В минувшую пятницу, 19 августа, отмечался Всемирный день фотографии. Татарстану в этой сфере тоже есть чем похвастаться: здесь постигал азы профессионального мастерства Александр Родченко, а фотогруппа «Тасма» гремела на весь Советский Союз. «БИЗНЕС Online», поговорив с рядом экспертов, зафиксировал те проблемы, с которыми сталкивается сегодня фотоискусство в республике. А еще мы сформировали рейтинг топ-фотографов Татарстана из числа ныне живущих и работающих (или много работавших) в РТ. Традиционно редакция подчеркивает, что этот список не претендует на истину в последней инстанции. Предлагаем в комментариях к статье поддержать выбор наших экспертов или поспорить с ним.
«Родченко в Казани получил единственное художественное образование. А сегодня его имя на уровне Малевича или Кандинского, оно известно во всем мире»
Евтушенко: «Тасма» представляет собой выдающихся мастеров международного класса»
Родченко и «Тасма» — одно имя и одно название — главный вклад Татарстана в российское фотоискусство. Пару дней назад, 19 августа, отмечался Всемирный день фотографии. А фотография давно стала неотъемлемой частью жизни всего прогрессивного человечества, причем как в качестве повседневных практик (кто из нас не фоткал на мыльницы, а теперь на свои гаджеты?), так и одного из подлинных видов искусства.
И разговор о дне сегодняшнем невозможен без экскурса, пусть краткого и беглого, в историю. Здесь возвышается имя Александра Родченко — одного из лидеров русского авангарда и основоположников советского дизайна и рекламы. Причем Родченко на этом олимпе отнюдь не один, а вместе с супругой, тоже фотографом, «амазонкой русского авангарда» Варварой Степановой. В Казани пара хоть и не снимала, но именно тут происходило их становление как профессионалов. Здесь Родченко знакомился с техникой, занимаясь в 1910-е в этнографическом кабинете Казанского университета, оборудованном прекрасной аппаратурой, где находился «волшебный фонарь», который проецировал цветные картинки.
«Родченко в Казани получил единственное художественное образование. А сегодня его имя на уровне Малевича или Кандинского, оно известно во всем мире, — напоминает главный научный сотрудник ГМИИ РТ Дина Ахметова. — Таких персонажей в русской живописи — единицы. А он у нас [в столице РТ] как будто нигде не запечатлен. А его жена Степанова, которая тоже училась в Казани? Это тоже бренд. Тем более, когда два художника встретились в Казани, это вообще невероятно!»
А что же легендарная «Тасма»? Многие из ее членов по-прежнему в строю. Напомним, что знаменитый фотоклуб отделился от коллег из «Волги». Последняя была создана в середине 1960-х при заводском ДК им. Ленина, а возглавлял ее инженер Сергей Степанов. Но в 1974 году клуб покинула часть коллектива во главе с Владимиром Богдановым, лидером и первым руководителем «Тасмы», образовав свою фотогруппу. Сами члены «Тасмы» вспоминали, что все началось с того, что один из их товарищей, Александр Тамбулов по прозвищу Грек, принес на заседание «Волги» альбом Анри Картье-Брессона. И тяга последнего к реалистичной фотографии, соединению документальности с художественным образом покорила будущих «тасмовцев», которые сделали приемы Картье-Брессона и своим кредо.
«Творческая группа „Тасма“ представляет собой выдающихся мастеров международного класса, бесстрашных реалистов, владеющих вместе с тем изяществом и пронзительностью поэтических метафор»
«Тасма» стала столь широко известна, что о фотогруппе с восторгом говорил сам Евгений Евтушенко. Фарит Губаев, Борис Давыдов, Владимир Зотов, Ляля Кузнецова, Валерий Михайлов, Рустам Мухаметзянов, Риф Якупов, Юрий Федотов и др. — все они были на разных этапах частью этой команды.
«Тасмовцы» стали первыми, кто смело начал фиксировать реальность и вышел на зарубежный уровень»
По мнению наших экспертов, казанские авторы в каком-то смысле изменили представление о фотографии в СССР, где традиционно существовал некий заказ и фотохудожники должны были показывать, как «хорошо в стране советской жить». «В то время фотография была „причесанная“. „Тасмовцы“ стали первыми, кто смело начал фиксировать реальность и вышел на зарубежный уровень. Они первые структурировались и повели свою официальную историю, — продолжает Ахметова. — Тогда же их начали приглашать на выставки. Правда, приглашали в основном благодаря Ляле Кузнецовой, которая вступила в союз фотохудожников Литвы. То есть приглашали ее, а она ставила условия, что будет выставляться вместе с ребятами из „Тасмы“. Тогда их тоже всех показывали, рецензии были положительными». По мнению Ахметовой, «Тасма» — это бренд, который нужно капитализировать и использовать для формирования новой фотосреды. Очевидно, что данный потенциал Татарстан практически не использует.
Впрочем, искусство на то и искусство, чтобы иметь разные точки зрения на то или иное явление. Вот и председатель союза фотографов РТ Рамиль Гали считает, что «Тасма» прославилась отчасти тем, что показывала в своих фотоработах жуткую социальную картину того времени и порой копировала французскую легенду Картье-Брессона. «Как только все стали делать социальную фотографию, как только ее открыли, они распались. У них не хватило гибкости перегруппироваться. Хотя, конечно, они все равно внесли вклад…» — констатирует Гали.
«На «Черном озере» появилась «диаспора» фотографов, которая снимала казанцев, они основали Дом фотографии»
Как была уничтожена история татарской фотографии
Между тем фотоискусство в наших краях зародилось еще за столетие до вышеописанных событий. В середине XIX века, примерно в 1860-х, в Казани появились первые фотосалоны. Здесь работали такие фотографы, как московский мещанин Владимир Бебин или купец Герман Локке, в 1865 году открывший в городе фотографическую мастерскую. Стоит упомянуть и «стрит-фотографа» Адольфа Бренинга, снимавшего город.
«На „Черном озере“ появилась „диаспора“ фотографов, которая снимала казанцев, они основали Дом фотографии, был избран председатель сообщества, затем уже, в советское время, создан завод „КОМЗ“, который выпускал фотоаппараты, такие гармошечки», — рассказывает глава союза фотографов Гали.
Говоря об истории фотоискусства, необходимо вспомнить Иосифа Якобсона, запечатлевшего последние дни Габдуллы Тукая, снимавшего Фатиха Амирхана, Галимджана Ибрагимова и вообще татарскую интеллигенцию. Он также снимал международную выставку 1909 года в Казани и получил за снятую там серию работ золотую медаль. После октября 1917-го Якобсон пропал. «Несмотря на то что не очень глубоко изучена его биография, можно говорить, что он шикарный фотограф по художественному качеству», — отмечает Ахметова.
Кстати, радикальная смена власти в стране 100 лет назад создала массу проблем для сохранения созданного к тому времени наследия, рассказывает Гали: «Когда пришли коммунисты, они разрушили двухэтажный Дом фотографии. Исторические снимки в рамах с драгоценными металлами были почищены эмульсией, а стекла пошли на остекление коровников, свинарников, так как стекло было в дефиците. Вот так была уничтожена татарская история». Также после 1917 года различные фотообщества и многочисленные частные ателье были закрыты, а новая власть национализировала фотозаведения и призвала авторов идти в массы.
Еще один значимый фотограф, уже советской эпохи, — выпускник Казанской художественной школы Владимир Лаптев, снимавший после революции казанскую хронику, повседневную жизнь города. Именно его снимки отражают всю палитру жизни республики в 1920–1950 годах, хотя в 1930-е Лаптев был дважды арестован и несколько лет провел в ссылках и лагерях. Сейчас его многочисленные работы хранятся в Нацмузее РТ, а сам фотограф похоронен на Арском кладбище.
Если же говорить о наших современниках, то прежде всего о Владимире Сычеве — в 1980 году он был самым печатаемым фотографом в мире. На родине в Казани Сычев известен куда меньше, чем в Европе, где его буквально боготворил в том числе весь фешен-мир. Он снимал Лагерфельда, Сен-Лорана, Готье, Барышникова и т. д. В начале 1980-х Сычев уехал во Францию и перевез туда свои фотографические архивы. Его снимки, сделанные в Советском Союзе, первым опубликовал французский журнал Paris Match, за ним — немецкий Stern…
Сычев не попал в рейтинг «БИЗНЕС Online» по понятным причинам: бо́льшая часть его богатой карьеры пришлась на Европу.
А кого-то, кто имеет непосредственное отношение к новейшей истории татарстанской фотографии, уже нет с нами. Наши эксперты вспоминали и «тасмовца» Давыдова, выделявшегося своими художественными работами, в то время как остальные коллеги преимущественно работали в жанре социальной фотографии; и Михаила Козловского — личного фотолетописца первого президента РТ Минтимера Шаймиева, чуть ли не единственного местного профи, вхожего в республиканскую элиту; и «главного папарацци республики» Шамиля Абдюшева, умудрявшегося проникнуть туда, где фотографов никто не ждал, чтобы снять первых лиц в неожиданной обстановке.
Из молодых современных авторов, не попавших в наш топ, хочется отметить арт-фотографа Алису Гулканян и документалиста Сашу Гром. К сожалению, они обе покинули родные края и не работают (или почти не работают) здесь. Шутки ради можно вспомнить и Мадам Брошкину (Виктория Баева). Возможно, кто-то помнит, как пару лет назад ее фото с голыми девушками, снятыми на улицах Казани, будоражили и вызывали гнев жителей города. Сейчас Баева по-прежнему снимает обнаженных красавиц, но уже в Лос-Анджелесе.
По мнению наших экспертов, молодое поколение меньше всего заточено на работу с большими проектами, на создание целых фотосерий и в первую очередь думает о том, за сколько купят фотографии, хотя его можно понять
Нужна ли «Тасма-2»?
Что касается нынешних дел отрасли в Татарстане, то наше общение с экспертами выявило четыре основные проблемы, характерные для республики. Первое — это необходимость создания нового сообщества фотографов, второе — отсутствие должного образования, третье — потребность в учреждении архива, четвертое — инертность самих фотографов.
Сила «Тасмы» как раз и заключалась в объединении, которое играет очень большую роль, ведь, находясь в одном пространстве, фотографы подтягивают друг друга, делятся опытом и связями. Любопытной кажется идея такого фотоклуба арт-фотографу Ленару Кариму, хотя она и может лишить авторов своего художественного языка и видения. «Единая школа как будто нужна, но, с другой стороны, не очень хорошо все нормировать. То есть искусство нельзя никак нормировать, вмешиваться туда абсолютно, — считает Карим, но признает и проблемы. — Сейчас все слишком разрозненны. Возможно, и необходимо какое-то объединение, которое станет аккредитовать других фотографов, принимать в свои ряды. Пусть называется „Тасма-2“, например. При этом сообществе будет какой-то журнал, хорошая школа, чтобы люди приезжали обучать и росли наши фотографы».
У нас начали вкладывать в фотографию, но пока недостаточно, чтобы говорить о том, что есть серьезная татарстанская школа, считает Гали.
Появились ли фотографы, которые чего-то достигли? Есть ли хоть один выигранный международный конкурс? Нет. Неужели не хочет этого Татарстан?! Есть World Press Photo… Сергей Васильев из Челябинска взял четыре золотых награды этого конкурса.
По его мнению, это во многом проблема отсутствия должного образования. А искусствовед, куратор I международного фестиваля иллюстрации «Астра», который пройдет в конце августа, Дарья Рахманова указывает, что в многочисленных частных фотошколах учат исключительно тому, как «снимать красиво и потом на этом зарабатывать».
Гали говорит, что ему хватило бы пятиминутного разговора, чтобы объяснить, к примеру, президенту РТ, на каком уровне находится сегодня фотография в Татарстане и что нужно сделать, дабы исправить ситуацию. «В фотографическое образование надо обязательно вкладывать деньги, во-первых. Кроме того, чтобы создать молодого фотографа, его необходимо хорошо воспитать, дать современную камеру в руки и современную программу обучения», — указывает собеседник «БИЗНЕС Online».
«У нас в принципе сложно с фотообразованием. Если мы не хотим, чтобы от нас уезжали хорошие фотографы, то да, нужно решать этот вопрос, — продолжает Рахманова. — Те, кто хочет сделать фотографию не только своим хобби, досугом, а поднимать ее на уровень искусства, продолжают получать образование, но уже не у нас. Нет у нас инфраструктуры для фотографов».
Еще одна проблема, о которой говорят практически все наши эксперты, — это централизованный республиканский фотоархив, вернее его отсутствие. Сейчас фотоработы негде хранить. «По сути, мы не очень хорошо знаем историю своей фотографии, мало изучали наших дореволюционных фотографов. Есть альбомы, скажем, видов Казани и так далее, сделанных в советское время, но их, мне кажется, никто не собирал, чтобы выявить, что это за авторы. И получается, будто мы историю ведем с „Тасмы“, — обрисовала ситуацию искусствовед Ахметова. — В других городах, например в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, где есть музей фотографии „Дом Метенкова“, история фотоискусства региона обязательно изучается. А у нас — нет».
По словам Гали, неслучайно, что мы хорошо знаем о творчестве таких художников, как Баки Урманче или Харис Якупов, при этом фотографов-классиков у нас фактически нет. «Наш cоюз фотографов РТ создал музей, где мы пытаемся поднять архивы, для того чтобы создать хоть какую-то базу, благодаря которой можно было бы сказать, что вот этот фотограф внес такой-то вклад в фотографический мир республики, — продолжает наш собеседник. — У нас есть большая история авторов, о которых никто не знает, о них нигде не написано, их труды никому не известны». Пока же возможны ситуации, подобные той, которую рассказала «БИЗНЕС Online» Ахметова, когда едва не было утрачено наследие вышеупомянутого «тасмовца» Давыдова, чьи работы вернул в музей охранник, обнаруживший находку… в мусорке. «Пока авторы живы, пока могут хранить свои архивы — это хорошо. Но что потом?» — задается вопросом главный научный сотрудник ГМИИ РТ.
Наконец, еще одна проблема отрасли в республике связана с самими фотографами. По мнению наших экспертов, молодое поколение меньше всего заточено на работу с большими проектами, на создание целых фотосерий и в первую очередь думает о том, за сколько купят фотографии, хотя его можно понять. «Их хватает максимум на один проект, — говорит о нынешнем поколении Ахметова. — Ведь никто не подумал, что для этого надо начать работать, заняться проектной фотографией, участвовать в больших хороших выставках, конкурсах. Тогда ваше имя капитализируется и вы станете известным и, возможно, дорогим фотографом… А пока сидят как ремесленники, ходят по свадьбам — они никто».
«Старая школа»: цыгане Кузнецовой и порванная аккредитация Губаева
В блоке, получившем ностальгическое название «Старая школа», судьбы наших героев так или иначе связаны с «Тасмой», главная звезда которой и, возможно, самая известная героиня фотоискусства из Татарстана, живой классик — Кузнецова. Она в свое время прославилась на весь мир серией работ, посвященной цыганам. Первый цикл о кочевом народе появился в 1977 году. Один из самых известных ее снимков — голубь, взмывающий в небо, и мальчик, сидящий на корточках с распростертыми руками и провожающий птицу взглядом. Он сделан в 1979-м и вошел в цикл «Цыгане. Уральск. 1979–1987». Произведение было представлено в Париже на одном из симпозиумов, но вот как оно попало туда, для Кузнецовой до сих пор остается загадкой. «Мне как-то позвонил редактор из Time: „Ляля, вы не видели? В центре Парижа висит на всю улицу ваша работа!“ У меня была галеристка, наверное, она дала эту фотографию», — рассказывала она корреспонденту «БИЗНЕС Online». Сейчас легендарная фотохудожница живет в Казани, ведет тихий и размеренный образ жизни. Последняя по времени ее выставка состоялась в прошлом году в Галерее современного искусства по случаю 75-летия.
Героями снимков Губаева становились и по-настоящему культовые личности. Например, режиссер Андрей Тарковский или ученый и правозащитник Андрей Сахаров, ради снимка которого Губаев пожертвовал аккредитацией на Съезд народных депутатов в Москве в 1989 году. Чтобы сделать портрет академика, фотограф, делая вид, что просто снимает общий план, зашел в ту зону, куда не пускали прессу и где сидел Сахаров. Прежде чем очнулась служба безопасности, он успел сделать несколько фото, но в итоге охрана заметила неладное и вывела его из зала, порвав аккредитацию. После этого Михаил Горбачев громко объявил, что прессу нужно удалить из зала. Большинство работ Губаева черно-белые, т. к. именно в этой цветовой гамме, отметили наши эксперты, сформировался художественный мир автора, и он продолжает видеть «вершину фотографического мастерства и возможность острее передать эмоции в черно-белом фото».
Мухаметзянов — один из основателей «Тасмы». Эксперты отмечают, что в его многолетнем творчестве художественно-образное преобладает над информативным, он стремится даже в конкретном событии или жанровой сцене показать вечный образ человеческого бытия, заставить зрителя задуматься над смыслом жизни и отношений между людьми. Особенно близка нашему герою национальная тематика — татарская деревня, народное искусство… Отметим, что в виртуальном музее сайта «История России в фотографиях» есть большая подборка фотографий Мухаметзянова о советской жизни 1970–1980-х, которая пользуется популярностью и разошлась по различным пабликам в сети.
Рифат Якупов всю жизнь снимает татарский быт, иллюстрируя в своих снимках татарскую среду и колорит, также он известен как летописец татарского театра, который много лет сотрудничает с театром им. Камала. В этом году Якупов стал первым фотографом, который номинировался на Тукаевскую премию, хотя и не получил ее.
Снимки Зотова хранят историю казанской жизни с начала 1960-х по нулевые. На них запечатлены Юрий Гагарин, Владимир Высоцкий, Эдита Пьеха и другие выдающиеся личности нашей страны. Его фотографии напечатаны в альбомах в Лондоне, Вашингтоне, Дюссельдорфе и стали классикой. Зотов уже более 20 лет живет в Германии, однако оставленный им след в истории фотоискусства республики заслуживает внимания и по сей день.
Фотограф-экспериментатор Михайлов и сейчас занимается фотографией, несмотря на возраст. Он, по сути, не был свободным художником, продолжая почти всю жизнь работать на заводе. Тем не менее он никогда не останавливался в своих фотоэкспериментах, делая снимки через… банку. Не надеясь на новомодные технические приемы для съемок, фотофильтры, Михайлов находит способ при помощи стеклянной банки переиначивать объекты своих фотоиллюстраций и получать художественные искажения на снимке.
Был связан с «Тасмой» и лирический художник Евгений Канаев, но его называют представителем зеленодольской фотошколы. Он в первую очередь снимал пейзажи, зарисовки Свияжска, Казани. «Глядя на его фотоснимки, сразу узнаешь, что их сделал Канаев. На словах, наверное, сложно объяснить, как его узнать, но это действительно так. Он имеет свой собственный стиль», — говорит искусствовед Ахметова. По ее словам, в работах фотомастера присутствуют лаконичные средства выражения, которые создают особую эстетику снимков.
Репортажники: звезда РИА «Новости» и главный спортивный фотокор
В беседе о сегодняшних звездах репортажной съемки в первую очередь у наших экспертов звучало имя фотокорреспондента РИА «Новости» Максима Богодвида. Это, пожалуй, самый маститый репортажник в Татарстане сегодня, поэтому снимает он не только в республике. «Он умеет ровно снимать», — говорят о нем коллеги, назвав в числе талантов Богодвида и то, с какой тщательностью тот подходит к работе. «Необязательно смотреть его снимки, достаточно понаблюдать за тем, как он двигается на съемках и что делает. Это уже дает понимание того, какая картинка у него получится», — восхищался один из фотографов в разговоре с «БИЗНЕС Online». Есть даже негласное правило среди молодых фотокоров: если не знаешь, куда встать, чтобы фотографировать, — иди туда, где Богодвид.
Нечто подобное высказали эксперты и в адрес фотокора ТАСС Егора Алеева. Это разноплановый мастер, умеющий в своих снимках точно передать атмосферу события. Есть за его плечами и поездки в горячие точки.
А вот Роман Кручинин работает в спортивной тематике, что делает его одним из самых ярких фотографов Казани. Основная его специализация — волейбол, но в разные годы автор сотрудничал и с «Рубином», а на чемпионате мира по футболу –2018 работал на агентство France Presse. Подчеркнем, что направленность работы Кручинина отнюдь не говорит о том, что он менее талантлив. Наоборот, спортивный репортаж — это один из самых сложных видов репортажей, в котором нужно уметь сочетать динамичность и информативность, перенося их в кадр. Кручинин это точно умеет, уверены его коллеги по цеху. Кстати, еще он водит дружбу со спортивными звездами Казани, которые берут у него уроки по части фотомастерства.
Сергей Елагин — это многолетний фотоснайпер «БИЗНЕС Online», которому одинаково удаются как репортажи с официальных мероприятий, так и с футбольных матчей.
Среди аксакалов в этой части нашего рейтинга Олег Косов, которого еще в 1990-е называли «королем репортажа». Также попал в топ-25 и один из наших экспертов, глава союза фотографов РТ Гали.
Арт-фото: грязь в Куюках и лучшие «пленочники»
Для начала отметим, что в данном случае мы выделили категорию «Художественная фотография» не как конкретный жанр, а собрали в ней тех мастеров, кто претендует на создание работ, которые могут называться произведением искусства.
Яркий пример — Эва Милконская. Особенно резонансными стали ее снимки на проселочной дороге среди глиняной грязи между Куюками и Богородским в Пестречинском районе РТ, которая долгое время была в ужасном состоянии. Строить дорогу начали только осенью прошлого года. Собственно, весной, за полгода до начала строительных работ, злосчастный участок получил резонанс именно благодаря автопортретам Милконской посреди дорожной грязи. Позднее, правда, сама художница объяснила, что всего лишь искала эстетику там, где ее, казалось бы, нет. Как бы то ни было, сейчас фотохудожница — одна из редчайших авторов в Казани, работающая именно в жанре арт-фотографии. Надо отдать должное ее креативности: в прошлом году она выпустила футболки, на которых напечатала оскорбительные комментарии, часто оставляемые хейтерами под ее фото.
Еще один представитель арта, любимец PhotoVogue, иностранных журналов Iconic Artist, Vous, — Ленар Карим, который в своих снимках часто рассказывает об одиночестве и меланхолии, транслируя свой интеллектуальный стиль. Причем об этом говорят порой и герои его работ: среди них писатели Гузель Яхина и Леонид Юзефович, журналистка Екатерина Гордеева и др. В портретном жанре, отмечают эксперты, он один из лучших.
А вот молодой фотограф Зуля Алиева создает натюрморты, через которые работает «с дискурсами одиночества и поиска любви» — это определение чаще всего встречается в описаниях ее снимков. Фотоиллюстрации Алиевой — это своего рода очерки, где каждая деталь является важным рассказчиком всей истории. О ее серии «Иния: история одной жизни», в которой она реконструировала трагичную любовь своей двоюродной бабушки, рассказали почти все знаковые независимые издания о культуре.
В категорию художественной фотографии мы включили и адептов аналоговой, или пленочной, фотографии. Во-первых, поясним, пленка — это не отдельный жанр, как, например, стрит-фото или документалистика, а вид съемки. И, как отмечают собеседники нашего издания, аналоговая фотография как раз неплохо развивается в республике. Более того, здесь существует аналоговое сообщество, продвигающее философию пленочной эстетики. Самые активные в нем — Тимур Хадеев и Игнат Цоколаев. Хадеев читает лекции по аналоговой съемке, проводит мастер-классы и вообще всячески поддерживает «пленочную» среду. Он, отмечают наши эксперты, превосходно владеет техническими средствами аналоговой фотографии, различными техниками проявки, печати, экспериментируя с ними и для каждого снимка, серии выбирая свою технику. А в портретах, в том числе ню, которые он снимает в нестандартных городских местах, создает тонкую логическую связь между изображенной моделью и местом, на фоне которого она снята. Цоколаев — приверженец slow-фотографии, который медленно и поэтапно создает снимки. Он долго и тщательно выбирает локации, приезжая на них несколько раз, изучая все ракурсы, обдумывая, как фото будет выглядеть. У него есть своя лаборатория по проявке, куда может, кстати, обратиться любой. За плечами фотографа уже несколько выставок. Дебютной стала «Домовая книга», которая прошла в начале года в Галерее современного искусства ГМИИ РТ.
Заказать фотографию или даже целую фотосессию в пленочной эстетике вполне возможно, но стоить это будет, разумеется, куда дороже, чем съемки на «цифру» (в среднем час фотосессии в Казани стоит 4–6 тыс. рублей). К примеру, если цель заказчика — отпечаток (конечный продукт аналоговой фотографии), то цена за один может достигать 10–15 тыс. рублей в независимости от формата фото. В эту сумму входит проявка, сканирование, печать, оформление снимка и т. д. Если речь о целой фотосессии, кадры с которой по итогу нужно только оцифровать и вручить заказчику, то, не вдаваясь в подробности о форматах, видах пленки, ее стоимости и т. д., цена может варьироваться от 4 тыс. до 50 тыс. рублей. Все зависит от того, чего конкретно хочет заказчик. Кстати, количество съемочных часов здесь роли не играет, дело только в числе кадров пленки. Соответственно, пока они все не будут отсняты, работа не закончится. Ценовой разброс на пленку более чем разнообразный: от 900 рублей (за 12 кадров) до $300–400 за листовую пленку.
Еще один фотокор «БИЗНЕС Online» Андрей Титов больше известен среди казанского фотосообщества как фотохудожник и автор натюрмортов. Как он сам признается, полюбил натюрморты еще во время учебы в художественном училище: «Примерно в 2000 году их начал снимать. Сначала это были графические работы, где был какой-то темпоритм, затем перешел к тому, чтобы не просто изображать предмет, а чтобы тот передавал совершенно другие ассоциации. Например, была у меня известная работа „Картошка“, выполненная в стиле художника Жана Шардена. Картошка уже прорастала красивыми цветами. Это была макросъемка, люди ведь редко обращают внимание на всякие мелочи». С работами Титова можно было познакомиться летом 2019-го на коллективной выставке в галерее «БИЗON».
Коммерческое фото: самые дорогие свадебные фотографы Казани
Вот уж с чем в республике нет дефицита, так с это с коммерческими фотографами. И в общем свадебная или фешен-съемка относится к коммерческой, т. к. фотограф в данном случае выполняет конкретное требование заказчика, получая за это гонорар. Его творческое видение здесь может быть далеко не на первом месте, хотя настоящие профи могут сохранять класс и в подобных предложенных обстоятельствах.
Александр Козлович, Аида Сафина и Алина Бош — тройка самых востребованных фотографов премиум-свадеб Казани. Рабочий час у фоторемесленника такого сегмента начинается от 7 тыс. рублей. Причем минимум его нанимают на 6 часов, хотя эта цифра может увеличиваться. Сам Козлович в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил, что его съемочный день стоит 85 тыс. рублей. Как подсказали нашему корреспонденту, таких дней у премиум-фотографов в неделю по два.
Подсчитав, сколько зарабатывают в месяц эти фотографы, не спешите закатывать глаза, думая, что каждый бы так смог, будь у него фотоаппарат. На самом деле свадебная съемка — физически и даже психологически тяжелая работа. Во-первых, свадебный фотограф универсален и должен уметь снимать портреты, репортаж, постановочные кадры, сюжет и т. д. Во-вторых, необходимо стойко выдерживать любые стрессовые ситуации. «Свадебный фотограф — это интеллектуальный человек в первую очередь. Во-вторых, он должен импонировать людям, нравиться им, уметь выстраивать связь и взаимопонимание с любым клиентом, потому что свадьба — это стресс. Поэтому специфика работы свадебного фотографа — умение работать в стрессовых ситуациях», — подчеркнул Козлович. Кстати, в том числе за это, пояснили собеседники газеты, Козлович среди топов в негласном списке свадебных фотографов.
Его коллегу Бош в работе с парами отличает внимание к мельчайшим деталям, будь то художественно снятая пряжка на туфлях невесты или проникновенный снимок того, как уже совсем старая бабушка благословляет молодых, целуя им руки. Она не просто «красиво снимает», а документирует историю. А Сафина и ее супруг, оператор Марат Дабтим, возможно, самый известный дуэт для создания фотовидеоконтента в Казани. В «доковидные» времена именно их состоятельные пары приглашали снимать «евротуи» — заграничные торжества. Сейчас, конечно, они работают в основном здесь. Кроме свадеб, Сафина снимает лукбуки для различных брендов одежды и портреты самых медийных персон города.
Если вы не страдаете скромностью, то ваш фотограф — это Елена Валк. Она знаток женского тела, которая умеет эротично изобразить его изгибы, причем без налета пошлости. Поэтому к ней идут те, кому хочется в своем домашнем портфолио иметь собственные сексуальные снимки.
Нияз Турдалиев специализируется на более смелых фотографиях, порой обнажая своих моделей полностью. И, несмотря на то что базируется он в Казани, очень часто его снимки иностранные (пусть и далеко не самые статусные) журналы помещают на обложку: Fienfh, Geode, Vigour и т. д. Съемочный час Турдалиева стоит 5 тыс. рублей.
Лейсан Ибатуллина даже фешен-проект превращает в художественную постановку, в которой чувствуется ее стиль. «Сторителлинг» — важная составляющая ее работ. Кроме того, она мастерски работает с портретным жанром. В ней, подчеркивают эксперты, прослеживается нарратив, один кадр предваряет другой, визуально демонстрируя последовательность повествования. Это к сведению тех, кому нужен не банальный портрет для аватарки в соцсетях, а кто хочет запечатлеть себя мыслящим.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.