Сергею Чемезову на КВЗ презентовали школу для синих воротничков авиапрома Сергею Чемезову на КВЗ презентовали школу для синих воротничков авиапрома

Первый шаг новой системы подготовки кадров для авиапрома

Раиса Татарстана Рустама Минниханова давно не приходилось видеть в таком приподнятом настроении, как в субботу на презентации производственно-учебного центра КВЗ (ПУЦ). Как говорят собеседники «БИЗНЕС Online» в авиапроме, решение о его создании — целиком история активности Рустама Нургалиевича, который насел с этим вопросом на руководство «Ростеха». «Большой шаг для решения вопросов, связанных с дефицитом кадров в разных отраслях производства», — подчеркнул на презентации глава РТ.

В идеале ПУЦ — это вообще начало перестройки всей татарстанской системы подготовки работников для авиапрома. В советские времена Казань могла выдавать для авиастроительных предприятий профессионалов всех уровней, включая научный, но система была разрушена. Теперь же, говорят эксперты, если возвратим к авиации еще и КНИТУ-КАИ, получим полноценный учебно-научно-технический комплекс.

Мечту о таком центре в столице республики лелеяли давно. Решающим стал визит Минниханова в 2021 году в учебное заведение на базе ОДК-Уфимского моторостроительного производственного объединения. «Восхищен проектом, который реализован у наших соседей в Башкортостане, — говорил он. — Это центр профессиональной подготовки и в то же время производство… Мы много ездим по миру, и это мировой уровень. Если что-то делать, то надо вот так. И самое главное, что у данного предприятия никогда не будет проблем с кадрами и их профессиональным уровнем. Очень впечатлен… У нас тоже есть планы реализовать такой проект».

«Большой шаг для решения вопросов, связанных с дефицитом кадров в разных отраслях производства», — подчеркнул на презентации глава РТ «Большой шаг для решения вопросов, связанных с дефицитом кадров в разных отраслях производства», — подчеркнул на презентации глава РТ

В сентябре 2021 года Минниханов и генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов обсуждали возможность создания ПУЦ на Казанском авиазаводе – филиале «Туполева» (КАЗ), но что-то пошло не так. Как сообщалось позже, «в силу разных обстоятельств — технических, финансовых — там произошла пробуксовка». Два месяца спустя выяснилось, что центр появится не на КАЗе, а на КВЗ. «Это, так скажем, к вопросу о роли личности в истории», — прокомментировал смену «прописки» источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Напомним, о создании ПУЦ объявили в начале 2022 года, почти сразу после смены руководства «Вертолетов России»…

Чемезов на презентации тоже был доволен. «Даже самому захотелось поучиться работать на каком-то из станков, — сказал он. — Помню, как в школе учился работать на токарном. Конечно, станки сейчас такие, требуют знаний… У них у всех горят глаза, — указал он на первых учащихся ПУЦ. — Задача „Вертолетов России“ и завода — поддержать их, увидеть в них индивидуальность и помочь проявить себя».

Внутри здания 15 производственных участков, 12 лабораторий и 21 учебный класс Внутри здания 15 производственных участков, 12 лабораторий и 21 учебный класс

Что такое ПУЦ

Внешне и по наполнению. Огромное современное здание. Внутри 15 производственных участков, 12 лабораторий и 21 учебный класс. Обучение ведется на настоящих современных универсальных станках и обрабатывающих центрах. В числе натурных пособий — два вертолета, Ми-8 и «Ансат»: на них отрабатывают навыки по обслуживанию воздушных судов. В планах — общежитие, кружки допобразования для детей сотрудников КВЗ и летная школа для учащихся. Как говорили на презентации, уровень ПУЦ должен наглядно демонстрировать, что «завод — это круто, строить вертолеты — круто».

Чему учат. Учебные программы — по 8 направлениям (обработка металла фрезами, производство летательных аппаратов, сварочные и слесарные работы и т. д.) и 38 профессиям. Один учащийся может получить от 1 до 6 профессий, в зависимости от их числа он находится в центре от 6 месяцев (столько уходит на освоение одной профессии) до 2 лет. Пропускная способность ПУЦ — 3,5 тыс. человек в год. Как заверила «БИЗНЕС Online» руководитель ПУЦ Марина Фенохина, перспективы карьерного роста на КВЗ сегодня такие, что закачаешься, но если хочешь стать руководителем на производстве, то начни с рабочего.

Кто может поступить. Здесь три направления. Первое — учащиеся колледжей, заключивших с ПУЦ договор о целевом образовании. Попасть в центр могут только студенты с хорошей и отличной успеваемостью (первым будут платить 10 тыс. рублей стипендии, вторым — 15 тыс.). На третьем курсе начинается производственная практика. Если готов совмещать работу и учебу, устраиваешься на завод учеником (например, токаря) и дополнительно к стипендии целевика получаешь 45 тысяч. После сдачи на разряд при желании тут же можно начать работать, т. е. получать еще и зарплату. «Есть ребята, которые уже 100 тысяч зарабатывают, — заверила Фенохина. — Тем, кто себя проявил, предлагают стать технологом. Есть студент, который на третьем курсе стал мастером производственного участка, руководит рабочими».

Как заверила «БИЗНЕС Online» руководитель ПУЦ Марина Фенохина, перспективы карьерного роста на КВЗ сегодня такие, что закачаешься, но — если хочешь стать руководителем на производстве, начни с рабочего Как заверила «БИЗНЕС Online» руководитель ПУЦ Марина Фенохина, перспективы карьерного роста на КВЗ сегодня такие, что закачаешься, но если хочешь стать руководителем на производстве, то начни с рабочего

Второе направление — люди с улицы. Критерии набора: образование не менее 9 классов и нормальное здоровье (все-таки производство). Плюс необходимо пройти тест на профпригодность: это нечто элементарное, позволяющее наставникам понять, может ли человек работать руками, способен ли он научиться читать чертежи. «То есть поступят почти все желающие — научить можно любого», — уточнила Фенохина. Такому человеку дадут профессию, а если он хочет еще и соответствующего образования, то может поступить на заочное в какой-либо колледж: ПУЦ дипломов не выдает — только свидетельство о получении рабочей профессии.

Третье — переподготовка кадров.

Для кого. Все отучившиеся направляются на КВЗ. Они обязаны отработать на заводе минимум три года, иначе придется компенсировать государству затраты на обучение. Если какой-либо другой завод «Ростеха» (например, авиационный) хочет подготовить рабочих для себя, он должен заключить контракт и заплатить.

Первый набор сформирован в 2023 году из числа студентов Казанского авиационно-технического колледжа им. Дементьева, а также работников КВЗ. Они уже приступили к теоретическим занятиям. Официально ПУЦ начнет работу 1 сентября.

Создание ПУЦ — это только один (хотя и важнейший) из этапов преобразования КВЗ Создание ПУЦ — это только один (хотя и важнейший) из этапов преобразования КВЗ

В преддверии очередного вертолетного цикла

Важно понимать, что создание ПУЦ — это только один (хотя и важнейший) из этапов преобразования КВЗ, включая модернизацию механообрабатывающего производства и окончательной сборки, которое началось в 2023 году. Речь идет о создании новой системы производства, и в результате мы увидим, по сути, новый завод. В субботу такая перспектива прослеживалась отчетливо, хотя журналистов и не стали водить на все новые объекты. «Каждый раз, когда прилетаю на КВЗ, вижу улучшения. Посмотрите, буквально за год построено огромное количество площадей. Не знаю, где еще может все так быстро возводиться», — удовлетворенно заметил Чемезов. По словам источников, стоимость реконструкции и перевооружения КВЗ, а также создания ПУЦ — более 25 млрд рублей.

Выход на новый уровень подготовки кадров важен в контексте перспектив КВЗ. Да, сегодня приостановлен выпуск «Ансатов» (из-за смены канадского двигателя PW207K на российский ВК-650В), но нет сомнений, что массовый выпуск вертолета возобновится. На начальной стадии освоение производства Ми-38, две машины проходят лидерную эксплуатацию, и серия, безусловно, будет, хотя и не такая массовая, как у «Ансата». Что касается Ми-8, то, как говорят источники «БИЗНЕС Online», завод заказами обеспечен, причем едва ли не половина из них экспортные.

Добавим, что спрос на вертолеты цикличен — подобное обусловлено их значительным сроком службы. В новейшей истории КВЗ это выглядело так: конец 1990-х – начало 2000-х — подъем, потом спад; в 2012–2016 годах — подъем, далее вновь спад. Именно на последний всплеск приходятся такие мегаконтракты, как индийские (151 Ми-17В-5) и американские (63 Ми-17В-5 для нужд Афганистана). Сегодня начинается очередной подъем. Эксперты прогнозируют до 2027-го ежегодный рост мирового рынка вертолетов на 6,1%. Факторы роста: выросший спрос на военные машины, в том числе из-за необходимости замены парка; новая волна интереса от медиков, правоохранителей и нефтегазовой отрасли; расширение экономики развивающихся стран. Конкретно «Вертолетам России» на руку наблюдающиеся у крупных производителей (включая Bell и Airbus) производственные ограничения — не могут поставить требуемые вертолеты в ожидаемые сроки. Добавим, что на Западе производятся все более дорогостоящие машины, купить которые в нужном количестве не всегда могут даже развитые страны.

В этих условиях на выпускников ПУЦ возлагаются не только чисто производственные задачи — на них ответственность, по сути, за возрождение казанской вертолетостроительной школы, которая за последние 10 лет изрядно сдала свои позиции.