Леонид Барышев: «Рынок кондитерских изделий монополизировали ряд брендов, и они делают оборот, который сопоставим с КАМАЗом, то есть люди конфет жрут много» |
БРЕНД «МАХЕЕВЪ» РАЗРАБОТАЛИ ЗА 5 ТЫС. РУБЛЕЙ
Начал свою лекцию Леонид Барышев с истории заключения своей первой сделки. Причём первыми его словами были: «Однажды из тюрьмы вышел один человек...».
Первую сделку Барышев заключил в 1991 году, ещё будучи студентом Елабужского государственного педагогического института. Случайно узнав о возможности приобрести недорогую гречку, будущий предприниматель купил, как он сам выразился, у бандитов две машины крупы по 120 рублей за кг, с уговором что перепродаст её по этой цене и 10 копеек с килограмма останется ему. Однако тогда ещё студенту повезло: нашёлся покупатель за 180 рублей. Но денег выкупить две фуры с товаром у него не было:
«Я прихожу к ним, говорю, давайте так: я завтра деньги вам привезу. Они говорят: «Нет, ты от нас убежишь с этой гречкой. Вот тебе мужик, его зовут Хмырь. Он с тобой поедет». В общем сели мы, поехали, этот Хмырь со мной за жизнь разговаривает, а я сижу трясусь. Приехали в Самару к тёте Розе, разгружаем, она по 180 рублей отсчитывает, Хмырь этот смотрит и спрашивает: «А что денег так много?», я ему — «Не, нормально». В общем, возвращаемся к этим бандюкам, вываливаем деньги, а он говорит: «Вот сволочь, по рубль 80 продал». Я говорю: «Вы мою долю-то посчитайте». А они: «Мы договаривались на 10 копеек, вот тебе твои 10 копеек».
10 копеек с каждого килограмма - первого заработка Барышеву хватило на «Москвич».
А майонезная империя начиналась с 220 тысяч рублей, на которые арендовали столовую и установку по производству майонеза. Причём вложение окупилось всего за три дня: кризис сыграл на руку:
«У меня товарищ был в Краснодарском крае, он говорит «У меня масло есть. Тебе надо?». И отправил мне 20 тонн масла. Пока оно ехало — подорожало в два раза». Только благодаря этому маслу удалось компенсировать большую часть вложенных денег.
Рассказал Барышев и про то, почему брендом стала фамилия его партнёра, миноритарного акционера Вадима Махеева. В то время у него было ЧП, а у Барышева московская прописка, и когда решали что написать на банке, выбрали фамилию Махеева. При этом создание знаменитого логотипа обошлось всего в пять тысяч рублей. Бизнесмен шутит, что фамилию Барышев так красиво бы не изогнули.
РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ
Уже в двухтысячных Барышев едва не лишился бизнеса, после чего часть активов вывел в Самару. Как рассказал предприниматель, глава посёлка Васильевка, напился в тот день, когда узнал что к ним приходит «Эссен Продакшн АГ». А тогдашний президент РТ Минтимер Шаймиев бизнесмена в Самару «отпустил», поскольку в плане налогов Татарстан ничего не потерял.
Что же касается попытки рейдерского захвата, то Барышев рассказал, что хотели сделать так, что бы они сами всё отдали:
«Создаётся проблема, проблема небольшая. Тебе рассказывают, что её можно решить за 100 тысяч рублей. Потом тебя ловят на взятке в 100 рублей, и уже начинает светить уголовное преследование. После этого ты делишься пятью процентами акций. А потом у тебя отжимают уже всё. Нам хватило ума не дать эту взятку», - поделился Барышев.
Бизнесменам тогда намекнули, что человек, предлагавший решить «проблему», уже был замечен на подобных делах. И Махеев пришёл на встречу «пустым». А группа захвата и оперативники искренне удивились, когда не обнаружили денег. Прямо так и заявили: «Ну, как же так, мы же договаривались!».
КОНФЛИКТ С МУРАТОВЫМ
Изложил Барышев и про конфликт с первым вице-премьером РТ Равилем Муратовым. По словам бизнесмена, всё началось с того, что не успели оформить платёж в госжилфонд, хотя он и был совершен:
«Совет безопасности был посвящён ГЖФ, и я попал в этот список случайно. И когда Муратов стал меня во всех грехах обвинять, я встал и сказал, что у меня долга нет. И тут Шаймиев говорит: «Да это хороший парень, наш», и вот так Муратова заткнул», - рассказал Барышев. А уже после этого появилось интервью «БИЗНЕС Online» Равиля Фатыховича, и разгорелся судебный конфликт.
При этом предприниматель сообщил, что встречался с Муратовым несколько раз, в том числе и в присутствии Шаймиева, однако помириться так и не удалось. Описывая последнюю перед самарским судом встречу, Барышев отметил, что на вопрос Шаймиева о том, зачем же подавать очередной иск, Барышев сказал: «Хорошо, Муратов выиграл суд, теперь я должен выиграть апелляцию». Как известно, апелляцию бизнесмен выиграл.
Барышев, рассказывая эту историю, несколько раз отметил, что никакого реального конфликта между ним и Муратовым не было, а всю историю «раздули СМИ».
Барышев рассказал, что сейчас идёт разработка нового бренда конфет, но «это точно не будет «Махеев» |
«ШОКОЛАДНЫЙ КАМАЗ» В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ
Отдельно Барышев встретился и с журналистами, и рассказал о планах. А они у «Эссен Продакшн АГ» - грандиозные. В течение нескольких лет компания намерена занять 1,2 - 2% рынка кондитерских изделий России. При этом, по словам Барышева, обороты на этом рынке такие, что позавидует и Татнефть, не говоря уже о том, что они в разы превышают майонезный рынок.
«Рынок кондитерских изделий монополизировали ряд брендов, и они делают оборот, который сопоставим с КАМАЗом, то есть люди конфет жрут много», - заявил журналистам гендиректор «Эссен Продакшн АГ».
Возможности вхождения на рынок Барышев видит следующие: существующие отечественные производители обладают в основном старыми мощностями, и не в состоянии быстро перестроиться, поэтому на рынке много импорта. Если начать производство в России, то сразу получается выигрыш по цене, по сравнению с импортируемыми аналогами.
Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о стратегии продвижения, предприниматель сообщил, что это будет осуществляться посредством уже существующей дистрибьютерской сети майонеза. Когда производство заработает, реализаторам предложат вместе с майонезом поставить на полки и шоколад. Барышев отметил, что те, кто будут отказываться, рискуют остаться не только без шоколада, но и без майонеза. Бизнесмены уже провели эксперимент, закупили две фуры конфет в Польше и распределили её по сети. По словам Барышева, эксперимент удался.
Что же касается экономических причин – то привлек шоколадный рынок бизнесмена не только своим объёмом, но и ростом, в настоящий момент он составляет 30% в год. Расчёт строится на том, что этот рост сохранится последующие пять лет. При этом в компании надеются своей продукцией вытеснить с рынка импорт.
В настоящий момент идёт разработка бренда, над ним работает питерская команда, до этого работавшая с «Марсом». Как будут называться конфеты, предприниматель не сообщил. В настоящее время идёт регистрация, - но это точно не будет бренд «Махеев». Барышев сообщил, что новый товар рекламироваться не будет, всё продвижение осуществят через дистрибьютерскую сеть.
«Эссен Продакшн АГ» уже закупило одну линию и завод в Набережных Челнах. Отвечая на вопросы «БИЗНЕС Online», Барышев рассказал, что на производстве планируется занять около 1000 человек. Кроме того, на оболочку конфет, которая составляет 20% продукта, будет закупаться местное сырье – мука и сахар.
Первая линия должна будет заработать уже к Новому году. Всего их смонтируют три, при этом будет выпускаться высокотехнологичная продукция: в ассортимент войдут конфеты на вафельной основе (как объяснил Барышев, что-то похожее на Фереро Роше), а также кондитерские изделия с наполнителями. Эту линию предприниматель назвал крупнейшей в России. Промышленное производство конфет в Набережных Челнах планируют начать уже в первом полугодии 2013 года. Проект обойдётся 1 млрд. 2 млн. рублей.
На вопрос о том, не боится ли бизнесмен кризиса, Барышев пошутил: «Я побегу к Шувалову, скажу, что я градообразующее предприятие, спасите!». И отметил, что кризис только на руку, - будет проще рассчитаться с кредиторами.
РЫНОК ШОКОЛАДА В РОССИИ ОЧЕНЬ ТЕСНЫЙ
Андрей Коркунов - владелец «Анкор банка», в прошлом владелец одинцовской шоколадной фабрики, прокомментировал «БИЗНЕС Online» намерение Барышева войти в новый бизнес:
- Рынок шоколада настолько сегодня тесный, что здесь речь не о том, какой шоколад есть или нет, или о том, что построить линию, самое главное – чтобы войти в сети и сделать такую маркетинговую поддержку, чтобы потребитель ел этот шоколад. Наверное, реально за 2 - 3 года, при большой рекламной компании, при большом бюджете занять 2 - 3 процента доли рынка. Но я считаю, что это достаточно сложно. У меня есть пример, когда одна из компаний, которая занималась молочной продукцией, решила через свою дистрибьюцию тоже продавать шоколад, у неё не очень это получилось. Полка майонеза и полка шоколада – это разные полки, поэтому не совсем такая синергия есть. Хотя наличие собственной дистрибьюции – конечно, это поможет. Но в любом случае считаю, что тут нужно обращаться к рекламной поддержке.
Что касается роста рынка шоколада, не согласен с данными, что он растёт на 30 процентов в год, - скорее, он догоняет докризисные уровни. А когда он до них дойдёт, будет ли он и дальше расти такими темпами, я не уверен.
Россия - рынок развивающийся, сегодня все крупные игроки, имеющие большую дистрибьюцию, рекламные бюджеты, все производят шоколад на территории России, конкурировать с ними достаточно сложно, если не создать какое-то ноу-хау, уникальный продукт. Когда говорят «без рекламы» – какая мотивация? Что заставит купить именно их шоколад, когда он на полке?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.