С 2 по 4 июня в Казани случится фестиваль искусств «Горький+», в рамках которого пройдет около 70 различных событий на различных локациях, включая мероприятия на открытом воздухе. Столица Татарстана — одна из трех точек форума, арт-директором которого стал народный артист России Евгений Миронов. Сегодня «Горький+» презентовали на пресс-конференции в ТАСС. О том, как сам худрук столичного Театра Наций объяснил свой интерес к автору «На дне» и «Песни о Буревестнике», почему в афише фестиваля появилась Казань и что министр культуры РТ ответила на вопрос о бюджетных тратах республики на «Горький+», — в материале «БИЗНЕС Online».
«У нас тоже есть парк Горького», — хвалилась сегодня министр культуры РТ Ирада Аюпова на презентации фестиваля «Горький+»
Миронов о Горьком в Казани: «Он любил этот город, и у него много связано с Казанью»
«У нас тоже есть парк Горького», — хвалилась министр культуры РТ Ирада Аюпова на презентации фестиваля «Горький+», которая прошла сегодня в столице в формате пресс-конференции на площадке ТАСС.
«БИЗНЕС Online» уже сообщал о появлении в Казани нового фестиваля искусств, художественным руководителем которого стал народный артист России Евгений Миронов. Как оказалось, столица Татарстана стала одним из трех городов, где будет в этом году реализован данный проект: Казань (2–4 июня), Нижний Новгород (6–9 июля) и Москва (11–25 августа).
«Горький сегодня, как мне кажется, как никогда актуальный автор и актуальная личность, — говорил сегодня на встрече с прессой Миронов. — Он возник на достаточно масштабном переломе мироустройства. И сейчас это время тоже диктует… Много вопросов возникает. И, может быть, познакомившись поближе с творчеством Горького, с его личностью, очень трагической фигурой, мы ответим на какие-то вопросы». В прошлом году Миронов и его команда реализовали в Москве фестиваль искусств «Горький в парке Горького», а теперь решили масштабировать его и сменить название на «Горький+».
По словам худрука столичного Театра Наций, по мере знакомства с наследием писателя он узнал, что в стране в его честь были названы не только парки, но и город (ныне Нижний Новгород), самолеты, пароходы. Даже главная улица столицы — Тверская, — как известно, с 1932-го по 1990-й носила имя автора «На дне» и «Песни о Буревестнике». Более того, его произведения до сих пор популярны как в России, так за рубежом. И все это пробудило интерес к анализу личности Горького как творца и человека.
«Тогда мы задумались, как бы мы могли продолжить изучение, поскольку фигура интересная и одним фестивалем не расскажешь. Подумали о том, что есть еще города, важные в жизни и творчестве Горького, — продолжил Миронов. — Это Нижний Новгород, где он родился. И Казань, где прожил четыре года, не поступив в университет. Он любил этот город, и у него много связано с Казанью». По словам народного артиста России, очень здорово, что проект «поддержали чиновники, министерства культуры», лично он поблагодарил и президента РТ Рустама Минниханова. «Это дает нам стимул и другой уровень, чтобы поговорить серьезно. И в Нижнем Новгороде, и в Казани будут созданы проекты именно на основе коллективов этих городов. А сливки интересных спектаклей потом приедут в Москву», — резюмировал Миронов.
«Как часто бывает у больших величин, у всех, кто учился в советское время, школьные программы включали произведения Горького, но потом, когда начался период, когда требовалось все, что было раньше, опошлить и ошельмовать, творчество Горького не то чтобы оказалось забыто, а из него выхолащивались какие-то важные вещи. Время прошло. И большое видится на расстоянии», — отметил руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский, назвав Горького подвижником, в чьем творчестве отразились все перипетии переломного момента отечественной культуры.
«Горький сегодня, как мне кажется, как никогда актуальный автор и актуальная личность», — говорил сегодня Миронов
«Так просто, так тонко и так пронзительно говорит о человеке»
Очевидно, что Татарстан и финансово участвует в проведении «Горький+». Но министр культуры РТ предпочла уйти сегодня от конкретного вопроса о том, сколько республика потратит на проект московских организаторов. «Практически все наши театры ставили спектакли по произведениям Горького самостоятельно в рамках текущей деятельности. Можно я так ограничусь?» — сказала нашему корреспонденту Аюпова.
Сама Ирада Хафизяновна еще до пресс-конференции поделилась своими ожиданиями от фестиваля. «Это будет мультикультурное пространство — просветительское, театральное, музейное — смысл в том, что в рамках данного проекта будет проведено более 70 мероприятий в разных локациях, как на территориях общественных пространств, так и на профессиональных сценических пространствах. Там и театрализация идет, и концерты, и показы мод — все вместе. Это культурные активности мультижанрового формата, которые направлены на то, чтобы привлечь внимание и жителей нашей республики, и гостей к наследию Горького», — сообщила Аюпова.
Кстати, выступая сегодня на пресс-конференции, министр культуры РТ выделила проект «Булки Горького», ярмарку-буфет, которая будет работать 3 и 4 июня в музее Горького и Шаляпина, отсылая нас к непростой жизни юного казанского пекаря, которому было суждено стать большим писателем.
Аюпова также напомнила, что четыре года в нынешней столице Татарстана были испытанием для тогда еще юного Алексея Пешкова, он даже пытался покончить с собой на крутом берегу Казанки — Федоровском бугре. «На его территории сегодня стоит одно из наших самых посещаемых учреждений культуры — Национальная библиотека, — сообщила глава республиканского минкульта. — И на площадке Национальной библиотеки мы тоже проведем большой пул творческих лабораторий». Часть мероприятий пройдет и в селе Красновидово Камско-Устьинского района, где бывал юношей будущий литератор и общественный деятель, а также работает музей Горького.
Напомним, что спектакли, концерты, перформансы с 2 по 4 июня в Казани состоятся на привычных площадках культурных учреждений (ГБКЗ им. Сайдашева, Татгосфилармония им. Тукая и др.), в музейных пространствах (Нацмузей РТ, музей Горького и Шаляпина, музей-усадьба Боратынских и др.), а также на открытом воздухе (парк «Черное озеро», Лядской сад, площадь перед театром им. Камала и др.). Например, на улице Баумана 3 и 4 июня можно будет познакомиться с проектом «Уличные театры им. Горького». Программным директором казанской части «Горький+» стал известный театровед Олег Лоевский, худрук многочисленных театральных лабораторий, не первый год проходящих в Татарстане.
Откроется фестиваль спектаклем «Васса» столичного театра им. Моссовета, который покажут на площадке Татгосфилармонии им. Тукая. А хедлайнером форума должен стать симфоспектакль «Рождение человека» в ГБКЗ 3 июня, где камерный оркестр под управлением знаменитого альтиста Юрия Башмета будет играть музыку Эдварда Грига, а арт-директор фестиваля Миронов и актриса театра и кино Александра Урсуляк под этот аккомпанемент прочтут рассказы Горького. Режиссер спектакля — Марина Брусникина.
«Так просто, так тонко и так пронзительно говорит о человеке, что такое человек», — говорила сегодня об этом спектакле и Горьком на пресс-конференции звезда московского театра им. Пушкина Урсуляк. По ее словам, в спектакле «происходит какая-то магия», что создает атмосферу, после которой зрители выходят с ощущением чистоты.
С 2 по 4 июня в Лядском саду будут показывать спектакль-бродилку Букаева, название которого отсылает к рассказу Горького «Старуха Изергиль»
«Горький татарин» — это постановка, рожденная от боли»
На казанском «Горький+» представят как прошлогодние замыслы, реализованные еще в 2022-м в Москве, так и совсем новые проекты. Это можно увидеть на примере работ, которые покажут в столице РТ главные режиссеры двух республиканских театров — Казанского ТЮЗа Радион Букаев и ТГТДиК им. Тинчурина Туфан Имамутдинов.
С 2 по 4 июня в Лядском саду будут показывать спектакль-бродилку Букаева, название которого отсылает к рассказу Горького «Старуха Изергиль». «Спектакль „Изергиль“ создан в формате променада. Он появился в прошлом году и был приурочен к фестивалю в парке имени Горького в Москве, где мы занимали одну из маленьких локаций, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Букаев. — Мы ходили по пространству парка Горького, там есть памятник писателю, который был одной из наших точек. Это променад примерно на 25 зрителей. В нем участвует автоприцеп, оборудованный нами специально для спектакля. Он же, собственно, является и сценической площадкой. В спектакле заняты два актера и одна актриса, они все из разных московских театров».
По словам Букаева, для него было неожиданностью, что теперь «Изергиль» покажут и в Казани: «Мы с организаторами посмотрели локации и выбрали Лядской сад. Даже заказали бюст Горького, потому что он необходим для спектакля. В Казань приедут те же самые актеры, что играли год назад в Москве. Я знаю, что в июле „Изергиль“ покажут и в Нижнем Новгороде».
Интригует и проект Имамутдинова, который также с 2 по 4 июня можно будет увидеть в выставочном зале Нацбиблиотеки РТ
Интригует и проект Имамутдинова, который также с 2 по 4 июня можно будет увидеть в выставочном зале Нацбиблиотеки РТ. Творческое объединение «Алиф» здесь представит спектакль «Горький татарин», основанный на монологах татарина-крючника из пьесы «На дне». В роли татарина выступит актер, режиссер Ильнур Гарифуллин.
«Сознание татар очень дробленое: мы делимся на казанских, уфимских, мишарей, тептярей, касимовских, сергачских и других татар, — напомнил нашему корреспонденту Имамутдинов. — Государственность татар также раздробилась на несколько ханств: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское и так далее. То ли мы сами раздробились, то ли нас раздробили — на удивление нам самим появляются другие подэтносы татарского народа. Последний пример — выделение в отдельный народ сибирских татар. Поэтому мы взяли тексты татарина из пьесы „На дне“ Горького — только его тексты — и сделали из них монолог. С одной стороны, у нас получился такой своеобразный, казалось бы, несвязный монолог. С другой — он перемежается с рефлексивными текстами Дины Сафиной (лауреата „Золотой маски“ — прим. ред.), которые она пишет на основе текстов Горького специально для фестиваля».
По словам главрежа Тинчуринского театра, татары, словно крючник из пьесы Горького, «подсаживают сами себя на разные наживки и крюки», которые удерживают народ в тот или иной период истории. «Мы будто существуем от одного крюка к другому. В спектакле мы пытаемся собрать национальное осознание одного татарина. Это такое своеобразное хирургическое вмешательство в подсознание татар. А любое хирургическое вмешательство связано со словами „боль“, „больно“. „Горький татарин“ — это постановка, рожденная от боли», — резюмирует Имамутдинов.
Нияз Игламов: «Я жду всегда какой-то обмен энергией, творческим опытом между режиссерами, казанскими актерами. Каких-то интересных коллабораций, совместных проектов для работы в будущем»
«Небольшая недоработка идет по татарским персоналиям, я так считаю»
Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились своими ожиданиями от будущего фестиваля.
«Я жду всегда какой-то обмен энергией, творческим опытом между режиссерами, казанскими актерами. Каких-то интересных коллабораций, совместных проектов для работы в будущем», — сказал «БИЗНЕС Online» театральный критик Нияз Игламов.
«Рада, что в Казани появляется новый фестиваль, что вспомнили о Горьком, потому что длительное время он был почти забыт. И все-таки Казань связана с именем Горького. Открываются новые пласты истории, и хотелось бы новых мероприятий, чтобы вызвать интерес к его текстам, — говорит литературовед, доцент КФУ Милеуша Хабутдинова. — Потому что уже давно горьковские произведения не появлялись на сцене местных театров, хотя в свое время была очень интересная постановка Рашида Загидуллина „На дне“. Задача фестиваля прежде всего — это заинтересовать и расширить круг читателей Горького, познакомить с его биографией, естественно, раскрыть его связь с нашим регионом. Но хотелось бы, что это не превратилось только в подготовку каких-то там футболок, закладок. Меня интересует прежде всего интеллектуальный уровень мероприятия».
Милеуша Хабутдинова: «Рада, что в Казани появляется новый фестиваль, что вспомнили о Горьком, потому что длительное время он был почти забыт. И все-таки Казань связана с именем Горького»
Повод ли это задуматься и о том, чтобы проводить подобные масштабные «именные» фестивали, посвященные местным выдающимся деятелям культуры?
«Мы уже проводим такие фестивали: „Аксенов-фест“, „Кутуй-фест“. Здесь небольшая недоработка идет по татарским персоналиям, я так считаю. Но не думаю, что это должен быть фестиваль Тукая, он и так у нас везде. В то же время есть немало достойных фигур мирового уровня, которые могли бы вот так репрезентировать республику», — считает Игламов.
«Такие инициативы постоянно возникают, но, к сожалению, все упирается в бюджет. Надеюсь, минкульт и городская администрация заискрятся. Конечно же, такие фестивали проводить надо! — продолжает Хабутдинова. — Художественное слово надо возвращать, а город наполнять интересными личностями, биографиями и художественными текстами. Я татарка, но, Аллага шокер, когда я прочитала объявление о фестивале „Горький+“, то искренне порадовалась, что в нашем скудном культурном бюджете нашлись деньги для прославления такого писателя».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.