«Если возникает вопрос оплаты труда для российских сотрудников, то они должны выбирать — местная налоговая резидентура или российская», — констатируют эксперты «БИЗНЕС Online» дилемму, которая стоит перед сотрудником, уехавшим из страны, но продолжающим работать на отечественную компанию. А счет таких работников сегодня идет на сотни тысяч человек. Однако даже повышение ставки НДФЛ до 30% может оказаться выгоднее, чем платить налоги в стране пребывания. О новой инициативе правительства России — в нашем материале.
Антон Силуанов заявлял, что склоняется к тому, чтобы не менять статус резидента, а его деятельность, которая осуществляется в нашей стране, из-за рубежа «налогооблагалась» бы по ставке аналогичной, как и для резидентов Российской Федерации
Отмена преференций для «сбежавших»
Сегодня правительство РФ направило в Госдуму законопроект, подразумевающий поправки к российскому Налоговому кодексу. Этот документ, если он будет принят, обяжет российские компании в ряде случаев взимать 30% НДФЛ с выплат в пользу уехавших за рубеж работников после утраты ими российского налогового резидентства.
Еще в конце июля 2022 года редакция поправок к Налоговому кодексу РФ была вынесена на общественное обсуждение, согласно этим предложениям, российский работодатель обязан был сам удерживать НДФЛ 13% с налогового резидента, работающего за границей, и 30% — с нерезидента. Тогда минфин не планировал изменять ставку подоходного налога для тех, кто работал на российские компании за рубежом. Министр финансов Антон Силуанов в ноябре 2022 года заявил, что склоняется к тому, чтобы не менять статус резидента, а его деятельность, которая осуществляется в нашей стране, из-за рубежа «налогооблагалась» бы по ставке аналогичной, как и для резидентов Российской Федерации.
В декабре эту тему поднимал и председатель Госдумы Вячеслав Володин. Тогда он отметил, что «сбежавшие» предали свою страну и было бы правильно отменить преференции для покинувших РФ и ввести для них повышенный налог.
Вячеслав Володин считает, что «сбежавшие» предали свою страну и было бы правильно отменить преференции для покинувших РФ и ввести для них повышенный налог
Однако некоторые изменения, находящиеся в разработке, все-таки вынесли на обсуждение законотворцев. Согласно предложенным поправкам работодатели будут сами решать, какую ставку по НДФЛ применять к своим сотрудникам и гражданам России, дистанционно работающим за пределами страны по договору ГПХ. Если поправки утвердят, то с 1 января 2024 года российские компании в каждом конкретном случае буду сами определять, какую ставку по НДФЛ они будут применять к своим исполнителям — по базовой ставке в размере 13–15% от вознаграждений покинувших страну сотрудников, а после утраты налогового резидентства — 30%. При этом получатель должен быть налоговым резидентом РФ или получать вознаграждения на счет, открытый в российских банках. Кроме того, данное право возникает в случае, если средства поступают от российских компаний или индивидуальных предпринимателей, а также обособленных подразделений или филиалов зарубежных организаций, зарегистрированных в РФ.
Данные поправки затронут как работающих официально по трудовому договору, так и фрилансеров, которые получают вознаграждения из России за работы и услуги, предоставленные права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, если осуществляют свою деятельность с использованием доменных имен и сетевых адресов в российской национальной доменной зоне, размещенных в России комплексов программно-аппаратных средств и информационных систем. При этом в законопроекте ничего не сказано об изменении налогообложения фрилансеров, зарегистрированных в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей.
Сейчас уплата НДФЛ — обязанность самого работника, если в трудовом договоре или допсоглашении к нему есть пункт о дистанционной занятости за рубежом. Если гражданин РФ больше не относится к категории резидентов РФ в понимании налоговиков, то ему придется платить 30% НДФЛ. Напомним, если работник провел в России меньше 183 дней в году, то он автоматически теряет статус резидента. При этом не имеет значения, было ли это 183 дня подряд или по сумме всех поездок.
Также нужно помнить, что у самого работодателя могут возникнуть проблемы с налоговой из-за сотрудников, которые уехали за границу. За каждое нарушение организации грозит штраф в 20% от суммы, которую работодатель не удержал вовремя из зарплаты. Исключения составляют выезды менее чем на 6 месяцев, связанные с лечением или обучением, а также работа на морских месторождениях за границей. Остальные поездки, в том числе командировки и отпуск, влияют на налоговый статус.
Дмитрий Потапенко: «Ключевым вопросом является то, как сводить данные миграционного учета и физическое наличие гражданина»
«Выгоднее будет согласиться на 30 процентов из России, чем платить, например, 45 процентов во Франции»
Эксперты «БИЗНЕС Online» комментируют последнюю инициативу федерального правительства.
«Если человек теряет резидентство своей страны и является гражданином другой, то, по сути дела, он иностранное лицо, которое работает на территории России. Для таких лиц ставка 30 процентов была установлена ранее, но не имелось уточнения, что российские граждане, уехавшие за границу и находящиеся там более полугода, все равно резиденты России, — говорит Андрей Кочетков — аналитик „Открытие Брокер“. — Сейчас это уточнение сделали, ввели ставку, которая ранее применялась для иностранных сотрудников, не имеющих статус высококвалифицированных. Это не наказание и не пополнение бюджета. Скорее приведение законодательства в порядок для применения в более широкой практике».
По оценкам Кочеткова, несколько сотен тысяч работают в российских компаниях, в основном это IT-сфера и креативная индустрия. «Они получают свою зарплату, тратят ее за границей, но наша экономика недополучает дополнительный эффект, — уверен эксперт „БИЗНЕС Online“. — Для нее важны не только налоги от людей, но и те траты, которые человек делает внутри страны».
Не станут ли эти изменения поводом для появления новых способов ухода от налогов? «Серые схемы применяются чаще внутри страны, например, когда выплачивается зарплата наличными. Когда идет речь о банковских переводах, то придумать что-то сложно, — констатирует Кочетков. — Фирме нужно отчитываться, почему они решили перекинуть за границу, например, 150 тысяч рублей. Серые схемы в трансграничных расчетах использовать сложно». Причем даже в этих условиях, возможно, платить налоги в России будет выгоднее. «Так, в Армении за 2022 год было открыто несколько тысяч российских компаний. Какие-то из них — свежий бизнес или филиалы старых компаний. Если возникает вопрос оплаты труда для российских сотрудников, то они должны выбирать — местная налоговая резидентура или российская, — напоминает Кочетков. — Соответственно, если выбирают местную, то зачастую ее условия могут быть хуже, чем 30 процентов в России. Например, во Франции все необходимые выплаты сотрудник делает сам из тех денег, которые выплачивает компания. Выгоднее будет согласиться на 30 процентов из России, чем платить, например, 45 процентов во Франции».
«За любого гастарбайтера всегда платится 30 процентов. В данном случае ключевым вопросом является то, как сводить данные миграционного учета и физическое наличие гражданина, — считает предприниматель и радиоведущий Дмитрий Потапенко. — Например, если у вас офис находится в Москве, а работает он в Екатеринбурге, то тоже находится удаленно. И кто будет заниматься вычислениями, если гражданин, допустим, переедет в Казахстан? Поскольку никаких отметок фундаментально в его документах не возникает. Соответственно, вопрос возникновения и исчезновения налогового резидентства — это решение гражданина. Он весьма прозаично может остаться резидентом России, находясь на территории сопредельных стран». Но если он будет «получать доходы в двух местах, то путем обмена, которые происходят, правда, только с дружественными государствами, он будет переведен в какое-то одно налоговое резидентство, но так было и раньше». «Фундаментального изменения в законах не происходит. Они просто уточняются», — резюмирует Потапенко.
Марат Бикмуллин: «Любое увеличение налогов отрицательно влияет на развитие и прирост бизнеса»
«Любое увеличение налогов отрицательно влияет на развитие и прирост бизнеса, — говорит председатель совета директоров ООО „Информационные системы“ Марат Бикмуллин. — Но есть и другая чаша весов — это интересы государства. Есть федеральные и местные расходы. У нас подоходный налог же идет в городской бюджет. И это одна из главных составляющих доходов местных бюджетов. То есть для жителей города это хорошо. Задача власти — найти компромисс, чтобы и бизнес не придушить, и расходы на школы, поликлиники, дороги, благоустройство и так далее оплачивать».
Кроме того, по словам Бикмуллина, средний и мелкий бизнесы найдут решение. «Будут оплачивать в конвертах, криптой. У кого денег нет или экономика предприятия не сходится, те найдут выход. Любое давление на бизнес приводит к уходу в тень. А так, вообще, это больше политическая мера. Бизнесу дают посыл — удерживать сотрудников здесь, находить решения, чтобы не уезжали», — считает собеседник газеты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.