Рекрутер казанского пункта отбора на контрактную службу «Батыр» Тимур Сафин Рекрутер казанского пункта отбора на контрактную службу «Батыр» Тимур Сафин Фото: Станислав Шемелов

Кто такой рекрутер

Тимур, расскажите о себе, как вы стали рекрутером пункта отбора «Батыр»?

— Если рассказывать с самого начала, то после окончания контракта в ЧВК я пошел в администрацию Кировского района, чтобы получить карту «Батыр». Это такая карта, которая предоставляется военнослужащим для получения льгот их детям и семьям. Туда входят бесплатный детский садик, бесплатная продленка в школе, все культурно-массовые мероприятия, секции, кружки от исполкома.

Я пришел, а у меня на плече был шеврон ЧВК. Увидев его, меня вызвал к себе замглавы Кировского и Московского районов. Мы с ним пообщались на нейтральные темы, и как-то после этого все понеслось. Стало известно, что открывается центр набора, туда нужны люди, которые помогут новобранцам советами, подсказками. И после этого я уже пошел на собеседование в исполком. Вскоре меня утвердили рекрутером. Это был конец апреля 2023 года.

— В чем заключается работа рекрутера?

— Вообще, рекрутер — это человек, который набирает людей. Но сейчас работа больше сводится к общению с кандидатами. Многие из них хотят узнать, что творится на «передке», какие там условия, как там кормят, что со снарядами, формой, какие погодные условия, как враг к нам относится, как мы относимся к врагу. Вопросы очень разные.

«Подъемные – это лишь один бонус из нескольких»: что дает Татарстан за заключение контракта на СВО

Также моя работа связана с медкомиссией. В первый день открытия к нам пришли пять человек. Медкомиссия уже тогда была налажена, но не на 100 процентов, как это работает сейчас. Я поехал с ними в 16-ю горбольницу, мы нашли человека, который будет курировать медицину, связались с наркологами, и люди стали проходить медосмотры. Мы смотрели на то, где можно сократить время прохождения, искали выходы, чтобы кандидату на контрактную службу было проще.

Все знакомства, связи для быстрого прохождения медосмотра завязаны на мне. То есть я знаю представителей и психдиспансера, и наркологии, и 16-й больницы, и так далее. Так вышло, что только я с ними взаимодействую. Поэтому и вожу всех кандидатов на медкомиссию. Если у человека есть все документы, он прошел медкомиссию, то сразу же отдаем документы на сшивку, после чего представитель военкомата готовит личное дело. Все это можно сделать в течение одного дня.

Казанский пункт отбора на контрактную службу «Батыр» Казанский пункт отбора на контрактную службу «Батыр» Фото: Станислав Шемелов

В какие бригады и на какие специальности можно попасть из Татарстана

Вы говорите, что один из ключевых вопросов от кандидатов связан с передовой. А как вы сами узнаете, что происходит на фронте?

— Со мной всегда держат обратную связь кандидаты, которые уже стали полноценными бойцами. Также работает сарафанное радио. В любом случае эту связь надо поддерживать, ведь за год война изменилась очень сильно. Сейчас там стало больше технологий. В мое время, допустим, дронов-камикадзе вообще не было. А сейчас их стало очень много. Люди из каждого подразделения рассказывают мне, что там происходит. Они все стоят на разных направлениях, делятся своим видением. И на основе этого я тоже понимаю, что там творится.

— Есть ли конкретные запросы по бойцам с фронта? Например, от тех бригад, с которыми вы на связи?

— В данный момент я набираю водителей категорий C и B в 30-ю бригаду. Также в 10-й танковый полк требуются механики-водители, операторы-наводчики, командиры танков. Причем там обучение идет от «нуля до 100». То есть необстрелянных бойцов на «передок» не отправляют. Если человек ни разу в жизни не видел танк, ему все объясняют. Сколько времени на это уходит? В начале этого года я отправил туда человека, у него до сих пор идет учебка. Причем в зоне СВО, где он получает те же обещанные минобороны 200 тысяч рублей в месяц. Они ведь тоже за лентой находятся.

— Представление многих о том, что пацанов собрали, кинули на штурм в условный Волчанск, — это миф?

— Конечно, миф. Но сроки обучения зависят уже от конкретной части.

— Какие еще потребности по специальностям в частях, помимо водителей?

— Операторы БПЛА, но их берут уже с опытом. Рассматривают всех, но в идеале нужны подготовленные операторы. Вообще, было бы неплохо, если бы у нас где-нибудь открыли школу БПЛА, чтобы кандидаты хотя бы понимали, как управлять дронами, как они летят, как работают сбросы.

А сколько нужно времени, чтобы обучить оператора БПЛА?

— Точно не знаю, но думаю, что в районе месяца. У них ведь тоже есть свои направления: те же «Мавики», «Орланы», камикадзе. У каждого своя специфика. К примеру, приходят кандидаты, которые говорят, что хотят стать операторами БПЛА, но представления о том, что дроны бывают разные, у них нет. А ведь можно летать на «Орлане», который запускается с 20 километров, можно на «Мавике», который запускается рядом со штурмами.

Какие еще специальности нужны?

— Пока нужны танкисты, ну и штурмовики. У последних тоже разные специальности — там есть как пулеметчики, так и гранатометчики. И обычные стрелки.

«Пока нужны танкисты, ну и штурмовики» «Пока нужны танкисты, ну и штурмовики» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как попасть на службу в конкретное подразделение

Вы назвали конкретные подразделения. Они как-то связаны с республикой?

— Нет, они больше связаны со мной. К примеру, через «Батыр» в 10-й танковый ушел командир роты. И затем ему нужны были люди, я отправил шестерых. А рота ведь не одна! Все проявили себя нормально.

У Татарстана еще до СВО было много, так скажем, подшефных частей. Сейчас они остались?

— У этих частей были задания по линии Татвоенкомата. То есть люди уезжали по отношениям в свои войсковые части.

— Куда направляют кандидата, если у него нет отношения?

— Они идут через Татвоенкомат. Какой план-задание есть у него, туда и отправляем людей. То есть сейчас, допустим, план-задание есть в Ростовской области в части пополнения личных составов. И в Ульяновске. Пока есть два направления.

Чтобы попасть в конкретное подразделение или часть, тебе нужно иметь отношение от той или иной бригады? Или ждать, когда откроется вакансия?

— Есть оба варианта. Либо так, либо мы подбираем часть по запросу от кандидата. К примеру, к нам приходит человек, который говорит, что хочет в разведку. Он подготовлен, имеет боевой опыт в ДРГ. Мы предлагаем ему ту или иную часть, и человек идет именно туда, куда считает нужным.

«В основном приходят без опыта. Но есть и те, кто приходит именно с боевым опытом, кто был в добровольческих формированиях» «В основном приходят без опыта. Но есть и те, кто приходит именно с боевым опытом, кто был в добровольческих формированиях» Фото: «БИЗНЕС Online»

Какие кандидаты идут на СВО и как быстро стать офицером

— Какой уровень новобранцев, которые к вам приходят? Это подготовленные люди или те, кто пробыл всю жизнь на гражданке и ничего не видел?

— В основном приходят без опыта. Но есть и те, кто приходит именно с боевым опытом, кто был в добровольческих формированиях. Либо приходят те, кто прошел срочную службу, которая была связана с опытом работы с боевым оружием. То есть те, кто уже умеет работать с артиллерией, пулеметами, автоматами и так далее.

— Вы задаете вопрос, почему кандидаты решили пойти на СВО именно сейчас? Почему не раньше?

— У каждого были свои проблемы в жизни: кто-то не мог, у кого-то мотивация пришла только сейчас, например, у него знакомый ушел на СВО. У кого-то погиб близкий или родственник. Кто-то говорит, что решил помочь ребятам, а у кого-то банально финансовые проблемы и долги.

— Есть кандидаты с высшим образованием? Какой процент таких людей?

— Такие есть. Из 100 процентов примерно 30–40. Приходили люди и с двумя высшими образованиями. Но на СВО вообще у всех есть возможность карьерного роста, даже если человек пойдет рядовым. Я всегда говорю, что все зависит от них самих: как они себя проявят, как будут обучаться. Если вы адекватный, исполнительный человек, то карьерная лестница для вас открыта. Офицером можно стать даже с обычным средним образованием и одной госнаградой.

Опять же, все зависит от знаний. Есть разные категории людей по возрасту, которые приходят к нам. Люди 25–30 лет, 45–50. Естественно, последние приходят со своими знаниями, которые они получили 20 лет назад. Если он артиллерист, то его обучали совсем по-другому. Если такого человека поставить командиром батареи, то он не сможет обучить никого. Что касается первой категории, то есть те, кто окончил военную кафедру в звании лейтенанта, но он без опыта не сможет работать со взводом или отделением. Нужны навыки управления и тактики. Но главное, всему этому обучают.

Конечно, приходят и 18-летние. С такими мы работаем дольше, объясняем ему, с чем он столкнется, какой там будет социум, обстановка, условия. Есть ведь и шанс, что парень оттуда не вернется. С молодыми мы работаем очень серьезно.

Например, у нас был случай, когда парень пришел в 17 лет. Мы ему отказали, а через месяц ему исполнилось 18. И он пришел в наш пункт отбора прямо в свой день рождения. Сказал, что хочет самостоятельной жизни: отучиться, купить машину, квартиру. После долгих разговоров он все-таки отправился служить, но в тыл в Ростовскую область. Такой современный «сын полка».

«Часто спрашивают про „учебку“ — сколько длится обучение. Все зависит от специальности. Если ты штурмовик, то среднее обучение 14-15 дней» «Часто спрашивают об учебке, сколько длится обучение. Все зависит от специальности. Если ты штурмовик, то среднее обучение — 14–15 дней» Фото: «БИЗНЕС Online»

Пять главных вопросов, которые задают будущие новобранцы

— Какие основные вопросы задают кандидаты? Можете выделить топ-5 таких вопросов?

— Был кандидат, который интересовался только едой, мол, как часто и как именно его там будут кормить. Его вообще больше ничего не интересовало. Это не популярный, но интересный вопрос.

Часто спрашивают об учебке, сколько длится обучение. Все зависит от специальности. Если ты штурмовик, то среднее обучение — 14–15 дней. В принципе, этого достаточно для понимания, что и как надо делать: это и тактическая перезарядка, и контроль оружия, и техника безопасности, передвижение в составе отделения, по лесополосе, штурмы лесополосы, окопов, зданий. Все детали отрабатываются.

Второй вопрос: какая часть, какое направление? Мы это все говорим, рассказываем о направлениях индивидуально. Направлений очень много, человек может выбрать любое.

Третий популярный вопрос: что с собой брать? Я еще в прошлом году сделал список вещей исходя из личного опыта, что брать с собой. Но сейчас Татвоенкомат при отправке дает хорошее снаряжение. Совсем недавно совместно с ДОСААФ РТ были закуплены тактические берцы, удобная форма, спальники, пенки, подсумки, тактическая медицина. Мы также советуем докупить медицину под себя — дополнительные турникеты (современный и удобный аналог жгутов), лекарства при своих хронических болезнях, таблетки от головной боли, диареи и так далее. Также мы советуем менять сим-карты, избавляться от старых российских номеров, не пользоваться GPS, интернетом, обязательно брать с собой мощный Powerbank, налобные фонарики и носки-трусы на первое время. Но потом это все будет выдаваться.

Четвертый популярный вопрос связан с увольнением и отпусками. Мы говорим как есть: каждые 6 месяцев бойцу положен отпуск 15 дней без учета дороги. К примеру, к нам приезжал на днях человек, который убыл 11 декабря прошлого года. То есть и полугода не прошло, как ему дали отпуск. Он приехал без ранений, все с ним хорошо.

Пятый вопрос связан со сроками поступления выплат. На данный момент если уходить через Казань, то новобранец получает 900 тысяч рублей подъемных. А если есть квоты на предприятиях, то человека еще и трудоустраивают. Значит, он получает еще 100 тысяч рублей. По факту получается миллион. Основная выплата же состоит из 505 тысяч, которые платит ДОСААФ РТ, 200 тысяч — от исполкома Казани и 195 тысяч — от министерства обороны.

«На данный момент, если уходить через Казань, то новобранец получает 900 тыс. рублей подъемных» «На данный момент если уходить через Казань, то новобранец получает 900 тысяч рублей подъемных» Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press / www.globallookpress.com

Как быстро зачисляются деньги, что делать, если у вас долги или вы банкрот?

Так в какие сроки зачисляют деньги?

— Деньги приходят в течение месяца-полутора. Порядок выплаты такой. Как только человека зачисляют в штат, ему приходят 195 тысяч рублей. Далее мы передаем справку о зачислении в штат в исполком, прикладываем копию паспорта, СНИЛС, ИНН и реквизит бойца. И новобранец получает еще 200 тысяч. В тот же период происходит выплата от ДОСААФ Татарстана.

Вы говорили, что военкомат выдает вещи? То есть до этого человек сам себя снаряжал?

— Нет. Вещи выдают в войсковых частях, там давали вещмешок, обычные кожаные берцы, белье и форму. Но она была не столь удобна, как та, которую выдают у нас. Поэтому мы советовали купить удобную форму, берцы и так далее.

Это отпугивало? Мол, приходится за свои деньги покупать…

— Да, потому что кто-то переносил свою отправку до того момента, пока он не купит себе достаточно обмундирования.

— Есть еще проблемный момент, связанный с кредитами. Условно говоря, у человека заблокированы все карты…

— Мы обращаемся к судебным приставам, и этот вопрос решается: карты размораживают за один-два дня, туда бойцу приходит вся зарплата, с которой ничего не списывают. Только алиментов это не касается.

Была проблема с банкротами или с теми, на ком «висит» долгая реструктуризация. Но сейчас эта проблема решилась: вышел федеральный закон, который разрешает работать с банкротами.

«В последние два месяца приезжают из Башкортостана, Марий Эл, Кировской, Нижегородской области» «В последние два месяца приезжают из Башкортостана, Марий Эл, Кировской, Нижегородской областей» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кандидаты из каких регионов конкурируют с казанцами и кому могут отказать в заключении контракта

— Сколько ребят приходят в среднем к вам?

— В день порядка 5–7 человек. Из них 4–5 заключают контракты. Сейчас Татарстан стал очень конкурентоспособным в плане выплат. А в прошлом году по подъемным суммам лидировали Москва, Питер, ХМАО.

— Как часто вы отказываете кандидатам?

— Мы не работаем с людьми, у которых есть психологические и психиатрические проблемы. Причем мы это чувствуем при общении, что человек немного в другой реальности живет. Отказываем людям с туберкулезом, а также тем, у кого превышен предельный возраст. Даже тем, кто приходит чуть старше 60 лет. Мы смотрим на их физическое состояние. Если он визуально даже не подходит, то ему на медкомиссии нечего делать.

— Какая мотивация у возрастных людей?

— Те, кто 60+, хотят именно помочь. Но объективно без физической формы они особую помощь не сделают.

Если у человека есть медицинские ограничения, то на какую специальность ему можно пойти служить?

— Смотря какие ограничения. Есть связисты, должности тыловиков, завхозов и так далее. Если человек адекватный, то его возьмут на такую должность, если есть вакантное место.

Приезжают ли люди из других регионов?

— В последние два месяца приезжают из Башкортостана, Марий Эл, Кировской, Нижегородской областей. У последней проблема в том, что они работают только по своим подшефным «заказам». Человек не может выбрать место. Мы же можем отправить по отношениям в любую часть. Также мы работаем с мигрантами. Для них контракт — это упрощенное получение гражданства, тем более не только одному бойцу, а всей его семье. Он может даже успеть получить гражданство до убытия. А так иностранцу платят 195 тысяч от минобороны и уже после получения гражданства — остальные выплаты. Бывало такое, что человек приезжал в отпуск, получал гражданство и выплаты сразу приходили.

Подведем итог. Представим, что я новобранец. Почему я должен пойти служить через Татарстан?

— Во-первых, у нас хорошая подъемная сумма. Во-вторых, мы работаем по отношениям со всеми направлениями. То есть можем отправить в конкретную часть по желанию новобранца. Третий плюс — в Татарстане выдают хорошее, качественное обмундирование.

Еще, кстати, мы набираем медиков в госпитали в приграничные зоны. Там есть те же выплаты в 900 тысяч рублей, зарплата начинается от 120 тысяч рублей в месяц. Это также распространяется на женщин-врачей возрастом до 40 лет. Всем им тоже предусмотрены ветеранские удостоверения со всеми льготами.

В целом обратиться в пункт набора на контрактную службу «Батыр» может любой человек с любыми вопросами. Расскажем и покажем все и всем. Напоминаю, что мы располагаемся по адресу: улица Воровского, 25, а все вопросы можно задать по телефону: +7 (843) 299-17-71.