18 января площадь парковки перед ТЦ «Лагуна» в Елабуге, которая вмещает около сотни машин, оградили бетонными блоками, чтобы расчистить от снега. Но уборка затянулась — со дня на день здесь заработает платная стоянка 18 января площадь парковки перед ТЦ «Лагуна» в Елабуге, которая вмещает около сотни машин, оградили бетонными блоками, чтобы расчистить от снега. Но уборка затянулась — со дня на день здесь заработает платная стоянка

Как в Елабуге организовали первую платную парковку 

В Елабуге разгорается скандал вокруг территории небезызвестного для всех горожан торгового центра «Лагуна». 18 января площадь парковки перед  ТЦ, которая вмещает около сотни машин, оградили бетонными блоками, чтобы расчистить от снега. Но уборка затянулась — со дня на день здесь заработает платная стоянка. Ценник — 30 рублей в час. Как выяснилось, исполком разыграл муниципальную землю на торгах и отдал в аренду «МУП «Благоустройство и озеленения города». Теперь уже они отвечают за все, что связано с территорией парковки.

ТЦ находится в центре Елабуги — на первой линии проспекта Нефтяников. Рядом парк, дворец культуры, офисы крупных фирм, исполком, банки, аптеки, магазины, кафе, рестораны и жилые дома. Неудивительно, что территория на проспекте Нефтяников, 11а стала «намоленным» местом для предпринимателей. Здесь находится знаменитый торговый дом «Елабуга», который в народе называют 37-м магазином. Постепенно появились мелкие ларьки, вырос ТЦ «Лагуна», в прежние годы еще имевшее небольшое одноэтажное здание.


В 2014 году на этом месте решили построить что-то поистине масштабное — новый двухэтажный торговый центр. Этому всячески сопротивлялись местные жители и предприниматели. По словам торговцев, которые писали петицию и добились встречи с прежним главой города Геннадием Емельяновым, собственник ТЦ «Лагуна» Андрей Мосейчук подписал договор аренды с ООО «Оптовик» Вадима Махеева. Администрация Елабуги дала добро на дополнительный отвод земли, прилегающей к магазину, где и планировалось построить новый ТЦ «Эссен» вместо обещанного елабужанам сквера. При этом здание загородило от проспекта не только ТД «Елабуга», но и нижние этажи жилого дома. Сам Махеев отрицал появление на месте нового гипермаркета «Эссен», а торговцы в частных беседах пересказывали слухи о том, что отвод земли был получен в обмен на финансовую помощь «Эссена» городским властям в связи с выборами в Госсовет РТ. В итоге прийти к консенсусу сторонам так и не удалось, а новый ТЦ был построен — это и есть нынешнее здание «Лагуны».

Геннадий Емельянов: «Если я «Эссену» запрещу, они мне тут не 30, а тысячу человек поднимут!»

Теперь на этом месте придумали новую бизнес-схему. Парковка станет первой платной стоянкой в Елабуге, о чем многие местные жители пока даже не догадываются.

Спустя две недели после перекрытия въезда на парковку у ТЦ, стихийные стоянки появились у домов, соседних магазинов и обочины проспекта. Впрочем, на последнем месте водители стараются долго не задерживаться, чтобы не платить штраф — здесь висит знак «Остановка запрещена» и камеры Спустя две недели после перекрытия въезда на парковку у ТЦ стихийные стоянки появились у домов, соседних магазинов и обочины проспекта. Впрочем, на последнем месте водители стараются долго не задерживаться, чтобы не платить штраф — здесь висит знак «Остановка запрещена» и находятся камеры

«Последний пятачок увидели, никем не присвоенный, и решили его сделать платным»

Спустя две недели после перекрытия въезда на парковку у ТЦ стихийные стоянки появились у домов, соседних магазинов и обочины проспекта. Впрочем, на последнем месте водители стараются долго не задерживаться, чтобы не платить штраф — здесь висит знак «Остановка запрещена» и находятся камеры. При новых обстоятельствах сей факт теперь вызывает особенное раздражение у автолюбителей. 

«Люди возмущаются: на каких основаниях? Во-первых, никакого информационного щита нет. Просто перегородили, привезли бетонные блоки ночью, — рассказывает местная активистка и предпринимательница Александра Бродельщикова «Люди возмущаются: на каких основаниях? Во-первых, никакого информационного щита нет. Просто перегородили, привезли бетонные блоки ночью», — рассказывает местная активистка и предпринимательница Александра Бродельщикова

«Люди возмущаются: на каких основаниях? Во-первых, никакого информационного щита нет. Просто перегородили, привезли бетонные блоки ночью, — рассказывает местная активистка и предпринимательница Александра Бродельщикова. — По периметру, если здесь посмотреть по ближайшему микрорайону, никакой стоянки, где можно оставить автомобиль, нет. Это единственный пятачок, который можно использовать, чтобы оставить транспорт и посетить учреждения».

«Я точно знаю, что здесь таксистов 20 постоянно крутятся, тут их точка заработка, потому что не все работают на службу, кто-то сам. Они уже годами работают, лет 15. И все знают, что тут таксисты стоят» «Я точно знаю, что здесь таксистов 20 постоянно крутятся, тут их точка заработка, потому что не все работают на службу, кто-то сам. Они уже годами работают, лет 15. И все знают, что здесь таксисты стоят»

По словам Бродельщиковой, парковка была почти всегда забита под завязку. Пользовались ей не только посетители и сотрудники магазинов — территорию облюбовали и таксисты. «Я самозанятый в такси, это одна из точек, где можно просто встать, отдохнуть, попить кофе. Так что я против, — поделился с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ таксист, представившийся Андреем. — Я точно знаю, что здесь таксистов 20 постоянно крутятся, тут их точка заработка, потому что не все работают на службу, кто-то сам. Они уже годами работают, лет 15. И все знают, что здесь таксисты стоят. Я платить не готов. У нас город не особо большой, чтобы еще платную парковку делать».

«По периметру, если здесь посмотреть по ближайшему микрорайону, никакой стоянки, где можно оставить автомобиль, нет. Это единственный пятачок, который можно использовать, чтобы оставить транспорт и посетить учреждения» «По периметру, если здесь посмотреть по ближайшему микрорайону, никакой стоянки, где можно оставить автомобиль, нет. Это единственный пятачок, который можно использовать, чтобы оставить транспорт и посетить учреждения»

Но больше всего от блокировки парковки пострадали предприниматели. В целом на территории работает порядка 30 организаций. В самом крупном объекте — ТЦ «Лагуна» — в 9 часов утра в среду посетителей практически не наблюдалось. Можно было бы списать все на будний день и ранний час, но, как утверждают продавцы, такая картина здесь теперь круглые сутки. 

«Снизилась выручка в 2 раза! — сообщила продавец Луиза в магазине нижнего белья. — Покупателей было значительно больше. Если человек мог подъехать сюда, забежать, сейчас в магазин будут приходить только в случае, если что-то надо, порвалось, сломалось или необходимо купить подарок. Потому что припарковаться негде. Лучше мы доедем до „Гелона“, там есть место, чтобы я вышла из машины, зашла в магазин, приобрела что надо, ушла, а сюда попасть уже составляет трудность».

В самом крупном объекте — ТЦ «Лагуна» в 9 утра в среду посетителей практически не было. Можно было бы списать все на будний день и ранний час, но как утверждают продавцы, такая картина здесь теперь круглые сутки В самом крупном объекте — ТЦ «Лагуна» — в 9 часов утра в среду посетителей практически не наблюдалось. Можно было бы списать все на будний день и ранний час, но, как утверждают продавцы, такая картина здесь теперь круглые сутки

В здании «Лагуны» находится и ресторан «Грузинские истории» председателя ассоциации рестораторов Набережных Челнов Раиса Валеева. По его словам, в заведении снижение трафика не почувствовали. Однако наш собеседник сомневается, что идея властей с платной парковкой приживется в городе. «Там никто не будет ставить просто, если она будет платной. Если в течение часа-двух бесплатно, то еще окей. В Елабуге очень много мест, куда можно поставить, это не Казань. Зная карман [жителей], приблизительный средний чек по Елабуге ниже намного», — рассказал он.

В здании «Лагуны» находится и ресторан «Грузинские истории» председателя ассоциации рестораторов Набережных Челнов Раиса Валеева. По его словам, в заведении снижение трафика не почувствовали В здании «Лагуны» находится и ресторан «Грузинские истории» председателя ассоциации рестораторов Набережных Челнов Раиса Валеева. По его словам, в заведении снижение трафика не почувствовали

Отток покупателей почувствовали и в торговом доме «Елабуга», который находится позади «Лагуны». «Нам парковку перекрыли, соответственно, трафик уже меньше. Сейчас люди все мобильные, им удобно, когда парковка, подъездная зона. Проезжают мимо», — рассказала директор «Магнита» Лея. «Последний пятачок увидели, никем не присвоенный, и решили его сделать платным. Несколько дней идут убытки. Даже хлеб у нас вечером никогда не оставался, а сейчас остается», — сообщила другой продавец. И аналогичных жалоб за два часа, что корреспондент «БИЗНЕС Online» провел у ТЦ, выслушал еще много. Собеседник нашего издания из руководства торгового центра также признает, что, как только перед зданием появились бетонные блоки, трафик значительно снизился. 

«Сейчас люди все мобильные, им удобно когда парковка, подъездная зона. Проезжают мимо», — рассказала директор «Магнит» Лея «Сейчас люди все мобильные, им удобно, когда парковка, подъездная зона. Проезжают мимо», — рассказала директор «Магнита» Лея

Позиция исполкома Елабуги: «Если у нас есть территория — мы еще вычищаем, какой-то должен быть доход…»

Дозвонившись до местных властей, предприниматели узнали, что стоянку, которая была в муниципальной собственности, передали в аренду МУП «Благоустройство и озеленения города». 

«Потому что купить ее никто не может, она никому не нужна, — указывает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Ее предлагали купить еще год назад, всех обзванивали. Как минимум трем собственникам звонили, я точно знаю». По его словам, муниципалитет просил за парковку от 1,8 млн рублей. «Торговые центры в новых районах стоянки покупали сразу. Мы те, кто начинал еще в давние времена, когда тут были еще маленькие магазинчики, а сейчас получилось, что магазинов много, а стоянка одна. Зачем, где 30 магазинов плюс дома, все ставят машины, мы будем покупать эту стоянку? Для чего? Просто она будет считаться нашей», — отмечает он.

Муниципальное унитарное предприятие создано в 2011 году. Конечным владельцем, согласно данным базы «Контур.Фокус», является земельно-имущественная палата исполкома Елабуги. Выручка компании в 2021 году — 51,2 млн рублей. Компания — постоянный подрядчик города по хозяйству. За время существования заключено госконтрактов на 358 млн рублей. В копилке — благоустройство парков и скверов, озеленение города, ликвидация свалок, содержание мостов, реставрация памятников, валка деревьев и прочие работы. Компанию с сентября 2022 года возглавляет Рамиль Адиев.  

По словам собеседника и некоторых других старожил города, платную стоянку на этом месте уже пытались открывать в 90-е, но идея не реализовалась. Поэтому собственники надеются на то, что и в этот раз задумка провалится. А они пока просто подождут. Арендаторы разбегаться тоже не спешат — достойных альтернатив в городе нет. 

И. о. руководителя исполкома района Руслан Мусаев в разговоре с «БИЗНЕС Online» пояснил, что у «Лагуны» 8 собственников. Самым крупным считался Андрей Мосейчук, который, как говорят собеседники нашего издания, скончался в прошлом году. Именно он заключал договор аренды с ООО Махеева. Сейчас владения Мосейчука перешли к его родственникам. Согласно выписке из ЕГРН, торговым центром владеет его жена Нина Александровна и, судя по всему, сыновья Арсений Андреевич и Александр Андреевич. Данные о других владельцах отсутствуют. Александр Мосейчук зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и занимается управлением собственным или арендованным недвижимым имуществом. Известно о нем не так много. К примеру, в 2018-м он выиграл контракт в 445 тыс. рублей, заключил договор с особой экономической зоной «Алабуга» и предоставлял услуги по сдаче земельного участка в аренду. От этого же заказчика в 2015-м он получил 870 тыс. рублей за услуги по аренде.

Руслан Мусаев: «Есть дороги и тротуары, которые МУП чистят постоянно. [Уборка парковки] в рамках муниципального контракта не предусмотрена. Очистка территорий торговых центров — у них нет такой статьи расходов» Руслан Мусаев: «Есть дороги и тротуары, которые МУП чистят постоянно. Уборка парковки в рамках муниципального контракта не предусмотрена. Очистка территорий торговых центров — у них нет такой статьи расходов»

Один из собеседников «БИЗНЕС Online» из руководства ТЦ никак не связывает смерть владельца с тем, что сейчас происходит перед зданием. В исполкоме же говорят, что муниципальную парковку пытались продать или сдать в аренду собственникам торговых площадей. Отдать ее в частные руки администрация города хочет, чтобы снять с себя хлопоты по уборке территории. 

«Очень много лет, и прошлый год был хорошим свидетельством того, когда у нас были горы снега размером почти с два этажа, который никто не вывозит, не собирает. Во-вторых, там очень много оставляют „подснежников“-машин, которые в зимнее время затрудняют уборку», — говорит Мусаев.

Уборку, кроме как муниципалитет, никто не осуществляет, никому это не нужно — ни владельцам торгового центра, ни жителям.
Руслан Мусаев и. о. руководителя исполкома Елабуги
Руслан Мусаев и. о. руководителя исполкома Елабуги

«Есть дороги и тротуары, которые МУП чистят постоянно. [Уборка парковки] в рамках муниципального контракта не предусмотрена. Очистка территорий торговых центров — у них нет такой статьи расходов. Соответственно, им нужно дополнительно нанимать технику, людей выставлять, оплачивать им оклад. Но это не есть правильно. Если у нас есть территория, мы должны еще вычищать. Соответственно, какой-то должен быть доход у предприятия», — отметил Мусаев. 

Задача города — сделать его чистым, добавили в администрации. Как отмечает Мусаев, со всеми предпринимателями проводят «точечную» работу и приходят к консенсусу по уборке снега — они вывозят снег сами. «В рамках законодательства, градостроительного в том числе и по благоустройству, территории они (предприниматели прим. ред.) должны с прилегающей территории в 25 метров убирать», — рассказал он. 

Впрочем, бизнес не устраивает такой подход. Предприниматели считают, что они не должны убирать снег, раз земля городская. «Мы два года и так убирали эту территорию. А в этом году просто сказали: зачем мы должны убирать эту территорию? — поделился с  „БИЗНЕС Online“ один из владельцев торгового здания у парковки, пожелавший остаться анонимным. — Благоустройством же занимаются, это же территория города, вы же и обязаны заниматься этим. А они решили одним мечом срубить все: не убираете снег — вот вам, получите!»

В ближайшее время здесь установят шлагбаум, и парковка станет платной В ближайшее время здесь установят шлагбаум, и парковка станет платной

По 30 рублей в час — уже со следующей недели

Никто из предпринимателей предложением исполкома о покупке или аренде парковки не заинтересовался, и тогда власти организовывали аукцион. Победителем стало МУП «Благоустройство и озеленения города». В ближайшее время здесь установят шлагбаум, и парковка станет платной.

«В Казани же платные парковки есть, люди привыкли к этому. Все новое всегда воспринимается негативно, но со временем, мне кажется, люди поймут, что это правильное действие, когда увидят результат», — считает руководитель исполкома. 

Впрочем, по словам Мусаева, «самый крупный» из владельцев ТЦ «Лагуна» все же заинтересовался покупкой парковки. «Он сам вышел. Заинтересовался, пока ждем от него ответа», — рассказал он. Связаться с одним из собственников здания «БИЗНЕС Online» сегодня не удалось — телефон был недоступен.  

Если идея с платной парковкой у ТЦ осуществится, история станет своего рода прецедентом для Татарстана. Как правило, если есть свободная территория перед зданием, их, наоборот, делают бесплатными хотя бы на 2–3 часа, чтобы привлечь трафик и создать удобства для горожан. В том же новом KazanMall работает крытый многоуровневый паркинг и парковочная зона на улице — в будни без платы можно оставить машину на четыре часа, дальше — 50 рублей в час. В челнинском ТЦ Sunrise City подземная парковка работает бесплатно три часа, в нижнекамском ТЦ «Олимп» подземная стоянка функционирует по такой же схеме. Отличается от всех казанский ТЦ «Кольцо», где бесплатно оставить машину в крытом паркинге можно лишь на 30 минут…

Фарид Башаров: «Вся отведенная территория, относящаяся к этому объекту — это естественно объект уборки и содержания владельцев этого земельного участка или арендаторов» Фарид Башаров: «Вся отведенная территория, относящаяся к этому объекту, — это, естественно, объект уборки и содержания владельцев данного земельного участка или арендаторов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Обычно вопрос содержания территории — предмет переговоров между предпринимателем и муниципалитетом, указывает председатель ТПП Набережных Челнов Фарид Башаров. При этом арендаторы все же сами заинтересованы в том, чтобы территория перед зданием была в чистоте, даже если она муниципальная.

«Вся отведенная территория, относящаяся к этому объекту, — это, естественно, объект уборки и содержания владельцев данного земельного участка или арендаторов. Если этот земельный участок не относится к объекту, но других иных подъездов нет, торговый центр должен быть заинтересован в том, чтобы клиентам и посетителям было хорошо», — указывает Башаров.

Переговоров с бизнесом, видимо, не состоится. Монтаж шлагбаума для въезда на платную парковку у ТЦ «Лагуна» начнется уже в конце этой недели или начале следующей, пообещали в исполкоме.