Рамиль Муллин: «Мы за месяц выдворили порядка 40 человек. Дебоширы всегда были, они и среди нижнекамцев есть. А уровень преступности среди мигрантов очень низкий» Рамиль Муллин: «Мы за месяц выдворили порядка 40 человек. Дебоширы всегда были, они и среди нижнекамцев есть. А уровень преступности среди мигрантов очень низкий» Фото: Андрей Титов

«Мигранты тоже люди, мы не собираемся создавать для них гетто»

— «Рамиль Хамзович, что планируете делать с мигрантами, чтобы они больше не митинговали и не нарушали российский закон? Сбросить проблему на предприятия, наверное, не получится, город должен подключиться? Тем более что много приезжих нанимается на работу в городском хозяйстве». (Артур)

— Я не скажу, что у нас была серьезная проблема. Ежемесячно порядка 10 тысяч человек у нас сегодня работают на стройке и обслуживании города.

Имели место две проблемы. Основная причина волнений была связана с невыплатой зарплаты. Поэтому мы, во-первых, в каждой локации сделали горячие линии, по которой любой человек, если ему не выплатили зарплату, может позвонить, чтобы мы оперативно вопрос отрегулировали с генеральным подрядчиком. Задача генподрядчика — дойти до каждого субподрядчика, чтобы он обеспечивал ежемесячную зарплату. Это и уплата налогов, и оплата труда специалистов.

Во-вторых, в силу того, что ушла компания «Гемонт» и произошла смена подрядчиков, нужно было привлекать огромный объем рабочей силы. У «Гемонта» были свои площади для размещения работников, а когда пришлось резко набрать людей, Нижнекамск столкнулся с нехваткой мест проживания. На сегодня этот вопрос более-менее решен.

«Мы думаем, как привлечь мигрантов на уборку города, для работы на общественном транспорте, санитарками в больницах. Нижнекамск столкнулся с дефицитом кадров» «Мы думаем, как привлечь мигрантов на уборку города, для работы на общественном транспорте, санитарками в больницах. Нижнекамск столкнулся с дефицитом кадров» Фото: Олег Спиридонов

«Мы проживаем по адресу Химиков, 36, напротив нас находятся ТЦ „Аркада“ и детский сад №1. В здании „Аркады“ живут граждане иностранных государств, у данного хостела единый забор с детским садом. Боимся выпускать детей на прогулку. Убедительная просьба рассмотреть наш вопрос о переселении из города иностранных граждан». (Родители)

— Но мигранты тоже люди, мы не собираемся создавать для них гетто. За полтора года мы смогли привлечь бизнесменов для трансформации многих пустующих помещений именно под хостелы. Сегодня хостелы проверяются. Это не так, что какой-то барак и там все живут в немыслимых условиях. Нет, они там, можно сказать, идеальные. Людям, которые приходят ночевать, отработав 11–12 часов, необходимо самое главное — питание, тепло, помыться, просушить одежду и элементарные условия жизни.

Хостел строгого режима: как я работала в общаге мигрантов Нижнекамска

Но есть раздражители. Мы за месяц выдворили порядка 40 человек. Дебоширы всегда были, они и среди нижнекамцев есть. А уровень преступности среди мигрантов очень низкий.

Для налаживания коммуникации мы привлекли диаспоры, они сегодня сами работают со своими согражданами. Представители одной диаспоры должны жить в одном месте, чтобы общая культура была, чтобы люди разной национальности не конфликтовали между собой. Сегодня везде видеонаблюдение поставлено. Подрядчик несет ответственность за условия проживания и поведение мигрантов. Службы безопасности предприятий контролируют и, если находят там пьяных, дебоширов, сразу же оформляют, чтобы отправить домой. Они работают в тесном контакте с УВД. Ежемесячно в рамках антитеррористической комиссии мы все это отслеживаем. Я даже поставил задачу контролировать, кто и каким транспортом их возит. Чтобы подрядчик четко понимал, прошел ли водитель алкотест, медобследование.

Конечно, я не заинтересован в том, чтобы в «Аркаде» был хостел, но, если мы сейчас их оттуда выгоним, мигранты пойдут квартиры снимать. По крайней мере, в «Аркаде» мы их можем контролировать. Сейчас достраивают еще несколько хостелов.

— Хостелы в промзоне стоят полупустые. Почему такая ситуация?

— По последним данным, вахтовые городки СИБУРа заполнены на 90 процентов. В бывшем здании УФСИН хотим создать строительный городок для тех, кто приезжает работать максимум на три месяца.

Мы думаем, как привлечь мигрантов на уборку города, для работы на общественном транспорте, санитарками в больницах. Нижнекамск столкнулся с дефицитом кадров. Нам иногда говорят: почему местных не приглашают? Если ты готов работать 10 часов в бетоне, получать 100 тысяч рублей, пожалуйста, работай, никаких ограничений нет! Сегодня общий дефицит рабочей силы в строительстве порядка 3–5 тысяч человек в зависимости от месяца. Почему отстаем по строительству ряда объектов? Потому что не хватает сварщиков, бетонщиков, других специалистов. Кто из нижнекамцев готов сегодня подметать двор за 35 тысяч рублей? Да никто! Водителя автобуса на 70 тысяч не можем найти!

«Общественному транспорту оказывается стопроцентная муниципальная поддержка, плюс 150 миллионов рублей компенсируем выпадающие доходы транспортников за счет дополнительных доходов» «Общественному транспорту оказывается 100-процентная муниципальная поддержка, плюс на 150 миллионов рублей компенсируем выпадающие доходы транспортников за счет дополнительных доходов» Фото: Олег Спиридонов

«Нас постоянно ругают за дороги, но статистика аварийности не в пользу критиков»

— Общественный транспорт у вас комфортный?

— У предприятий двухэтажные экоавтобусы, на метане все! Шикарные машины, ходят стабильно, никаких проблем нет. Почти 400 единиц.

А что с транспортной реформой?

— У нас нет никаких серьезных проблем. Два года назад купили 50 автобусов, в 2024-м — еще 9. Сегодня у нас 55–57 единиц в постоянном режиме ходят. Иногда бывают проблемы по интервалам в связи с нехваткой водителей, но эти вопросы стараемся решать. Общественному транспорту оказывается 100-процентная муниципальная поддержка, плюс на 150 миллионов рублей компенсируем выпадающие доходы транспортников за счет дополнительных доходов. Городской бюджет 20 миллионов дает трамвайщикам, почти 110 миллионов — транспортной компании, 20 миллионов — автобусам, которые ходят в сады и огороды, и порядка 10 миллионов — на пригородное автобусное сообщение.

— По общественному транспорту вопрос у вас закрыт?

— По крайней мере, мы один из лучших муниципалитетов, я считаю, по решению вопроса общественного транспорта. Возникают проблемы, например, когда заболел водитель. К сожалению, пока в две смены не получается работать. Иногда бывают задержки 45-го и 59-го маршрутов, где очень большой трафик.

«С чем связано уничтожение дорожной инфраструктуры? В частности, улица Строителей теперь двухполосная, проблема с пробками появилась незамедлительно. Также уничтожены десятки городских парковок у социально значимых объектов. Должно же быть обоснование или это преступная халатность?» (Дмитрий)

— Во-первых, мы не сужаем, а выпрямляем дороги. Улица Строителей до улицы Студенческой изначально была двухполосной, но перед заездом на рынок она становилась трехполосной, и там парковались рыночники. Этой дороги было 9,2 метра. Оттого что сегодня в одном месте дорога 9,2 метра, в другом 15 метров, ее пропускная способность не увеличится. Мы 9,2 метра расширили на 30 сантиметров, сделали 9,5, потому что дальше невозможно расширять — там коммуникации. И дорогу выровняли, сделав всю ее 9,5 метра. И она идет до кольца.

Что касается «карманов», которые там были, мы их убрали, потому что машина, выезжающая задним ходом из «кармана», останавливает поток. Это не мои требования, а международные технологии пропускной способности города. Любой город, где есть двухполосное движение, несмотря на то что имеет потом 6 или 8 полос, все равно будет ездить с той скоростью, которая разрешена на данных двух полосах. Это мировая практика. У нас в городе две категории дорог: двух- и трехполосные. Поэтому наша задача в рамках ремонта дорог — выпрямить дорогу. Вот сейчас мы делаем так же улицу Корабельную.

Когда двухполосные дороги переходят на три полосы, а потом снова на две полосы, они создают очень высокую аварийность. Одним из проблемных мест было кольцо Строителей – Мира, где постоянно происходили аварии. Там двухполосная переходила на трехполосную и получалась несостыковка с улицей Мира, потому что появлялась четвертая полоса. Строители выровняли с улицей Химиков: три полосы на три полосы. За год количество аварий уменьшилось почти на 60 процентов. Вот нас постоянно ругают за дороги, но статистика аварийности не в пользу критиков.

Да, критику больно слушать, но вдоль дорог машины ставить нельзя, это мешает уборке снега и грязи. Поэтому мы предлагаем: давайте совместно с горожанами в рамках дворовой территории найдем места для парковки. И в рамках капитального ремонта дворов мы уже создаем для этого условия. Всегда находятся те, кто поддерживает изменения, и те, кто против, мы же стараемся создать максимально комфортное пространство для всех жителей. Кроме того, я предложил в текущем году создавать альтернативные площадки для парковки, которые могут быть с щебеночным покрытием или из крошки.

Еще нам все время говорят: почему нет парковок? У нас есть парковка! Паркинг на Баки Урманче пустой, никто место там не купил. Цена вопроса — от 800 тысяч до 1,2 миллиона рублей. Да, это дорого. Но у тебя есть место, ты ставишь машину цивилизованно. Нет, у нас все зеленые зоны заставлены. На 240 тысяч населения 125 тысяч машин! И когда меня спрашивают, когда вопрос парковки будет решен, я говорю: «Никогда».

Когда мы говорим о развитии общественного транспорта, это не альтернатива. Мы ни в коей мере не ограничиваем частный транспорт. Это право жителя — ездить на общественном транспорте или на личном. Поэтому один из путей решения транспортного вопроса — развитие хорошего общественного транспорта.

— Какая следующая задача по дорогам и транспорту?

— Сегодня наша задача — сделать город пропускным. Моя задача, как главы, — сделать так, чтобы от точки A до Б машина доезжала за 15 минут. Но это не про скорость. К сожалению, в прошлом году мы потеряли 23 человека, было совершено 12 наездов на пешеходов. В их числе Амелия, которой было всего 8 лет. Кто готов терять свою 8-летнюю дочь?! Поэтому мы создали программу «Амелия», в рамках нее будут сделаны искусственные неровности, подсвечены пешеходные переходы, установлены светофоры. Моя задача, чтобы в городе была скорость не более 40 километров в час. Но город должен быть проходным. Когда человек едет со скоростью 40 километров, он не должен останавливаться, кроме как перед светофором. Но средняя скорость должна быть 40 километров в час. Тогда у нас есть шанс, что мы никого не убьем. Уже в 2024-м мы, к сожалению, получили две смерти, и одна из них — это наезд на пешехода. Погиб студент, которому 21 год. Почему кто-то вдруг решил, что его право сесть в машину и ехать на скорости 140 километров приоритетно?! Мне иногда говорят, что пешеходные и велосипедные дорожки городу не нужны. Это право каждого, как добираться! Я сам хожу пешком. Моя задача — дать альтернативу. Поэтому мы будем развивать и общественный транспорт, и дороги для автомобилей, а также пешеходные и велосипедные дорожки. За два года мы построили свыше 20 километров велосипедных дорог.

— «Почему вы обделяете промзону? Там так же нужно ремонтировать и чистить дороги. Когда будут проведены ремонты Соболековской и Южной автодорог? В прошлом году там не сделали даже ямочный ремонт. Почему горожане должны стоять каждый день в пробках из-за плохих и неочищенных дорог?» (Руслан, Нияз)

— У нас три категории дорог, которые необходимо отремонтировать: городские, промышленные и районные. Когда я только начал работать, мне задавали два вопроса: дороги и общественный транспорт. Благо вопрос общественного транспорта решился. Если в этом году мы завершим ремонт улиц Гагарина и Менделеева, то почти 70 процентов дорог будет отремонтировано в городе.

При том объеме финансирования, который нам сегодня выделяют, еще два года нужно, чтобы сделать каркас города. Конечно, ремонт необходим в поселке Строителей, в 36-м микрорайоне, но это уже следующим этапом пойдет. Промышленные дороги — 33 километра, все они пришли в негодность. Правительство поддержало мою инициативу о финансировании одной третьей части данных дорог, остальное — за счет промышленных компаний. Цена вопроса — порядка 3 миллиардов рублей. Межгородские дороги тоже требуют большого ремонта.

Общее недофинансирование ремонтных работ составляет, по нашим расчетам, порядка 25 миллиардов рублей. Мы знаем, сколько нужно отремонтировать тротуаров, велосипедных, промышленных, районных, республиканских и сельских дорог. Вопрос только в финансировании.

Конечно, я был бы рад, если бы нам дали 25 миллиардов, и за два года мы отремонтировали бы все дороги. Но сами строители к этому не готовы. Даже в рамках выделяемых денег они до поздней осени ремонтируют. Поэтому шаг за шагом будем двигаться. Мы в 2023-м на ямочный ремонт выделили 50 миллионов, в текущем — 30 миллионов рублей.

Нас критикуют за уборку снега, ямочный ремонт, но, к сожалению, на это бюджетом заложено всего 11 рублей в год на квадратный метр. Таких денег хватает 2–3 раза убрать снег и 2 раза в год подмести дороги. Сколько было снега в 2024 году? Иногда в день 3 раза выходили чистить! Дополнительно оплачивали порядка 50 миллионов на очистку от снега и порядка 30 миллионов на ямочный ремонт. И то этих денег не хватает на покрытие всех расходов. К сожалению, пока объем недоремонта и объем затрат на дороги несоизмеримы. Недофинансирование не связано с тем, что правительство данных проблем не знает. Нет, это связано с возможностями бюджета.

«Более двух лет по социальной ипотеке у нас не строилось. Вот в этом году начинаем строить два дома. Сегодня есть запрос и на многоэтажки, и на частное домостроение» «Более двух лет по социальной ипотеке у нас не строилось. Вот в этом году начинаем возводить два дома. Сегодня есть запрос и на многоэтажки, и на частное домостроение» Фото: Сергей Елагин

«К сожалению, мы не можем застройщикам предложить землю, поскольку все земли выкуплены»

— «Когда в город зайдут федеральные застройщики жилья?» (Николай)

— К сожалению, мы не можем застройщикам предложить землю, поскольку все земли выкуплены, имеют собственника. И это наша основная проблема в части застройки. Те люди, которые имеют огромное количество земель, сегодня в силу сдерживания конкуренции не продают ее и не предлагают. А это, к сожалению, сказывается на развитии. Но часть земель все-таки перекупают и строят. Из местных строит компания «РаМус», из челнинских — «Домкор» и «Евростиль». В части проектирования работают казанские компании, ижевские компании зашли. Сегодня земли предлагаем «Талану» и «Комосу», они готовы зайти, но, к сожалению, нет предложения. И компания «СМУ-88» зашла, ведут переговоры. Ввиду того что у города нет свободных земель, у нас нет возможности что-то предложить федеральным игрокам.

— По социальной ипотеке что-то строится у вас?

— Более двух лет по социальной ипотеке у нас не строилось. Вот в этом году начинаем возводить два дома. Сегодня есть запрос и на многоэтажки, и на частное домостроение.

Сколько стоит у вас квадратный метр в среднем?

— Почти 120 тысяч рублей. Кстати, в Челнах — 110 тысяч.

«В настоящее время идет активное точечное строительство жилых домов в уже существующих районах города. Происходит уплотнение пространства между жилыми домами, при этом ведется активное строительство новых промышленных объектов на территории Нижнекамского промышленного узла. Увеличивается экологическая нагрузка на город. Вокруг города есть пустые поля (например, в сторону с. Афанасово), но почему-то они не осваиваются. Учитывая ваш прошлый опыт работы главным врачом центра СЭС Нижнекамска, прошу прокомментировать данную ситуацию». (Дмитрий)

— Первое — мы еще ни один проект не реализовали, есть только мысли. Второе — мы планируем строить взамен каких-то ларьков. Мы в прошлом году изъяли почти 30 ларьков, снесли их, современные остановки поставили. В текущем году тоже такую работу продолжаем, в течение двух лет хотим это все снести вдоль дорог. Третье — внутри кварталов есть алкомаркеты какие-то, маленькие магазины, вместо которых хотим поставить интересные дома, где на первом этаже будут предусмотрены помещения для предоставления услуг. Это ни в коей мере не в ущерб жителям.

— Экологическая нагрузка не возрастает из-за точечной застройки жилых кварталов?

— Никакой нагрузки нет. Все в рамках генплана — те площадки, которые изначально были запланированы под какую-то застройку, например дома бытовых услуг. Это ни в коем случае не так, что внутри дворов появляется частное домостроение.

— У Нижнекамска отобрали градостроительные полномочия, по новым правилам все нужно согласовывать в Казани, в том числе промышленное строительство. Насколько это усложнило процесс?

— Вот пятый месяц заканчивается, только начали получать первые разрешения.

И сколько скопилось?

— Много. Сотни.

— Но вы как-то с минстроем взаимодействуете?

— Сегодня мы создали для республиканской структуры возможности работать: дали своих 6 специалистов, предоставили помещение. Ждем, когда же эта процедура начнет работать системно. Предполагается, что будет головной офис под кураторством заместителя министра, а на местах разместятся зональные площадки, в том числе в Нижнекамске. Она станет работать на Нижнекамск и ряд районов. Пока такая схема прорабатывается, окончательное решение минстроем еще не принято. Это связано и с зарплатой, и со специалистами.

«В рамках развития здравоохранения в первую очередь мы хотим создать материально-техническую базу. До 2026 года планируем отремонтировать все здания, сделать новые современные технологические линии по стандартам лечения» «В рамках развития здравоохранения в первую очередь мы хотим создать материально-техническую базу. До 2026 года планируем отремонтировать все здания, сделать новые современные технологические линии по стандартам лечения» Фото: Алексей Белкин

«Наша задача — чтобы к нам приехали и начали работать»

— «Записаться на прием к врачам стало почти невозможно. Талоны на „Госуслугах просто не появляются, их моментально разбирают, записываться можно буквально неделями». (Рафаэль) В здравоохранении много специалистов не хватает?

— По штату недостает около 500 человек, а реально нам нужно порядка 150–200 врачей.

В рамках развития здравоохранения в первую очередь мы хотим создать материально-техническую базу. До 2026-го планируем отремонтировать все здания, сделать новые современные технологические линии по стандартам лечения. Где-то объединяем, где-то выстраиваем логистическую цепочку. Кроме того, хотим построить две поликлиники. В текущем году уже строим одну детскую поликлинику. В 2025–2026-х хотим взрослую поликлинику построить. Родильный дом начали ремонтировать.

Второе направление — обеспечение кадрами. Даем муниципальное жилье для специалистов, в прошлом году отремонтировали 40 квартир для них. Мы хотим, чтобы после 7–10 лет работы это жилье переходило людям в собственность. Кроме того, у нас есть 70 квартир арендного жилья.

Третье направление — работа в части профориентации, так называемые целевики. Сегодня трансформируем работу медколледжей, чтобы больше было фельдшеров для предврачебного осмотра. За счет этого мы уменьшим нагрузку на врачей. Меняем данные технологические схемы.

Четвертое направление — это работа с минздравом в части привлечения ординаторов, интернов. Они сегодня уже работают и, надеюсь, останутся у нас. Мы хотим создать им условия, которые им будут интересны.


— Сколько специалистов уже удалось привлечь?

— В прошлом году половина этих квартир уже заполнилась, люди едут отовсюду. Мы создали презентационный видеоролик о городе и ездим в Ижевск, Казань, Уфу, со студентами встречаемся, главврачами. Наша задача — «продать» город, чтобы к нам приехали и начали работать. А для этого нужны новые технологии, новые возможности, потому что молодежь поедет туда, где ей интересно. Это касается и образования, и культуры, и других сфер.

Наверное, бо́льшая часть молодежи из Нижнекамска уезжает? Как остановить такой поток?

— Еще раз скажу: нужно город интересным сделать.

— Когда это сдвинется?

— Нельзя сказать, что мы ничего не делаем. Вот, например, креативный центр создали. Да, это не сделается быстро. Во-первых, надо начать диалог с молодежью: ребята, чего хотите? Не просто так — сделали, и пользуйтесь. Нет. Вот, например, по вокзалу: давайте творите, как вы хотите. Нам нужно, чтобы они вошли в диалог. И плюс муниципальная поддержка в виде 100 тысяч рублей — два года мы платим специалистам, которые приехали.

— А с учителями какая ситуация?

— Более-менее нормально. Сегодня трансформируем учебный центр, ремонтируем педучилище. Будут учителя младших классов, которые потом получат высшее образование.

— «На итоговой сессии вы озвучили цифры: изношенность коммунальных сетей составляет 70 процентов, на их замену требует 6 миллиардов рублей. Понятно, что 6 миллиардов сразу не дадут, но есть ли план поэтапной замены? Эти миллиарды ждете от республиканского или федерального бюджета? В какие-то программы мы попали?» (И. Сабирзянов)

— Проблема №1 города — износ коммунальных сетей. Людей беспокоит отсутствие горячей воды, тепла из-за аварий. Но это проблема не только Нижнекамска, а всей страны.

К сожалению, при жилищной реформе в рамках Жилищного кодекса РФ были допущены технологические ошибки, такие как отсутствие тарифа на замену коммуникаций. Поэтому последние 20–30 лет серьезно не вкладывали в систему инженерной инфраструктуры, что привело к тому, что сегодня почти 60–70 процентов труб сильно изношено.

И в чем еще специфика Нижнекамская? Город очень быстро вырос в 80-х годах, и сегодня сети выходят из строя не кусками, а целыми кварталами. А из-за отсутствия финансирования сети не меняли. При существующей тарифной политике для обновления сети «Водоканала» нужно 70 лет, сети «Татэнерго» — 50 лет. У нас столько времени нет.

Еще есть проблема, которую нужно как-то решать. Дело в том, что у нас три оператора тепла: ТЭЦ — выработка тепла, «Татэнерго» — поставка тепла от ТЭЦ до города, «Водоканал» — поставка внутри города. Мы считаем, что должна быть единая теплоснабжающая организация с единой управленческой моделью. Это позволит решить многие проблемы, которые мы пока в ручном режиме решаем. Например, мы смогли оперативно запустить тепло в социальные учреждения в связи с холодами в мае. А раньше не было у нас такой возможности.

Но задача — переход на индивидуальные тепловые пункты (ИТП), потому что обновление сети центрального отопления стоит более 6 миллиардов рублей, а ИТП — порядка 2,5 миллиарда. Это позволит нам уменьшить срок обновления сети.

Ежегодно мы получаем 300–400 миллионов рублей на обновление сетей, но такой суммы недостаточно. Это просто на замену магистральных труб, а нам нужно для перехода теплового обеспечения через индивидуальные пункты. По данному вопросу мы ведем переговоры о включении Нижнекамска в федеральную программу. Но это кредитные средства, республика говорит, что тогда удорожание тарифа произойдет. Да, произойдет, но другого варианта мы пока не видим. Также может быть софинансирование республики в рамках какой-то республиканской программы. И конечно, большая надежда на послание президента РФ, когда он сказал, что 3–4 триллиона рублей будет направлено на обновление коммунальной сети. Надеемся, что аккумуляция этих средств позволит решить вопрос.

Мы считаем, что все сети надо передать от «Водоканала» (это частная организация у нас) в «Татэнерго», чтобы был единый оператор тепловых сетей. Уже год ведем переговоры, сегодня есть понимание со стороны и «Водоканала», и «Татэнерго». Но это не делается по щелчку, здесь очень много подводных камней. Но думаю, что при нашей инициативе, при поддержке раиса и правительства Татарстана данный вопрос Нижнекамск поэтапно решит.

«Мы являемся кузницей кадров для всех» «Мы являемся кузницей кадров для всех» Фото: Андрей Титов

«Команда сегодня сформирована, у нас нет никаких вакансий»

— «С чем связана большая текучесть кадров в вашем аппарате? Неужели не умеют работать?» (Максим)

— Никаких проблем нет. Когда я начал работать, 80 процентов позиций в администрации было вакантно. Поэтому мне пришлось очень быстро набирать людей. Но часть новой команды ушла — кто-то на повышение, кто-то к семьям вернулся в Казань. И в одно время произошла некая ротация. Плюс, наверное, еще сыграло то, что, когда я объявил о 10 помощниках, подумалось, что это мы 10 человек меняем. Это были дополнительные люди, ведущие отдельные направления, которые мы считаем приоритетными. Команда сегодня сформирована, у нас нет никаких вакансий. По сравнению с Закамской зоной мы одна из самых обеспеченных кадрами команд.

Но нет универсальной команды. Есть команда единомышленников. Команда Нижнекамска заточена на результат. Запрос у меня очень высокий: нужно добиваться успехов. Мы надеемся, что при поддержке правительства и промышленных компаний мы сможем решить задачи, которые стоят перед нами.

Удается ли достойную оплату труда обеспечивать своим сотрудникам?

— Сегодня средняя зарплата — 40 тысяч рублей. Это не конкурентная зарплата, поэтому мы за счет других источников дополняем ее — за счет эффективности труда, дополнительных доходов. Иначе как можно работать, мы ведь трудимся 24 на 7?!

— Если человек плохо работает, вы его премии лишаете?

— В таком случае мы ему даем возможность расти, повышать квалификацию, смотреть лучшие практики. Но если у человека не получается, не надо его мучить. Работа в муниципалитете очень сложная. И к сожалению, мы являемся кузницей кадров для всех. Любой бизнес наших специалистов перекупает. Так же как и в Казани, и в Челнах. Потому что мы универсалы, мы лучших специалистов готовим. И поэтому не надо переживать, что у нас ротация кадров происходит. Они уходят в лучшие места и становятся нашими компаньонами.

— Какие интересные события еще произойдут в Нижнекамске в 2024 году?

— Если по праздникам, то это Сабантуй и День республики. 22 сентября хотим дать старт 60-летию города, начав обратный отсчет. Если по стройкам, у нас очень амбициозный план — профинансированы объекты более чем на 8 миллиардов рублей, надеемся до конца года еще получить средства. Будут серьезные инвестиции в дорожную инфраструктуру, дворы, общественные пространства. Надеемся на наших промышленников в части инвестиций в проекты, которые сделали бы город интересным. Нижнекамск развивается, движется!

Рамиль Хамзович, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов вам и всем нижнекамцам!