«Следующий год будет очень-очень тяжелым», — мрачно прогнозировала основательница Wildberries Татьяна Бакальчук на прошедшем накануне форуме «Мой бизнес. E-COM». Пока что отрасль бурно развивается, но она сталкивается с непониманием со стороны властей. На встрече ее лидеров поговорили и о готовящихся мерах по регулированию сферы e-com, и о борьбе с инфоскамерами, и о поддержке национального кода России. О том, что ждет в 2024 году новых российских «челноков», — в материале «БИЗНЕС Online».
18 декабря в Казани прошел форум «Мой бизнес. E-COM»
«Если компетенции еще наращиваются, то с неравнодушием все не здорово»
18 декабря Поволжский университет культуры и спорта принял почти 1,2 тыс. продавцов на маркетплейсах и лидеров отрасли электронной торговли: в Казани прошел форум «Мой бизнес. E-COM». Площадка была для практиков и тех, кто мечтает ими стать: в рамках форума работали стенды «Техподдержка на выезде», где работники Wildberries, Ozon, KazanExpress и «Яндекс Маркета» разрешали практические вопросы селлеров по торговле на площадках. Провели для участников и бизнес-сессии, где раскрывали секреты торговли на маркетплейсах, оптимизации налогообложения, разбирали ошибки при работе на онлайн-площадках.
Но «солью» встречи стало пленарное заседание с участием первых лиц e-com: ради такого в Казань приехали владелица Wildberries Татьяна Бакальчук, управляющий директор ООО «Интернет Решения» (Ozon) Сергей Беляков, генеральный директор KazanExpress («Магнит Маркет») Линар Хуснуллин, директор по взаимодействию с органами государственной власти «Яндекс» e-com и фудтех (ООО «Яндекс») Дмитрий Русаков, вице-президент по связям с органами государственной власти компании «Алиэкспресс Россия» Сергей Лебедев. Модератором сессии был президент ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
«Солью» встречи стало пленарное заседание с участием первых лиц e-com: ради такого в Казань приехали Татьяна Бакальчук, Сергей Беляков, Линар Хуснуллин, Дмитрий Русаков и Сергей Лебедев
Открыл встречу помощник президента РТ, бизнес-омбудсмен республики и главный «смотрящий» за развитием e-com в Татарстане Фарид Абдулганиев. Он напомнил, как три года назад предприниматель из Кукмора пожаловался Рустаму Минниханову, что не может выйти на маркетплейс Amazon, хотя уже торговал валенками своего производства по всему миру. Во многом в ответ на это обращение в Татарстане была создана целая программа развития электронной коммерции, на протяжении трех лет в рамках программы ведется работа по привлечению продавцов в новые каналы сбыта.
«Татарстан — в числе лидеров [по развитию интернет-торговли в регионе]. Но, если мы успокоимся, нас ждет фиаско. Нам нужно знать, куда движется отрасль, что нас ждет в следующем году. Поэтому в Татарстан приехали те, кто эту отрасль фактически сформировал», — рассказал Абдулганиев. Собрать первые лица в e-com в РТ было логично: на онлайн-площадках торгуют 55,9 тыс. татарстанцев, оборот их торговли перевалил за 46 млрд рублей. 12% от всех зарегистрированных по республике юрлиц так или иначе связаны с электронной торговлей, в Татарстане открыто почти 7 тыс. ПВЗ. Задачей форума была не завлечь новых селлеров на площадки, но сделать так, чтобы их работа была эффективной и они выдерживали растущую конкуренцию.
Открыл встречу помощник президента РТ, бизнес-омбудсмен республики и главный «смотрящий» за развитием e-com в Татарстане Фарид Абдулганиев
Начали с ожиданий от 2024 года. Беляков первым делом отметил, что, к сожалению, не во всех регионах есть такая «заинтересованность в поддержке бизнеса», как в Татарстане.
«Хотелось бы, чтобы такое отношение региональных властей к бизнесу, в первую очередь к малому и среднему, тиражировалось и в других регионах. Но это сложно, потому что ключевой фактор такого успеха — неравнодушие и компетенции. И если компетенции наращиваются, то с неравнодушием [в других регионах] все не здорово», — рассказал Беляков.
Что касается ожиданий от 2024 года, то для развития e-com Беляков не видит проблем: модель развития компаний настолько устойчива, что даже в условиях ограничений российской экономики рынок e-com растет «даже на высокой базе, удваиваясь практически по всем ключевым показателям». Но большой вопрос заключается в регуляторной политике государства, которая становится вызовом бизнесу вообще. Намекая, видимо, на законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов, который обсуждается в Госдуме.
Сергей Беляков первым делом отметил, что, к сожалению, не во всех регионах есть такая «заинтересованность в поддержке бизнеса», как в Татарстане
«Когда ты становишься ощутимо видимым — в обороте, объеме уплаченных налогов, количестве создаваемых рабочих мест, ты становишься целью. Не хотел бы, чтобы успех, который мы демонстрируем, привел к тому, чтобы в чьи-то головы закралась мысль: „Что бы нам сделать, чтобы этот рост сдержать?“ Если есть драйвер экономики, который толкает ее вперед, почему его рост надо сдерживать? И тем не менее дискуссия происходит», — рассуждал Беляков.
Бакальчук на тот же вопрос предрекла, что следующий год «будет очень-очень тяжелым», но проблемы выделила иные, наболевшие для Татарстана в том числе.
Татьяна Бакальчук: «Мы видим, что, несмотря на налоговые отчисления в регионах, количество создаваемых рабочих мест, рост количества предпринимателей, есть острые моменты, которые хотелось бы сгладить»
«Одна из них — у нас огромное количество платформенных исполнителей. Не только у нас, но и в отрасли в том числе. Это логисты, сотрудники ПВЗ, курьеры. Мы видим, что, несмотря на налоговые отчисления в регионах, количество создаваемых рабочих мест, рост количества предпринимателей, есть острые моменты, которые хотелось бы сгладить. Мы простраиваем программу, делам большой упор на свою социальную ответственность перед жителями тех городов, где мы прежде всего оперируем своими логистическими комплексами. Хотим больше проводить культурных, спортивных мероприятий, чтобы снять социальную напряженность между платформенными исполнителями и жителями городов присутствия», — рассказала Бакальчук.
Она также напомнила о программе борьбы с инфоскамерами — онлайн-платформами с курсами обучения работе на электронных площадках.
«Для нас следующий год — год социальных инициатив. Еще мы хотим запустить программу по поддержке национального кода России, в январе об этом расскажем», — резюмировала она.
Представитель «Яндекса» Русаков считает, что будущий год «будет для e-com переломным»
«Наконец-то мы никому ничего не должны, так приятно выступать»
Представитель «Яндекса» Русаков считает, что будущий год «будет для e-com переломным»: по его мнению, даже для непосвященных станет очевидно, что такое электронная коммерция, какие возможности она создает для экономики страны.
«Мы сегодня (18 декабря — прим. ред.) встречались с главой Зеленодольского района, обсуждали, что как раз в Зеленодольске сложилась уникальная ситуация, когда много нового, чего раньше не было, возникло [с развитием e-com]. Также год будет важным, потому что действительно идет попытка регулирования и она будет развиваться в разных направлениях. Много отношений складывается напрямую между продавцом, производителем и потребителем, и они не отрегулированы. Огромное число таких кейсов надо решать, чтобы e-commerce была удобнее для всех», — поделился Русаков.
Что касается 2024-го, то Хуснуллин считает, что ближайшие два года станут решающими для новых игроков отрасли, которые конкурируют с «китами» e-com
Основателя «КазаньЭкспресс» (в будущем — «Магнит Маркета») Хуснуллина татарстанцы встречали теплыми аплодисментами, а сам Линар, намекая на успешную сделку с «Магнитом», добродушно отметил: «Наконец-то мы не должны никому, так приятно выступать». Зал рассмеялся.
Что касается 2024-го, то Хуснуллин считает, что ближайшие два года станут решающими для новых игроков отрасли, которые конкурируют с «китами» e-com: будет решен вопрос, смогут ли «догоняющие» игроки составить конкуренцию большим компаниям, что-то новое предложить продавцам и покупателям.
На развитие конкуренции указал и Лебедев из «Алиэкспресс Россия»: по его мнению, маркетплейсы переключатся с конкуренции за продавцов и покупателей на реальную конкуренцию и начнут «толкаться локтями».
«Мы еще пять лет назад говорили, что рынок начнет консолидироваться. Наверное, это время потихоньку наступает. И в этом нет ничего плохого, конкуренция приносит только пользу», — отметил он.
На развитие конкуренции указал и Лебедев из «Алиэкспресс Россия»: по его мнению, маркетплейсы переключатся с конкуренции за продавцов и покупателей на реальную конкуренцию и начнут «толкаться локтями»
Когда разговор коснулся трендов, то основательница Wildberries Бакальчук в качестве основной движущей силы развития e-com отметила стремление людей существовать в интернет-реальности.
«Искусственный интеллект, биг дата — это то, что хочет человек. А новая экономика человекоцентрична, в центре — его потребности, мы следуем за ними. Еще один тренд будущего года — это будет большое развитие финансовых технологий. Ozon вошел в это раньше, мы сейчас много вкладываемся в финтех. Компании начнут соревноваться, у кого будет больше сервисов и услуг в этом направлении», — рассказала Бакальчук.
Беляков отметил среди трендов финансирование населением текущего потребления: денег не так много, как хотелось бы, между «отложить» и «потратить» покупатель выбирает «потратить», поскольку перспективы сохранения денег при скачущей ставке и инфляции туманны.
«Для экономики страны финансирование текущего потребления не очень хорошо, но для селлеров это шикарная ситуация. Можете наращивать объемы производства и закупок, зная, что вы гарантированно все распродадите», — отметил Беляков. Среди прочих трендов он выделил приоритет цены над качеством у покупателя, увеличение доли локальных производителей на интернет-площадках и рост доли МСП на площадках.
Отвечая на вопрос о возможных точках роста на поле интернет-торговли, Бакальчук призвала селлеров «искать ниши, которые еще не заняты»
Отвечая на вопрос о возможных точках роста на поле интернет-торговли, Бакальчук призвала селлеров «искать ниши, которые еще не заняты».
«Я как мама, как потребитель с ходу могу назвать с десяток незанятых категорий. Назову хотя бы одну. У меня двое маленьких детей, мальчики, им два года. Я не могу найти одежду, которую хотела бы им купить! На малышей до года можно что угодно найти, но чем старше возраст, тем меньше разнообразие. На своего 7-летнего я вообще часами просматриваю свой интернет-магазин. Поле непаханое!» — восклицала Бакальчук.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.