Круговорот непрофильных активов СИБУРа в Татарстане продолжается. На этот раз холдинг вернул в родное лоно ТАИФа мегапарковку почти на 1 тыс. машино-мест в центре Казани. Переговоры по стоимости и иным условиям сделки шли по меньшей мере полгода, говорят источники «БИЗНЕС Online». «Главное, что парковка остается и будет работать для людей», — отмечают наши эксперты. О том, насколько популярна стоянка у казанцев, сколько за нее платят сотрудники Нацбиблиотеки РТ и что будет со «стекляшкой» ТАИФа после переезда СИБУРа, — в нашем материале.
Именно парковку москвичи первым делом выставили на продажу в рамках масштабной кампании по избавлению от непрофильных активов
«Часть многоходовки»: парковка у Нацбиблиотеки вернулась к Шигабутдинову
Активы семьи Шигабутдиновых подобны бумерангу: сделав полукруг по владениям СИБУРа, они вновь возвращаются в «родные края». Так было с ТГК-16, активы которой спустя 1,5 года пребывания в руках СИБУРа вернулись в ТАИФ. А на днях, как стало известно «БИЗНЕС Online», тот же загадочный камбэк совершила и многострадальная подземная парковка на улице Пушкина в Казани.
Напомним, мегапаркинг у Нацбиблиотеки РТ достался СИБУРу «в наследство» от ТАИФа после сделки по слиянию/поглощению компаний в 2021 году. Именно парковку москвичи первым делом выставили на продажу в рамках масштабной кампании по избавлению от непрофильных активов. Забегая вперед, скажем, что покупателей тогда так и не нашлось. Объект, технически принадлежавший «Казаньоргсинтезу», впервые засветился на Avito в апреле 2022-го с ценником в 2,6 млрд рублей. Актив также продавали через Российский аукционный дом (РАД). Судя по сайту РАД, последние торги проходили в марте этого года, на них начальная стоимость составила уже 609 млн рублей, а минимальная цена — 485 миллионов. Т. е. оценка объекта рухнула более чем в 5 раз. Но, увы, даже такой солидный дисконт не привлек покупателей.
И вот спустя 1,5 года поисков нового владельца объект вернулся… обратно в ТАИФ Альберта Шигабутдинова. По данным источников, сделка официально прошла в конце прошлой недели, хотя принципиального соглашения стороны достигли в августе этого года. Все это время ТАИФ и СИБУР торговались по стоимости и условиям передачи парковки. По какой цене ТАИФ в итоге вернул «блудную» парковку — неизвестно: в КОСе не ответили на наш запрос, как и в ТАИФе.
Опрошенные нами эксперты оказались в замешательстве от такого поворота. Они обратили внимание на сложные взаимоотношения между СИБУРом и ТАИФом и призвали не искать в сделке рыночных объяснений. «Об истинных предпосылках и условиях можно только догадываться. Возможно, все эти объявления и оценки вообще не про продажу, а про систему взаимных уступок, взаимозачетов… Мы никогда не узнаем правду. Возможно, это этап многоходовки. Главное, что парковка остается и будет работать для людей», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности один из экспертов на рынке недвижимости.
«Понятно, почему парковка не нужна СИБУРу. Но зачем она нужна ТАИФу?» — недоумевает другой собеседник из отрасли. Ведь у «стекляшки» ТАИФа возле Нацбиблиотеки есть своя подземная трехэтажная парковка. «Не понимаю. Это явно не про бизнес. Больше похоже на какую-то вынужденную меру», — добавляет он.
Парковка и ТГК-16 — это не все непрофильные активы, которые ТАИФ вернул себе у СИБУРа. По нашим данным, Шигабутдинову недавно досталась база отдыха «Лабышка» в Камско-Устьинском районе, которая выходила на торги с ценой 983 млн рублей. Также татарстанцы вернули в родную гавань квартиры в элитном ЖК «Кристалл», казанский офис НКНХ, профилакторий КОСа и базу отдыха «Шеланга» в Верхнеуслонском районе.
Не совсем понятна логика действий: сначала отдать крупные объекты вместе с нефтехимическими заводами, а затем планомерно выкупать их обратно. Возможно, это лишнее свидетельство того, в какой спешке и неразберихе проходила мегасделка 2021 года. Как бы то ни было, любимые детища Шигабутдинова и Ко, словно перелетные птицы, снова возвращаются в родное гнездо.
Парковка ТАИФа общей площадью 42 тыс. кв. м состоит из пяти уровней, из них четыре — подземные
Льготные условия для Нацбиблиотеки
Парковка ТАИФа общей площадью 42 тыс. кв. м состоит из пяти уровней, из них четыре — подземные. Паркинг рассчитан на 904 машины. «Конечно, там нет постоянной заполняемости, не видится ажиотажный спрос, но рядом с парковкой находятся туристические объекты, та же самая Нацбиблиотека РТ. Плюс здания органов госвласти. Здорово, что объект сохраняют и не перепрофилируют», — прокомментировал руководитель «Доступного офисного фонда» Вячеслав Пимурзин.
Недалеко от парковки ТАИФа находятся минфин, минкульт, УФНС по РТ, Госсовет РТ, поэтому наши спикеры считали более логичным передачу паркинга властям республики или муниципалитету (тем более что земля под зданием парковки принадлежит городу). Но этот вариант почему-то не был реализован.
По льготным условиям парковкой пользуются сотрудники Нацбиблиотеки РТ, рассказала «БИЗНЕС Online» директор организации Мадина Тимерзянова. Учреждение заключило с КОСом (еще при старом ТАИФе) соответствующий договор. Цена месячного абонемента для работников библиотеки составляет 2,5 тыс. рублей с человека, а не 8,7 тыс., как для всех остальных. «Я лично там паркуюсь. Это очень приемлемая цена. Такая же возможность есть для наших резидентов. Никаких проблем нет», — поделилась Тимерзянова.
«Я хочу сказать спасибо КОСу. Во время крупных мероприятий они всегда по нашей просьбе оперативно открывают шлагбаум на верхней парковке для наших гостей. Кто бы ни был хозяином парковки, Национальная библиотека надеется на сохранение сложившихся позитивных традиций», — добавила глава учреждения.
Около 13:00 из 904 машино-мест 663 были свободны, т. е. занято оказалось всего 26% парковки
«Что взбредет собственникам в голову, то они и сделают»
Чтобы оценить заполняемость мегапаркинга, корреспондент «БИЗНЕС Online» отправился туда накануне днем. Около 13:00 из 904 машино-мест 663 были свободны, т. е. занято оказалось всего 26% парковки. Спустя полчаса количество свободных мест не уменьшилось, даже появилось два новых. Паркомат при таком режиме работы явно не перегружен, но иногда дает сбои: одной автолюбительнице пришлось перепарковаться к другому аппарату, чтобы получить чек и въехать на стоянку. Самым популярным из всех четырех уровней подземной парковки был первый, где осталось всего 53 свободных места (около 20% на уровне). Не так охотно занимают второй этаж, где пустыми оставались 40% площадей. Третий уровень автостоянки вовсе был недоступен для парковки — въезд на него был перекрыт без указания причины. При этом четвертый этаж оказался практически пустым — на 243 свободных местах расположилась всего пара машин.
На территории парковки два въезда-выезда — со стороны площади Свободы и с улицы Подлужной. Здесь можно не только припарковаться, но и помыть машину на автоматических бесконтактных автомойках, они расположены на каждом этаже. Приятным бонусом остается бесплатная зарядка электромобилей при пользовании услугой стоянки, однако на момент визита нашего корреспондента все места пустовали.
Стоимость тарифов (нажмите, чтобы увеличить)
Работает паркинг круглосуточно, на выбор есть несколько тарифов. Судя по информации на табло, почасовая парковка (до 8 часов) стоит 60 рублей. Оставить машину на сутки обойдется в 400 рублей. Если необходимо припарковать автомобиль дольше чем на один день, придется платить также по 60 рублей за каждый «лишний» час. Можно приобрести абонементы: на 12 часов в сутки — 4,5 тыс. рублей, месячный круглосуточный — 8,7 тыс. рублей, а еще лучше купить сразу годовой абонемент за 87,6 тыс. или на три года за 184 тысячи.
Как отреагировали сотрудники парковки на смену владельца? Если коротко — никак. Представитель администрации поделился с корреспондентом, что переход к другому собственнику не влияет на их работу. Отметим, что оператор парковки и правда не менялся — им все это время было ООО «Карсар» (на 100% принадлежит ТАИФу). «Есть СИБУР, а есть ТАИФ, мы же обслуживающая организация, то есть третье юридическое лицо. Собственники могут меняться, а нашей компании нет никакой разницы, кто будет владельцем», — рассказал собеседник издания. На вопрос о том, будут ли изменения в условиях или ценообразовании, он ответить не смог: «Что взбредет им (собственникам — прим. ред.) в голову, то они и сделают».
В качестве социальной нагрузки таифовцы построили подземный паркинг у НКЦ «Казань» (нынешняя Нацбиблиотека РТ), потратив на стройку 2,2 млрд рублей (на фото: площадь Султан-Галиева, под которой находится подземная четырехуровневая стоянка)
Как парковка помогла ТАИФу построить бизнес-центр
В шаговой доступности от мегапаркинга находится новенький бизнес-офис ТАИФа. Если углубиться в историю, в свое время президент Татарстана Рустам Минниханов долго не давал добро на строительство «стекляшки» в столь знаковом месте, но в итоге разрешил, выставив ряд встречных условий. В качестве социальной нагрузки таифовцы и возвели подземный паркинг у НКЦ «Казань» (нынешняя Нацбиблиотека РТ), потратив на стройку 2,2 млрд рублей. Кроме того, ТАИФ благоустроил холм и прилегающую территорию — всего 30,8 тыс. кв. м вплоть до сквера им. Фукса, выделив на это еще 120 млн рублей.
Так на этом месте появился новый газон, а перед библиотекой — брусчатка и скамейки, была оборудована автоматическая система полива. Минниханов, посещавший сквер в 2018 году, благодарил инвестора и отмечал, что иметь в центре города такую большую парковку для автомобилей очень удобно. Тогда же взгляд президента упал на площадку под склоном, которая и сейчас представляет собой обычный пустырь без озеленения и какого-либо твердого покрытия. «Здесь можно сделать детский парк в честь ТАИФа», — заметил Рустам Нургалиевич, поднимаясь по длинной лестнице к НКЦ.
Позднее — на открытии подземного паркинга в 2019 году — идея прозвучала уже на уровне точного плана. «Альберт Кашафович также взялся за новый проект — детский парк, для которого внизу есть площадка. Я считаю, что это будет одно из самых красивых мест нашей столицы», — цитировало тогда слова президента корпоративное издание ТАИФа. Сохраняет ли эти планы холдинг сейчас — неизвестно.
По нашим данным, в следующем году структуры СИБУРа должны будут окончательно съехать из хором ТАИФа и разместятся в собственных помещениях на «Казаньоргсинтезе», где как раз сейчас идет масштабный ремонт
Что будет с «дворцом» ТАИФа?
Любопытно, что, помимо парковки, СИБУР не по своей воле в свое время получил и сам бизнес-центр ТАИФа на берегу Казанки. Правда, последний актив достался холдингу не в собственность, а в виде кабального договора аренды, навязанного Шигабутдиновыми АО «СИБУР-РТ» (ранее — АО «ТАИФ») незадолго до сделки. За отказ сидеть в избыточном по меркам московских нефтехимиков «дворце» на улице Пушкина татарстанцы грозились штрафом в 1,7 млрд рублей. Такой «схематоз» вынудил СИБУР обратиться в суд, который в итоге завершился мировым соглашением: здание осталось за ТАИФом, а СИБУРу разрешили сократить площадь арендуемых площадей.
По нашим данным, в следующем году структуры СИБУРа должны будут окончательно съехать из хором ТАИФа и разместятся в собственных помещениях на «Казаньоргсинтезе», где как раз сейчас идет масштабный ремонт. Кто займет 50 тыс. «квадратов» в «стекляшке» у Госсовета? Наши источники предполагают, что ТАИФ переместится туда из своего исторического офиса на улице Щапова, а те площади будут сдавать в аренду. Как бы то ни было, престижное помещение долго пустовать не будет, уверены эксперты.
«Потребность в зданиях такого класса в Казани очень большая. Даже если не найдется один арендатор, путем разделения площадей объект быстро заполнится. Мы знаем, как прекрасно заполнился Urban. Но по локации и другим характеристикам ТАИФ гораздо круче. Заполнится молниеносно, — обещает Пимурзин. — Здание будет интересно как банкам, так и иностранным компаниям. Мы же сейчас много китайских инвесторов привлекаем, они ищут себе подобные площади. Из дружественных стран много таких запросов».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 58
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.