«Мы несем убытки. Пассажиры — мои клиенты, это наш заработок», — критиковал новую систему главный челнинский перевозчик Николай Тятюшкин, который накануне лично вышел на проверку QR-кодов. По словам министра транспорта РТ Фарита Ханифова, только за первый день в автограде высажены 190 пассажиров. При этом Тятюшкин заявил, что в ходе его рейда попросили выйти лишь одного — жителя ближнего зарубежья. О том, с какими проблемами столкнулась контрольно-ревизионная служба, сколько в Набережных Челнах QR-зайцев и что думают жители о новой транспортной жизни, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Челнах за первый день проверок высадили 190 пассажиров
Пока в Казани история с появлением QR-кодов в общественном транспорте гремит на всю страну, Набережные Челны переживают нововведения кабмина РТ в «лайтовом» режиме. В столице республики быка за рога взяли еще в понедельник утром, не впустив в общественный транспорт почти 3 тыс. казанцев, тогда как во втором по численности городе республики решили не создавать транспортный коллапс и не мучить людей в часы пик. Первые сообщения о контролерах в автограде появились лишь ближе к полудню. А новостей о высаженных пассажирах в первый день и вовсе не поступало. В отделе транспорта и связи исполкома объяснили, что без полиции таких полномочий у контролеров нет, а представители правопорядка подключились к QR-рейдам лишь во вторник.
При этом на брифинге глава минтранса РТ Фарит Ханифов все-таки заявил о 190 высаженных «безкуарных» пассажирах в Челнах. По его словам, на днях он посещал город и общался на тему кодов с Наилем Магдеевым: «В отличие от Казани, где два крупных муниципальных предприятия осуществляет перевозки, в Челнах ситуация немного другая: автобусы небольшие, а обилечивание производит сам водитель. Мы боялись, что будет больше шероховатостей, но даже там проходило все в адекватном исполнении».
Правда, не совсем ясно, где в Челнах насчитали 190 высаженных пассажиров. Накануне на весь полумиллионный город работали всего 6 контрольно-ревизионных бригад. За работой одной из них наблюдали корреспонденты «БИЗНЕС Online». На остановке «Пединститут» на проспекте Мира (самой оживленной ветке города — прим. ред.) дежурила бригада под предводительством гендиректора «Пассажирских перевозок» Николая Тятюшкина, чьи автобусы бороздят проспекты Челнов. Он объяснил, что личный выход на QR-рейды — это вынужденная мера. «Людей, которые согласны идти на такую работу за 20 тысяч в месяц, мы пока найти не можем. А больше платить я не могу, — рассказал Тятюшкин корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Абы кого тоже брать нельзя. С пассажирами надо общаться культурно, не хамить и не поддаваться на провокации».
Бригада Тятюшкина, состоящая из нескольких контролеров и двух полицейских, вышла на остановку в 9 часов утра, но за целый день рейда из автобуса ими был высажен лишь один пассажир — житель ближнего зарубежья. Молодой человек отказывался что-либо предоставлять, уверяя, что контролеры купили себе сертификаты.
«Большинство пассажиров ездят с QR-кодами. Они с пониманием к этому относятся. Видя контролеров, предоставляют коды на бумажном носителе, кто-то показывает через телефоны, — рассказал Тятюшкин нашему корреспонденту. — Были единичные факты, когда у пассажиров имелись QR-коды в бумажном виде, но они не хотели их предоставлять. Оказывается, я как руководитель предприятия не имею права в транспорте, который обслуживает город, что-либо делать!»
«Большинство пассажиров ездят с QR-кодами. Они с пониманием к этому относятся. Видя контролеров, предоставляют коды на бумажном носителе, кто-то показывает через телефоны»
«Мы несем убытки»
Помимо проверки QR-кодов пассажиров Тятюшкин попутно следил за работой своих водителей на линии. Так, например, в какой-то момент он заметил, что по перекрестку летел один из его микроавтобусов, который и не собирался тормозить на остановке. Николай Иванович, вытянув руку, словно сотрудник ДПС, буквально выбежал на дорогу, требуя остановить машину.
«Тебе по шее дать?» — влетело заметно покрасневшему водителю. «А может, вам? Делать нечего?» — возмутилась одна из пассажирок. Контролер попросил предъявить ее QR-код, а также сдержанно объяснил, что находится тут не от хорошей жизни, а в случае необходимости к нему на подмогу может прийти сотрудник полиции: «Мне не надо грубить. А водителя я могу наказать за то, что он проехал мимо остановки. Ты меня услышал?»
Главный городской перевозчик с грустью констатировал 40-процентное падение пассажиропотока за первые два дня нововведений: «У нас в городе 57 тысяч льготников. Из них 23 тысячи сегодня находятся в черном списке. Есть и неоправданные случаи блокировки карт. Вчера мы разбирались со случаем женщины с QR-кодом, но заблокированным проездным. Сейчас разбираются, почему так. Где-то случился сбой».
Накануне о проблеме высказались в минздраве РТ. В пресс-службе министерства отметили, что существует три базы данных, которые формируют QR-код: федеральный регистр вакцинированных, федеральный регистр перенесших заболевание, региональный регистр лиц с медицинским отводом: «Оператор автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте (АСОП ГПТ) передает в минздрав Татарстана данные по гражданам старше 60 лет для их сверки по трем базам данных. В связи с этим возможны технические проблемы, связанные с расхождениями в написании персональных данных граждан, требующие дополнительной проработки».
В министерстве добавили, что разблокировка льготных транспортных карт осуществляется в течение 24 часов с момента поступления в базу данных оператора АСОП ГПТ сведений об исключении оснований для блокировки.
«Проблема актуальна не только для граждан с QR-кодами, которым заблокировали карты, но и для нас. Мы несем убытки, — продолжил Тятюшкин. — Та же гражданка с QR-кодом не собирается платить за проезд, она прекрасно знает, что уже положила на свою карту деньги. Но все это временное явление».
Не в восторге от новой системы и Тятюшкин, в адрес которого прилетела часть «пожеланий» от прохожей: «Обидно, что мы целыми днями здесь мерзнем. Мне это не нужно. Мне, наоборот, выгодно, когда пассажиров больше. Это мои клиенты, это наш заработок»
«Проблемы есть: смартфоны работают долго, у них слабая камера»
Стоит отметить, что некоторые сотрудники контрольно-ревизионной бригады под конец дня просто проверяли наличие QR-кодов, не сканируя их. О работоспособности выданных смартфонов модели ZTE Blade A3 мы писали ранее. «Смартфоны работают долго. У них слабая камера. Проблемы есть. Это при том, что мы еще на улице и не двигаемся, а в едущих трамваях смартфоны не могут поймать QR-код. Данный вопрос мы вчера тоже задавали. Но они уже закуплены», — разводил руками Тятюшкин.
Несмотря на вежливое обращение контролеров с пассажирами, избежать шумных ситуаций все же не удалось. В один момент на остановку пришла женщина, которая изначально хотела воспользоваться автобусом, но, увидев рейд, не сдержала эмоций. После яркого спича в адрес группы в зеленых «манишках» она расстроенно направилась в противоположном направлении. «Эти вакцины и коды мне жизнь испортили. Я месяц конкретно болела ковидом, месяц прощалась с жизнью. А мне поставили ОРВИ. Хотя проверка в платной клинике показала, что у меня зашкаливают антитела. Но мне не дают возможности ничего делать. Я не могу работать. И справку тоже не дают, — негодовала она. — Один сверху даст указание, а остальные у нас трясутся за свои теплые кресла. Татарстан всегда был полигоном для неприятных российских нововведений».
По словам женщины, вместо введения обязательной вакцинации властям следовало бы пропагандировать здоровый образ жизни и делать спорт доступным: «Не надо закрывать пенсионеров и инвалидов в четырех стенах, нужно, чтобы они были социально адаптированы. Необходимо, чтобы дети ходили в бесплатные секции, пусть мэры бегают туда-сюда в спортивных трусиках и показывают пример».
К слову, не в восторге от новой системы и Тятюшкин, в адрес которого прилетела часть «пожеланий» от прохожей: «Обидно, что мы целыми днями здесь мерзнем. Мне это не нужно. Мне, наоборот, выгодно, когда пассажиров больше. Это мои клиенты, это наш заработок».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 149
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.