«ЛИЧНОСТЬ ГЕРГИЕВА ГРАНДИОЗНА»

- Миляуша Амировна, не так часто провинциальные коллективы выступают в одном концерте с Валерием Гергиевым. Как вам это удалось?

- Год назад мы уже были на Пасхальном фестивале Гергиева и вместе с хором Мариинского театра исполняли «Колокола» Рахманинова. Это было открытие фестиваля, оно проходило в храме Христа-Спасителя, наш Камерный хор оказался в составе сводного хора. Мы были участниками хоровой секции, это и понятно – Пасха, прежде всего, это хоровое пение. Оно традиционно для православной конфессии. У нас было ощущение причастности к чему-то огромному. С одной стороны личность Валерия Гергиева, она грандиозна. С другой стороны, сам фестиваль, где собирается все лучшее. Там была и Натали Дассей, и Денис Мацуев, хор и оркестр Мариинского театра. Конечно, можно подумать, что сейчас фестивали не устраивают только ленивые, «звезд» приглашают тоже много, почему не пригласить, если есть деньги. Но создать таковое фестивальное движение как это сумел сделать Валерий Абиссалович – это дорого стоит. И очень радостно чувствовать себя причастным к нему.

- Что для вас, как для музыканта, Пасха?

- Это солнце, это весна, это радость, это музыка. Стройное пение хоров. Гергиев молодец, в рамках фестиваля мы еще даем и благотворительные концерты. Мы, например, в прошлом году выступали в доме престарелых. Это был очень пронзительный концерт. Люди приехали на колясках, пришли на костылях, они слушали это пасхальное пение со слезами на глазах. Мы испытали ощущение просветления от того, что порадовали этих людей в великий праздник. Хочется верить, что мы кому-то помогли и дали надежду.

«БЕЗ ПИАРА НИЧЕГО НЕ ДОСТИГНЕШЬ»

- В нашем прагматичном мире в это трудно поверить….

- Да, у нас мир прагматиков и индивидуалистов, это есть и в искусстве. Я даже не могу никого осуждать за это, мы поставлены в такие условия, что надо себя пиарить и пиарить, иначе ничего не достигнешь. У нас, увы, отмирает общественное мышление. Мне кажется, что даже партии напичканы индивидуальными карьеристами. Поэтому они по-настоящему не имеют поддержки. Но Пасхальный фестиваль Гергиева, он отличается. У нас всех было ощущение огромного музыкального съезда единомышленников. А личность Гергиева дает возможность сделать все это на каком-то очень достойном, в том числе и материальном уровне. Наш быт на фестивале очень продуман, нас уважают и делают все, чтобы нам было удобно. И было так приятно, что я не успела еще отдирижировать последние аккорды нашего сольного концерта, как нас уже пригласили на фестиваль снова.

«МЫ САМИ ПРЕДЛОЖИЛИ СЕБЯ ГЕРГИЕВУ»

- Как же все-таки сложился альянс с Гергиевым?

- Под лежачий камень вода не течет. Когда Гергиев был в Казани, мы просто предложили себя, сказали, что если это возможно, мы хотим поучаствовать в Пасхальном фестивале. Люди Гергиева сразу же вышли на наш сайт, и размещенный там материал их убедил в том, что мы достойны работать в их команде. Вектор этого фестиваля все-таки – налаживание межконфессиональных связей. Мы – хор из Татарстана, поющий и мусульманские, и православные песнопения. Знаете, когда мы в сердце России в городе Иваново распевали азан, у людей сердце екало. У нас много общего. В мунажатах Шарифуллина есть, например, такая фраза «Как удивителен мир, созданный тобой Господи!». Это же сродни христианскому «Чудны дела твои, Господи!». Еще один момент, который нам помог – Гергиев любит находить в провинции интересные коллективы.

- Каково ваше участие в Пасхальном фестивале этого года?

- В этом году на нас возложена почетная миссия – мы закрываем Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева. Концерт пройдет в зале имени П.Чайковского. Компания у нас потрясающая – хоры из Греции, Израиля, Украины, России. Это здорово, потому что мы видим, как мы нужны, Что греха таить, даже среди музыкантов есть такое мнение: ну и кому эти хоры нужны? Хор, по их мнению, это что-то прикладное. Ну, к оркестру его можно приложить. Вроде бы и жанр-то не очень нужный. Мы в Татарстане без профессиональной хоровой капеллы прожили семьдесят лет. Наш-то коллектив был создан всего пять лет назад, это было решение нашего правительства.

«НАШИ ЗАРПЛАТЫ ВОСЕМЬ ТЫСЯЧ»

- На Пасхальном фестивале ваш хор что-то зарабатывает?

- Абсолютно нет!

- А каков уровень зарплат в хоре?

- Очень скромный. Около восьми тысяч. И сейчас у нас складывается такая ситуация, что мы растим кадры для кого-то другого. У меня недавно пять человек уехали в Пермь к Теодорасу Курентзису. Там зарплата семьдесят пять тысяч. Можем ли мы с ними конкурировать?.. И вот мы потеряли пять человек из наших тридцати двух. Это были мужчины-альты – самые дефицитные голоса. Для сравнения: из собственного Пермского оперного театра Курентзис взял всего лишь двух певцов.

- Тридцать два человека – это ведь для хора немного?

- На Пасхальном фестивале мы были самым малочисленным коллективом, там не было хоров меньше шестидесяти человек. А у нас давно назрела необходимость в серьезной хоровой капелле. Мы сейчас уже закрываем огромные мероприятия, потому что для выражения духовной музыки пригодны только хоры. Ни солисты, ни танцоры, а мы. Поэтому мы едем и в Булгары, и в Свияжск. Национальная идея Татарстана – это межконфессиональность. Выразителем ее может быть только хор.

«А МЫ СИДИМ И СМОТРИМ, КАК У НАС ИЗ РЕСПУБЛИКИ ВАЛЯТ ЛЮДИ»

- В Казани у вашего хора много работы?

- Работа есть. Ни одно значимое мероприятие без нас не обходится, мы заняли все ниши. Гимны, например, без нас не записывают. Универсиаду мы будем открывать, мы записали множество гимнов наших спортивных команд. До смешного иногда доходит. Нас приглашают и говорят: нам надо, чтобы вы пришли и просто рот открывали, гимн у нас уже записан. Приходим – а это наша запись! Быстро разучить какую-то новую музыку, например, к встрече послов, это нам поручают. У нас коллектив оперативный. Я их воспитываю, учу, а потом отдают – то Курентзису, то в Центр оперного пения Вишневской, то в оперный театр. В оперном, кстати, хоровики получают от 15 до 25 тысяч. Так что я своими учениками украшаю коллективы страны. А мы сидим и смотрим, как у нас из республики валят люди.

- У хора пока нет гранта?

- Нет, но мы очень на него надеемся. Я хочу обратиться с такой просьбой в правительство Татарстана. Я сейчас вынуждена набирать студентов-троечников, которые «соль» от «ля» еле отличают. У меня, конечно, есть опыт создания хора в ГБДД республики, но не до такой же степени!

- А выпускники консерватории у вас есть?

- Выпускники консерватории хотят зарабатывать. Они идут в оперный театр, едут в Москву и так далее.

- У вас был недавно замечательный проект – вы исполняли «Демона». На таких проектах можно заработать?

- Нет. Сейчас в музыкальной индустрии есть только один способ – пригласить хедлайнера. Представьте, что будет, если сегодня симфонический оркестр, оперный театр, оркестр народных инструментов перестали приглашать хедлайнеров. Что с ними будет? Какой бы коллектив ни был, без Герзмавы, без Хворостовского, Башмета и иже с ними сейчас работать трудно. Я считаю, что это неверно. Нам надо идти по пути копродукции. Например, наш хор и Качаловский театр. Оперный театр и оркестр Шутикова. Республика должна тратить деньги не на хедлайнеров, а на поднятие общей культурной ситуации.

Справка

Миляуша Таминдарова родилась в Казани, окончила Казанскую государственную консерваторию и ассистентуру у профессора Казачкова. Руководила хором музыкального училища, десять лет была руководителем хора оперной студии консерватории. С 2007 года возглавляет государственный камерный хор РТ.