По версии следствия, в 2019 году Кощеев под видом оказания бесплатных консультаций татарстанскому бизнесу похитил 6,9 млн рублей, а на следующий год, будучи в «преступном сговоре» с Анваром Айнутдиновым, — еще 7,3 млн рублей По версии следствия, в 2019-м Кощеев под видом оказания бесплатных консультаций татарстанскому бизнесу похитил 6,9 млн рублей, а на следующий год, будучи в «преступном сговоре» с Анваром Айнутдиновым, — еще 7,3 млн рублей Фото: Андрей Титов

Как суд так и не начался

Теперь уже бывший главный редактор «Реального времени» Сергей Кощеев был близок к тому, чтобы оказаться на скамье во второй раз. Его обвиняют в хищении федеральных денег, которые в качестве субсидий выделялись на работу проекта минэкономики РТ «Проверенный бизнес». По версии следствия, в 2019-м Кощеев под видом оказания бесплатных консультаций татарстанскому бизнесу похитил 6,9 млн рублей, а на следующий год, будучи в «преступном сговоре» со своим приятелем, предпринимателем Анваром Айнутдиновым, — еще 7,3 млн рублей.

Сначала дело рассматривали в Приволжском районном суде Казани, старт был еще в марте 2023 года. Но суд вдруг вернул дело на допрасследование с формулировкой: «Не указаны конкретные действия каждого из подсудимых, отсутствует механизм — каким образом совершалось действие со стороны подсудимых».

«Проверенный бизнес» проверят еще раз: дело Сергея Кощеева вернули прокурорам

После допрасследования дело направили в Вахитовский районный суд, где первое заседание было назначено на 2 июля. Но в этот день в суд пришел лишь его «коллега по несчастью» Айнутдинов с защитником и адвокатом Кощеева Рушаной Камаловой из команды А2К. Камалова долгое время что-то обсуждала со своей коллегой, а Кощеева в суде все не было. Вдруг двери зала суда распахнулись, откуда появилась помощница судьи Артема Идрисова, которая объявила: процесса не будет, поскольку судья еще не вышел из совещательной комнаты по другому делу.

В этот момент адвокат Камалова предоставила помощнице Идрисова справку. «У вас какие справки? Из военкомата?» — вопросила помощница. Справка действительно из военкомата, где написано, что Кощеев 28 июня подписал контракт с министерством обороны РФ, поэтому в суде он присутствовать не сможет. Сам процесс перенесли на 2 августа, где будут судить только Айнутдинова. Дело Кощеева теперь выделят в отдельное производство и приостановят.

Кощеева определили на службу в именной татарстанский батальон «Батыр», который как раз формируется в эти дни. Активный набор бойцов в батальон начался 15 июня Кощеева определили на службу в именной татарстанский батальон «Батыр», который как раз формируется в эти дни. Активный набор бойцов в батальон начался 15 июня Фото: Сергей Елагин

Где будет служить Кощеев

По данным инсайдеров, Кощеев подал документы и заявил следователю о своем намерении до суда уйти на СВО еще в начале июня, когда дело формально находилось в стадии предварительного расследования — делать так с марта позволяет закон. После удовлетворения следствием ходатайства 28 июня Кощеев прибыл в пункт отбора на контрактную службу «Батыр», прошел медкомиссию и сформировал личное дело, которое убыло в Татвоенкомат.

24 июня 2023 года принят закон, позволяющий участвовать в СВО осужденным, а также подследственным по статьям небольшой и средней тяжести. В марте 2024-го ФЗ признали утратившим силу, а в УК внесли изменения. Так, согласно обновленному УК, тяжесть совершенного преступления подследственным теперь не играет роли при заключении контракта с министерством обороны. При этом добавлен и пункт, в котором перечислены все статьи, с которыми брать людей на фронт запрещено (например, педофилы, террористы, госизменники). Для заключения контракта с минобороны подследственный должен написать обращение в военкомат. Далее военкомат направляет ходатайство в следственный орган и просит разрешить фигуранту уголовного дела заключить контракт. Решение по ходатайству принимает следователь, и в случае положительного ответа подследственный в СИЗО или в следственном отделе подписывает контракт на службу в ВС РФ. Договор отвозят в пункт отбора военкомата РТ на улице Аэропортовской. Там формируют личное дело.

Далее издается приказ о зачислении фигуранта дела в Российскую армию. Его приписывают к определенной воинской части, копию приказа передают в следственный орган. Следователь приостанавливает уголовное дело и выносит постановление об отмене меры пресечения.

Далее Кощеева определили на службу в именной татарстанский батальон «Батыр», который как раз формируется в эти дни. Активный набор бойцов в батальон начался 15 июня. К слову, всем новобранцам «Батыра» положены единовременные дополнительные выплаты при заключении контракта. В Татарстане они составляют от 700 тыс. (505 тыс. рублей выделяет республика, 195 тыс. рублей — минобороны РФ) до 1 млн рублей (в зависимости от муниципальных выплат). Еще 360 тыс. рублей республика платит тем, кто ушел именно в «Батыр» (как и в другие именные батальоны — например, «Алга» или «Тимер»; выплату ввели 21 июня). Таким образом, Кощеев, заключив контракт через Казань, может получить 1,26 млн рублей единовременно.

«Лучше испытаю шансы на СВО, чем буду в тюрьме»: почему арестантов казанского СИЗО не пускают на фронт?

Отправка к месту прохождения боевого слаживания у Кощеева была назначена на 2 июля, аккурат в день рестарта процесса. Уже сегодня он прибыл в казармы, где пройдет подготовку, после чего отправится в зону СВО.

Отметим, что «Батыр» — стрелковый батальон военной комендатуры. В его задачи войдет охрана и удержание освобожденных территорий. Т. е. «Батыр» комплектуется пока не столько для штурмовых действий, сколько для усиления и поддержки военной полиции на территории ЛНР и ДНР. По крайней мере, именно такая задача ставится перед подразделением на данном этапе проведения специальной военной операции. Штатную численность «Батыра» официально не раскрывают. Но, по нашей информации, в его состав будут входить несколько сотен добровольцев.