ЗАРПЛАТА КОГОГИНА? ПОДОЖДИТЕ ДО ОТЧЕТА ПО МСФО

Публикация в газете «БИЗНЕС Online» сведений о доходах генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина получила вчера продолжение. Его супруга Альфия Когогина - депутат Госдумы РФ, благодаря обязательному отчету которой доходы генерала автогиганта и стали известны широкой общественности, вчера прислала в редакцию свой комментарий. Он стал ответом на материал нашей газеты: «Супруга Сергея Когогина раскрыла тайну доходов мужа. Впечатляет!».

По словам депутата, большой доход семьи Когогиных в 2011 году был сформирован в частности благодаря продаже земельного участка в Московской области и недостроенной квартиры в Москве. Согласно продекларированным доходам, сама Когогина заработала за прошлый год 9 млн. рублей, Когогин – 40,5 млн. рублей. Приводим комментарий без сокращений.

«Уважаемые избиратели!

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 8.051994г. # 3-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ" депутат ГД ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет соответственно в комиссию ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о своих доходах и имуществе, супруга и несовершеннолетних детей. На сайте Государственной Думы Российской Федерации обнародованы соответствующие сведения за 2011 год, на основе которых в СМИ появились публикации и комментарии. Хочу внести дополнительную информацию.

В отличие от декларационной кампании предвыборного периода, доходы депутатов за 2011 год не расшифрованы по источникам получения доходов. Поясняю, что мой доход и доход моей семьи в 2011 году был сформирован из продажи земельного участка под жилое строительство в Московской области (5 га), продажи недостроенной квартиры в городе Москве, заработной платы, доходов от банковских вкладов и продажи автомобиля. В соответствии с российским законодательством по всем видам доходов были уплачены налоги в полном объеме».

Письмо депутата, на наш взгляд, не несет в себе ответа на самый главный вопрос – сколько же зарабатывает генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин на своей должности. Не внесли ясности и на самом предприятии, куда мы обратились за комментариями.

«Величина зарплаты и любых бонусов руководителей компании ОАО «КАМАЗ» будут опубликованы в годовом отчете. До публикации отчета по МФСО мы не готовы комментировать и давать какие-либо данные по зарплате Сергея Когогина. В отчете по МФСО будут указаны все денежные средства, которые получает руководство компании», - сообщил газете «БИЗНЕС Online» руководитель департамента по связям с общественностью акционерного общества КАМАЗ Олег Афанасьев.

Он подчеркнул, что задекларированная Сергеем Анатольевичем сумма не является одной лишь зарплатой. «Более того, зарплата в ней составляет значительно меньшую часть всего дохода», - отметил Афанасьев.

Для того чтобы примерно представить уровень «значительно меньшей части», можно вспомнить, что в 2010 году по итогам 2009 года менеджерам КАМАЗа сократили бонусы и управленческие расходы. Согласно отчету, распространенному предприятием, девять членов правления получили в 2009 году 22 млн. рублей, в 8,1 раза меньше, чем за 2008 год (в среднем 203 700 рублей на человека в месяц). Члены совета директоров не получили ничего.

Также Афанасьев уточнил, что средняя заработная плата на заводах группы КАМАЗ на сегодняшний день составляет около 20 тыс. рублей.

НА ЗАПАДЕ РАЗНИЦА В ТРИСТА РАЗ

Опрошенные корреспондентами «БИЗНЕС Online» эксперты, считают, что уровень зарплаты топ-менеджеров и должен быть высоким. Но при этом должен быть разумным разрыв в зарплатах рядового персонала и руководителей.

Михаил Хазин - руководитель компании экспертного консультирования «Неокон»:

- Если мы рассмотрим СССР, то тогда максимальный разрыв между высоко- и низкооплачиваемым сотрудником был в 10 раз. Не всегда директор зарабатывал больше всех. Если говорить о легальных зарплатах, то самая большая была у профессоров «оборонки», которые руководили отдельно отделами в оборонных НИИ и были завкафедрами крупных вузов. У них были зарплаты до 1,5 тысяч рублей. Минимальная зарплата была у уборщицы, это было рублей 80. Иными словами, разница между максимальной и минимальной зарплатой была в 15 раз, не больше.

Если разница в зарплате выше, то это создает проблемы с точки зрения социальных отношений.

В малом бизнесе есть такой нюанс - компаниями часто руководят совладельцы. И там очень трудно отделить зарплату от предпринимательского дохода. А вот в крупных компаниях, когда директора получают миллионы, а сотрудники, в том числе и вполне ключевые, получают зарплату 10 - 15 тысяч, это, конечно, никуда не годится. Разрыв в 20 - 30 раз - это максимум, который может себе позволить компания. Иными словами, если зарплата сотрудника - 15 тысяч, то под 500 тысяч может быть зарплата руководителя. Это месячная зарплата, в год это получается где-то 5 - 6 миллионов.

Шамиль Агеев - председатель правления ТПП РТ:

- Если говорить о наемных менеджерах, в советский период соотношение было в шесть-семь раз, не больше. В перестроечное время на авиационном заводе около тысячи работников получали зарплату больше генерального директора, а на заводе «Автоприбор», где я двенадцать лет работал, из 7 тысяч работающих почти 10 процентов получали зарплату больше генерального директора.

К сожалению, сейчас заработная плата не всегда привязана к производительности труда и результатам труда. В энергетических компаниях, где есть государственный пакет, или, скажем, в Сбербанке членам правления идут миллионные бонусы, но они не всегда привязаны к результату работы, это некие диспропорции. Поэтому вопрос очень сложный и очень простой – везде должны получать пропорционально отдаче. Сейчас этот тонкий вопрос находится в порядке, так скажем, «устаканивания».

Что касается зарплаты Когогина, то он должен больше получать. Отдача и ответственного гендиректора КАМАЗа колоссальная. В соотношении с западными менеджерами его уровня у него небольшая зарплата.

Надежда Борисова - директор Казанского филиала HeadHunter:

- В современной HR-практике нет четких определений относительно того, какой должна быть разница в зарплате топ-менеджера и сотрудника компании, т.е. между максимальным и минимальным вознаграждением. Многое зависит от отрасли бизнеса, размера компании, доходности и прочих факторов. Во всех странах существуют свои границы этой разницы: от нескольких раз до нескольких сот раз. Лидером по разнице в зарплатах являются США, где эта разница составляет около 300 раз. В России же, преимущественно в крупных компаниях, разница в доходах между топ-менеджерами и рядовыми сотрудниками доходит и до 150 раз.

Но высокая разница в зарплатах топ-менеджеров и рядовых сотрудников – это закономерно, поскольку мы говорим о разных уровнях ответственности. На топ-менеджере лежит ответственность за всю компанию, в то время как middle-менеджмент и линейный персонал отвечают лишь за отдельные участки деятельности организации. И на эффективности работы в компаниях с прозрачными бизнес-процессами и сильной корпоративной культурой это не сказывается никак. Считаю, что в данном вопросе каждый сотрудник должен понимать, что его вознаграждение пропорционально уровню профессионализма и приложенным усилиям.

Лилия Сагитова - директор АНО «Институт социальных исследований и гражданских инициатив»:

- Разрывы в зарплатах у нас просто зашкаливают. В Германии были сопоставлены зарплаты директоров банков и инженеров - разница была в три раза. Предел - в пять раз. Но не выше.

Если хорошая зарплата, человек и работать будет эффективнее и заинтересованнее.

Очевидно, что модернизация проходит очень слабо, на нее выделяется мало средств. Сверхдоходы переходят в административный корпус, поддерживается слабый уровень мотивации у производящего состава. Вероятно, можно было мотивировать рабочих за счет, пусть временного, своего уровня – перераспределением средств в эти сферы.