«На мой взгляд, квинтэссенция реализации технологий ИИ будет через внедрение принципов теории трансгуманизма и технологической сингулярности. Но в этом очень большая опасность — евгеника, отсутствие естественного отбора и в конечном итоге прекращение развития естественных способностей человека», — предупреждали спикеры на открытии конференции по искусственному интеллекту в Иннополисе. Тем временем в Китае детей учат работать с нейросетями с четвертого класса. Россия пока отстает. О том, как стимулировать внедрение технологий в компаниях, на пороге какого технологического сдвига стоит человечество и почему любые прогнозы сегодня — дело неблагодарное, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Иннополисе сегодня стартовала двухдневная международная конференция по искусственному интеллекту для бизнеса AI IN 2023
Обсудить будущее ИИ в Иннополисе собрались эксперты из 34 стран
В Иннополисе сегодня стартовала двухдневная международная конференция по искусственному интеллекту для бизнеса AI IN 2023. Для отрасли это заметное событие — во-первых, профильных, по теме ИИ, мероприятий сегодня не так много, а во-вторых, международное участие не просто декларировалось на словах: конференция собрала более 1,5 тыс. экспертов и участников из 34 стран — были участники из Эфиопии, Турции, Китая, Сербии, Индии, ОАЭ, Великобритании, США, Сингапура и даже с Украины. Более того, по оценкам вице-премьера РТ Романа Шайхутдинова, в Иннополис сегодня приехали (или подключились онлайн) 75% российских экспертов по ИИ, а также топ-менеджеры ключевых технологических компаний. «Здесь собрались пассионарии технологий. Искусственный интеллект притягивает умы многих мировых ученых, Иннополис очень рад принимать таких гостей», — говорил он на открытии, намекая, что эта конференция может стать регулярной.
«Нетворкинг очень важен. Главный вопрос у индустрии сегодня — где искать таланты. Их всем очень не хватает, надо обучать, это долго. А второй вопрос инфраструктурный: как жить в текущей реальности, как вкладываться в инфраструктуру, где ее брать, у кого и какие риски мы тут видим. Это суперзлободневные проблемы», — делился ожиданиями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор по данным Avito Андрей Рыбинцев.
Андрей Рыбинцев: «Главный вопрос у индустрии сегодня — где искать таланты. Их всем очень не хватает, надо обучать, это долго. А второй вопрос инфраструктурный: как жить в текущей реальности, как вкладываться в инфраструктуру, где ее брать, у кого и какие риски мы тут видим. Это суперзлободневные проблемы»
Пока все добирались к 9:30 до Иннополиса, в университете готовилась выставка достижений вуза в области ИИ. В числе решений, кроме конвертоплана, который уже успел оценить на KazanForum вице-премьер РФ Андрей Белоусов, показали и «цифровое зеркало», которое превращает всех, кто в него смотрится, в персонажей метавселенных со скоростью 120–200 миллисекунд. Его сделал Яков Сапаров, окончивший первый курс Университета Иннополис по специальности «машинное обучение». Другой проект — «Нейрохудожник» — позволял по экспресс-наброску пользователя получать шедевр в стиле Бэнкси или Мияздзаки. «Я коллаборировался с нейрохудожниками, просил подсказать, какие параметры лучше. Сейчас некоторые художники лучше разбираются в программировании, чем сами программисты, потому что им нравится заниматься интеграцией с нейронными сетями», — объяснял он.
В числе решений, кроме конвертоплана, который уже успел оценить на KazanForum вице-премьер РФ Андрей Белоусов, показали и «цифровое зеркало», которое превращает всех, кто в него смотрится, в персонажей метавселенных со скоростью 120–200 миллисекунд
В начале самого форума в конференц-зале ОЭЗ тоже происходило что-то очень креативное. «Видел последние новости? Новейшая разработка в сфере искусственного интеллекта была украдена из Университета Иннополис!» — спокойным тоном объясняла какая-то девушка на экране герою в пиджаке. Так начинался открывающий конференцию видеоролик. И пока последние участники рассаживались по местам, герой, вооруженный конвертопланом и беспилотным «КАМАЗом», под драматичную музыку отобрал флешку с передовой технологией у злобной конкурирующей корпорации и ее спецпредставителя — дровосека. Он вернул ее на родину — проректору вуза Искандеру Бариеву, который в этот момент живьем материализовался на сцене.
Искандер Бариев
Проректор объяснил, что флешка — метафора большой подготовительной работы по организации конференции. «Мы боролись за каждого эксперта, чтобы сделать мероприятие, которое позволит обменяться лучшим международным опытом. ИИ уже не теория, и РФ является одним из лидеров в использовании этой технологии», — заявил он и в подтверждение передал слово искусственному интеллекту. Приятный женский голос, сопровождаемый на экране привычными цветомузыкальными пятнами, объяснял, как вместе с ИИ человечество может создавать мир, который соответствует «самым смелым мечтам». Голос создан Mind Simulation, а вот кто сгенерировал сам текст, организаторы решили не раскрывать.
Сам Шайхутдинов пояснил, что цель конференции — «попробовать из нарастающей технологии получить применение для экономики, индустриальных проектов и образования». «У России есть огромный генетический запас человеческого капитала, его нужно не растерять, а компетенции в системе среднего образования надо наращивать», — обозначил он перспективные точки применения направления ИИ. Но под конец предупредил, что не все так однозначно.
«На мой взгляд, квинтэссенция реализации технологий ИИ будет через внедрение принципов теории трансгуманизма и технологической сингулярности. Очень интересный возможный результат. Но в нем довольно большая опасность — евгеника, отсутствие естественного отбора и в конечном итоге прекращение развития естественных способностей человека. Но сейчас не будем об этом», — заключил Шайхутдинов.
Роман Шайхутдинов: «У России есть огромный генетический запас человеческого капитала, его нужно не растерять, а компетенции в системе среднего образования надо наращивать»
Как ИИ развивается в России и мире?
Декан факультета вычислительной техники и прикладных технологий Университета Заида в ОАЭ Асад Хаттак рассказал о миллиардных вложениях в развитие ИИ в регионе MENA (Middle East and North Africa), который формируют порядка 20 государств Ближнего Востока и Северной Африки. Благодаря этому Эмираты надеются в разы увеличить долю в мировом ВВП к 2030 году. Китай, где детей с четвертого класса обучают использованию ИИ, по словам спикера, за 7 лет должен увеличить свою долю в мировом ВВП до 30%.
«Нет возможности развивать науку, работая только в одной стране, необходимо взаимодействовать с другими экспертами, чтобы получить инсайды. Противостояние хорошо, чтобы улучшаться, но нужно делиться навыками и экспертизами. Большинство ресурсов и знаний у нас не из ОАЭ, мы одалживаем их, покупаем, используем и на этой основе разрабатываем свое. Именно поэтому такая небольшая страна обладает такой большой долей рынка», — говорил профессор.
В России рост ВВП от масштабного внедрения ИИ прогнозируется на уровне 1–2% до 2025 года. Во всяком случае, такой прогноз озвучил Алексей Сидорюк, директор направления «Цифровая трансформация областей» в АНО «Цифровая экономика». Хотя при этом, по оценкам консалтинговой компании McKinsey & Company, ИИ может увеличить мировой ВВП на 11% к 2030 году, добавил он.
Ассад Хаттак: «Нет возможности развивать науку, работая только в одной стране, необходимо взаимодействовать с другими экспертами, чтобы получить инсайды»
А что в деньгах? Рынок ИИ в России составляет порядка 650 млрд рублей, это на 17% больше, чем было в 2021 году. Государство вкладывает более 28 млрд рублей в федеральный проект по ИИ. К 6 исследовательским центрам ИИ, в число которым входит и Университет Иннополис, в этом году добавятся новые, анонсировал Сидорюк.
«По уровню внедрения ИИ мы отстаем от общемирового. Но один из новых приоритетов национальной стратегии — это как раз таки фокус на внедрение ИИ в отраслях экономики и государственном контуре», — указал он. Среди других приоритетов по созданию инфраструктуры — формирование мер поддержки для создания суперкомпьютеров: «Мы сейчас 9-е в мире, это неплохая позиция, но со временем она может ухудшаться в зависимости от технологических ограничений, которые вводят другие страны. Поэтому нам важно формировать меры поддержки для стимулирования рынка». Кроме этого, в стратегию входит поддержка научных исследований и фокус на собственных прорывных технологиях, увеличение отраслевых вузов со знанием специфики ИИ, а также формирование нормативно-правовой базы.
При этом, как выяснилось в конце выступления, стимулировать внедрение ИИ в компаниях планируют в добровольно-принудительном порядке, в том числе с помощью директив, где расписаны, как указал один из онлайн-зрителей, «жесткие KPI». «Вот мы разговаривали с коллегами из топливно-энергетического комплекса. Они говорят: „Ребят, нам что, повысить тарифы на использование услуг или откуда нам взять эти деньги, которые вы планируете направить на внедрение ИИ?“ С другой стороны, понятно, что стимулировать этот рынок надо. В данном плане однозначного ответа нет. Эта грань, наверное, будет динамически меняться от отрасли к отрасли по объему внедрения ИИ», — указал Сидорюк.
Александр Крайнов: «Вся история машинного обучения — борьба с запоминанием»
А что случилось?
Переломным моментом стали генеративные текстовые сети — тренд, порожденный OpenAI и ChatGPT. Этому было посвящено выступление директора «Яндекса» по искусственному интеллекту Александра Крайнова.
«Объем текстов, на которых учатся большие модели, — миллионы книг. А дообучаются они на массиве, который можно доупаковать в пару книг. И оказалось, что дообучение на таком небольшом множестве дает сумасшедший результат», — объяснял он прорыв ChatGPT. Выяснилось, что внутри тех моделей, которые существовали год назад, уже были зашифрованы очень большие знания, но их не могли извлечь.
Какие тектонические сдвиги в итоге произошли?
«Вся история машинного обучения — борьба с запоминанием», — напомнил Крайнов. Модель должна была не запоминать, а выводить закономерности. Сейчас же внутрь нее погружаются и конкретные знания. Поэтому, по словам спикера, для человечества сейчас настает следующий большой этап переноса знаний, по значимости сопоставимый с открытием письменности и книгопечатания. Теперь знания будут упакованы в нейронные сети, и получать их мы будем в виде конкретного ответа на конкретный вопрос, не требующего прочтения большого количества книг. А вот хорошо это или плохо — разговор отдельный.
Но это еще не все. «Есть теория, которая гласит, что у человека вне общества даже сознания не может появиться, не то что интеллекта. Мы развиваемся благодаря тому, что происходит в обществе. А машина была ребенком-Маугли, теперь же нейронные сети мы включаем в наше общество. Пока в общество тренеров, которые обучают нейросети, но это все равно большое событие. Начинаются гуманитарные методы обучения, с последовательностью».
И последнее. Впервые ИИ — рабочий инструмент индивидуального пользования. По словам Крайнова, те внедрения ИИ, которые были раньше, прямого отношения к непосредственному пользователю не имели: по большому счету большинству без разницы, кто именно распознает медицинские снимки — человек или нейросеть. Теперь же с помощью генеративных сетей каждый будет решать свою собственную задачу, ускоряя работу. «Произойдет дикая десакрализация искусственного интеллекта. Он перестанет быть чем-то необычным и будет просто инструментом. Как это произошло с компьютером. Это очень сильно подстегнет развитие, потому что уберет большое количество страхов», — заключил Крайнов.
Порядка 60% студентов используют ChatGPT, рассказал директор лаборатории исследования машинного интеллекта Аджит Абрахам
ИИ всегда, ИИ везде… и кое-где лучше людей
Порядка 60% студентов используют ChatGPT, рассказал директор лаборатории исследования машинного интеллекта Аджит Абрахам. «Нужно разработать новую методологию, как оценивать их знания. Мы не можем просто давать им домашние задания, квизы — в этом уже нет никакого смысла, — отметил он. — Если 7-летний ребенок может использовать ChatGPT для написания стихотворения, то представьте, что может сделать обучающийся в университете».
На самом деле каждый человек, сам не зная того, уже сталкивается с ИИ. Например, когда размещает или ищет объявления на Avito. Сервис имеет до 600 моделей, которые обрабатывают разные типы данных — картинки, текст, видео, и таким образом проверяет объявления, рассказал директор по данным компании Рыбинцев. В день ИИ приходится проверять более 20 млн объявлений. Если бы эту работу выполнял человек, то Avito пришлось бы нанять больше 100 тыс. сотрудников. При этом, как он рассказал «БИЗНЕС Online», сейчас новый тренд — на сокращение количества моделей. «Если раньше под каждую пользовательскую задачу создавалась своя модель, то сейчас парадигма смещается, мы уже думаем о том, как создать одну большую универсальную модель, — объяснил Рыбинцев, допустив, что компания это может сделать и своими силами: — Вся индустрия нам помогает: есть множество open sourse – решений и публикаций, как демократизировать технологию».
По словам Рыбинцева, в Avito есть как полностью автономные системы, так и требующие перепроверки человеком, двух- или трехэтапной. Системы, которые должны быть супербыстрыми, вроде антиспама, работают полностью автоматически. «Люди привыкли вести диалог в режиме реального времени, мы не можем каждое сообщение замораживать на проверку на несколько часов. Но на качестве это не сказывается, поскольку современные системы в задачах вроде чат-бота в среднем работают лучше, чем люди. Хотя, конечно, не стоит надеяться на их 100-процентную точность — и потому у нас есть эксперты модерации, которые работают над сложными случаями и помогают дообучить систему», — заключил он.
Ректор Университета Иннополис Александр Тормасов даже представил несколько принципов для обычных людей, которые однажды столкнутся с ИИ
Ректор Университета Иннополис Александр Тормасов даже представил несколько принципов для обычных людей, которые однажды столкнутся с ИИ. Например, для тех, кто до сих пор воспринимает технологию по стереотипам из «Терминатора» — чего-то страшное с красными глазами.
- мое взаимодействие с системами ИИ — это взаимодействие с людьми, которые их создали или оставили там свои данные;
- я понимаю, что вопреки усилиям разработчиков иногда информация, выдаваемая системой, может быть некорректной или устаревшей;
- я осознаю, что ответы системы могут меня не устроить. Я мог ввести что-то неправильно или не понять ответ, и разработчики не несут за это ответственности;
- работая в системах ИИ, я не допускаю унижения других людей в отношении их расы, возраста, пола, состояния здоровья, отношении к религии и т. д.;
- если система в чем-то противоречит моим культурным убеждениям, я не рассматриваю это как намеренное оскорбление.
И что дальше?
«Ненавижу, когда меня называют футурологом, потому что никто из каких-либо футурологов никаких ChatGPT не предсказывал. Все идеи крутились вокруг того, что было известно на данный момент. Все рекомендательные системы, торговые алгоритмы, и все. То, что чат покорит мир за месяц, никому в голову не приходило. В этом и прелесть развития современных технологий — мы не знаем, что выстрелит в следующем году», — признал директор по маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Андрей Себрант: «Те, кто гоняется за ответами, получают информацию из вчерашнего дня. Если на что-то есть ответ, значит, кто-то его давно нашел и это уже давно сделал. Поэтому надо гоняться за тем, чтобы первым задать себе, своему бизнесу и команде, своим начальникам и инвесторам правильные вопросы»
Он рассказал, что стратегия с появлением ChatGPT была скорректирована даже внутри самого «Яндекса». Так появился YandexGPT и ему подобные модели, которые встраиваются в чаты, интегрируются в браузер и т. д. «Но магистральное направление развития всех наших продуктов от этого никуда не делось. Поэтому любая стратегия должна скорректироваться, иначе это будет очередной пример из учебника вроде кейса Kodak, BlackBerry и так далее. Стратегия тем и хороша, что, если она грамотно написана, то требует именно корректировки, а не переписывания с нуля», — пояснил он.
И главное в этом деле, по словам Себранта, не гоняться за ответами. «Ответы каждый должен находить сам! Она позволит людям, может быть, задать более правильные вопросы — те, которые уже крутятся в голове, но никак не формулируются. И есть надежда, что те люди, которые будут вдумчиво работать, их получат. Потому что те, кто гоняется за ответами, получают информацию из вчерашнего дня. Если на что-то есть ответ, значит, кто-то его давно нашел и это уже давно сделал. Поэтому надо гоняться за тем, чтобы первым задать себе, своему бизнесу и команде, своим начальникам и инвесторам правильные вопросы. Данная конференция, я надеюсь, судя по программе, может в этом помочь», — посоветовал он.
«Есть ли будущее у Татарстана и Иннополиса как цифрового центра России?» — поинтересовалась у Себранта корреспондент «БИЗНЕС Online». «Первый раз в Иннополисе и за два часа точно не могу составить никакого мнения. У Татарстана — точно да. Мне очень нравится, что здесь происходит. Впервые на территории России я увидел едущую навстречу машинку с пассажиром, в которой никто не сидел за рулем. Мы в Москве до сих пор не можем позволить себе такой режим, а здесь они давно катаются. Это яркий пример того, что вы умеете делать то, чего пока в других местах очень многие боятся», — заключил визионер «Яндекса».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.