Завершается эпопея с официальным введением в эксплуатацию завода глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков ТАИФ-НК. Предприятие получило от Ростехнадзора заветное заключение о соответствии Завершается эпопея с официальным введением в эксплуатацию завода глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков ТАИФ-НК. Предприятие получило от Ростехнадзора заветное заключение о соответствии Фото: prav.tatarstan.ru

Долгожданный ЗОС ТАИФа

Завершается эпопея с официальным введением в эксплуатацию завода глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков ТАИФ-НК. Как стало известно «БИЗНEC Online», в прошлый вторник, 5 октября, предприятие получило от приволжского управления Ростехнадзора заветное заключение о соответствии (ЗОС). Проверка надзорного органа прошла неделей ранее, в конце сентября. Как сообщил нам собеседник, близкий к ситуации, инспекторы никаких нарушений не выявили. Информацию о выдаче документа «БИЗНЕС Online» подтвердили по телефону в Ростехнадзоре.

Несколько лет ТАИФ-НК вел длительные судебные тяжбы с регулятором. Последним камнем, о который споткнулись нефтепереработчики, стал процесс комплексного опробования оборудования. Когда, казалось бы, предприятие провело его и запросило ЗОС, инспекторы выдвинули новые претензии — уже со ссылкой на проектную документацию.

Неподъемный КГПТО: почему ТАИФ не может запустить комплекс за 110 миллиардов?

По настоятельным просьбам юристов ТАИФа судебные заседания по данному делу были закрыты от СМИ. В пятницу, 8 октября, судебное производство по искам было прекращено. Истец сам отозвал заявление.

Что именно способствовало примирению, непонятно. Известно лишь, что экспертизу промбезопасности объектов ТАИФа отныне будет проводить другая фирма. Наш источник называет НТЦ «Данэкс», принадлежащее некоему Дмитрию Сергееву. Компания зарегистрирована в 2018 году и имеет лицензию РТН. Ее услуги пользуются повышенным спросом у крупного бизнеса: среди клиентов на сайте значатся «Татнефть», «Газпром», «Росгосстрах», Rockwool.

В пресс-службе ТАИФа не ответили на наш запрос.

Рафинат Яруллин (слева): «Слава богу, что получили [ЗОС], давно было пора. Комплекс давно работает, потихонечку. Процентов 80 перерабатывает, если сейчас получат [разрешение на ввод] — будет больше» Рафинат Яруллин (слева): «Слава богу, что получили ЗОС, давно пора. Комплекс давно работает, потихонечку. Процентов 80 перерабатывает, если сейчас получат разрешение на ввод —  будет больше» Фото: «БИЗНЕС Online»

Выход на проектную мощность

Следующий шаг — за исполкомом Нижнекамского района. Согласно регламенту, ТАИФ-НК должен получить у властей разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. «Компания пока не подавала властям соответствующее заявление. В скором времени обратятся», — рассказали «БИЗНЕС Online» в управлении архитектуры и строительства исполкома района.

По словам нашего источника, полноценно комплекс может заработать через 1–2 месяца. Тогда КГПТО планирует выйти на проектную мощность — переработку 3,7 млн т сырья в год.

«Слава богу, что получили [ЗОС], давно пора. Комплекс давно работает, потихонечку. Процентов 80 перерабатывает, если сейчас получат [разрешение на ввод] —  будет больше», — прокомментировал важное событие в нефтеперерабатывающей индустрии Татарстана генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин.

К слову, в этом и заключалась одна из претензий надзорного органа — на этапе опробования установки по гудрону ТАИФ-НК не достигал проектной мощности. Добиться ее полной загрузки не получалось. Остатки тяжелой нефти засоряли оборудование, поэтому технику приходилось постоянно останавливать и чистить. По этой причине КГПТО и простаивал.

Эльшад Теляшев: «Эти остановки, забивки связаны с неполной загрузкой и с нерешенными гидродинамическими вопросами. Это не потому, что неграмотные люди там работают. Технология пионерская» Эльшад Теляшев: «Эти остановки, забивки связаны с неполной загрузкой и нерешенными гидродинамическими вопросами. Это не потому, что неграмотные люди там работают. Технология пионерская» Фото: president.tatarstan.ru

«Эти остановки, забивки связаны с неполной загрузкой и нерешенными гидродинамическими вопросами. Это не потому, что неграмотные люди там работают. Технология пионерская», — объяснял нам замдиректора института нефтехимпереработки Башкортостана Эльшад Теляшев. Сейчас, заверяют наши собеседники, эти проблемы устранены.

Как ввод такого большого промышленного объекта скажется на экологии Нижнекамска? Первый гендиректор ТАНЕКО, ныне председатель общественного совета Нижнекамска Хамза Багманов считает, что, раз ЗОС получен, значит, комплекс действительно соответствует проекту, который прошел Главгосэкспертизу и экологическую экспертизу.

Мнение
Технология не может принести какой-то неожиданный вред. Там должны быть только те параметры, которые заложены в проекте и прошли экспертизу. Если бы эти параметры отсутствовали, им бы ЗОС не дали. В этом плане есть надежда. Главное, чтобы работали безаварийно.
Хамза Багманов   председатель общественного совета Нижнекамска
Хамза Багманов председатель общественного совета Нижнекамска

Кроме того, КГПТО уже включен в единую санитарно-защитную зону Нижнекамска, которую создавал ТАНЕКО, так что лимиты по выбросам уже учтены.

Всего в КГПТО ТАИФ вложил не менее 110 млрд рублей, и это только по состоянию на конец 2019 года. Это 1/7 часть инвестиций ТАИФа за всю его историю Всего в КГПТО ТАИФ вложил не менее 110 млрд рублей, и это только по состоянию на конец 2019 года. Это 1/7 часть инвестиций ТАИФа за всю его историю Фото: president.tatarstan.ru

Спорная технология

История стройки КГПТО тянется с 2011 года, когда из нескольких технологий установки по переработке тяжелых нефтяных остатков была выбрана неопробованная Veba Combi Cracker. Против ее применения выступал экс-гендиректор ТАИФ-НК Александр Бабынин. Не желая участвовать в проекте, в 2011-м он покинул ТАИФ.

В основе VCC лежит технология, которую применяли немцы во время войны: в условиях жесточайшего дефицита собственной нефти они научились получать топливо из угля. Затем ноу-хау продолжила развивать компания Veba, которая примерно 35 лет назад построила в Германии пилотную установку, но после почти 20 лет испытаний последняя была закрыта, поскольку при низких ценах на нефть оказалась нерентабельной. Компанию вместе с патентом выкупила англо-американская корпорация BP, которая в 2009 году тоже возвела опытную установку в США.

По сей день ТАИФ остается почти единственным коммерческим эксплуатантом VCC. Сообщалось, что, помимо татарстанского холдинга, технологию приобрело две китайские структуры: четвертая по величине нефтяная компания Поднебесной Shaanzi Yang Chang Petroleum и госхолдинг BPEC. Потенциально намерения применять технологию якобы высказывали еще 30 организаций, в том числе группа Reliance, эксплуатирующая крупнейший НПЗ в Индии.

Суть процесса заключается в комбинировании стандартного газофазного гидрокрекинга, процесс которого реализован на многих НПЗ, с процессом жидкофазного гидрирования тяжелых нефтепродуктов в присутствии специальной добавки. Данная добавка позволяет выводить из процесса металлы, которые являются ядами, для дальнейших ступеней гидрокрекинга. В реакторе тяжелые нефтепродукты соединяются с водородом, а на выходе получаются синтетические нефтепродукты. Выход неразложимых остатков — менее 5% вместо 25% при традиционном способе. Процесс идет при температуре до 500 градусов и переменном давлении до 220 атмосфер.

Капсулу в основание комплекса по переработке тяжелых остатков заложили в ноябре 2012 года, почти сразу начались строительно-монтажные работы. В 2014-м компания выбрала генподрядчика — им стало ООО «Гемонт», казанская «дочка» турецкой фирмы Gemont. Пусконаладочные работы планировалось начать в IV квартале 2016 года, обычно они занимают 2–3 месяца.

Но в ноябре 2016-го Нижнекамск пережил промышленную катастрофу, когда в компрессорной одного из цехов КГПТО прогремел взрыв. В результате ЧП были госпитализированы пятеро работников предприятия. Глава федерального Ростехнадзора Алексей Алешин сообщил, что аварию спровоцировала ошибка производителя оборудования. После этого пожары, менее резонансные, случались на КГПТО в 2018 и 2019 годах.


Первые попытки запустить установку предпринимались в 2018-м. Отчитываясь об итогах 2018 года, ТАИФ заявлял об окончании стройки на КГПТО и ближайшем завершении пусконаладочных работ. Но с гудроном запустить установку не получалось, и, чтобы она не стояла без дела, ее начали загружать вакуумным газойлем. В течение нескольких лет установка работала с перебоями, а проверки Ростехнадзора, ужесточенные случившимися пожарами, становились лишь источниками дополнительных претензий к ТАИФ-НК.

В 2020-м ТАИФ активизировал процесс ввода установки в эксплуатацию. Весной компания сама обратилась в Ростехнадзор с просьбой о проверке, цель — зафиксировать устранение всех нарушений, выявленных при предыдущих ревизиях. Проверка показала: претензии остаются. В частности, по мнению инспекторов, испытания установки в 2017 году проведены не в полном объеме: не были достигнуты проектные значения по переработке основного сырья — гудрона — и не получена пробная партия керосина.

Уже тогда наши источники говорили, что успехи с запуском установки на гудроне достигнуты при неполной загрузке. Ростехнадзор же хотел испытаний на предельной мощности — только тогда была бы уверенность, что установка безопасна при всех режимах эксплуатации. ТАИФ же якобы считал, что такие требования находятся за пределами компетенции ведомства.

С вводом в эксплуатацию КГПТО процесс переработки нефти на «ТАИФ-НК» станет практически безотходным С вводом в эксплуатацию КГПТО процесс переработки нефти на ТАИФ-НК станет практически безотходным Фото: president.tatarstan.ru

Всего в КГПТО ТАИФ вложил не менее 110 млрд рублей, и это только по состоянию на конец 2019 года, сообщало корпоративное издание компании. Это 1/7 часть инвестиций ТАИФа за всю его историю. Общая сумма задолженности ТАИФ-НК по итогам 2020-го составила почти 97 млрд рублей. При этом убыток предприятия за прошлый год достиг почти 25 млрд рублей при выручке 147 млрд во многом за счет переоценки валютных обязательств.

В 2020-м КГПТО перешел от стадии пусконаладочных работ к комплексному опробованию систем, на котором и работает до сих пор. За время эксплуатации комплекса в прошлом году даже на проектном сырье — гудроне —  глубина переработки нефти и газового конденсата в целом по ТАИФ-НК достигла 95%, а по итогам года данный показатель составил 81,5%, сообщало корпоративное издание ТАИФа. «Работа комплекса в проектном режиме при переработке гудрона и вакуумного газойля с учетом устранения всех „узких мест“, обнаруженных в ходе работы установки в режиме комплексного опробования, позволит довести отбор качественных светлых нефтепродуктов в целом по АО „ТАИФ-НК“ до 98,2 процента, — отмечалось в издании. — Технология Veba Combi Cracker (VCC) подтвердила свою работоспособность, эффективность и право на дальнейшую эксплуатацию».

Однако официально ввести комплекс в эксплуатацию никак не получалось. Ростехнадзор занял жесткую позицию: никакого ЗОС без устранения всех нарушений. Тогда в мае 2020 года ТАИФ-НК подал иск против регулятора в Арбитражный суд. До сих пор ни одно промышленное предприятие Татарстана на открытый конфликт с регулятором не решалось. ТАИФ-НК потребовал признать результаты пройденной проверки и выдать ему ЗОС. Позже, в феврале 2021-го, было инициировано еще одно судебное дело со схожими вводными. В итоге первое дело закончилось победой ТАИФ-НК, Ростехнадзор проиграл в двух апелляциях. Второе дело закончилось миром.

Хамза Багманов: «Вопрос не только в инвестициях и деньгах. Это же столько людей: проектировщики, строители, заказчик — потратили время, нервы, здоровье, чтобы проект был реализован» Хамза Багманов: «Вопрос не только в инвестициях и деньгах. Это же столько людей — проектировщики, строители, заказчик — потратили время, нервы, здоровье, чтобы проект был реализован» Фото: «БИЗНЕС Online»

В мае 2020-го своего поста лишился руководитель приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров, который не раз крайне жестко критиковал ТАИФ за несоблюдение норм безопасности. В марте текущего года ему на смену пришел Азат Мубаракшин, который и сменил гнев на милость.

«Вопрос не только в инвестициях и деньгах. Это же столько людей — проектировщики, строители, заказчик — потратили время, нервы, здоровье, чтобы проект был реализован. Мы можем только искренне за них порадоваться», — заключил Багманов.

Интригой остается дальнейшая судьба ТАИФ-НК, который не вошел в контур сделки с СИБУРом. Предприятие готова была забрать «Татнефть», но предложение не вызвало интереса. Оставят ли действующие акционеры его себе или пристроят федералам, пока непонятно. В любом случае, если КГПТО действительно будет работать так, как планировалось, актив и отработанная технология становятся лакомыми кусками.