Наиль Валеев - экс-министр образования Татарстана:
- В 2008 году, когда я был министром образования, из 120 различных представительств и филиалов вузов в Татарстане мы совместно с прокуратурой и МВД РТ закрыли 116. Шум был на всю Россию! Мне звонки с угрозами даже из Москвы поступали. Было не легко, но если президент и премьер-министр поставили задачу, мы должны были решить ее во что бы то ни стало. В республике этих сомнительных учебных заведений столько "работало"! Собирали деньги на простом обмане людей, не давая знаний. Ведь выпускник, получая диплом, считает себя специалистом с высшим образованием. Когда я был ректором в Елабужском госпедуниверситете, на прием приходили с такими дипломами, желая получить второе, государственное образование, но мы их не могли даже на третий курс взять.Что касается аудита по всей России, то приведу один пример. Как-то в кулуарах одного из форумов крупный чиновник из минобраза России рассказывал, что им было закрыто несколько филиалов вузов по стране, но сотрудники из их же министерства, вероятно, не бесплатно, помогли хозяевам лже-учебных заведений через суд добиться вновь их открытия. Поэтому главный вопрос -– кто будет проводить такой аудит?
Борис Кузнецов - профессор, завкафедрой «Экономика организация и управления производством» ИНЭКА:
- Аудит однозначно нужен. Потому что потребности сегодняшнего дня очень сильно отличаются от того времени, когда формировались стандарты образования. Например, стандарты, по которым мы сейчас работаем, они введены для бакалавриата совсем недавно, но уже отстают по времени от реального положения вещей. Аудит нужен, это правильное решение. Самое главное, надо освободиться от политики. Потому что у нас очень большой фактор – политический. Нам навязывают эту ультралиберальную отжившую в свое время экономическую теорию. А реальность совершенно другая, мы здесь отстаем очень сильно. Качество образования в вузах меня категорически не устраивает. Мы идем вообще здесь по ложному пути. Ту линию, которую проводит министерство образования РФ, я с ней категорически не согласен, как с ней же не согласен и совет ректоров РФ. Совет, который играет лишь совещательную роль, никогда линию Фурсенко не поддерживал – вузы против его системы. Равно как я не согласен со стандартами подготовки в средних школах. Ориентация на ЕГЭ категорически неприемлема. Люди учатся не мыслить, а отгадывать. Им в головы вдалбливают какой ответ будет правильный или неправильный. Учителя ломают свою душу только ради того, чтобы их школьники получали высокие оценки. И посмотрите, как мало людей сдают физику, химику, биологию, математику. Это тоже неправильно. Это должны быть при любых режимах обязательные дисциплины! У нас и литературу выбросили… Ее взяли и «надругались», сделали факультативом. Студенты, школьники совершенно не умеют мыслить, писать сочинение, так как их натаскивают именно на отгадывание. Это совершенно другой тип мышления. «Кнопочное мышление».
Я откровенно считаю, что претендентов среди вузов, которые надо закрывать, много. Во-первых, это должны быть те вузы, которые не обеспечены площадями. У нас ведь до чего в свое время доходило – открывали вузы чуть ли не в подъездах. Никаких площадей нет, а уже вывеска есть, лицензию получили, понятно как – давали взятки. Второе главное требование – материально-техническая база обучения. У нас ни один технический вуз не открылся в режиме частной собственности! Открывались в основном негосударственные там, где ее, базу, иметь не надо. Так мы и создали этот перекос: деньги платишь, мы тебе диплом выдаем. Все же государственные вузы как-то поддерживаются, база создается. А провинциальные вузы поддерживаются плохо. А частные вузы вообще халтурят. Я когда с ними сталкиваюсь – удивляюсь, как им вообще разрешили преподавать? Преподавателей нет, библиотека не укомплектована методическими материалами, нормативных площадей нет. В СССР было около 600 вузов. Я, чтобы поступить в Уральский политехнический институт на физико-технический факультет, сдавал 6 экзаменов. И чтобы пройти по конкурсу, я должен был набрать 30 баллов, все экзамены только на «пятерки». А сейчас туда, где есть физика, вообще почти никто не идет. А производство, жизнь как раз требует инженерных кадров! Вот наша академия заказала 700 госбюджетных мест. Нам и дали в основном на естественные направления. А там физика. И поскольку на этих направлениях дефицит, туда проходят и абитуриенты с очень низким баллом.
Фарид Сафин - директор ООО «Торговый дом «Ваш быт»:
- Я как работодатель часто сталкиваюсь с тем, что люди имеют высшее образование, но не имеют практических знаний и не являются хорошими специалистами. Раньше вузы имели конкретную специализацию, и преподаватели были специалистами-практиками, которые отлично знали свое дело. Например, я учился в КАИ, и нашими преподавателями были люди, которые давали не только теоретические знания, но и отличные практические навыки. Мне кажется, вузы нужно не сокращать, а перепрофилировать.
Анатолий Макаров - директор филиала КФУ в Набережных Челнах:
- Думаю, что президент тоже замечает, что редко какой вуз РФ не ведет эти специальности. Тем более что и у федеральных вузов, которые сегодня созданы, есть право разрабатывать собственные стандарты образования. Что это означает? Система образования всегда была консервативной, никуда не денешься от этого. Но лицензионные требования и стандарты самой методики обучения все равно должны выдерживаться. Не должно быть, наверное, так, чтобы каждый вырабатывал свои. И то, что на данный момент вузы не учитывают потребности работодателей и регионов, это наверняка есть. Хотя если вуз проблемой озадачился, он может реагировать на нее. У нас четыре кафедры, и работодатели участвуют в разработке наших образовательных планов.
Внутренний аудит, мне кажется, был бы эффективнее. Со стороны если люди придут, неизвестно еще, смогут ли они правильно все оценить? И как это будет, пока неясно. Будет создаваться отдельная экспертная группа, скажем, на регион или несколько городов? И эта группа будет разъезжать по вузам?
Я не считаю, что вузам нельзя заниматься непрофильными специальностями. Все зависит от кафедр. Скажем, мука и масло у всех одинаковые, рецептура тоже, а меню совершенно разные, так как вкусное блюдо зависит от мастерства повара. Образование - многокомпонентный пирог. И в любой услуге, тем более в образовании, заложена возможность обмана доверия покупателя, причем так, что он даже не заметит. По количеству студентов на 10 тысяч человек мы сейчас лидеры во всем мире. А толку? Поэтому и рейтинг нашего образования низкий. Интегральные показатели, критерии подготовки студентов становятся «серыми». Если образование высшее, оно и должно быть действительно высшим, элитным.
Ольга Трифонова - директор по Приволжскому федеральному округу рекрутинговой компании «Бигл»:
- Тема аудита вузов и образовательных программ проблемная и емкая. К сожалению, сегодня образование становится формальным, ради корочки диплома, а качество полученных знаний, не подтвержденное практикой, оставляет желать лучшего. При подборе кандидатов мы обращаем внимание на их образование, особенно если у соискателя нет опыта работы. Тут и мы, и наши клиенты сталкиваемся с рядом сложностей. Во-первых, сегодня ценится не коммерческое, а государственное образование, а также отдается предпочтение очному образованию, а не вечернему и тем более не заочному. Во-вторых, сегодня существует большая проблема в специализациях, на которые вузы делают упор. Очень часто они выпускают «профессионалов», которых и так очень много на рынке. Поэтому один из вариантов решения вопроса - это перепрофилирование вузов и учет реальных потребностей рынка и работодателей.
Марсель Шамсутдинов - управляющий группой компаний «Райдэн»:
- На мой взгляд, мера неплохая. Главное, чтобы аудит проводили не чиновники, а члены экспертного совета. В противном случае, это может превратиться в коррупцию. Конечно, уровень образования сейчас резко снизился, и это действительно большая проблема, которую нужно решать. Появилось много вузов, которые просто дают диплом о высшем образовании, но не дают знаний и не готовят квалифицированных специалистов. Я, например, когда принимаю человека на работу, смотрю на его образование, и если претендент закончил какой-то очередной недавно образованный вуз, я буду дольше проводить собеседование, чтобы понять его уровень знаний. Мне кажется, сейчас можно смело сократить на четверть процент вузов. Нам, прежде всего, нужны специалисты с техническими знаниями, а не юристы с экономистами, которых и так очень много. Сейчас в городе очень мало хороших специалистов, инженеров, например. И эту проблему нужно решать.
Алексей Мамаков - генеральный директор компании «Неон-Арт»:
- Я считаю, что аудит провести нужно, но только для того, чтобы выявить ситуацию и дать ей экспертную оценку. Что касается уровня подготовки специалистов - сейчас она, с моей точки зрения, стала хуже. Все идет по упрощению. Видимо, и подход к учебе у студентов другой, и специалисты уходят из науки - в бизнес, в прочие структуры… А работать в вузе должно быть и престижно, и выгодно. Сейчас я не могу сказать, что это так. Надо повышать зарплату преподавателям вузов. Вообще, человек должен знать, сколько он на своей должности будет получать через пять лет. У него должна быть перспектива - с учетом и коэффициента инфляции, и с ростом его профессиональной подготовки, компетенции, активности на этой должности…
По непрофильным специальностям - да, нужно делать аудит. Но вот возьмем КАИ - подготовленные здесь авиаконструкторы, они все нужны экономике. Главный инженер нашей компании закончил КАИ и применяет полученные там знания, профессиональные навыки, пусть и в другой сфере. Если уж его научили проектировать самолеты - а это сложнейшее дело, то с другой работой он справится. То есть даже если выпускник вуза работает не по профилю, он все равно успешно применяет полученные знания. Может быть, другой вуз не сможет подготовить, например, юристов, так же, как их готовит КФУ. Но там прием ограниченный, и очень большой конкурс. И хорошо, что у молодого человека есть возможность поступить на эту специальность в другой вуз, получить ее, закрепиться, развиваться, проявить себя…
Это проще всего - закрыть, запретить. Ведь чтобы что-то создать, нужно приложить огромное количество усилий, а чтобы разрушить - вот сколько времени надо на подпись, за это время можно разрушить. Но давайте спрогнозируем, к каким последствиям приведет закрытие и сокращение, как это отразится в будущем на экономике страны в долгосрочной перспективе. У нас все чиновники этим страдают - запретить! А давайте поработаем, а? Давайте, скажем, повысим качество образования… А скоропалительных решений мы напринимали достаточно. Давайте будет действовать осторожно. Все-таки это люди, это наука, а она всегда требовала и много денег, и много времени. Короче говоря, цель должна быть - не разрушать, а создавать.
Сергей Чернов - заместитель генерального директора «КАН Авто»:
- Сфера образования - это, на мой взгляд, одна из тех сфер, которые не были затронуты при формировании новой России. Принципиальных преобразований там практически не произошло. За рубежом - я там часто бываю, могу сравнивать - где-то после второго-третьего курса студенты, получив фундаментальные знания, уже ориентируются на ту или иную специализацию. У нас же выпускник вуза доучивается на свою специальность уже в процессе работы.
Мне самому повезло - на третьем курсе, во время практике на ВАЗе, я уже подписал письмо об обучении для этого предприятия по специальности «робототехнические системы и комплексы», а тогда специалистов в этой области не было… К сожалению, мой случай - единичный, хотя это, наверное, оптимальный путь. Потому что уже в вузе я четко представлял, где буду работать, на какие знания мне нужно сделать упор…
Так что ревизия по вузам нам нужна, потому что очень много, на мой взгляд, мусорных вузов, тех, которые не востребованы сегодня на рынке. Это вузы, которые выдают дипломы специалистов только для того, чтобы получить прибыль. Но для чего такие специалисты нужны? Поэтому инициативу Путина об аудите я поддерживаю. Но я бы провел этот аудит несколько шире. Вопрос стоит вообще об образовании - в том числе среднем. Во что сегодня превратилось среднее образование? Какие знания детям дают школы, это вообще шокирует. Там приветствуется не думать своей головой, а сдуть с интернета любую работу. Поэтому с каждым годом сложнее заставить детей что либо воспринимать и решать самому - по любому поводу лезут в интернет, берут оттуда готовые фразы и готовые мнения… А надо учить детей, школьников думать, размышлять, анализировать, принимать решения!
Вот и для этого нужен аудит - то есть определение точки текущего состояния. Если проведем аудит, мы поймем, в какой точке находимся, и яснее будем представлять, к чему надо стремиться и как туда дойти.
Татьяна Федорова - председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:
- Качество образования, которое получают молодые люди в наших вузах, нас, конечно, не устраивает. Технические высшие учебные заведения должны давать нам инженеров, способных мыслить и работать на производстве. В последнее время вузы таких инженеров не готовили - на выходе получались обычные специалисты с высшим образованием. А сегодня на предприятиях не хватает молодых людей, которые знают толк в технологиях. К примеру, в текстильной и легкой промышленности все оборудование инновационное, и нам нужны новые кадры, которые бы с ними работали. Нам не нужны люди, которые будут командовать, не нужны управленцы – требуются технически грамотные люди, которые будут работать на производстве. В этом плане ощущается кадровый голод, катастрофический дефицит.
Нужно, чтобы молодой человек по велению своих способностей поступал в тот вуз, в котором он хочет получить образование, а не в пять вузов подавать документы, чтобы потом ждать, где по конкурсу пройдет. Молодые люди должны понимать, зачем они пришли в профессию. Так было в советский период – многие его не любят, но тогда хорошая кадровая подготовка была.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.