Иван Грачев: «Если бы действительно сложился такой союз, в гибридной войне с США он победил бы действительно в короткие сроки» Иван Грачев: «Если бы действительно сложился такой союз, в гибридной войне с США он победил бы действительно в короткие сроки» Фото: «БИЗНЕС Online»

Соединенные Штаты платить-то не привыкли

Наиболее значимым событием на минувшей неделе стали, конечно, переговоры президентов Владимира Путина и Джозефа Байдена по защищенному каналу связи. По двум причинам. Первая — если честно начать считать вероятность конфликта Соединенных Штатов и России, переходящего в ядерную войну, то она будет, безусловно, выше одной десятимиллионной. То есть выше контрольного уровня, допустимого для таких ситуаций, причем на порядки выше. Это означает, что любые шаги в направлении уменьшения рисков важны. А самые важные шаги, понятно, могут сделать два президента.   

Вторая причина — риск появления железного занавеса, известного еще со времен Советского Союза. Я тогда не вступил в Коммунистическую партию и никогда не собирался в нее вступать, и знал, что из-за этого за границу меня не пустят. Занимаясь наукой, понимать, что ты не сможешь встретиться и пообщаться с зарубежными коллегами, было неприятно. И я не желал бы ни себе, ни своим детям, ни своим внукам этого железного занавеса. А его элементы уже появились. Так, получить американскую визу в России обыкновенному человеку сейчас чрезвычайно трудно.

Результаты переговоров двух президентов для меня оказались выше ожиданий. Обычно я начинаю оценки с триангуляции. Уже как-то писал в «БИЗНЕС Online», что, если мы рассматриваем большие дела для «шарика», надо учитывать, что есть три полюса — США, Китай, Россия. Для меня это была просто аксиома, что в нынешнем мире полноценный союз Китая и России, если он экономический, военный и политический, задавит Соединенные Штаты очень быстро. Если бы действительно сложился такой союз, в гибридной войне с США он победил бы действительно в короткие сроки. Поэтому США просто вынуждены вести основную линию в политике — не допускать образования такого, прежде всего военно-политического, союза.

Еще когда к власти пришел Дональд Трамп, я был уверен, что будут сделаны попытки в направлении раскола союза Китая и России, США станут пытаться предложить нашей стране что-то такое, что поможет максимально отодвинуть ее от Китая. Трамп — бизнесмен, и он пытался решить эту проблему, что-то предлагая взамен, как и положено бизнесмену. По крайней мере, в его штабах обсуждали, что можно предложить России и как предложить. Но Соединенные Штаты платить-то не привыкли! И в этом смысле Трамп очень быстро угодил под разгромную критику.

Байден пытается решить данную проблему классически. А классическая политика американцев — это такой бандитский «наезд-отъезд». Вот «звездные войны» затеяли, потом заявили, что откажутся от «звездных войн», если взамен Россия кое-что сделает. Еще одна черта американской политики — «обещалки». Классика — это когда Михаилу Горбачеву обещали, что НАТО расширяться на восток не станет. Об этом мне говорил профессор Владимир Лукин, он был тогда чрезвычайным и полномочным послом РФ в США и присутствовал, когда американцы давали Горбачеву такие обещания. А Владимиру Петровичу я верю на 100%.

Результаты переговоров двух президентов для меня оказались выше ожиданий Результаты переговоров двух президентов для меня оказались выше ожиданий Фото: kremlin.ru

В тени состоявшихся переговоров маячит тень Поднебесной

Если Байден задачу пытается решить американской классикой — «наезд-отъезд» и «обещалки», то Россия в этот раз ведет себя по-другому. Покупаться на обещания не склонна, а технологию «наезд-отъезд» наша страна и сама освоила неплохо. Что в результате имеем? На мой взгляд, интересно посмотреть, что о переговорах двух президентов сказали российские официальные лица и пресса, что — американские официальные лица и пресса. Мнение Украины не очень интересно, хотя там есть неплохие аналитики. А вот взгляд Китая и отзывы китайской прессы интересны, потому что понятно, что в тени состоявшихся переговоров маячит тень Поднебесной.

На брифинге помощник президента РФ Юрий Ушаков довольно подробно рассказал, как проходили переговоры, — я повторяться не буду. Но для меня наиболее интересным был ответ Путина на заданный ранее вопрос журналистов — если красные линии Украина перейдет, введете туда свои войска? Президент не стал, как и принято в дипломатии, отвечать прямо, но заметил, что тут создастся угроза такого уровня, что бездействие в такой ситуации было бы преступным. Если перевести с дипломатического языка на бытовой, это, по-моему, прямо означает, что в этой ситуации Россия введет войска на Украину. На мой взгляд, в той или иной форме данная позиция была озвучена Путиным и на переговорах.

После них в Соединенных Штатах прошло несколько брифингов. На одном из них в Белом доме советнику американского президента по национальной безопасности Джейку Салливану задали аналогичный вопрос — как США среагируют, если Россия введет войска на Украину? Ответ был тоже дипломатичным, но совершенно ясным: «Мы будем готовы оказывать больше военной помощи Украине, не считая той, которую оказываем и так». Кроме того, Салливан сказал, что США в таком случае были бы готовы разместить дополнительные силы на территории стран-союзниц на востоке Европы — в Прибалтике, в Польше. То есть однозначно никаких ответных военных действий Соединенные Штаты предпринимать в этой ситуации не станут.

На мой взгляд, это фиксирует, что озабоченность России появлением на Украине наступательных вооружений услышана в США. И было предложение эту озабоченность РФ в стратегической стабильности в связи с Украиной обсудить с ведущими европейскими странами — упоминались Италия, Германия, Франция, Великобритания, а также союзники в Индо-Тихоокеанском регионе. Такое зафиксировано вроде бы впервые — раньше Соединенные Штаты твердо и однозначно говорили: катитесь отсюда, как хотим, так и делаем. А тут признали, что у России есть основания для беспокойства. Переговоры по этой теме будут продолжены на уровне рабочих групп.

С моей точки зрения, все это просто принципиально меняет вероятность каких бы то ни было провокаций на Украине в части, допустим, ввода украинских войск в Донбасс. Картина получается совершенно однозначная. Что характерно, на эту тему дополнительно высказался начальник генштаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов, заявивший, что Россия будет пресекать любые провокации Киева по силовому решению проблемы Донбасса.

Президенты также зафиксировали — тоже, по-моему, впервые, — что готовы добиваться прекращения огня в Донбассе и выполнения Минских соглашений. Раньше об этом говорилось уклончиво.

Американские официальные лица также отмечают на брифингах,  что никаких санкций против «Северного потока» и 35-ти друзей Путина в оборонном бюджете США не содержится Американские официальные лица также отмечают на брифингах,  что никаких санкций в отношении «Северного потока» и 35 друзей Путина в оборонном бюджете США не содержится Фото: © Виталий Подвицкий, РИА «Новости»

Байден после переговоров с Путиным не позвонил Зеленскому

Американские официальные лица также отмечают на брифингах, что никаких санкций в отношении «Северного потока» и 35 друзей Путина в оборонном бюджете США не содержится. Значит, американцы выкинули все это при подготовке к переговорам двух президентов. Это тоже позитивный признак.

В части дипмиссии, железного занавеса оба президента признали, что нынешнее состояние недопустимо, и зафиксировали создание рабочих групп, которые обеспечат нормальные дипломатические, визовые условия. Думаю, это тоже имеет какое-то значение для граждан Российской Федерации и в целом для фиксации ситуации.  

На мой взгляд, такие результаты переговоров существенно выше тех, которые ожидались. Но при этом надо иметь в виду, что сама американская схема так и осталась американской — каких-то фиксированных, юридически обязывающих договоренностей нет. Есть только те самые «обещалки», предлагается двигаться в определенном направлении, и все. И не факт, что появятся юридически обязывающие документы. Хотя воздействие на украинскую ситуацию все равно считаю стабилизирующим.    

Что интересно, в китайской прессе наиболее значимой была фиксация того, что Байден после переговоров с Путиным не позвонил Владимиру Зеленскому (только позднее, 9 декабря). И в Соединенных Штатах, и у нас в стране сообщают, что два президента обсуждали в основном Украину, посвятив ей половину времени, тем не менее Байден после этого не счел необходимым позвонить президенту Украины и рассказать, о чем же он беседовал с Путиным. Для меня фиксация китайцами данного пункта означает, что они в этом уловили что-то серьезное. Как сказали бы у нас при традиционных обсуждениях на кухне, по-видимому, Соединенные Штаты по части Украины уступили России.

Еще один факт о том, как переговоры связаны с Китаем — тоже чрезвычайно характерный вопрос и ответ, прямо увязывающий Тайвань и Украину. Этот вопрос задали на американском брифинге после переговоров — о том, что Си Цзиньпин собирается силой забрать Тайвань. Ответ представителя американской администрации был таков — что США постараются дипломатическими методами не допустить силового вмешательства России на Украину и Китая — в Тайвань.

Если резюмировать, думаю, что тот риск, о котором я говорил, — вероятность конфликта Соединенных Штатов и России, переходящего в ядерную войну, — после переговоров двух президентов уменьшается. Железный занавес теперь тоже немножко поднимается. Что касается попытки вбить клин между Россией и Китаем, на мой взгляд, ничего нового не произошло, никаких обязательств тут Россия на себя не взяла. Думаю, и раньше, в Женеве, наша страна зафиксировала, что не позволит раздолбать Китай ядерным шантажом, и, полагаю, также зафиксировала определенный нейтралитет по Тайваню. Китай проблему с Тайванем сам решит — по-китайски спокойно и не торопясь, это вопрос времени.

Так что переговоры двух президентов под Новый год стали редкой по нынешним временам вполне позитивной новостью.