дважды рассыпалась российская государственность. После революции 1917 года Российская империя прекратила свое существование, страна потеряла колоссальные территории. Постепенно [страна] восстановилась, а потом произошло еще и крушение Советского Союза. А почему?» — задал Путин вопрос, над которым все еще бьются историки.
Впрочем, и президент не смог сказать, что стало триггером, спусковым крючком. Но заметил, что, если бы драматических событий не случилось, была бы сейчас совсем другая страна. «Специалисты считают, что у нас население было бы под 500 миллионов человек. Только вдумайтесь в это!» — призвал Путин и приложил указательный палец ко лбу.
Допустить повторения тех событий нельзя, тем более что есть наглядный пример разрушения страны — Афганистан. Путин заметил, что американцы присутствовали в стране 20 лет (глава государства повторил эту цифру трижды) и пытались «цивилизовывать» население. А по сути Вашингтон внедрял свои нормы и стандарты жизни, даже политическую организацию общества, уверен президент. «Результат? Одни трагедии, одни потери и для Соединенных Штатов, и для жителей Афганистана. Результат нулевой, если не сказать, что в минус все пошло», — подвел Путин итог военной кампании США.
И здесь президент смог ответить, почему американцы провалились. «Если кто-то в отношении кого-то что-то делает, то он должен исходить из истории, культуры, философии этих людей. Должен подходить с уважением к их традиции. Надо понимать, что извне навязать невозможно ни-че-го, — обращался Путин уже не к ученикам в аудитории, а скорее к Белому дому. — Ситуация должна созреть. А если кто-то хочет, чтобы она зрела быстрее, качественнее, надо помогать людям. Можно и нужно это делать, но это следует делать цивилизованным способом, аккуратно, поддерживая положительные тенденции, не спеша. Нужно набраться терпения. А сейчас что происходит?..»
Коснулся президент и своей любимой темы — победы над нацизмом, без которой разговора о судьбе России могло бы и не быть. «Русский народ подлежал уничтожению. Мы никогда не должны забывать об этом и никогда не должны позволить каким-то болтунам говорить: „Зачем надо было бороться за Ленинград? Его можно было бы сдать, тогда жертв оказалось бы меньше“. Возможно, жертв было бы меньше, но тогда вас бы не было, тех, кто говорит об этом сегодня таким образом», — усмехнулся глава государства, намекая на историю со скандальным опросом, который проводил телеканал «Дождь» (включен минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента, — прим. ред.).
Обращаясь к будущим журналистам, Путин подтвердил, что «каждый человек имеет право на собственное мнение»
«Я, как и многие мальчишки, хотел быть разведчиком. И реализовал свою мечту»
На встречу с Путиным собрали школьников из 17 регионов и 19 населенных пунктов. Если сложить воедино все километры, которые ребята преодолели, чтобы попасть во Владивосток, можно обогнуть земной шар целых два раза, отметила модератор. Естественно, у каждого были заготовлены свои вопросы из самых разных сфер — от карты приютов для животных до подготовки нефтяников.
Первым слово дали Никанору Толстых из Воркуты. Он предложил модернизировать уроки истории в современной школе: например, чтобы в учебниках были QR-коды. «Ученик сканирует код, и перед ним появляется говорящая 3D-модель царя или императора, который сам рассказывает про внутреннюю или внешнюю политику, а может, и интересные факты о своей жизни», — пояснил школьник концепцию широко улыбающемуся президенту, пояснив, что кроме говорящих голов в онлайн еще можно загрузить первоисточники или документы. Путин его поддержал фразой «надо бы это реализовать», уточнив, что набор цифр, имен, дат и событий в истории — не главное. «Вот вы говорите, выходит какой-то государь и рассказывает чего-то. Но важно понять, каковы были условия, в которых люди жили, на основании чего принимались те или иные решения, чем люди руководствовались, принимая решения, и к чему это привело», — только так, по словам Путина, события прошлого помогут правильно оценивать происходящее сегодня и принимать решения, которые повлияют на будущее.
«Ну чего там Петр I Семилетнюю войну учинил со шведами? И решающая битва состоялась под Полтавой — вы представляете себе, где Швеция и где Полтава? Извините, ни фига себе?! Что там они все делали под этой Полтавой? А это все имеет значение», — привел экспрессивный пример Путин. И тут Никанор его перебил. «Не сочтите за… В общем, это называлось не Семилетняя война, а просто Северная война», — смело поправил президента школьник и дал краткий экскурс в это историческое событие. Путин доброжелательно кивал, соглашаясь, что война, которая длилась 21 год, никак не может именоваться семилетней.
Оказались у школьника свои видения и по поводу методрекомендаций для учителей — он предложил туда добавить проведение уроков в формате дебатов. А в конце поинтересовался у Путина, о чем тот мечтал в детстве и какие его мечты сбылись. «Я могу считать себя счастливым человеком, — признал президент. — Я, как и многие мальчишки, хотел быть то моряком, то летчиком, то разведчиком. И реализовал свою мечту — так жизнь сложилась. Но это не главное. И школьное воспитание, и воспитание в семье, и окружение — все было нацелено на то, чтобы — я вынужден говорить в данном случае высокопарно — посвятить себя служению Отечеству. Когда я работал в органах безопасности… посмотрите, как и сейчас ребята работают — собой жертвуют, если потребуется… Все нацелено на служение Отечеству. И сегодня я занимаюсь именно этим и считаю, что в этом смысле мне удалось добиться того, о чем я мечтал».
«Был период, когда генетику называли продажной девкой империализма»
11-классник Сергей, обеспокоенный климатическими изменениями, поинтересовался, согласен ли президент, что генная инженерия поможет сделать растения более устойчивыми и минимизировать ущерб сельскому хозяйству, и нужно ли, по его мнению, менять законодательство, которое сегодня «очень жестко регулирует данную область».
«К сожалению, был период, когда генетику называли продажной девкой империализма и генетиков репрессировали. Главное, непонятно, зачем, какая была политическая подоплека. Сегодняшние исследования чрезвычайно важны — и не только сельского хозяйства, для медицины. Но это очень ответственная вещь. Вторгаться в геном, что-то корректировать, даже пытаясь помочь людям, — крайне ответственная вещь», — заявил Путин.
При этом он признал важность научных исследований в данном направлении: по словам главы государства, Россия теплеет в 2 раза быстрее, чем другие части планеты, размывается вечная мерзлота, на которой построены дома, где-то опустынивание, где-то заливает постоянно, где-то количество земель, пригодных для сельского хозяйства, увеличивается. И эту ситуацию надо мониторить тоже относительно генных технологий — но пока с научной точки зрения. Путин сообщил молодому человеку, что российские ученые считают, что генно-модифицированные продукты пока не готовы к использованию в таких количествах, как, например, в Северной Америке, где ими активно кормят скот, а потом это мясо попадает на прилавок. «Каковы отдаленные последствия использования таких продуктов для человека? Как считают специалисты, пока непонятно. В этой связи принято решение ограничить попадание продукции на продовольственный рынок, — отрезал Путин, пообещав поддержку исследований в данной области. — Это одно из ключевых направлений — как искусственный интеллект. Это очень тонкая и опасная работа с точки зрения возможных последствий. Генная инженерия может в конечном итоге приводить к тому, что можно создавать специальные биологические особи. Человек-бегун, тяжелоатлет, ученый, математик. Можно в принципе формировать качества биологических объектов».
Экоповестку подхватил 10-летний Егор Сотнич из Улан-Удэ. Он рассказал что из-за подъема уровня воды в Селенге — главном притоке озера Байкал — в городе затапливает подвалы. Но беспокоит школьника даже не это: страшнее, что весь мусор смыло в Байкал. «Я хотел бы вам сказать, что у нас набережная не в самом лучшем состоянии. Я убираюсь, а потом можно прийти вечером, через несколько часов, и уже будет грязно. И очистные сооружения такие, что… большой якорь или стиральная машинка в воду не попадет, а вот пластиковые бутылки… Как вы смотрите на то, чтобы выделить средства на постройку очистных сооружений этого великого озера?» — поинтересовался Сотнич у президента, переминаясь с ноги на ногу.
Путин пояснил, что основная угроза для Байкала сегодня — стоки от сельскохозяйственной деятельности и ЖКХ, и заверил, что уже выделено финансирование для реконструкции объектов ЖКХ Бурятии.
Поступали президенту и самые неожиданные вопросы, например о том, какими качествами должен обладать настоящий друг. Путин поразмышлял в духе того, что друга мы не просто уважаем — признаем, что он в чем-то лучше нас. Плюс готовы не просто поддержать, но и сделать все, чтобы у человека было все хорошо, чтобы он развивался, шел вперед, готовы даже на определенные жертвы.
И вспомнил историю своего отца, который воевал на Невском пятачке. «Немецкие войска стояли чуть выше, простреливали реку… Это вообще такая мясорубка была. А держали наши войска этот плацдарм для прорыва блокады Ленинграда. Выжить было очень сложно. Отец был ранен, его требовалось обязательно переправить в госпиталь — на другой стороне Невы. Желающих оказалось немного: человек, который это бы делал, подвергался смертельной опасности. Выяснилось, что рядом с отцом воевал его сосед и друг. Он его перетащил на другую сторону реки, доставил в госпиталь и сказал: „Ну прощай, ты будешь жить. А я возвращаюсь. Иду умирать“. Вот это дружба. И чувство долга — и перед конкретным человеком, и перед Родиной. Где-то в 1962 году отец вернулся домой со слезами на глазах. Он встретил своего друга — тот оказался жив», — поделился Путин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 165
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.