Марса Тимербулатова (на фото слева) судят с 2021-го, но до допроса дошли лишь сегодня, во многом — из-за самого подсудимого Марса Тимербулатова (на фото слева) судят с 2021-го, но до допроса дошли лишь сегодня, во многом из-за самого подсудимого Фото: Владислав Паймулин

Экс-директора НЧКЗ допросили в суде — с четвертой попытки

Появление экс-директора Набережночелнинского кранового завода Марса Тимербулатова в стенах Елабужского горсуда — событие долгожданное. Его судят с 2021-го, но до допроса дошли лишь сегодня, во многом из-за самого подсудимого. Начиная с сентября заседания 3 раза переносили из-за болезни Тимербулатова, которая не позволяла ему долго находиться в стенах суда. Вероятно, виной всему проблемы с сердцем: в прошлом Тимербулатов перенес сложную операцию с заменой клапанов.

Для допроса экс-директор принарядился почти, что называется, в all blue. На нем были очки в круглой оправе и с синими линзами, такого же цвета пиджак и джинсы. Свое состояние подсудимый комментировать отказался, но выглядел он заметно уставшим. В коридоре незадолго до заседания Тимербулатов вел себя беспокойно: то и дело ходил из стороны в сторону, раздражался на прессу. В один момент он возмущенно спросил: «Зачем вам в грязном белье рыться?»

Как и прежде — а ранее Тимербулатов поменял трех защитников, его интересы представлял адвокат Марат Мухтаров. Последний шепотом инструктировал подзащитного перед заседанием. Сам экс-директор весь процесс почти не отрывался от телефона, с кем-то переписываясь в мессенджере, постоянно поглаживал и постукивал пальцами между животом и грудью. Нервы это или последствия болезни?

«50 лет хотел отпраздновать в узком кругу»: владелец НЧКЗ с юбилея угодил в СИЗО

Тимербулатов признал проблемы с выплатой налогов, но вменяемый ущерб не соотносится с реальным

Для заседания в зал суда принесли две коробки, почти доверху забитые документацией, — дело Тимербулатова. Фабулу обвинения экс-директор зачитал в ходе допроса. Если кратко: его судят за уход от выплаты налогов. Якобы с 2016 по 2019 год Тимербулатов представлял в налоговую инспекцию декларации с фиктивными сведениями по сделкам с 9 «техническими» контрагентами, в результате чего уклонился от уплаты налогов на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций. Изначально ущерб оценивали в 404 млн рублей. Однако в ходе расследования сумма уменьшилась до 154 млн, а количество «технических» контрагентов сократилось до 6.

В коридоре, незадолго до заседания, Тимербулатов вел себя беспокойно: то и дело ходил из стороны в сторону, раздражался на прессу. В один момент он возмущенно спросил: «Зачем вам в грязном белье рыться?» В коридоре незадолго до заседания Тимербулатов вел себя беспокойно: то и дело ходил из стороны в сторону, раздражался на прессу. В один момент он возмущенно спросил: «Зачем вам в грязном белье рыться?» Фото: Владислав Паймулин

Впрочем, и эту цифру Тимербулатов на допросе посчитал завышенной. Якобы следствие не учло налоговых переплат. По его мнению, во время проверки исследовали период с января 2016-го по декабрь 2018 года, но проигнорировали последующие — тогда-то крановый завод и выплатил все недоимки.

Но какова «настоящая» цифра, на заседании не озвучили. Тимербулатов сетовал на недостаток информации: основная часть документов находится в распоряжении арбитражного руководителя НЧКЗ. Но по немногим доступным защите данным, продолжил экс-директор, становится понятно — вменяемый ущерб не соотносится с реальным.

«Я признаюсь: имелись факты несвоевременной оплаты налогов на добавленную стоимость. Но я не признаю обвинения в части цепочек, связанных с [6] фирмами. <…> Следствие лишило меня и суд возможности точно понимать объем обвинения. У меня нет ни документов, ни сведений по деятельности АО „НЧКЗ“, так как все передано конкурсному управляющему. Я признаю вину, но, чтобы выразить свое мнение с точными цифрами, нужны данные, которые можно получить только экспертным путем», — добавил Тимербулатов.

«Новый эротический календарь? Хех!»: в Елабуге начали читать обвинение бывшему владельцу НЧКЗ

В конце выступления помощник елабужского прокурора Фарит Ахметзянов попросил подсудимого пояснить момент с неуплатой налогов по НДС — не частичное ли это признание вины? Тимербулатов, неторопливо отхлебнув из бутылки, отказался отвечать на вопрос.

Тимербулатова судят за уход от выплаты налогов. Якобы с 2016 по 2019 год Тимербулатов представлял в налоговую инспекцию декларации с фиктивными сведениями по сделкам с 9 «техническими» контрагентами Тимербулатова судят за уход от выплаты налогов. Якобы с 2016 по 2019 год экс-директор предоставлял в налоговую инспекцию декларации с фиктивными сведениями по сделкам с 9 «техническими» контрагентами Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ущерб, который был причинен несвоевременной оплатой НДС, намного ниже»

Адвокат Мухтаров вышел к судье с ходатайством о проведении дополнительной экспертизы по делу. Это не первая попытка стороны защиты, но в прошлый раз они получили отказ из-за нехватки доказательной базы.

«В ходе предварительного следствия актуальные размеры вреда не были установлены. Были учтены лишь суммы НДС, предъявленные НЧКЗ в адрес [6] компаний, — высказался адвокат. — Простыми словами: эксперт заминусовал сумму, которая указана в решении налогового инспекций, на ту сумму, которая в последующем была переплачена. Кроме того, налоговый орган придерживался следующей логики: в ходе проверки рассчитал размер действительных налоговых обстоятельств и уменьшил их на уплаченную по НДС сумму».

Главная проблема: налоговая проверяла с 2016-го по 2018-й, а оплата налогов по многим сделкам растягивалась на последующие годы. Для примера Мухтаров привел ситуацию, когда компания через своих контрагентов закупила оборудование, а затем продала другим партнерам. По всей цепочке реализации НДС учитывался в декларациях, но часть ушла на период после 2019 года. Или другой прецедент: в период с 2019-го по 2021-й НЧКЗ провел сделки с рядом контрагентов, которые отразил в налоговой декларации, налоги уплатил. Но это не учли во время проверки, т. к. это было за рамками анализируемого периода.

Помимо вышесказанного, компания, как и говорил Тимербулатов, могла не доплатить налоги один год, но в дальнейшем она огрехи исправляла. Бюджет в любом случае получил свои деньги, об ущербе речи быть не может. Для того чтобы рассчитать реальный ущерб государству, необходимо рассчитать, сколько было начислено и уплачено НДС за весь период — с 2016 по 2021 год. Если в ходе экспертизы докажут, что недоимка погашена, это основание для прекращения уголовного дела.

«Ущерб, который был причинен несвоевременной оплатой НДС, намного ниже», — резюмировал Мухтаров.

Сторона обвинения была не против приобщения ходатайства, но для рассмотрения документов потребуется время. Судья, выслушав стороны, назначила следующее заседание, где и решится судьба дополнительной экспертизы, на 21 ноября.