«В 2010 году в Татарстане не было дорожных карт по созданию индустриальных парков, мы начали их создавать с нуля. Проторили эту дорожку собственными силами», — рассказывает управляющий партнер «Фонда прямых инвестиций» Руслан Халилов. В 2011 году его команда начала реализовывать один из первых частных индустриальных парков в республике. Проект оказался настолько успешным, что было решено запустить аналогичные парки в Пестречинском и Верхнеуслонском районах. С какими трудностями Индустриальный парк «М-7» столкнулся в начале пути, каких резидентов ждут новые площадки и о каких секретах бизнеса рассказал Халилов — в нашем интервью.
Руслан Халилов: «Сейчас Индустриальный парк «М-7» площадью 39,5 гектара заполнен на 100 процентов, там работает 56 резидентов»
«Рассчитываем только на собственные инвестиции»
— Руслан Рафикович, ООО «Индустриальный парк „М-7“» было создано в 2011 году. Как вы пришли к этому проекту? И с какими трудностями столкнулись?
— В 2009 году мы приняли решение перенести наш завод «Волжанин» (производство оборудования для стыковой сварки полимерных труб) за пределы Казани. Столкнулись с тем, что очень сложно найти площадку, подходящую по всем требованиям. То есть чтобы земля была промышленного назначения, на участке были проведены газ, электричество, водоснабжение, телекоммуникации. В итоге обнаружили в поселке Новониколаевский (Зеленодольский район — прим. ред.) полузаброшенную бывшую базу дорожных строителей. Мы ее выкупили. Потом планомерно решали все вопросы по переводу земли и строительству коммуникаций. В тот момент мы поняли, что с этой проблемой сталкиваются многие предприятия, которые не могут найти площадку под развитие. Тогда как раз страна перенимала опыт зарубежных стран по созданию специализированных кластеров и промплощадок.
Кроме того, на общем собрании акционеров «Казаньоргсинтеза» (КОС) на тот момент премьер-министр РТ Рустам Минниханов заявил, что объем переработки полимеров внутри республики должен составлять не менее 30% от производства. Так как наш участок находился рядом с КОСом, мы приняли решение создавать индустриальный парк, нацеленный на эту задачу. В то время в Татарстане не было дорожных карт по созданию индустриальных парков, мы начали их возводить с нуля. То есть проторили эту дорожку собственными силами. Только полтора года у нас ушло на решение юридических вопросов с землей. Так был создан один из первых частных индустриальных парков не только в нашей республике, но и в стране.
Мы создали управляющую компанию, которая стала оказывать услуги не только по привлечению резидентов, но и по их технологическому обслуживанию. Мы взяли на себя полное технологическое брокерство. В плане того, что на нашей площадке люди занимаются только производством и бизнесом. Мы решаем за них все сопутствующие вопросы, касающиеся каких-либо инженерных служб, технических вопросов. Это услуги главного энергетика, услуги по охране, вывозу снега, уборке территории. Все это мы берем на себя.
«Мы с самого начала приняли решение, что для создания парка будем рассчитывать только на собственные инвестиции и заемные средства»
— Сколько резидентов вы привлекли? И сколько из них в итоге перерабатывают полимеры?
— Сейчас Индустриальный парк «М-7» площадью 39,5 гектара заполнен на 100 процентов, там работает 56 резидентов. Практика показала, что близость к сырью КОСа не играет такую большую роль. Поэтому только пять резидентов занимаются переработкой полимеров. Дальше идет металлообработка, производство стройматериалов. В общем, все успешно работают в сфере серьезной промышленности. Общий объем инвестиций в этот парк — 2,5 миллиарда рублей, было создано более 2 тысяч рабочих мест.
— Ваши собственные инвестиции сколько составили?
— Порядка 250 миллионов рублей. Деньги ушли на газификацию, водоснабжение и канализацию, строительство внутрипарковых дорог, ограждений выездных групп, строительство электромощностей. Мы с самого начала приняли решение, что для создания парка будем рассчитывать только на собственные инвестиции и заемные средства. Мы не стали пользоваться субсидиями, то есть для реализации всех наших проектов не получили из казны, от государства, ни единого рубля! При этом парк заполнен на 100 процентов, все задачи, которые стояли перед нами, решены.
«Участок «М-7 Шали» достаточно непростой — с уклонами и внутренними оврагами. Мы его идеально выровняли, и получилась классная площадка. Поставили стелу, сделали дороги»
В Шали заходит «сладкий» резидент, в Верхний Услон — склады
— Сейчас вы реализуете аналогичные проекты — индустриальные парки «М-7 Шали» и «М-7 Верхний Услон». Как они возникли?
— Дело в том, что из-за специфического расположения мы не можем размещать у себя производство продуктов питания. На территории РТ в принципе нет такого профильного промпарка. Поэтому «М-7 Шали» в Пестречинском районе будет нацелен на этот сегмент производства. Площадь — 34 га. В ноябре прошлого года участок был переведен из сельхозназначения в промышленное, начались активные земляные работы. Мы переместили порядка 380 тысяч тонн грунта. Участок достаточно непростой — с уклонами и внутренними оврагами. Мы его идеально выровняли, и получилась классная площадка. Поставили стелу, сделали дороги, сейчас закладываем коммуникации. Надеемся, что в этом году эту работу закончим и начнется активное заполнение парка.
— Можете назвать потенциальных резидентов?
— В СМИ были материалы о том, что там появится логистический комплекс. Нас действительно посещала владелица Wildberries Татьяна Бакальчук. Мы подготовили предложение, но пока решение не принято. Может, они выбирают другой участок… Если они решат разместиться у нас, места хватит. Но в целом для района и республики интереснее проекты с реальным производством, которые создают высококвалифицированные рабочие места и искореняют маятниковую миграцию.
Сейчас могу сказать, что в «Шали» будет размещено крупное предприятие по производству кондитерских изделий. Не знаю, под каким брендом частные инвесторы будут их выпускать. Они работают с крупными торговыми сетями, сбыт хорошо налажен. Наша задача — создать для них все необходимые условия, чтобы они в 2025 году уже начали строиться и через 6 месяцев запустили производство. Также есть два потенциальных резидента, которые работают в «М-7» и хотят расширяться. Это производство стройматериалов. Предполагаем, что привлечем около 2,5 миллиарда рублей инвестиций. Наши собственные вложения составляют около 300 миллионов рублей.
«Площадь — 34 га. В ноябре прошлого года участок был переведен из сельхозназначения в промышленное, начались активные земляные работы»
— На какой стадии индустриальный парк «М-7 Верхний Услон»?
— Сейчас осваиваем участок площадью 18,6 га. Сейчас там идут активные земляные работы, снимаем плодородный слой. Также ставим задачу в этом году провести газ, электричество, водоснабжение и так далее. Много инженерных работ. В этом году начнем заполнять резидентами. В «Верхнем Услоне» как раз разместится большое количество логистических компаний. Это будут и производства, и склады. К этому обязывает и локация — рядом трассы М12 и М7. Наши вложения достигнут 350 миллионов рублей, привлеченные — 1 миллиард рублей в первую очередь и 6 миллиардов — при полной реализации проекта.
«В «Верхнем Услоне» разместится большое количество логистических компаний. Это будут и производства, и склады»
— Может, у вас в проработке есть новые проекты?
— В этом году с министерством экономики Татарстана и руководством Черемшанского района сделали себе вызов и решили начать работу по созданию индустриального парка «М-7 Черемшан». Это самая крайняя точка на южных границах республики. Парк площадью 96 га будет находиться прямо на границе с Самарской областью. Рассчитываем привлечь туда в том числе резидентов из этого региона. Пока задумка на стадии технико-экономического обоснования. Этот год будем заниматься проработкой юридических вопросов. Скорее всего, создадим отдельную управляющую компанию из местных сотрудников.
— У парка будет свой профиль?
— Мы рассчитываем на достаточно разношерстных резидентов. Предполагаем, что одним из первых на площадку зайдет ООО «Био-Агро» — компания из орбиты Казанского жирового комбината. В Черемшанском районе они строят крупный элеватор. Возможно, наш индустриальный парк получится с аграрным уклоном.
«В нашем штате всего 16 человек. Но зато мы можем заявлять о своем потенциале, показывать площадку всем желающим, говорить о бизнесе»
«Земля становится сверхзолотой»: как строить частные промпарки?
— Как вы получаете земельные участки, на которых строите индустриальные парки?
— Когда ты строишь частный индустриальный парк, нет другого пути, кроме как выкупить у государства землю сельхозназначения и перевести ее в земли промышленности. Как бы кто скептически к этому ни относился… Есть мнение, что земля должна быть переведена в земли промышленности, пока она еще государственная, и уже по новой кадастровой цене (переоцененной) продана частному инвестору. Дело в том, что после этого она будет иметь такую стоимость, что ни один инвестор, включая нас, вкладывать туда больше не будет. Потому что земля в таком случае становится просто сверхзолотой.
Как я рассказывал, в парк площадью 30–40 га нужно вложить порядка 300 миллионов рублей. Если стоимость участка будет еще 300 миллионов, то весь парк обойдется в 600 миллионов. Представляете, какая там стоимость квадратного метра?! В таком случае на сайтах будут множиться объявления о продаже каких-то мелких земельных участков, предприятия будут идти в эти отшибы, а индустриальные парки — пустовать. Здесь самое главное — найти взаимопонимание с органами госвласти. Мы, в свою очередь, имеем опыт заключения инвестиционного соглашения с минэкономики Татарстана, Агентством инвестиционного развития. Мы подтверждаем свои намерения строить индустриальные парки, сделать необходимые инвестиции, аккредитовать их в минэкономики. Наши резиденты могут пользоваться всеми льготами, которые положены участникам промышленных парков.
— На каких условиях вы работаете с резидентами?
— К нам обращается предприятие, выбирает подходящий ему земельный участок, мы оформляем договор купли-продажи. Далее он заключает договоры с Сетевой компанией и газоснабжающей компанией. По водоснабжению оплата идет через нас. В дальнейшем, как житель многоквартирного дома, каждый резидент получает счет на оплату охраны, уборки территории, услуг энергетика и так далее. Для управляющей компании индустриального парка это вечный бизнес. Люди всегда там будут работать, соответственно, их всегда надо будет обслуживать.
— Чувствуете ли вы возросшую конкуренцию за резидентов с учетом развития госплощадок?
— Конечно, мы друг у друга зубами вырываем резидентов (смеется). Безусловно, у муниципальных промпарков есть преимущество в части представительских функций. Представьте себе, что весь государственный аппарат Татарстана вовлечен в то, чтобы наполнять государственные промпарки. Такие задачи поставлены руководителям районов, министерству экономики, АИР РТ, Инвестиционно-венчурному фонду и другим. У нас нет таких ресурсов, чтобы на каком-то высоком уровне встретить гостей в национальных костюмах, с чак-чаком и спецтранспортом. В нашем штате всего 16 человек. Но зато мы можем заявлять о своем потенциале, показывать площадку всем желающим, говорить о бизнесе.
Что мы видим в начинке госпарков? Это муниципальная земля, и, если она уже переведена в земли промышленности, резидент может отмежевать свой участок, прийти на инвестсовет и получить права аренды без торгов, если все проголосуют за. То есть он проходит длительный путь. Плюс нашего парка в том, что земля уже в частной собственности, размежеванная. В течение 2–3 недель резидент может оформить собственность на себя, достаточно оперативно получить разрешение на строительство и начать работу. Никаких кругов ада.
«Человек должен всегда учиться»
— Расскажите о себе. Откуда вы родом, где учились, как пришли в бизнес?
— Я родился в селе Пановка Пестречинского района, потом с семьей переехал в Казань. Мой отец всю жизнь прослужил в федеральной службе исполнения наказаний, преподавал в Казанском федеральном университете. Я тоже закончил юридический факультет этого вуза, получил степень кандидата юридических наук, планировал заняться преподавательской деятельностью. Но тяга к бизнесу взяла свое. Еще в студенческие годы я с товарищем занимался развитием небольшого автоцентра, потом открыли компьютерный клуб. В 2003 году стал генеральным директором компании «Электрофлот-Казань», была такая сеть гипермаркетов по электронике. В конце 2005-го меня пригласили ведущим специалистом по нефтехимии в ТАИФ, потом на КОСе был начальником отдела маркетинга. Спустя год решил открыть частную компанию, так появился «Фонд прямых инвестиций». Про науку я не забыл, сейчас работаю над докторской диссертацией, но уже по экономике. Недавно удостоился звания «Заслуженный экономист РТ».
— У ФПИ достаточно большой портфель проектов — производство катеров, строительные компании, ивент-агентство и так далее. Насколько вы лично в них погружены?
— Я стараюсь не принимать участия в финансово-хозяйственной деятельности — этот фронт работ доверен директорам компаний. Председатель правления либо основной акционер не должен влезать в проект настолько, чтобы мешать работать руководителям. Мы можем влиять на совершение крупных сделок, кардинальные решения для предприятия. Не более.
— Какие у вас хобби?
— Мое хобби — это мой бизнес, который я очень люблю, и посвящаю этому все свое время.
— Наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса в вашей отрасли.
— Во-первых, самодисциплина. Ни одна мотивация не может заменить дисциплину, потому что мотивация с какого-то времени становится опять неинтересной, а дисциплина всегда с тобой. Дальше — вера в Бога. Третий секрет — саморазвитие. Я считаю, что человек должен всегда учиться, развиваться и вовлекать в этот процесс других людей. Без этого бизнес развиваться точно не будет.
Основной вид деятельности — управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе
Число сотрудников — 16 человек
Год основания — 2011
Халилов Руслан Рафикович — управляющий партнер ООО «Фонд прямых инвестиций» (фонду принадлежит 73% в ООО «Индустриальный парк „М-7“»), председатель правления ООО «Индустриальный парк „М-7“»
Родился 28 июля 1979 года в селе Пановка (Пестречинский район РТ)
Образование:
В 2001 году окончил юридический факультет Казанского государственного университета. Кандидат юридических наук. В 2013 году окончил ИУЭиФ по специальности «менеджмент организации».
Карьера:
2003–2005 — ООО «Электрофлот-Казань», генеральный директор;
2005–2007 — структуры ТАИФа, ведущий специалист по нефтехимии, начальник отдела маркетинга;
2007 – наст. время — ООО «Фонд прямых инвестиций», управляющий партнер. Председатель правления ООО «Индустриальный парк „М-7“».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.