IMG_4719.jpg
Марат Ахметов сказал, что в прошлом году республика вырастила 5 млн. тонн зерна, но как бы не гордились татарстанцы этой гигантской цифрой, «в достижении очередного аналогичного рекорда смысла нет»

КТО ВЫЖИВЕТ В ВТО?

Сегодня гостем редакции газеты «БИЗНЕС Online» в рамках проекта «Интернет-конференции с деловым сообществом Татарстана» стал министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Ахметов. За полтора часа он успел ответить на десятки вопросов наших читателей, рассказав о том, какова закредитованность крупных сельхозпроизводителей республики, сколько миллиардов выделяются из бюджета в виде субсидий агрокомпаниям и какие опасения у него вызывает вступление России во Всемирную торговую организацию.

Так, в Татарстане до 50% сельхозпроизводителей являются неэффективными в условиях работы в ВТО, сообщил Ахметов.

«Сельхозпроизводители, которые не успели или не успеют в ближайшее время обновиться и продолжат работать по старой, классической технологии, будут испытывать очень серьезные затруднения, - сказал он. – Обычнее сельскохозяйственные фермы смогут выдержать какой-то период, поскольку у них нет инвестиционной и кредитной нагрузки, но технологии они используют большей частью ручные. Сегодня это примерно половина всех сельхозпроизводителей Татарстана».

Выдержат же в условиях ВТО высокотехнологичные производства, где минимизирован человеческий фактор, такие как «Челны-Бройлер», «Камский бекон». В качестве примера Ахметов привел площадку по откорму бройлеров 36 на 90 метров, где работает одна птичница, задача которой - по компьютеру отслеживать микроклимат.

По словам министра, для того чтобы провести модернизацию, Татарстану необходимо инвестировать 50 млрд. рублей в течение пяти лет. Сельское хозяйство будет переходить на новые правила игра ВТО в течение семи лет – фактически это срок, когда будет происходить постепенное смягчение условий для иностранных сельхозпроизводителей в России.

СУБСИДИРОВАТЬ ТЕХНИКУ, А НЕ БАНКОВСКИЕ ПРОЦЕНТЫ

Ахметов также отметил, что сегодня общая помощь сельхозпроизводителям Татарстана из федерального и республиканского бюджетов в этом году составляет 18 млрд. рублей (при валовом продукте сельхозпроизводителей РТ по итогам 2011 года в 165 млрд. рублей). Однако большая часть расходуется неэффективно – около 12 млрд. рублей в основном из федерального бюджета уходят на субсидирование процентов по банковским кредитам. Инвестиционные кредиты сегодня достаточно дорогие и выдаются даже такой специализированной кредитной организацией, как Россельхозбанк (в среднем под 13 - 14%).

Еще около 6 млрд. рублей составляет помощь бюджета Татарстана. При этом республика осуществляет поддержку по иной схеме, чем федеральный центр: деньги выделяются большей частью на субсидирование не банковских процентов, а стоимости техники. Из-за отсутствия отечественного высокотехнологичного машиностроения сельхозпроизводители вынуждены закупать зарубежную технику за 7 - 10 млн. рублей за единицу. Татарстан ежегодно закладывает в бюджет по одному миллиарду рублей на компенсацию до половины стоимости техники без НДС.

«Если бы Россия ввела такой же порядок на пороге ВТО, мы бы могли в два раза больше обновить техники. Сегодня по технической оснащенности мы еле удерживаем запас прочности», - сказал Ахметов.

В пример министр также привел Беларусь, где субсидируются кредиты, а сельхозпроизводители получают двухпроцентный или беспроцентный кредит на 20 лет. В России же около 46 млрд. рублей уходит на субсидирование процентов.

ГИГАНТОМАНИЕЙ СТРАДАТЬ ПЕРЕСТАЛИ

Естественно, одним из важнейших вопросов, который волновал наших читателей, стала тема будущего урожая. В республике еще живы воспоминания о засушливом 2010-м, поэтому все, что касается информации о сельскохозяйственной продукции нового сезона, никого не оставляет равнодушным.

«Пока весна складывается нормально, мы имеем переходящий запас до 1 миллиона тонн зерна, половину запаса кормов, так что тревоги нет, - успокоил министр и тут же добавил. - Хотя имеем проблемы с зимовкой озимых: причины объективные – в климатических условиях, и субъективные – «кто-то что-то не доработал». По словам Ахметова, погибло порядка 200 тыс. га озимых (от 616 тыс. га имеющихся на территории Татарстана). Как пояснил главный аграрий, на юго-востоке республики снег выпал только в марте, и это при том, что сильные морозы ударили уже в декабре. Мало того – напуганные предыдущей засухой земледельцы не оставили ни клочка земли под чистые пары под посев 2011 года, так что земля не отдохнула.

«Но в эту посевную кампанию всем товаропроизводителям была поставлена задача – строго соблюсти все технологические требования, в том числе и по чистым парам, и мы смогли себе позволить оставить 500 тысяч гектаров под пары», – поделился министр.

Марат Готович также сообщил, что посевная кампания уже фактически завершена – осталось досеять частично рапс, подсолнух, кукурузу, картофель. А вот на вопрос о площади засеянной пшеницы Ахметов неожиданно разразился экспрессивной речью: «К сожалению, мы сильно балуемся: вот до 1995 года для хлебопекарной промышленности зерно завозили со стороны, потом поставили задачу – обеспечить своим. И мы ее решили, теперь даже излишние объемы выращиваем, нарушая классику земледелия! А этим особо увлекаться не надо, тем более что динамика потребления хлеба падает».

Ахметов сообщил, что татарстанцы в год потребляют порядка 200 тыс. тонн продовольственного зерна, в то же время его производится более 1 млн. тонн! Спрашивается, куда его девать?

«Вот мы и стараемся его реализовывать, но зерно для Татарстана – не рыночная культура, ведь рынок формируется в Новороссийске, а чтобы довести собственное сырье, нужно за транспортное плечо заплатить еще по 2,5 рубля за килограмм», - посетовал Ахметов.

Один из читателей интересовался, какой должна быть оптимальная цена на зерно.

«У пшеницы я называю цифру 6 тысяч рублей тонна, по фуражу – процентов на 10 - 15 может быть ниже. Здесь я имею в виду объективные цены, которые бы позволили товаропроизводителю обеспечить минимальную рентабельность. В период уборки и заготовки пшеница была в районе 4 тысяч рублей, рожь упала до 2, 5 тысяч рублей, а средняя себестоимость производства зерна у нас в республике - 4,3 тысяч рублей. В течение зимы цены несколько поднялись, пшеница продавалась в районе 5 тысяч рублей за тонну, рожь - 3,5 - 3,8, ячмень - 4,5 тысячи рублей. По сегодняшним ценам с учетом затрат и хранения зерно нерентабельно», - заключил Ахметов.

Он также напомнил, что в прошлом году республика вырастила 5 млн. тонн зерна, но как бы не гордились татарстанцы этой гигантской цифрой, по сути, в достижении очередного аналогичного рекорда смысла нет.

«Тем более финансовое состояние после засухи ослаблено – такого количество удобрений, топлива, средств защиты растений себе позволить не можем, чтобы технологический пакет сделать полным, соблюсти все, поэтому мы минимум полмиллиона га оставили под чистые пары», – пояснил Ахметов. Тем не менее, по словам министра, потенциал этого года также высок (при условии, что летний период и уборочная кампания пройдут благополучно), и республика без проблем может выйти на 5 млн. тонн зерна. Однако, как убеждал министр, для Татарстана вполне достаточно и четырех.

По мнению министра, большие перспективы в развитии рапсовой культуры: «В прошлом году мы вырастили 130 тысяч тонн рапса, но Татарстан вполне может себе позволить увеличить этот объем вдвое». А еще министр видит точку роста в животноводстве – куда, по его мнению, нужно направить и взоры товаропроизводителей.

Почему менеджмент крупных агрохолдингов не всегда эффективен, каковы перспективы ВАМИНа, почему «КВ-агро» режет тысячи коров, как решить кадровые проблемы на селе, имеет ли сам министр приусадебное хозяйство – подробнее об этом читайте в стенограмме интернет-конференции в ближайшее время.