Рудольф Нуриев всегда остро чувствовал, что классический балет должен быть живым искусством, требующим бесконечного обновления, указывают эксперты «БИЗНЕС Online», комментируя афишу 35-го по счету балетного фестиваля имени знаменитого танцовщика и хореографа, памятник которому расположен возле театра им. Джалиля. На этот раз мероприятие, стартовавшее с премьеры хрестоматийного «Щелкунчика», собрало приличный букет из звезд отечественного балета, ставших доступными в условиях закрытых «культурных границ». Но на этом фоне еще более ярко смотрится всякое отсутствие идей и желания развивать свое детище у организаторов форума, считающих главным критерием успеха в искусстве число проданных билетов. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В театре им.М.Джалиля сегодня стартует XXXV Международный балетный фестиваль им. Нуриева
Реформатор балета оказывается «глашатаем» форума с ультраконсервативной политикой
Скромные принцессы и гордые пираты, цветочные феи и лесные колдуньи, царские мужи и уличные кокетки… Все это можно будет увидеть на XXXV Международном балетном фестивале им. Нуриева, стартовавшем в ТАГТОиБ им. Джалиля. Традиционный форум призван объединить достижения классического балета и представить казанской публике ряд звездных артистов из главных театров страны. Но насколько фестиваль сегодня решает такие задачи и как развивается?
Подобное мероприятие, бесспорно, актуально в стенах большого академического театра и интересно широкой публике, которая раскупила билеты стоимостью до 3,5 тыс. рублей. А имя гордости татарского народа Рудольфа Нуриева (легендарного солиста, хореографа, директора балета Opera de Paris) увеличивает художественный вес смотра, но и предъявляет к нему определенные требования.
И здесь возникает диссонанс: яркий диссидент, реформатор балета оказывается «глашатаем» форума с ультраконсервативной политикой. Его программу в очередной раз составят редакции классических шедевров из репертуара балетной труппы казанской оперы: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского, «Жизель» и «Корсар» Адана, «Дон Кихот» Минкуса. «Анюта» Гаврилина в постановке Владимира Васильева (он в свои 82 года тоже собирается выйти на сцену) — крепкий, но тоже традиционный по нынешним меркам спектакль. На эксклюзив претендует лишь национальный балет «Золотая Орда» Резеды Ахияровой и Георгия Ковтуна. Но и он, как известно, значится в афише театра с 2013 года, а значит, далеко не нов для казанской публики.
Безусловным достоинством фестиваля остается показ разнообразия отечественных исполнительских школ. В юбилейном смотре примет участие труппа ТАГТОиБ и более 20 приглашенных солистов из различных театров страны. В привлечении звезд директору казанской оперы Рауфалю Мухаметзянову традиционно помогает московский продюсер, экс-премьер «Кремлевского балета» Айдар Шайдуллин, его «Русконцерт» в этом году на организацию фестиваля получил, согласно сайту госзакупок, 11,1 млн рублей.
Лучших солистов театра публика увидит на премьере «Щелкунчика», которой откроется фестиваль. Темпераментная бразильянка Аманда Гомес и утонченная Кристина Андреева исполнят роль Маши, фактурный бразилец Вагнер Карвальо — роль Принца
Украшением форума станут разноплановые артисты Большого театра. Поклонников аристократичных линий и выразительных поз порадуют Екатерина Крысанова и Семен Чудин. Они исполнят партии Авроры и Дезире в «Спящей красавице», Чудин также заменит премьера театра им. Джалиля Олега Ивенко, решившего взять паузу для залечивания травм, в премьерном «Щелкунчике». Адепты непринужденно виртуозной манеры танца и актерской харизмы оценят выход Вячеслава Лопатина (Модест Алексеевич) в «Анюте». С ним на сцене выступит солистка Пермского театра оперы и балета Булган Рэнцэндорж (Анна).
Любители танцовщиков-актеров и проработанных образов насладятся работой Элеоноры Севенард (Одетта-Одиллия) и Дениса Родькина (Зигфрид) в «Лебедином озере», а также рядом увидят прошлое и настоящее русской исполнительской школы. Мэтр отечественного балета Васильев предстанет на форуме в облике Петра Леонтьевича («Анюта»), а звездный Иван Васильев (он недавно со скандалом покинул Михайловский театр, где служил последние годы: директор учреждения Владимир Кехман заявил о прекращении сотрудничества с танцовщиком, потому что «на сцене Михайловского театра халтурщикам не место») — в облике Базиля с примой-балериной Кремлевского балета Екатериной Первушиной («Дон Кихот»).
Ценителей мощных прыжков, высоких поддержек и прочих балетных трюков удивят солисты Мариинского театра Кимин Ким и Мария Хорева. Они исполнят партии Зигфрида и Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Для почитателей ирреальной лирики в «Жизели» выступят танцовщики МАМТа Оксана Кардаш и Иван Михалев. «Земную» грань романтического балета представят солисты Михайловского театра Екатерина Борченко (Медора) и Павел Савин (Конрад), которые выйдут на сцену в «Корсаре».
Лучших солистов театра им. Джалиля публика увидит на премьере «Щелкунчика», которой откроется фестиваль. Темпераментная бразильянка Аманда Гомес и утонченная Кристина Андреева исполнят роль Маши, фактурный бразилец Вагнер Карвальо — роль Принца. Также солисты театра выступят в национальном балете «Золотая Орда». Завершат торжество гала-концерты.
«Фестиваль Нуриева может быть классическим. Сам он не один год шел к пониманию современного искусства. Но всегда остро чувствовал, что классический балет должен быть живым искусством, требующим бесконечного обновления»
«45-е версии «Лебединого озера»
Парад звезд этого года впечатляет. Видимо, текущая международная политическая ситуация пусть и закрыла дорогу в Казань иностранным артистам, зато сделала более доступными для Нуриевского фестиваля тех же ведущих танцовщиков Большого театра.
Одновременно все вышесказанное не снимает вопросов к репертуарной политике форума. Эту тему «БИЗНЕС Online» обсудил с отечественными балетными критиками, которые сами в последние годы приезжали в столицу РТ на фестиваль, носящий имя Нуриева.
«Зритель в любые времена стремится в театр, однако на фестивалях не должны идти рядовые спектакли, их задача — стимуляция культурного производства, демонстрация новой музыки и хореографии. Все остальное — это post festum („после праздника“, т. е. после случившегося, с опозданием; задним числом — прим. ред.), — считает известный критик, помощник руководителя балета и редактор изданий театра „Урал Опера Балет“, регулярно собирающего „Золотые маски“ в профильных номинациях, Богдан Королек. — Является ли новаторством перекройка старинных балетов по своему вкусу? Сам Нуриев был по-настоящему радикален, когда приглашал в Парижскую оперу новых хореографов».
Другой балетный профессионал, ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра Анна Галайда считает разумным присутствие традиционных спектаклей в фестивальной афише. Однако ратует за их непрерывное преображение (как это делал Нуриев), призывая хореографов искать новые формы претворения балетной классики. «Фестиваль Нуриева может быть классическим. Сам он не один год шел к пониманию современного искусства. Но всегда остро чувствовал, что классический балет должен быть живым искусством, требующим бесконечного обновления, — рассказала Галайда „БИЗНЕС Online“. — И как танцовщик, и как хореограф Нуриев искал новые формы выразительности в академической классике — именно это стоит за его редакциями балетов Петипа. Это не те 45-е версии „Лебединого озера“, вся оригинальность которых заключается в том, что па-де-бурре слева направо меняется на па-де-бурре справа налево. Когда Нуриевский форум появился, сама его идея была небанальна и актуальна: представляя звезд балета со всего СССР и позже мира, он открывал форточку, позволял зрителям за пределами столиц собственными глазами видеть все разнообразие разных балетных школ и подходов к развитию классического танца».
Одновременно эксперты отмечают необходимость появления на фестивале современной хореографии, которая присутствует здесь обычно лишь в виде пары-тройки номеров на гала-концертах. Это позволит публике не уставать от классики и искать в ней новые грани, а солистам — высказываться на разных пластических языках.
Балетный критик Лейла Гучмазова уверена — уровень казанской труппы и приглашенных солистов позволяет стилистически расширить афишу театра. «Фестиваль имени Нуриева старается не терять в качестве. Радует, что в казанский театр приезжают лучшие отечественные артисты, а в труппе продолжают работать зарубежные — значит, им смогли создать нужные условия, — указывает она в беседе с нашим корреспондентом. — И как раз на этом благополучном фоне традиционная программа фестиваля не самая сильная его сторона. Нуриев всю жизнь стремился к свободе самовыражения, и было бы логично, если бы фестиваль его имени наследовал эту черту. Тем более в Казани есть точки, где существует актуальное искусство».
«С годами Нуриев пришел к пониманию роли современных форм хореографии. И, став руководителем большого академического театра Opera de Paris, целенаправленно стал вводить в него актуальные спектакли. Он понимал, что развитие — это соединение старого и нового» (на фото: Нуриев и артисты Королевского балета репетируют «Жизель, 1975 г.)
Гучмазова подчеркивает, что классические спектакли труппа театра им. Джалиля реализует на достойном уровне. «Но Нуриевский форум длителен по времени, и ему определенно не хватает хотя бы одного вечера экспериментов, где артисты могли бы высказаться о себе и своем месте в мире в более близких современному человеку формах танца. Этот шаг точно не отяготил бы бюджет и притом позволил бы разнообразить афишу и поднять статус фестиваля. Такой контраст, кстати, мог бы на порядок освежить восприятие классических спектаклей», — резюмирует она.
Появление экспериментальных балетов не только снимет противоречие между репертуаром и «доверенным лицом» фестиваля, но и встроит его в иерархию лучших российских и мировых балетных форумов, а также расширит постоянный репертуар театра, способствуя коммуникации руководства и артистов ТАГТОиБ с ведущими отечественными хореографами.
«С годами Нуриев пришел к пониманию роли современных форм хореографии. И, став руководителем большого академического театра Opera de Paris, целенаправленно стал вводить в него актуальные спектакли. Он понимал, что развитие — это соединение старого и нового, — отмечает Галайда. — В том же направлении трансформировались и многие фестивали классического балета: они не пускают пыль в глаза, скупая исполнителей, а показывают идеи — либо заказывая под эгидой фестивалей новые спектакли, либо приглашая труппы, в репертуаре которых есть прорывные спектакли. Сейчас в самой России выросло поколение хореографов, конкурентоспособных на самом высоком мировом уровне. Поэтому, чтобы увидеть лучшее, необязательно даже выписывать гастролеров из Америки или Европы».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.