Нынешняя коллегия в Национальном центре управления обороной РФ во многом напоминала аналогичное совещание, прошедшее годом ранее Нынешняя коллегия в национальном центре управления обороной РФ во многом напоминала аналогичное совещание, прошедшее годом ранее Фото: kremlin.ru

«По сути, мы делаем то, что хотим»

Во вторник, за несколько часов до коллегии министерства обороны РФ, агентство Bloomberg опубликовало статью под названием «Что, если Путин победит?». Прямо сейчас это самый популярный, распространяемый (most shared) материал на американской странице издания. В ней сказано, что страны-участницы НАТО не публично, но всерьез начали просчитывать долгосрочные действия в случае военного поражения Украины. Последствия такой «стратегической неудачи» НАТО «будут намного глубже, чем последствия неудачного вывода войск США из Афганистана в 2021 году», полагают источники агентства. Пожалуй, лучший «анонс» сегодняшнего совещания в минобороны вряд ли можно было придумать. А еще сегодня запланирована годовая пресс-конференция президента Украины Владимира Зеленского. Дневная атака беспилотника на Москву, вероятно, была «приурочена» к одному из этих двух мероприятий.

Нынешняя коллегия в национальном центре управления обороной РФ во многом напоминала аналогичное совещание, прошедшее годом ранее. «У нас нет никаких ограничений по финансированию. Страна, правительство дают все, что армия просит, все. Надеюсь, что ответ будет должным образом сформулирован и соответствующие результаты будут достигаться», — наставлял Владимир Путин армию 21 декабря 2022 года. Судя по сегодняшней речи президента, результаты достигаются.


«Можно с уверенностью сказать, что наши войска владеют инициативой. По сути, мы делаем то, что считаем нужным, то, что хотим. Там, где нужно, там, где вы, командиры, в целом считают целесообразным придерживаться тактики активной обороны, это и происходит, а где нужно, мы улучшаем свои позиции», — оценил Верховный главнокомандующий текущую ситуацию «на земле». Противник «несет тяжелые потери и в значительной степени растратил резервы», а миф о неуязвимости западной военной техники рухнул, подчеркнул президент. Позже министр обороны РФ Сергей Шойгу в своем выступлении как бы между делом вспомнит про американские танки Abrams, которых все еще не видно на поле боя.

«То, что сейчас происходит, – это наша общая трагедия»: как Путин ставил задачи Шойгу

Если год назад было объявлено о планах поднять призывной возраст (который в итоге расширили с 18 до 30 лет) и создать два новых военных округа, то сегодняшнее совещание обошлось без громких новостей и скорее напоминало заседание оперативного штаба, но в расширенном составе, с участием членов кабмина РФ и других «заинтересованных лиц». Вероятно, детали и важные заявления не для камер были уже позже, в закрытой части встречи.

Так вышло, что вопросы фронта обсуждались и на недавней прямой линии президента. Глава государства подчеркнул, что ситуация со снабжением войск улучшается, хотя пробелы, конечно, еще есть с учетом внушительной линии боевого соприкосновения — больше 2 тыс. километров. Глава государства открыто указал на пробел минобороны РФ в части правовых отношений с ЧВК. Участник боевых действий в составе частной военной компании в прямом эфире пожаловался Путину, что не может получить удостоверение ветерана боевых действий.

В ближайшее время документы получат все бойцы, а со следующего года удостоверения станут электронными, пообещал сегодня министр обороны РФ Сергей Шойгу. Завершала открытую часть коллегии речь Путина о первопричинах украинского конфликта, в которой просматривался не только экскурс в историю, но и взгляд в будущее.

Сергей Шойгу: «На сегодня российская армия является самой подготовленной и боеспособной в мире, имеющей передовое вооружение, проверенное в боевых условиях» Сергей Шойгу: «На сегодня Российская армия является самой подготовленной и боеспособной в мире, имеющей передовое вооружение, проверенное в боевых условиях» Фото: © Сергей Гунеев, РИА «Новости»

СВО

У Запада не получилось нанести России военное поражение, подчеркнул Путин, описывая положение дел на украинском фронте. При этом спецоперация вскрыла проблемы. Как указал президент, предстоит серьезно перестроить работу системы связи, «на порядок эффективнее» использовать современные средства ведения разведки, целеуказания и контрбатарейной борьбы, наращивать возможности спутниковой группировки не только в зоне СВО, но и на глобальном уровне. Из выступления следовало, что производство высокоточных боеприпасов и дронов пока на недостаточном уровне.

«Но то, на что мы раньше не обращали внимания, считали, что это какая-то мелочь, какая-то фанера и так далее, какие-то маленькие дрончики, которые летают, — нет, оказалось, что и это наносит ущерб и это нельзя ни в коем случае пропускать», — отметил Путин.

Отдельно президент остановился на теме материального и социального обеспечения бойцов и членов их семей. За прошедший год многое сделано, но «проблемы еще не все решены, они остаются». Саму систему компенсаций, льгот нужно дальше совершенствовать. «Это касается и нашей работы по жилищным и социальным программам для военнослужащих, по обустройству военных городков и гарнизонов», — уточнил президент. Неделю назад Путин, напомним, поручил распространить на участников СВО арктическую ипотеку под 2%.


4 июня ВСУ при поддержке западных кураторов начали широкомасштабное контрнаступление, но не смогли преодолеть тактическую оборону ВС РФ и понесли колоссальные потери, отметил в своем докладе Шойгу. «159 тысяч военнослужащих убитыми и ранеными, 121 самолет, 23 вертолета, 766 танков, включая 37 Leopard, 2 348 бронемашин различного класса, из них 50 Bradley. Видимо, поэтому мы до сих пор не видим на поле боя американские Abrams, поставленные несколько месяцев назад», — сказал министр.

Всего с начала боевых действий, по оценкам минобороны РФ, ВСУ потеряли убитыми и ранеными 383 тыс. человек убитыми и ранеными. Киев уже провел 9 волн мобилизации, ведет 10-ю и призывает ограниченно годных граждан, уточнил Шойгу. Наемники, которые воевали за Украину, «по большей части ликвидированы».

Путин обозначил перед минобороны РФ четыре приоритетные задачи Путин обозначил перед минобороны РФ четыре приоритетные задачи Фото: kremlin.ru

Задачи армии

Путин обозначил перед минобороны РФ четыре приоритетные задачи:

  • Поддержка боеготовности стратегических сил на «самом высоком» уровне.
  • Модернизация вооружения. Уровень современного вооружения и техники в стратегических ядерных силах в целом доведен до 95%, а морской компоненты — практически до 100%, такие же показатели должны быть по обычному вооружению. С учетом дополнительных трат из бюджета объем закупок и ремонта техники должны быть «значительно увеличены», необходимо выпускать перспективные виды вооружений.
  • Своевременное снабжение войск в зоне СВО. Как отметил президент, это «важнейшая» задача и ситуация «улучшается». Многие оборонные предприятия совершили «настоящий трудовой прорыв», объемы поставок бронетанковой техники возросли в 3 раза, автомобилей — в 4,5 раза. При этом позже Путин оговорится: «Да, в 3 раза возросли поставки бронетехники. Но нужно еще. Нужны современные танки, современные бронемашины».
  • Широкое использование опыта СВО в оперативной и боевой подготовке. «Мы понимаем, что такого опыта ведения современной вооруженной борьбы, как армия России, в мире уже никто не имеет. Но этот опыт реально нужно использовать для дальнейшего совершенствования подготовки военных кадров», — сказал Путин.

«На сегодня Российская армия является самой подготовленной и боеспособной в мире, имеющей передовое вооружение, проверенное в боевых условиях», — без ложной скромности заметил Шойгу. По словам министра, опыт боевых действий на Украине показал, что ВС РФ могут «адекватно и оперативно» реагировать на действия любого современного противника. Боевой опыт уже получили 650 тыс. военнослужащих.

Планы по комплектованию армии и флота в этом году выполнены полностью. Сейчас численность — 1 млн 150 тыс. военных. Сформированы полностью укомплектованные и оснащенные две общевойсковые армии, смешанный авиационный корпус, 50 соединений и воинских частей, в том числе четыре дивизии, 18 бригад, 28 полков. В дальнейшем, как отметил Шойгу, численность армии планируется нарастить до 1,5 млн военнослужащих. В числе задач на 2024 год — довести численность контрактников до 745 тыс. человек.

После доклада Шойгу президент о чем-то коротко переговорил с начальником генштаба ВС РФ Валерием Герасимовым, затем обратился к Шойгу и выступил с заключительным словом После доклада Шойгу президент о чем-то коротко переговорил с начальником генштаба ВС РФ Валерием Герасимовым, затем обратился к Шойгу и выступил с заключительным словом Фото: © Сергей Гунеев, РИА «Новости»

«В 1991 году еще сказали: ни дюйма на восток. Хрена с два!»

После доклада Шойгу президент о чем-то коротко переговорил с начальником генштаба ВС РФ Валерием Герасимовым, затем обратился к Шойгу и выступил с заключительным словом. «Вряд ли это будет что-то новое совсем, тем не менее», — отметил Путин. Президент выступал, кажется, скорее не для зала, где «аудитория подготовленная», а для тех, кто посмотрит выступление в экранов, почитает или послушает. «Считаю важным еще раз подчеркнуть…» — сказал Путин и поднял правую руку со знаком «окей». Так делают, когда объясняют базовые, элементарные вещи.

Начал Путин с развала СССР, после которого Запад «самым активным образом» начал работать с пятой колонной в России («Вокруг которой мы все время прыгали, гладили их по голове»), сепаратистами и террористами с целью «разложения самой России». Параллельно не менее активные действия шли на постсоветском пространстве, а особенный упор Запад делал на Украину. Ставку сделали на националистов, забыв, что это бывшие нацисты. А Россия делала все, чтобы выстроить нормальные отношения с Киевом, «делала упор» на юго-восток Украины, «российские исторические регионы». И русское население юго-востока не давало крайним националистам легально добиться власти на Украине.

Украинские власти, как отметил Путин, получив полномочия, забывали об интересах юго-востока и продвигали повестку националистов. «Мы старались с этим бороться. Какими средствами? Ну прежде всего экономическим. Вы знаете об этом — по бросовым ценам энергоносители продавали, кредиты, кооперация… Ну все делали! Вот поверьте, все делали, чтобы выстроить [нормальные] отношения», — вспоминал президент. Запад не смог «перетащить» Украину на свою сторону и пошел на госпереворот.

«Да, там масса была проблем. <…> Но зачем же госпереворот? Идите на выборы. О чем нам все время говорили?! Только политическими средствами, только так, только в рамках Конституции! Где все это?» — распалялся российский лидер. В итоге произошел госпереворот, и России ничего не оставалось, кроме как прийти на помощь Крыму. А вскоре возникла проблема Донбасса, и Россия была готова на условия Минских соглашений. «Если бы украинские власти и их хозяева на Западе пошли на это, на реализацию этих договоренностей, все постепенно бы (я думаю, я искренне говорю) срослось. Но они не пошли на это», — указал президент.

В итоге Россию «втянули» в боевые действия. «Запад, особенно там, за океаном, с удовольствием за этим наблюдали. В этом смысле они, конечно, нас, если можно так сказать, переиграли. Использование агрессивной позиции вынуждало нас на ответные действия», — отметил Путин.

«Соединенные Штаты, решив свои задачи текущего плана, значит, оторвав, как они считают, Украину, разорвав отношения России с Европой, в этом плане они добились того, чего хотели, к сожалению. Просто мы по-другому себя вести уже не могли. Или нужно было сдать все и смотреть, как они чавкают, съедая все подряд? [Это] наша, исконно российская [территория]. Мы не могли так поступить», — переживал глава государства.

Второй частью марлезонского балета стала идея Запада «втащить» Украину в НАТО. «И мне все время говорили: „Ну чего ты боишься, сейчас же мы их (Украинуприм. ред.) не возьмем“. Я говорю: „Сейчас! А завтра? И когда это завтра наступит? Через год-два?“ С точки зрения исторических перспектив и стратегических интересов государства даже через 10, через 15 лет это неприемлемо!» — продолжал Путин заочно спорить с западными политиками.

США пугали Россией европейские страны, но Москва не собирается воевать с НАТО или Европой, подчеркнул он. «Их (США прим. ред.) очень пугало сближение России с Европой. Они там должны быть хозяевами. Все время пугали: вот, злобная Россия вам угрожает. Но я же со многими лидерами общался, и мне говорят: „Что они нас пугают? Мы же понимаем, что Россия не собирается воевать с Европой“. Да мы и сейчас не собираемся».

«В 1991 году еще сказали: ни дюйма на восток. Хрена с два — „ни дюйма“. Вот они, у нашего забора, здесь торчат. И торчали, пардон, Прибалтику забрали, всю Восточную Европу забрали. Зачем? Были всякие разные предложения [по вопросам европейской безопасности после холодной войны], вполне приемлемые для всех, — заметил Путин. — Такая страна, как Россия, не нужна [Западу], слишком большая. Поделить надо — себе подчинить кусками, как они кусками себе Европу подчиняют».

Только Россия могла быть гарантом территориальной целостности Украины, а Польша «спит и видит», как вернуть бывшие территории. «Не хотят — не надо. История все расставит на свои места. Мы мешать не будем, но свое не отдадим. Вот что все должны понять — и на Украине те, кто агрессивно настроен в отношении России, и в Европе, и в США. Хотят договариваться — пусть договариваются. Но только мы будем это делать исходя из наших интересов», — добавил Путин.

«Самое главное — высокоточное оружие, это проблема номер один»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, на что обратили внимание в сегодняшнем выступлении президента и какие вопросы еще предстоит решить в Российской армии.

Юрий Кнутов — военный эксперт и директор музея ПВО:

— Одна из задач, которая поставлена в области усовершенствования вооружения, — это спутниковая группировка. У нас есть проект «Сфера», которая в какой-то степени является аналогом спутников Илона Маска. В то же время в более глобальных структурах, связанных со средствами космической связи, это достаточно такая интересная разработка. Первый спутник запущен, я так понимаю, что была поставлена задача ускорить разработки подобного рода и их внедрения непосредственно в войска. Кроме того, речь шла о противовоздушной обороне, но не традиционных зенитно-ракетных комплексах, а о системах борьбы с беспилотниками и их обнаружении. Месяц полтора назад обращалось внимание на то, что у нас разрабатывается система «свой-чужой» для беспилотников, которая позволит идентифицировать наземные, гражданские беспилотники, это во многом решит проблему содружественного огня, который ведется иногда по дронам в зоне СВО.

Нерешенных задач, как всегда, много. Первая — гибкость в вопросах снабжения. Это самая главная проблема, потому что сейчас используется система гособоронзаказа, которая очень медленная и неповоротливая порой при удовлетворении тех или иных потребностей военнослужащих в зоне СВО. Опять-таки есть вопросы по беспилотникам. Процесс совершенствования дронов идет постоянно, ежемесячно, и на сегодняшний день потребность в обеспечении дронов на разных участках фронта не всегда удовлетворяется.

И самое главное — высокоточное оружие, это проблема номер один. Поставлена задача обеспечить войска достаточным количеством, высокоточными ракетами, универсальными системами РЭБ, которые появляются, но пока их мало. Также нужно решать вопросы с ротацией. Нужно было ставить его более остро. Ротация необходима, особенно для тех, кто был мобилизован. Отпуска, конечно, помогают в их восстановлении, но ротационная система в данном случае была бы более совершенной.


Виктор Литовкин — военный обозреватель, полковник в отставке:

— Президент сказал, что СВО получила активную поддержку населения России, что люди прикладывают самые различные усилия, чтобы поддержать нашу армию: собирают деньги на подарки армии, вплоть до машин, носки и так далее. Это говорит о том, что страна поддержала справедливую борьбу за защиту русскоязычного населения Украины и освобождения русских земель от бандеровского захвата, это первое. Второе, что президент, отметив успехи Российских вооруженных сил в освобождении Новороссии и Донбасса, говорил о тех проблемах, которые надо решать, в том числе о системах связи, системах разведки и навигации, средствах противовоздушной обороны. Наши средства ПВО — самые лучшие в мире, но надо создавать те, которые будут бороться с мелкими объектами. У нас есть хорошие солидные средства, но тратить серьезную ракету на какой-нибудь маленький беспилотник, квадрокоптер не очень эффективно, потому что, как выяснилось, это как пушкой по воробьям. Это уже не президент сказал, это я объясняю. Надо создавать такие средства ПВО, которые могли бы бороться с маленькими дронами. Также президент говорил о спутниковых группировках, спутниковой разведке.

В выступлении Шойгу мне понравилось, что оно было очень насыщено различными цифрами и фактами. Впервые был такой подробный расклад о том, сколько стран участвует в войне против России в боевой технике и какую именно они поставили на Украину, сколько боевой техники они уничтожили, сколько украинских военнослужащих убиты, какие достижения нашей армии и какие меры приняты для обеспечения контрактников, мобилизованных. Это было впервые так подробно и детально.

Самое важное прозвучало не сегодня, а на недавней пресс-конференции президента. Он сказал, что спецоперация закончится тогда, когда будут выполнены ее задачи. Задачи СВО заявлены 24 февраля 2022 года. Это в первую очередь обеспечение безопасности России, демилитаризация и денацификация Украины. Это говорит о том, что мы продолжим защищать Украину от бандеровского руководства, будем уничтожать украинскую военную промышленность и ВСУ и добиваться нейтрального статуса Украины. Если не получится демократическим путем, то продолжим военным.