Олег Габышев: «Всегда приятно, когда твою работу оценивает профессиональное сообщество. Потому что ты столько вкладываешь физических и эмоциональных сил, здоровья» Олег Габышев: «Всегда приятно, когда твою работу оценивает профессиональное сообщество. Потому что ты столько вкладываешь физических и эмоциональных сил, здоровья» Фото: © Владимир Вяткин, РИА «Новости»

«Я согласен, что просветительская задача очень важна для фестиваля»

— Олег, буквально накануне нашего разговора вы получили главную театральную награду Санкт-Петербурга «Золотой софит» за роль Мольера в спектакле «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» театра балета Бориса Эйфмана. Поздравляю вас! Ждали такого успеха?

— Я решил коллекционировать награды. Шучу, конечно. Всегда приятно, когда твою работу оценивает профессиональное сообщество. Потому что ты столько вкладываешь физических и эмоциональных сил, здоровья. Мольер мне очень сложно дался, и я искренне рад, что его так высоко оценили не только зрители, но и театральное жюри.

Жалко только, что мне никак не удается присутствовать на таких церемониях. Постоянно куда-то уезжаю в эти дни. У нас три месяца не было никаких гастролей, а тут 1 ноября у меня спектакль на гастролях. За меня мама получила награду. Думаю, ей было вдвое приятнее.

Олег Габышев — заслуженный артист России

Родился 10 августа 1985 года в Волгограде. В 2003 году окончил Новосибирский государственный хореографический колледж.

С 2004 года — ведущий солист балета Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Лауреат премии «Золотая Маска», лауреат премии «Золотой софит».

— А в конце этой недели вас ждут в Казани как гостя фестиваля современного танца #StagePlatforma. Согласны, что одна из главных задач таких проектов в регионах — просветительская?

— Да, я согласен, что просветительская задача очень важна для фестиваля. #StagePlatforma собирает целую плеяду хореографов, которые будут делиться своим опытом и знаниями на мастер-классах. Мне кажется, это колоссальная возможность для всех любителей танцевального искусства познакомиться с различными стилистиками и направлениями. Не думаю, что в Казани часто проходят фестивали такого уровня. Только посмотрите, там и Владимир Варнава (танцовщик и хореограф Мариинского театра, лауреат «Золотой маски» — прим. ред.) будет давать класс, и Александр Могилев (танцовщик, хореограф, победитель шоу «Танцуй» на Первом канале, один из хореографов проекта «Танцы на ТНТ» — прим. ред.). Я бы сам к ним сходил.

«Великая октябрьская хореографическая революция» в театре им. Джалиля

— Вы ведь тоже будете давать мастер-класс в Казани. Думали уже над программой?

— Да, продумываю, сочиняю. Сложность в том, что я не знаю, какого уровня и возраста придут артисты. Видимо, это будет смешанная аудитория: и профессионалы, и любители. Я точно знаю, что не хочу давать просто какую-то комбинацию. Я хочу поделиться своим опытом. Все-таки обучение — это длительный процесс. Помните, есть такая притча про рыбу и удочку. Лучше дать человеку удочку и научить его удить, чем один раз дать ему рыбу. И я хочу сделать свой мастер-класс более информативным. Пусть там будет больше разговоров, чем практики.

«Мне кажется, зритель готов к новому. С другой стороны, публику могут отпугивать совсем экспериментальные вещи. Но они бы и меня насторожили. Я скорее воспринимаю это как перформансы» «Мне кажется, зритель готов к новому. С другой стороны, публику могут отпугивать совсем экспериментальные вещи. Но они бы и меня насторожили. Я скорее воспринимаю это как перформансы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У казанских танцоров прекрасная классическая база и рвение к новому»

— На #StagePlatforma приедут ведущие солисты российских театров оперы и балета. А по-вашему, есть ли в наших театрах, за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, место современному танцу? Когда хореография, например, Форсайта, Килиана или Прельжокажа станет обычным делом даже для провинциальных театров России?

— Я слышал, что современные проекты реализуют во многих городах России. Например, в Екатеринбурге, Новосибирске. Конечно, не каждая публика легко и сразу примет стиль Форсайта, когда впервые увидит. Но они могут сначала посмотреть постановки современных отечественных хореографов, которые также вдохновляются и Форсайтом, и Килианом. Мне кажется, зритель готов к новому.

С другой стороны, публику могут отпугивать совсем экспериментальные вещи. Но они бы и меня насторожили. Я скорее воспринимаю это как перформансы. Например, когда танцоры могут часами ходить на сцене по кругу. Возможно, просто еще не дорос до этого. Но это такие эксперименты скорее частного характера. И даже питерская публика их не всегда примет. Когда в центре современной хореографии стоит смысл и понимание, для чего это вообще, то публика обязательно откликнется.

С 5 по 7 ноября 2021 года в Казани пройдет IV фестиваль #StagePlatforma под руководством премьера Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля Олега Ивенко. В программе фестиваля — концерты классической и современной хореографии с участием танцовщиков из России и Германии, а также мастер-классы и лекции.

6 ноября на сцене театра оперы и балета состоится концерт «Ивенко и друзья» с участием ведущих солистов труппы ТАГТОиБ им. Джалиля Аманды Гомес, Вагнера Карвальо, Алессандро Каггеджи, Александры Елагиной, Таис Диоженес, Антона Полодюка, Ильнура Гайфуллина и других. «Программа концерта в большей степени ориентирована на классику с небольшим включением современной хореографии, — рассказывает Ивенко. — Это, так сказать, формат знакомства: зритель, который привык ходить в оперный театр на классические балеты, увидит любимых артистов в новом репертуаре и познакомится с некоторыми направлениями современного танца. Тех же, кому интересны актуальные направления contemporary dance, я приглашаю на концерт, который состоится 7 ноября».

Участниками концерта #StagePlatforma/Гала 7 ноября на сцене театра оперы и балета станут солисты Мариинского театра Анастасия Матвиенко, Александр Сергеев, Илья Живой, Владимир Варнава, солисты Большого театра Кристина Кретова и Игорь Цвирко, премьер Государственного балета Берлина Дину Тамазлакару, солист Театра балета Бориса Эйфмана Габышев, солисты Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Елена Соломянко и Иннокентий Юлдашев, хореограф Александр Могилев (Москва), Марсель и Мария Нуриевы (Казань) и другие. В программе — номера в хореографии Ратманского, Макгрегора, Живого, Варнавы, Могилева, Каггеджи и других, в том числе ряд мировых премьер. Ведущий вечера — шоумен, журналист Вадим Верник (Москва).

5 ноября участники фестиваля — танцовщики и хореографы Могилев, Варнава, Живой, Габышев, Каггеджи, Нуриев — дадут серию мастер-классов для любителей и профессионалов танца разного уровня подготовки. Подробная информация о программе мастер-классов и лекций будет объявлена позднее.

***

Фестиваль #StagePlatforma проводится в Казани с 2018 года. Цели проекта — приобщение к искусству современного танца широкой аудитории, развитие профессионального сообщества, создание платформы для реализации творческих амбиций молодых танцовщиков и хореографов региона.

Инициатор и художественный руководитель проекта — заслуженный артист Татарстана, лауреат международных конкурсов Ивенко. Фестиваль #StagePlatforma проводится при поддержке министерства культуры Республики Татарстан, президентского фонда культурных инициатив и Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля.

Дополнительная информация о проекте:

vk.com/stageplatforma

instagram.com/stageplatforma/

— Вы приезжали с балетом Бориса Эйфмана в Казань, как реагировала публика, привыкшая к «Спящей красавице» и «Баядерке»?

— На мой взгляд, это были очень успешные спектакли. Конечно, возможно, и публика была особенной. Не та, которая обычно ходит на «Спящую красавицу». Но нас принимали очень тепло, с пониманием. Думаю, тут важно сказать, что язык драматургии Эйфмана очень доходчивый. Он не старается усложнить спектакль абстрактными идеями. Наоборот, хочет сделать его понятным людям, которые, к примеру, никогда даже не читали «Братьев Карамазовых» или «Анну Каренину». К тому же Эйфман часто обращается к биографиям исторических личностей. Сомневаюсь, что многие знают о жизни Родена или Чайковского. А Борис Яковлевич старается понять и показать природу их поступков, чувства, которые они испытывали в тот момент. Причем не вербальными способами, а языком танца.

Эйфман вообще противник символизма в балете. В той же «Спящей красавице» было нормально указывать на сердце, признаваясь в любви партнерше по ходу балета. Но Эйфман против этой фальши. И в его спектаклях зритель испытывает совершенно другие чувства. Я помню, когда сам впервые это увидел и поверил, что артист на сцене искренне сопереживает, ревнует, любит, ненавидит. Для этого не нужны классические символы. Ведь можно пользоваться естественными для человека движениями.

— Руководство балетной труппы театра имени Джалиля говорит в различных интервью, что здесь нельзя поставить полноценный спектакль с современной хореографией, поскольку к этому не готова труппа, учившаяся классическому балету. Согласны с этим? Просто у многих казанских солистов есть номера современного танца, которые они показывают на тех же конкурсах или фестивалях.

— Я не согласен с такими высказываниями. Да, требуется адаптация, некое обучение, чтобы кто-то тебя направлял в новом деле. У меня как раз недавно был такой опыт. В августе я приезжал в Казань, чтобы вместе с Олегом Ивенко работать над балетом. Он как раз пригласил ребят из Татарского театра оперы и балета. Я был поражен тому, как быстро они схватывают современный танец. У казанских артистов прекрасная классическая база и рвение к новому. Это куда лучше, чем танцовщики без этой базы. Они же сразу скоординированные, музыкальные, техничные. К сожалению, когда танцовщик всю жизнь занимался только современным танцем, то он классику уже не осилит.

Есть же много удачных примеров. Как Диана Вишнева танцует современную хореографию! Это ведь изумительно. И при этом у нее отточенная классическая техника.

«В августе я приезжал в Казань, чтобы вместе с Олегом Ивенко работать над балетом. Он как раз пригласил ребят из Театра оперы и балета. Я был поражен тому, как быстро они схватывают современный танец» «В августе я приезжал в Казань, чтобы вместе с Олегом Ивенко работать над балетом. Он как раз пригласил ребят из театра оперы и балета. Я был поражен тому, как быстро они схватывают современный танец» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Он и познакомил меня с Эльмиром Низамовым, казанским самородком, удивительным композитором»

— Вы уже упомянули про спектакль для премьера казанского балета и художественного руководителя #StagePlatforma Олега Ивенко. Расскажите, как сложился ваш творческий тандем?

— На самом деле это долгая история. Еще на карантине он мне предложил подумать о 20-минутном монобалете. Но в итоге это выросло в полноценный двухактный спектакль, где будет много героев с интригующим сюжетом. Сейчас мы закончили первый акт и приступаем к работе над вторым. Причем у нас получилась довольно законченная история в первом акте. Мы даже думали показать его на #StagePlatforma в этот раз, но что-то не вышло. Возможно, в следующем году мы представим весь спектакль.

«В Казани такого не видели»: Олег Ивенко об общении с Netflix, зависти и памятнике Нуриеву

— Расскажете немного о спектакле?

— Олег просил пока ничего не разглашать. Наверное, боится каких-то суеверных моментов.

— Эта работа имеет какую-то литературную или историческую основу?

— Да, постановка сделана по мотивам исторических событий. Но мы не старались буквально иллюстрировать, а хотели передать атмосферу и проблемы героев.

— Вы уже упомянули, что моноспектакль увеличился до полноценного. Много ли будет занято артистов?

— Порядка пяти солистов, если я не ошибаюсь, и небольшой кордебалет.

— А музыку написал Эльмир Низамов.

— Да, все правильно. Это изумительная музыка. Для каждого балета именно музыка дает 80 процентов успеха. И самым сложным было найти композитора. Олег не хотел, чтобы я собирал композиции. Он настаивал, чтобы она была создана специально для проекта. Тогда же он и познакомил меня с Эльмиром, казанским самородком, удивительным композитором. Самое прекрасное, что он готов сотрудничать, включаться в процесс, а не просто работать для себя. Он полностью погружается в процесс, старается максимально прочувствовать историю, слушать мои эгоистические идеи.

— А как по жанру можно определить вашу постановку?

— Скорее психологический триллер.

«Постановка сделана по мотивам исторических событий. Но мы не старались буквально иллюстрировать, а хотели передать атмосферу и проблемы героев» «Постановка сделана по мотивам исторических событий. Но мы не старались буквально иллюстрировать, а хотели передать атмосферу и проблемы героев» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У Достоевского целый полигон идей для хореографии»

— Олег Ивенко, сыгравший Рудольфа Нуриева в фильме «Белый ворон» Рэйфа Файнса, сегодня строит наполеоновские планы. Вы действительно с этим проектом готовитесь покорить Европу и мир?

— Мы изначально планировали даже премьеру в Европе, но ситуация с коронавирусом вносит свои коррективы. Хотя я, если честно, сыграл бы премьеру именно в Татарском театре оперы и балета. Мне интересно, как его воспримут люди, менее подготовленные к современной хореографии, чем в Европе.

— А если его не примут?

— Я нормально отреагирую. История знает массу примеров, когда публика сначала отвергала увиденное, а потом признавала. Сколько хаяли и ругали спектакли Стравинского, а теперь они считаются гениальными. В такие моменты думаешь, что антиреклама может сыграть тебе на руку. Я не буду провоцировать зрителя, ничего пошлого или экстравагантного они не увидят. Голых танцоров на сцене все уже видели, какие-то пошлости тоже были показаны, испытаны. Это неинтересно. Хочу показать честную историю, которая будет в гармонии с музыкой, светом, декорациями. Тогда публика прочувствует и примет, даже если она не привыкла к современной форме танца.

— А если представить, что вас пригласили в казанский театр поставить свой спектакль, что бы вы предложили?

— Мне бы не хотелось брать национальные темы. Думаю, я бы обратился к Достоевскому. В нем столько еще нераскрытых идей и смыслов. Тем более в балете. Драматическая сцена гораздо больше обращается к Федору Михайловичу, чем балетная. А у Достоевского целый полигон идей для хореографии.

«Я хочу показать честную историю, которая будет в гармонии с музыкой, светом, декорациями» «Я хочу показать честную историю, которая будет в гармонии с музыкой, светом, декорациями» Фото предоставлено #StagePlatforma

— А что сейчас вообще происходит в мире современного танца? Какие главные тенденции можно выделить, доходят ли они до России?

— Самое главное, что люди танцуют, работают, ищут. Не уверен, что это оформилось в новые течения или тенденции. У каждой национальности свои особенности в танце. Это особенно чувствуется и воспринимается в работе с зарубежными хореографами. А среди законодателей современного танца я бы выделил Нидерландский театр балета NDT (Nederlands Dans Theater). Я давно и внимательно слежу за ними и заметил, что появилась тенденция на мелкую и детализированную пластику. Из-за этого хочется второй и третий раз приходить на спектакль. Потому что сразу всего не улавливаешь. Но это технический момент. А все остальное — дело вкуса. Кому-то нравится смотреть за литературным сюжетом, кому-то — за историческим или же вообще наблюдать за бессюжетным танцем.