«Очень удобно, например, из Санкт-Петербурга сесть на теплоход и доехать до Лаишево, там пожить 2–3 дня, добраться до аэропорта и уехать в любую точку нашей страны», — говорили накануне о значимости проекта города-курорта на Камском водохранилище для внутреннего туризма. На прошедшем инвестсовете в кабмине РТ корпорация «Туризм.РФ» представила свои наработки по проекту президенту РТ Рустаму Минниханову и запросила помощи с решением земельных вопросов. О том, как будет выглядеть будущий курорт, куда предложили вложиться инвесторам, где можно будет пожить за 8 тыс. рублей в сутки и во сколько обойдется стройка инфраструктуры, — в материале «БИЗНЕС Online».
На прошедшем инвестсовете в кабмине РТ корпорация «Туризм.РФ» представила свои наработки по проекту города-курорта президенту РТ Рустаму Минниханову и запросила помощь с решением земельных вопросов
Инвестсовет, мастер-план и основные показатели
Самым крупным проектом прошедшего накануне инвестсовета с президентом РТ Рустамом Миннихановым стал первый этап мастер-плана развития туристской территории «Лаишево» на 16 млрд рублей инвестиций. Буквально за пару часов до его проведения президент РТ рассмотрел его на отдельной встрече с первым заместителем гендиректора корпорации «Туризм.РФ» Денисом Секачевым. Уже после того как заявка была одобрена на инвестсовете, состоялась пресс-конференция с участием руководителя агентства инвестиционного развития РТ Талии Минуллиной и председателя госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова. «Проект знаковый, важный. Это новый инструмент в развитии туризма для нашей страны», — предварил Иванов выступление гостя из Москвы.
Напомним, впервые о проекте города-курорта Лаишево стало известно в марте 2022 года. Тогда корпорация «Туризм.РФ» подписала соглашение с правительством РТ, по которому определено пять перспективных территорий для развития туризма в Татарстане: «Соколка», «Свияга», «Камское Устье», «Лаишево» и «Великий Болгар». В феврале 2023-го был согласован первый этап финансирования «Лаишево» на 11 млрд рублей, всего проект оценивается в 24 млрд рублей.
«Сразу скажу, что „Лаишево“ — это рабочее название, будет другое. Мы ищем бренд. Если у вас есть предложения, охотно выслушаем», — начал презентацию Секачев. Первым делом он пояснил, что мастер-план — это документ из 13 разделов и трех блоков. Первый — бизнес-блок, второй — градостроительная часть: какие здания будут, этажность, дизайн-код, красные линии, точки подключения. И третий блок — те меры поддержки, которые государство, корпорация «Туризм.РФ», а также РТ дают инвестору для реализации проекта. «Результатом мастер-плана является инвестиционный лот, который уже полностью описан: бизнес-план с финансовой моделью, определенным назначением», — пояснил Секачев. Он отметил, что этот продукт разрабатывается корпорацией совместно с минстроем РФ и Республикой Татарстан.
Денис Секачев: «Результатом мастер-плана является инвестиционный лот, который уже полностью описан: бизнес-план с финансовой моделью, определенным назначением»
Прежде чем перейти к слайдам, Секачев продемонстрировал видео, заканчивающееся словами: «Лаишево — новая точка на карте, откуда не захочется уезжать». Согласно мастер-плану, к 2030-му новая туристическая территория сможет принимать туристический поток объемом 620 тыс. человек в год. Всего курорт будет занимать 72,87 га, на которых расположится номерной фонд на 1 250 номеров. Также в его составе будут более чем 40 различных сервисов для отдыха и развлечения и променад в 5 километров.
Лаишево фактически оказывается в центре проекта «Волжский путь», что делает его привлекательным для туристов от Санкт-Петербурга до Новой Анапы. «Очень удобно, например, из Санкт-Петербурга сесть на теплоход и доехать до Лаишево, там пожить 2–3 дня, добраться до аэропорта и уехать в любую точку нашей страны», — заявил он.
Центром будущей туристической территории станет яхтенная марина
В Лаишево будет «маленькая Испания»?
Центром будущей туристической территории станет яхтенная марина. «Прежде чем принять такое решение, мы изучили рынок и поняли, что вокруг Казани, в Татарстане уже есть более 3 тысяч моторных лодок», — обосновал Секачев ключевую идею проекта. По оценкам корпорации, это число увеличивается на 15% каждый год и существующие в республике марины каждое лето заполняются на 100%. При этом почти полностью отсутствует современная инфраструктура — эту дыру и заполнит яхтенная марина «Лаишево». На данный момент в мастер-план заложены причал в 150 м для теплоходов, 300 стояночных мест на воде и 500 мест зимнего хранения, причем последняя цифра может быть увеличена.
«Это будет, наверное, первый проект за 30 лет, когда создается марина полного цикла, современная, отвечающая всем экологическим требованиям, с заправками, бункеровкой, зимним хранением, сервисными центрами, центрами продажи лодок», — заявил Секачев. Говоря о строительстве бухты, он подчеркнул, что будут применены самые современные гидротехнические сооружения, которые хорошо выглядят и с берега, и с воды, а также будут учитывать перепады уровня воды в Камском водохранилище.
«Это будет, наверное, первый проект за 30 лет, когда создается марина полного цикла, современная, отвечающая всем экологическим требованиям, с заправками, бункеровкой, зимним хранением, сервисными центрами, центрами продажи лодок»
Вслед за визуализациями будущей марины в Лаишево на экране появились фотографии реально существующих прибрежных городов в Испании, где дома окружены водой. «Там активно используются такие марины, — объяснил Секачев, предложив не обращать внимания на неактуальную архитектуру. — Вот так лодки будут прятаться от волны». По его словам, это очень удобно для владельцев судов и просто гуляющих вокруг марины людей, которые пришли полюбоваться на яхты.
Вслед за визуализациями будущей марины в Лаишево на экране появились фотографии реально существующих прибрежных городов в Испании, где дома окружены водой
Далее Секачев отметил популярность яхтенного спорта в России. По его мнению, Лаишево с его инфраструктурой может стать местом проведения мероприятий в области яхтенного туризма и спорта — до трех событий в год. «Сейчас мы активно обсуждаем с республикой создание яхтенной школы, где могли бы заниматься 100–200 детей от 6 лет. Они бы катались на лодках, а родители наблюдали бы за ними из ресторанов на берегу», — обрисовал он идиллическую картину. Пока же водная инфраструктура РТ находится позади других городов, расположенных на Волге: к примеру, ни одной заправки на воде в городе пока не открылось…
Одна гостиница будет «четыре звезды», все остальные — «три звезды» либо апарт-отели
Почему нет гостиницы «пять звезд» и чем будут развлекать
Говоря об инфраструктуре вокруг яхтенной марины, Секачев особо выделил гостиницы. На данный момент в мастер-план заложено 1 250 номеров. Одна гостиница будет «четыре звезды», все остальные — «три звезды» либо апарт-отели. «Мы хотим сделать отдых в Лаишево доступным и мечтаем, что гости будут приезжать каждые выходные, зимой и летом», — подчеркнул он. Позднее, отвечая на вопрос из зала, почему в плане нет гостиницы «пять звезд», Секачев напомнил о доступном отдыхе и добавил, что корпорация готова рассмотреть эту идею, если появится инвестор с соответствующими возможностями.
Из развлечений для гостей он привел в пример бассейны, экотропы, прогулки по променаду, катание на велосипедах и лошадях. Также Секачев выразил надежду, что однажды удастся по воде связать Лаишево с главными туристическими объектами Татарстана на Волге — островом-градом Свияжск и музеем-заповедником «Болгар», не говоря уже о Казани. Кроме очевидных кафе, спа, проката «ватрушек», на слайде о развлечениях упоминались также электрокартинг, смотровая площадка на маяке, зимняя ярмарка и др.
А что с дорогами? Уже определен транспортный каркас территории — в его разработке участвовали муниципалитет и госкомитет РТ по туризму. Планируется проложить 5,7 км улиц районного значения и 3,1 км улиц местного значения. «Обратите внимание, что дороги объездные — они не будут проходить через сам город Лаишево, не будут мешать уже сформированным на этой территории туристическим потокам», — подчеркнул Секачев. На том же слайде пунктирной линией отмечен будущий променад длиной 5 километров. «Будете по нему гулять в ближайшее время», — заверил спикер присутствующих. Кстати, принять первых гостей променад сможет уже в 2027 году.
Еще один из дорогостоящих лотов — апарт-отели «три звезды» и коттеджи «три звезды» на берегу Камы с обширной парковой зоной
Во что инвесторам предлагают вложить деньги
Для инвесторов предложили 9 лотов, но их количество может вырасти в зависимости от инвестиционной активности. «Ведем переговоры с инвесторами, отдаем пальму первенства инвесторам из Татарстана. Не буду называть компании, пока не подписали документы», — рассказал Секачев. Например, один из лотов — отель и коттеджи «четыре звезды» с видом на «Камское море», канал и яхтенная марина. Стоимость размещения в гостинице составит 9 тыс. рублей в сутки. По расчетам «Туризм.РФ», капитальные затраты на создание объекта — 1,9 млрд рублей, которые окупятся за 10 лет. Это будет здание отеля на 120 номеров, коттеджи на 30 номеров, спа-комплекс, маяк с павильоном для торжеств, шатры для мероприятий и пять домов на воде.
На территории также будет банный комплекс, благоустроенная набережная и центр активных водных видов спорта
Еще один из дорогостоящих лотов — апарт-отели «три звезды» и коттеджи «три звезды» на берегу Камы с обширной парковой зоной. Срок окупаемости — 11 лет. Стоимость проживания здесь оценили в 7,9 тыс. рублей в сутки. На территории также будет банный комплекс, благоустроенная набережная и центр активных водных видов спорта. Есть варианты лотов и поскромнее: апарт-отель «три звезды» на второй линии на 120 номеров за 600 млн рублей с окупаемостью пять лет при стоимости размещения 3,7 тыс. рублей в сутки.
По словам Секачева, корпорация будет готова озвучить инвесторов в сентябре. А вот финансироваться инвестиционные лоты будут по следующей схеме: 70% — льготный кредит, 30% — собственные средства инвестора. При желании инвестора корпорация «Туризм.РФ» может «зайти» на лот с долей 49%, что может стать поддержкой на старте.
Во время встречи с Миннихановым Секачев сообщил, что команда разработчиков проекта уже ушла далеко вглубь второго этапа проекта, в его градостроительную часть
Источники финансирования и первые вложения
«Всего планируем привлечь более 16 миллиардов инвестиций, — перешел Секачев к цифрам. — 11,4 миллиарда рублей — это деньги от инвесторов и корпорации. 4,7 миллиарда рублей будет привлечено из федерального бюджета». В первую очередь бюджетные деньги будут направлены на транспортную инфраструктуру, создание марины, водоотведение, газоснабжение территории. Основным финансовым инструментом Секачев обозначил постановление правительства РФ от 09.02.2021 года №141 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета…», по которому инвестор может получить льготный кредит на 15 лет под 3,5% годовых. Также проект опирается на постановление правительства РФ от 19.02.2022 года №218 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Развитие туризма“…», которое позволяет республике выделять субсидии на развитие туристической инфраструктуры.
В качестве отдачи от туркластера в Лаишево ожидаются 20 млрд рублей дополнительных налоговых взносов и поступления в бюджеты всех уровней за 20 лет
Во время встречи с Миннихановым Секачев сообщил, что команда разработчиков проекта уже ушла далеко вглубь второго этапа проекта, в его градостроительную часть. «Практически готовы в этом году вместе с республикой подавать заявку на финансирование обеспечивающей инфраструктуры», — заявил он. Во время пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», он пояснил, что речь идет о проектировании марины, дорог, водоснабжении и водоотведении — на это понадобится 210 млн рублей. Еще 300–350 млн рублей необходимо на проектирование газо- и электроснабжения. «Все эти деньги мы хотим инвестировать уже в этом году», — подчеркнул спикер. Ожидается, что деньги на проектные работы выделит минстрой РФ.
В качестве отдачи от туркластера в Лаишево ожидаются 20 млрд рублей дополнительных налоговых взносов и поступления в бюджеты всех уровней за 20 лет. Из них 9 млрд рублей поступит в бюджет Татарстана. Также ожидается создание дополнительных 2 тыс. рабочих мест в Лаишевском районе.
Единственным нерешенным вопросом остается предоставление земельных участков — именно с этой просьбой «Туризм.РФ» и обратился к Минниханову на инвестсовете и получил добро. Для получения земельных участков в аренду без торгов АО «Корпорация Туризм.РФ» уже создало на территории РТ дочернее зависимое общество — ООО «Туризм.РФ Республика Татарстан», которое в перспективе может стать управляющей компанией «Лаишево». Для реализации проекта в дальнейшем земля будет передаваться в субаренду инвесторам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.