Биографическо-фэнтезийный сериал режиссера Рустама Мосафира «Король и Шут» стал одним из самых обсуждаемых кинособытий последних недель. Посмотрел первые серии картины, посвященной знаменитой группе, детищу Михаила Горшенева (Горшка) и Андрея Князева (Князя), и политолог Константин Калачев. «Показали не самых умных людей, которые добиваются успеха», — таков его вердикт. В интервью «БИЗНЕС Online» Калачев рассказал, почему главный фронтмен «Короля и Шута» не мог быть «просто алкашом», что из обычной жизни 90-х невозможно было бы сегодня и о ком из русских рокеров надо снимать кино.
Константин Калачев: «Все сводится к тому, что чуваки круто выглядят — ирокезы, заклепки, а один вообще без зубов. Форма побеждает содержание»
«В 1995-м, выясняя отношения с будущим главой «Роскомоса» Рогозиным…»
«В 1995-м, выясняя отношения с будущим главой „Роскомоса“ Рогозиным, своим выпадом в адрес Дмитрия и его компании, которая обидела моего товарища, я спровоцировал в этом клубе эпическое побоище, в котором рокеры действительно подрались с авторитетными в определенных кругах гражданами, — написал в своем телеграм-канале „Калачев-пост“ известный политолог и политтехнолог Константин Калачев под впечатлением от просмотра первой серии многосерийного фильма „Король и Шут“. — Что-то похожее назревало и в первой серии „Короля и Шута“, но в итоге завершилось всеобщим братанием под первую же песню новичков этой культовой сцены. У нас разбор побоища закончился тем, что в качестве компенсации я подарил клубу ящиков 50, если не более, пива, а также благотворительным концертом в пользу пострадавших».
Дело происходило в московском клубе Sexton, где давали концерт и герои биографически-фэнтезийного сериала об одной из культовых отечественных постсоветских панк-рок-команд.
В общем, этот пост оказался отличным поводом для разговора с Калачевым о сериале и музыкальной жизни страны тогда и сейчас, благо школьным приятелем собеседника «БИЗНЕС Online» оказался еще один легендарный рокер, лидер «Черного Обелиска» Анатолий Крупнов.
«Если посмотреть на тексты песен «Короля и Шута», то там же есть вызов обществу»
«Это сериал о том, что в нашей стране можно быть разным»
— Константин Эдуардович, фанаты «Короля и Шута» очень переживали за выход сериала, боялись того, как там будут выглядеть их кумиры. Согласны, что их сомнения оказались напрасны?
— В большей степени все переживали за образ покойного Горшка. Тем не менее он (актер Константин Плотников — прим. ред.) выглядит отлично, хоть местами и переигрывает. Думаю, что сам герой в гробу не перевернулся.
Другое дело, что все персонажи выглядят пустыми. Какое-то содержание в панк-роке, помимо сказочно-фэнтезийного, должно быть. Невыносимо смотреть, как бесконечно философский герой ходит с бутылкой и совершенно не внушающими доверия диалогами. Мне кажется, проблема в том, что не хватает правдоподобности. Если снимаете не для того, чтобы заработать денег, а хотите вписать этих людей в историю, то вы должны показать не просто ярко одетых алкашей. Должно быть что-то глубокое и содержательное. На мой взгляд, вот этого и не получилось. Показали не самых умных людей, которые добиваются успеха.
Я не был знаком с лидером группы «Король и Шут», но предполагаю, что он был глубоким человеком. Иначе бы ничего не состоялось. Мало быть просто скандалистом, психом и алкашом, чтобы стать успешным. У нас таких людей хватает.
— Но рок-герои в 90-е действительно позволяли себе многое.
— Пили все в то время, но это было вторично. Я понимаю, что сейчас для многих сериал кажется иллюзорным. Сегодня культ людей в форме, подстриженных по уставу, и вообще патриотичная молодежь должна быть другой. Мы сейчас находимся в ситуации СВО. Даже Shaman постригся и стал похож на героиню Лайзы Минелли из фильма «Кабаре». На самом деле то, что показывают в сериале, — это сегодня подрыв устоев, например драка с людьми в форме. Сейчас бы за такое всех посадили на большие сроки. Или выяснение отношений с русским фашистом… Есть такой закос под революционность, но не более того.
Сегодня тебе может легко «прилететь» за инаковость. Молодого человека могут побить за мерч с пауком. Можете представить, как тяжело быть панком? Если бы сейчас такие ходили по Казани, то им было бы очень непросто. Обычные казанские парни пытались бы объяснить им, как должен выглядеть патриот своего Отечества — нормальный молодой человек. Но при всем при том, повторюсь, сериал не дотягивает по провокационности и революционности. Все сводится к тому, что чуваки круто выглядят — ирокезы, заклепки, а один вообще без зубов. Форма побеждает содержание…
А панк — это не про внешний вид. Это целая субкультура. Если посмотреть на тексты песен «Короля и Шута», то там же есть вызов обществу. А в сериале ничего этого нет. Русский панк оказывается огламуренным и частью поп-культуры — зарабатывания денег. Сейчас это тупо зарабатывание денег на сериале.
Но, при всей моей критике, это сериал о том, что в нашей стране можно быть разным — в поведении, внешнем виде и так далее. Все поведение героев здесь антиобщественное, оно никак не может быть примером для подражания.
— Вы заметили в сериале «Король и Шут» какие-то заимствования из голливудских фильмов? Тот же самый образ Шута в исполнении Евгения Ткачука схож с героем фильма «Оно».
— Там куча всего ворованного. Например, в третьей серии одна сцена взята из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости». Украли самым наглым образом. А Шут — отголосок фильма «Оно». В общем, там много вещей, которые по кусочку взяли из других фильмов, у других групп.
С точки зрения техники снято все красиво — краски яркие. Знаете, есть хорошие современные турецкие сериалы. Но это все вторично и неоригинально. Но не так плохо, ибо вся культура у нас заимствована. Но, опять повторюсь, за формой не видно содержания, за деревьями — леса. На «Кинопоиске» занимают первое место — успешный сериал. Не собирались взрывать всем мозги и получать международные премии, надо было сделать коммерчески успешный проект, но не гениальный.
«Если мы хотим идеализировать прошлое и создать новых кумиров, то «Король и Шут» подходят для этого»
«Мы идеализируем наших панков и металлистов, так как это последнее, что нас связывает с Европой»
— Вы сами слушали группу «Король и Шут»?
— Я пытался слушать их, как только «Король и Шут» появились. Мне был интересен Горшок как образ, он еще похож на себя в сериале. Почему такой крутой фронтмен и такая группа?.. Например, пресловутый Князь не внушал доверия, потому что выглядел как инородное тело на сцене. Один панк настоящий, а второй — китайская подделка. Пару-тройку песен их знал. Хотя, с моей точки зрения, ничего выдающегося там нет, но музыка хорошая. Главное — образ лидера впечатляет. А сейчас это связано с ностальгией по тем свободным временам.
— На рубеже 1990–2000-х считалось, что на их концерты ходят в основном гопники, а сегодня о «Короле и Шуте» говорят фактически как о классиках рок-музыки.
— Они уж точно не классики рок-музыки. Это же вопрос пиара. Почему художники продают свои работы за 40 миллионов долларов, а какие-то мамы могут сказать, что мой пятилетний ребенок так же может намалевать.
Я знал хороших музыкантов 90-х, они до сих пор живы, но такого успеха не имели. Хотя, с точки зрения музыки и слов, были поинтереснее. Например, помню концерт группы «Тайм-Аут» в «Горбушке». Они тогда были точно популярнее «Короля и Шута». Но им не повезло с пиаром, не смогли вписаться в дивный новый мир. Если бы Горшок не умер в 39 лет, то, может, сейчас группа «Король и Шут» воспринималась бы как группа «Наив». Панк должен жить быстро и умереть молодым.
Мы вместе учились с Анатолием Крупновым, лидером группы «Черный Обелиск» и участником «Неприкасаемых». Он умер молодым, и до сих пор существует его культ. Песню Крупнова «Я остаюсь» все слушают. Он вовремя умер. Мы не увидели его старения, которое, наверное, было бы некрасивым.
Возвращаясь к вашему вопросу, говорить, что «Король и Шут» — это классика рок-музыки, не стоит. С точки зрения музыки, в мире это не прокатит. Как хотите называйте, но это своеобразный колхозный панк. Но пара неплохих песен есть, например «Прыгну со скалы», отражающая настроение молодых людей пубертатного возраста.
— Есть еще и противоположное мнение, что «Король и Шут» с их песнями-историями, создающими свой особый мир, — уникальное явление в нашей музыке, ни на что не похожее.
— Знаете, на Филиппинах в обычном ночном клубе панки куда круче. И музыкально, и по имиджу. Самый лучший концерт панков для меня был в обычном ночном клубе, где я был единственным европейцем. Но если мы хотим идеализировать прошлое и создавать новых кумиров, то «Король и Шут» подходят для этого.
Думаю, что любовь к панку — это наша прозападная и проевропейская ориентация. Мы не хотим быть Востоком. Не хотим слушать китайскую музыку. Все-таки хотим быть частью Европы. Поэтому мы идеализируем наших панков и металлистов, так как это последнее, что нас связывает с Европой.
«Культура конца 70–80-х — время моей молодости. Понятно, что были нормальные советские молодые люди с комсомольскими значками и всем прочим. Но я больше интересовался культурой западной и европейской»
«Вполне возможно, что умер от передоза за мои деньги»
— С сериалом «Король и Шут» связаны и ваши личные воспоминания — сцена из московского клуба Sexton, когда на концерт ворвалась милиция с дубинками.
— В 90-х никаких людей с дубинками на концерте не было, я такого не припомню. Я сам на концерте в «Горбушке» бегал на сцене, плескал пивом и не помню, чтобы было что-то, связанное с полицией.
— Многих, наверное, удивит, что вы, солидный политолог, который рассуждает и в нашей газете на серьезные темы в комментариях, слушает музыку этого жанра. Хотя вы и создавали Партию любителей пива…
— Начну с того, что я в 9-м классе сбрил виски, ходил в рваных джинсах и с огромной булавкой. Я очень любил группу Queen. Кроме того, с началом расцвета панка я полюбил Sex Pistols. Всех знакомых мучил этой музыкой. Диск Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols слушал по несколько раз в день. Уже потом я узнал о других группах. Культура конца 70–80-х — время моей молодости. Понятно, что были нормальные советские молодые люди с комсомольскими значками и всем прочим. Но я больше интересовался культурой западной, европейской. Честно, сейчас пока это актуально, но вообще такая старперская тема.
В конце 90-х и начале 2000-х они («Король и Шут») решили продолжать то, что перестало быть в тренде на Западе еще в 80–90-е. Но мы всегда отставали.
— Значит, Sex Pistols вы любите больше, чем, например, Ramones. А кто для вас главные отечественные панки?
— Никогда не любил и не слушал Ramones, не цепляли. Как я уже говорил ранее, самые лучшие панки — никому не известная филиппинская группа. Из отечественного любимого нет. Я слушал все, что появлялось, в надежде найти что-то оригинальное: ДДТ, Моргенштерн*, Noize MC [Иван Алексеев*]. На самом деле я с большим интересом перебираю и слушаю всю российскую музыку. В поисках того, что наконец-то родится нечто мирового уровня.
Есть те, кто не стал популярным, но я слушал их. Хотя у них и было 100 поклонников. Например, русский вариант AC/DС — группа «Чин-чин». У нее лидер сейчас работает грузчиком, а по образованию математик. И музыка у них была очень близка к австралийской рок-группе, но не покатило. Я сам в молодости хотел быть рок-музыкантом.
— Не пробовали играть в какой-то группе?
— Мой друг и школьный товарищ Анатолий Крупнов стал суперзвездой рока. Мы вместе слушали у меня дома диски. Он учился в музыкальной школе по классу скрипки, потом ему и мне купили гитары. Но свою я разбил на следующий день о голову хулигана. Еще раз мне не купили. А Крупнов научился играть. Помню, был концерт «Монстры рока», где выступали знаменитые группы, а между AC/DC и Metallica выходил он, [Крупнов], в кожаной куртке. Я стою, завидую и думаю: «Боже мой! Я хочу быть на его месте». В 1995 году Крупнов занял у меня 500 долларов, а через несколько дней умер от сердечного приступа. Вполне возможно, что умер от передоза за мои деньги. Вот так, он умер, а я жив. Зависть на этом у меня закончилась.
Также я знал Валерия Шаповалова, автора текста гимна Партии любителей пива. Один из старейших рок-музыкантов страны, создатель первой рок-группы еще в 60-х (московская рок-группа «Братья» — прим. ред.). Я недавно его хоронил (умер в августе 2021 года). На похоронах легенды рока 70-х и поп-звезды 80-х было человек 5–7. И что? Потом ты понимаешь, что за успех надо чем-то платить, если ты настоящий талант.
«У нас есть мегакрутые личности. Снимите о Юрии Шевчуке или Борисе Гребенщикове. Хоть они эмигрировали в другую страну и запрещены, но когда-нибудь это будет возможно»
«Мы по-русски говорим: «Нам надо пиво», — а я между прочим 25 лет слушал AC/DC»
— Кто из нынешних людей, определяющих лицо российской власти, тусовался с вами в те времена в клубах на рок-концертах?
— Когда Дмитрий Рогозин был лидером конгресса русских общин, то пресс-служба убрала всю информацию из СМИ о том инциденте в клубе в 1995-м. Это было не по его имиджу. Он являлся авторитетом, а я — журналистом, который высказался в компании Рогозина. После отобрали фотоаппарат и по голове пытались настучать. Потом я вышел на сцену. Понеслось и поехало так, что разгромили целый клуб…
У нас есть известные любители музыки. Например, Дмитрий Медведев, который очень любил Deep Purple. На самом деле бо́льшая часть нашей элиты так или иначе слушала какую-нибудь западную музыку. Только одни слушали ABBA, а другие — The Doors, более позднее поколение — Depeche Mode и так далее.
В принципе, никто же не слушал китайскую музыку. Неслучайно же самая популярная радиостанция — «Европа плюс», а не «Наше радио». Знаю кучу бывших мэров и губернаторов, которые были поклонниками Metallica и Rammstein. Но ходить на их концерты считалось делом гламурным — иностранцы приехали, билет дорогой. А так, чтобы по клубам ходить…
— «Я занимаюсь любовью, а не войной» — этот лозунг хиппи наверняка в 90-е принимали многие из зрителей на рок-концертах. Не удивляет, что многие из этих людей спустя несколько десятилетий — яростные сторонники СВО?
— В третьей серии «Короля и Шута» показан концерт группы, и там флаги — американские, британские и конфедератов. Люди очарованы были. Но культура хиппи у нас не была глубоко укоренена, хоть и существовала. Много людей, воспитанных на западной культуре, потом обиделись на тот самый Запад за то, что он их не понял. Мы приехали, языка не знаем, и нас никто не понимает. Мы по-русски говорим: «Нам надо пиво»… А я между прочим 25 лет слушал AC/DC.
«В песне главное — ключевая фраза, которая повторяется много раз»
— Будут ли успешны фильмы и сериалы о других наших рокерах?
— Самые популярные сериалы и фильмы не о группах. Есть мощные музыкальные фильмы, например «Богемская рапсодия», снято не про историю Queen, там в центре истории Фредди Меркьюри.
У нас есть мегакрутые личности. Снимите о Юрии Шевчуке или Борисе Гребенщикове. Хоть они эмигрировали и по факту запрещены, но когда-нибудь это будет возможно. Они символы эпохи и моральные авторитеты.
— Есть немало споров о тех музыкантах, которые уехали из России после февраля 2022-го. Причем и от некоторых музыкальных критиков можно слышать, что «отряд не заметил потери бойца» и места уехавших заняли другие. Согласны с этим?
— Никто не занял места. Как сейчас место Земфиры* может занять, например, Пелагея? Бред.
— Например, появился Shaman.
— Это молодой Стас Михайлов. Для кого это? Понятно, что есть люди, которые ходили на «На-На». Обычная поп-звезда. Жена у него пиарщица, молодец, сделала из мальчика человека. Важно найти свою фишку. Помимо того что я политтехнолог и политолог, я еще пиарщик. Если бы меня спросили, что сделать, чтобы стать известным, я бы посоветовал спеть: «Я русский». Вот и все.
Сейчас угадать, что может быть в тренде, несложно. В песне главное — ключевая фраза, которая повторяется много раз. Например, когда-то сделали ремейк песни «Такого, как Путин». Но сейчас концерты у нас в основной массе запрещают. Григорий Лепс еще самый талантливый из всех, кто поет. Думаю, если бы он пел то, что ему нравится, а не для денег, то мог бы стать артистом мирового уровня. В нем есть харизма. Но поет то, что от него хотят услышать, поэтому он бухает и падает со сцены.
— Вообще, есть кто-то из уехавших российских артистов, ради которого вы готовы поехать сегодня на концерт в другую страну?
— Я не ходил на концерты в последнее время, поэтому сейчас не готов поехать в другую страну. Когда я был вице-мэром в Волгограде, то отвечал за культуру. Все праздники были на мне, организовывал огромные концерты на десятки тысяч людей. Мне было интересно. Но сказать, что есть кто-то, на чей концерт бы я пошел… Я бы не на музыкальный концерт пошел, а, например, на Максима Галкина*. Но не знаю, поехал ли бы в Израиль для этого.
Недавно группа Little Big (лидер группы — Илья Прусикин* — прим. ред.) дала концерт на Пхукете. Вот именно туда бы я сходил, не где-нибудь, а в Таиланде. Но специально ехать не стал бы. Что касается панков и металлистов, то не надо ничего искать. Нужно просто поехать на Филиппины. Все зависит от настроения и атмосферы. В России я бы на наши концерты точно не пошел. Сходил бы на AC/DC, но они уже не гастролируют.
Думаю, что мне был бы интересен концерт какой-то татарстанской группы. В обычном клубе, обычной столице региона. Есть классная волгоградская группа «Например». Думаю, наверняка в Казани есть крутые небольшие группы, о которых просто никто не знает.
*Физлицо, выполняющее функции иностранного агента
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.