ПОБЕДА НАД МОСКВОЙ

Напомним, в 2013 году должны быть введены в строй три станции с рабочими названиями «Декабристов» (пересечение улиц Декабристов и Волгоградская), «Московская» (возле вокзала «Казань 2»), «Авиастроительная» (вдоль ул. Копылова между улицами Побежимова и Белинского).

Мэр Казани Ильсур Метшин объявил народное голосование: как должны называться станции? 6 - 15 апреля на портал KZN.RU пришло 1600 комментариев и предложено примерно 100 названий. Самые интересные и популярные были выставлены на голосование, которое завершилось 16 мая. Его итоги приведены на портале мэрии.

В итоге вариант «Авиастроительная» (как вариант - «Авиастроителей») остался без изменений: за него отдано большинство из 5465 голосов - 3545 человек (65%). В два раза меньше (1732 проголосовавших, 32%) предпочли привычный, но не сильно благозвучный «Соцгород». На третьем месте - компромиссные «Крылья Советов» (1%).

А вот рабочее название следующей станции - «Московская» - голосовавшим удачным не показалось - особенно активно комментаторы ссылались на возможную путаницу со станцией «Декабристов», которая ближе к Московскому рынку.

В итоге большинство выбрало звучное название «Северный вокзал» (3537 голосов – 51%). Название «Московская» же заняло второе место (2930 голосов, 42%). Наконец, третью позицию заняло географически понятное, но не очень благозвучное наименование «Воровского» (227 голосов - 3%). Всего в этом голосовании участвовали 6989 человек.

Отметим, что в данном случае народное волеизъявление выглядит вполне логичным. Вокзал, первую очередь которого намечено открыть уже 27 мая, изначально строился в комплексе с автостанцией и станцией метро. «Московская» тут действительно получается не в кассу, в том числе железнодорожную. Кстати, новое название по-своему забавно дополняет «Южный» автовокзал, функционирующий на Оренбургском тракте.

СТАНЦИЯ «ВОЗЬМИ КОНЯ»

Однако без преувеличения сенсационными оказались результаты третьего голосования. В принципе, народу вполне по душе пришлось исходное название «Декабристов» (3423 голоса – 41%).

Однако ноздря в ноздрю с ней к финишу добралась «темная лошадка» - почти никому ни о чем не говорящее имя «Алатская» (3441 голоса). Это название выглядит странным, но только на первый взгляд. Оказывается именно такое название (Алат юлы) еще со времен Казанского ханства носил тракт, пролегавший вдоль нынешней улицы Декабристов. Дорога вела к существующему и поныне селу Алаты. Когда-то оно имело пересадочное значение – здесь переменяли лошадей. Этим и объясняется название, которое, согласно основной версии, произошло от двух слов: ал - возьми, ат – лошадь (вторая версия ала - пестрая, тау — гора).

Автора идеи с «Алатской» удалось разыскать газете «БИЗНЕС Online». Им оказался известный архитектор и краевед Сергей Саначин. Как ясно из его комментария (см. ниже), успех в голосовании явился для него полной неожиданностью, и на своем предложении он не шибко настаивает. В идеале ему хотелось бы вернуть историческое название самой улице. Впрочем, переименование городской магистрали - дело хлопотное (можно представить, сколько вокруг ул. Декабристов различных документов), а вот о станции можно подумать…

Еще один аргумент в пользу «Алатской» - языковой. Все-таки не логично, что в столице всех татар нет ни одного названия станции с национальными корнями. На это уже, кстати, обратили внимания радикалы из движения «Азатлык», выдвинувшие для увековечивания золотоордынского хана-чингизида Улу-Мухаммеда, основавшего Казанское ханство. «Алатская» на этом фоне начинает выглядеть как толерантный и благозвучный компромисс…

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Нельзя не заметить, что вся история как две капли воды напоминает прошлогодний скандал с названием станции «Козья слобода». Напомним, тогда было предложено несколько наименований. В частности, по городу упорно ходил слух, что станцию назовут «Ак барс» (якобы так велел при посещении стройки президент РТ Рустам Минниханов). Метшин высказывался за «Заречье» и «Казан Су». КГЭУ лоббировал «Энергоуниверситет». Однако по итогам организованного голосования в интернете уверенную победу одержала изначальная версия - «Козья слобода», в поддержку которой активно выступила краеведческая общественность. Оно и стало официальным.

И вот сегодня, в год истории и культуры, возникла, по сути, аналогичная дилемма. На этот раз, публикуя результаты голосования, мэрия осторожно оговорилась, что они не носят обязательного характера, но мнение казанцев обещают учесть. В конце концов, интернет-голосование, как известно, и не слишком репрезентативно, и подвержено манипуляциям.

Впрочем, на этот раз результаты голосования не производят впечатление подтасованных. Очевидно, что наименее хлопотным вариантом для властей было бы сохранить статус-кво, придав ему легитимность. Тем более что и эскизы оформления станций уже готовы. Ну а будь у них в фаворитах какой-то определенный выбор, он, вероятно, победил бы с уверенным счетом.

Эти догадки подтверждают и наши источники в мэрии, которые уверяют, что голосование было честным, но теперь не очень понятно, что с ним делать. Вероятно, окончательное решение примет сам мэр, но многое будет зависеть от того, как отреагирует общественность.

НАЗВАНИЯ, ИСТОРИЯ И ИНТЕРЬЕРЫ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила общественность оценить итоги голосования.

Сергей Саначин – архитектор-градостроитель, краевед:

- «Алатская»? Ну да? Шутка, наверное! А ТОЦ, насколько знаю, предлагает одну станцию назвать «Сююмбике», вторую – «Улу Мухаммед», третью – по имени сподвижника Пугачева – забыл имя. Так что не все закончено!..

«Северный вокзал» – хорошо, не коробит. В конце концов, в Питере был Балтийский вокзал. Привыкнем. И, в конце концов, может, там действительно вокзал будет, а не задрипанная станция.

«Авиастроительная»? Мне нравилось название «Соцгород». «Авиастроительных», «Электрозаводских» и прочего в том же духе много – такие холодные названия. Но, видимо, жители так захотели. Что ж, может, это толчком будет для того, чтобы авиапромышленность не заглохла!

«Алатская?» Я хотел это название не для метро. Много лет назад, когда я был членом городской топонимической комиссии, то предлагал это название для улицы Декабристов. Оно из древнейшего пласта таких названий, как Галицкая, Ногайская, Московская, Юрейская. Это древнейшие дороги - документально подтвержденные, а не какие-то мифы про Сююмбике. Но потом все это как-то заглохло, а тут всплыла тема станций метро, и Боря Гришанин предложил мне названия дать. Вот и пригодилось. Но, повторюсь, мне больше хочется названия древних трактов, которые, в общем, сохранились, были возрождены в именовании новых дорог. А то Тихомирнова – что тут особенного? Декабристов? Да причем тут они?

Марсель Шамсутдинов - управляющий группой компаний «РАЙДЭН»:

- Это подтасовка. Казанцам эти названия ни о чем не говорят. Вы знаете что такое «Алатская»? «Северный вокзал» – тоже ни к селу, ни к городу. Это не говорит ничего о Казани. Я понимаю – «Козья слобода»: прекрасное историческое название. Или «Аметьево», «Горки» – всем ясно. «Авиастроительная» – это понятно. Я бы выбрал в название что-нибудь из местного. А механизм должен быть такой: эксперты, историки, краеведы дают ряд названий, относящихся к этому географическому месту, а люди выбирают.

Сергей Сергеев - профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:

- Если бы была станция «Салатская», я бы, по крайней мере, это понял. Что тут можно сказать? Названия в нейтрально-бессмысленно-советском духе, как улицы Садовая, Кленовая, Цветочная и прочие.

Борис Гришанин – краевед, организовавший обсуждение названий строящихся станций метро на сайте «Наш транспорт (Мое метро)»:

- У нас выборка, конечно, меньше, чем на портале мэрии, но кое-что сказать можно.

«Северный вокзал» у нас идет на первом месте – 33 процента голосов, и только второй тур смог бы определить победителя из тройки «Северный вокзал», «Восстания», «Московская». Замечу, что второе название-претендент не был представлен в голосовании на портале мэрии.

«Авиастроительная». У нас это название побеждает с показателем 51 процент. Но если учитывать мнения только казанцев, то побеждает «Соцгород» - 60 процентов.

Что касается «Алатской», это название предложил на нашем форуме Сергей Саначин. Предложил в последний момент, когда голосование, по сути, прошло. И у нас большинство голосов набрали «Декабристов» (37 процентов) и «Удельная» (34 процента), а за «Алатской» - 3 процента.

Теперь о том, насколько целесообразны названия «Алатская» или «Декабристов». Алатская дорога и улица Декабристов - слишком длинные, чтобы называть так одну из станций (все три строящиеся станции находятся на ней, и «Козья слобода» - тоже). Вот станцию в месте пересечения Алатской дороги или Декабристов другой линией метро целесообразно назвать «Алатская» или «Декабристов». И такая станция, кстати, запланирована на второй линии - на нее будет переход со станции, которая сейчас строится у Московского рынка.

Кстати, по мнению наших форумчан, голосование на портале мэрии нельзя считать объективным, так как возможны накрутки. Это проверено.

Азат Мустафин – главный архитектор проекта ОАО «Институт «Казгражданпроект», проектировщик станций Казанского метрополитена:

- Мое мнение весьма однозначно. По СНиПам, и по согласному мнению архитекторов, что названия должны отражаться в интерьерах, в объемно-пространственном решении станций. Эти решения уже сделаны, и надеюсь, их будут придерживаться. Но «Северный вокзал» – название неплохое по звучанию. Обозначает место. Да и вокзальная тема сохраняется…

Дина Мустафина – доцент кафедры истории татарского народа КФУ:

- Мне не нравятся эти названия. Во-первых, улица Декабристов начинается не там, где будет расположена станция. Было бы логичнее, если бы это наименование звучало именно в начале улицы. Что касается «Алатская», то имеется в виду направление дороги, но, скорее, так могла бы именоваться станция «Кремлевская». Была такая административно-территориальная единица, которая существовала в период Казанского ханства и в более раннее время, до учреждения губерний, - Алатская даруга. Так называли и области, с которых взимали налог, и чиновников называли таким образом и так далее. То есть это более широкие понятие, и территория – область целая.

«Северный вокзал»? Тоже нет. Тогда напрашивается «Южный вокзал». Я понимаю, что по расположению нынешний вокзал считается южным, но почему тогда в названии мы выделяем только северный?

«Авиастроительная»? Наверное, этот район расположен несколько северо-восточнее, чем станция, находящаяся все-таки в Московском районе. Станции должны носить более конкретные, точнее, «привязанные» к местности названия.

В свое время я с удивлением восприняла название «Козья слобода». Оно идет от слова «кизляу» - «родник». С точки зрения фонем русского языка это «кизляу» было воспринято как «козья», а это совсем другое. Видите, какое поэтическое было название, а превратили в «Козью слободу».

Баланс между русскими и татарскими названиями? В принципе, наверное, нужно.

Рафаэль Хакимов - директор института истории академии наук Татарстана:

- Название станции «Авиастроительная» довольно обыкновенное, без «романтики». Наверное, станцию решили так назвать в память о некогда мощной отрасли… «Северный вокзал» - название практичное, хотя не скажу, что очень интересное. На мой взгляд, «Алатская» и «Декабристов» - не самые благозвучные названия. Понятно, что «Алатская» пошло от названия поселка, но не звучит.

С названиями должны работать специалисты по брендам, поскольку когда правильно выбранный бренд начинает работать, то становится названием не только непосредственно для объекта, но и для, например, магазинов рядом. Это хороший экономический потенциал.

Для людей важно, чтобы название ассоциировалось с чем-то, было красивым. Многим, к примеру, интересна мифология. Это привносит в рациональную жизнь элемент человечности. Лучше бы название выбирали не путем голосования - это вопрос специалистов, гибких с точки зрения мышления. Я работал с американцами в этой сфере, они, например, не приступают к работе, пока специалисты не выбрали подходящее название. Это как в газете – заголовок играет ключевую роль. Эффективнее всего выбирать название путем «мозгового штурма» - нужно предлагать множество вариантов, а потом выбирать.

Рамиль Хайрутдинов - первый заместитель директора музея-заповедника "Казанский Кремль":

- На мой взгляд, уже нужно отходить от общих тем, фраз, наименований. Нужны названия, которые отражают своеобразие города. Лично я голосовал за название станции «Алатская». «Северный вокзал» - очень технологично и в то же время ярко, образно.

Очень важно при выборе названий станций сохранить баланс между татарскими и русскими названиями. Нам нужны не просто названия-«термины», которые характеризуют производственную деятельность в том или ином районе, а нечто особенное, то, что связано с историей развития этого края. Я внимательно следил за ходом этого голосования, и все предложенные варианты так или иначе оправданы. Поэтому решение, естественно, остается за властью, но для меня главное, чтобы они отражали исторические аспекты.

Радик Салихов - заместитель директора Института истории академии наук РТ, доктор исторических наук:

- Мне кажется, если это голосование было реальным и действительно отражает выбор горожан, с ним нужно согласиться. Уже была полемика вокруг названия станции метро «Козья Слобода», и перевес произошел именно потому, что народ проголосовал за это название. Можно предлагать много красивых и красочных наименований, но если люди отобрали - это правильный выбор.

Хотелось бы, чтобы названия отражали некий исторический момент, изюминку части города. Название станции «Авиастроительная» вполне заслуживает свое название, поскольку авиастроение - это часть истории, имиджа города. «Алатская» - это хорошее название, у нас есть древнее село Алаты, рядом с которым во времена Казанского ханства проходила большая дорога. Что касается «Северного вокзала», то оно помогает людям ориентироваться, так что название очень правильное, информативное.

Могу сказать, это замечательная практика, что сами казанцы, а не узкий круг чиновников выбирают названия.

Фануза Нуриева - завкафедрой истории татарского языка и общего языкознания:

- Могу только сказать, что при проведении голосования по поводу выбора названий станций нужно соблюсти баланс между русскими и татарскими названиями. Для этого у нас есть топонимисты, профессионалы, которые могут дать интересные варианты.