В режим экономии перешли с марта, а в режим жесткой экономии с июня, что приведет к негативному макроэкономическому отклику во 2П 2023 В режим экономии перешли с марта, а в режим жесткой экономии — с июня, что приведет к негативному макроэкономическому отклику в II полугодии 2023 года Фото: «БИЗНЕС Online»

Какие сферы в приоритете

Минфин РФ начинает экономить. Дефицит федерального бюджета РФ с января по июль 2023 составил 2816 млрд руб. по сравнению с профитом в 561 млрд за аналогичный период в 2022 и профицитом в 1 трлн в 2021.

В июле дефицит составил 221 млрд vs дефицита 921 млрд годом ранее и профицита 261 млрд в 2021.

Доходы бюджета снизились на 7,9% г/г до 14.5 трлн руб. за январь–июль, но выросли на 6,4% к 2021.

Нефтегазовые доходы рухнули на 41,3% г/г до 4.2 трлн и снизились на 12,1% к 2021 за январь–июль.

Ненефтегазовые доходы выросли на 19,7% г/г до 10.3 трлн руб., а относительно 2021 рост на 16,3% (это ниже накопленной инфляции в 20% за два года) за первые семь месяцев.

Расходы бюджета выросли на 14% г/г до 17.3 трлн руб., а в сравнении с 2021 рост на 37,5% по номиналу.

В июле 2023 доходы выросли на 21,8% г/г, но минус 10,1% к 2021, где нефтегазовые доходы выросли на 5,3%, но минус 18,4% к 2021, а ненефтегазовые выросли на 34,8% г/г и сократились на 4,2% к 2021.

Детализации доходов еще нет, но судя по предварительным данным июльские дивиденды еще не были распределены, поэтому в августе можно ожидать более высоких доходов. Ожидается распределение от Роснефти, Транснефти, Русгидро, Совкомфлота, НМТП в совокупности почти на 220 млрд руб.

Расходы в июле сократились на 11,9%! Более существенное сокращение было только в июле 2016 (минус 21,5% г/г). Чтобы лучше понимать тенденции корректно будет взять период марта-июля 2023, чтобы исключить масштабное авансирование января-февраля.

За март–июль 2023 расходы составили 11.8 трлн по сравнению с 11.5 трлн в 2022 (+2.2% г/г), а к 2021 рост на 26,5% (чуть выше накопленной инфляции) и это с масштабными расходами на оборону и нацбезопасность в совокупности с увеличивающимися процентными расходами.

Это означает, что все прочие статьи расходов, за исключением оборонных, социальных и процентных, драматически сокращаются (Минфин не предоставляет детализацию). В режим экономии перешли с марта, а в режим жесткой экономии с июня, что приведет к негативному макроэкономическому отклику во 2П 2023.

…И это оптимистический сценарий

Сможет ли Минфин РФ свести бюджет? Плановый дефицит по итогам 2023 должен составить 2925 млрд, за январь–июль 2023 уже 2817 млрд, но что может быть в следующие 5 месяцев?

Накопленный дефицит за последние 12 месяцев по факту составил 6.7 трлн, а рекордный дефицит был в мае 2023 — 8 трлн за 12 месяцев. Чтобы свести бюджет, дефицит в следующие 5 месяцев должен составить сотню миллиардов, т. е. задача состоит в том, чтобы экстремально сокращать расходы.

Стоит отметить, что основной дефицит генерируется всегда в декабре. Например, в декабре 2022 дефицит составил 4 трлн, в 2021 — 2 трлн, в 2020 — 1.7 трлн, в 2019 — 1.1 трлн.

К какому состоянию бюджет может подойти к декабрю 2023?

За август–ноябрь 2022 исполнили бюджет в профицитом 182 млрд, в 2021 за аналогичный период — профицит в 1.5 трлн, в 2020 — дефицит в 1 трлн, в 2019 — профицит в 1 трлн.

Ненефтегазовые доходы в августе–ноябре 2022 составили 5.5 трлн, в этом году могут вырасти до 6.8 трлн.

Нефтегазовые доходы в августе–ноябре 2022 были 3.5 трлн, из которых 0.8 трлн допсборы по НДПИ от Газпрома, а в этом году, даже с учетом обвалившегося рубля доходы могут составить 3-3.2 трлн руб.

Доходы в прошлом году составили 9 трлн, в этом ожидаются около 10 трлн с августа по ноябрь.

По расходам в прошлом году было 8.8 трлн и если Минфин продолжит тенденцию агрессивной консолидации, сведя расходы к паритету с прошлым годом, то в принципе, можно аккумулировать профицит 1.2 трлн (август–ноябрь 2023) к декабрь 2023, что выведет дефицит за январь–ноябрь к 1.6 трлн. Это оптимистический сценарий. 

В этих условиях декабрь 2023 нужно исполнить с дефицитом в 1.3 трлн, т. е. сократить расходы примерно на 30% по номиналу относительно декабря 2022. 

Таким образом, чтобы свести бюджет к плану, расходы с августа по декабрь необходимо сократить до 13.3-13.8 трлн по сравнению с 15.9 трлн в 2022 или минус 15% по номиналу.

Бюджетная консолидация, которая началась с июня и которая может быть усилена к декабрю будет стоить экономике до 3.5-4% от ВВП с учетом эффекта мультипликатора, а основной негативный эффект будет перенесен на 1П 2024.

Сможет ли частный сектор компенсировать 4% ВВП? В этих условиях сценарий падения ВВП кв/кв с сезонной коррекцией в 4 кв 2023 вполне реалистичен, учитывая неизбежное ужесточение и от ЦБ РФ.

В принципе, свести бюджет к плану можно, но через экстремальное урезание расходов и удар по восстановительному импульсу экономики.

spydell.livejournal.com