В первом чтении Госдума приняла налоговую реформу 20 июня. Таким образом, подготовка поправок ко второму у правительства заняла чуть меньше двух недель. В первом чтении Госдума приняла налоговую реформу 20 июня. Таким образом, подготовка поправок ко второму у правительства заняла чуть меньше двух недель Фото: freepik.com

Налоговые поправки «созрели» ко второму чтению

В первом чтении Госдума приняла налоговую реформу 20 июня. Таким образом, подготовка поправок ко второму у правительства заняла чуть меньше двух недель. Даже открытое обсуждение реформы было бурным, а уж в кулуарах, очевидно, разгорались нешуточные страсти. Они вылились на публику, например, на недавнем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), где крупный бизнес умолял финансовый блок скорректировать изменения. Глава Сбера Герман Греф недоумевал, почему банки не включили в федеральный инвестиционный вычет. А совладелец и председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов жаловался на резкое повышение рентных налогов: «Вот ты работаешь-работаешь, зарабатываешь деньги, вдруг кто-то очень уважаемый смотрит на все это и говорит: „Что-то у вас рентабельность высоковата“». Забегая вперед, если посмотреть на поправки ко второму чтению, выходит, что крупный бизнес власти услышали, а малый и средний — скорее нет.

О том, что поправки направлены в Госдуму, министерство финансов РФ сообщило заранее заготовленным релизом сегодня ровно в 9 часов утра. Вскоре появился и текст заявления главы минфина Антона Силуанова. «Были учтены предложения бизнеса и парламентариев, озвученные во время общественных обсуждений законопроекта», — отчитался он.

Антон Силуанов: «Были учтены предложения бизнеса и парламентариев, озвученные во время общественных обсуждений законопроекта» Антон Силуанов: «Были учтены предложения бизнеса и парламентариев, озвученные во время общественных обсуждений законопроекта» Фото: «БИЗНЕС Online»

Он оговорился, что уже депутаты внесут часть поправок, в том числе касающихся северных надбавок при расчете ставки НДФЛ и др. Еще одна оговорка — про федеральный инвестиционный вычет. Его обещают оформить в виде проекта постановления правительства РФ, которое направят в комитет Госдумы по бюджету и налогам до второго чтения. Оно, напомним, пока предварительно запланировано в нижней палате парламента уже на 9 июля. А в окончательном, третьем чтении реформу собирались принять до конца месяца.

«Изменения затронут всего 2 миллиона человек»: как Госдума поднимала налоги

Так что в настоящее время неясно, каким окажется федеральный вычет за инвестиции и кому именно он будет полагаться. Стоит также сказать, что есть релиз и слова Силуанова, но самого главного — текста поправок — пока нет. В среду два члена профильного комитета Госдумы по бюджету и налогам заявили «БИЗНЕС Online», что сам документ пока не видели. Нет его и в базе Госдумы. И это притом, что обсуждать поправки комитет планирует уже в четверг, 4 июля. Так что на изучение документа оставляют чуть больше суток. Впрочем, так было и с обсуждением в регионах — Госсовет РТ за ночь рассмотрел поправки и согласовал их.

Республика, напомним, была одним из немногих регионов, высказавшим замечания к законопроекту. Татарстан указывал федеральному центру на выпадающие доходы в результате изменений в УСН — 3 млрд рублей — и просил компенсацию. Силуанов обещал подумать, но оговаривался, что республика стала одним из главных бенефициаров списания бюджетных займов регионам. И будет ли в итоге компенсация, пока остается неясным. Детали станут известны уже завтра, а пока опираемся на «саммари» поправок от минфина РФ.

Один из главных выводов заключается в том, что власти не планируют отменять свое решение вменить НДС для малого и среднего бизнеса, который сейчас использует упрощенную систему налогообложения (УСН) Один из главных выводов заключается в том, что власти не планируют отменять свое решение вменить НДС для малого и среднего бизнеса, который сейчас использует упрощенную систему налогообложения (УСН) Фото: © Нина Зотина, РИА «Новости»

НДС для бизнеса на «упрощенке» не отменят, шкала НДФЛ та же, зато скорректируют НДПИ и повысят налог на букмекеров

Пожалуй, один из главных выводов заключается в том, что власти не планируют отменять свое решение вменить НДС для малого и среднего бизнеса, который сейчас использует упрощенную систему налогообложения. Напомним, порог доходов для применения УСН расширят с нынешних 265,8 млн рублей до 450 млн рублей в год, а порог по остаточной стоимости основных средств — с 150 млн до 200 млн рублей. Компании с доходом свыше 60 млн рублей теперь будут обязаны платить НДС. Сейчас такой бизнес на УСН в большинстве случаев выплачивать этот налог не обязан.

У предпринимателей будет выбор:

  • перейти на общий режим со ставкой НДС 20% (или 10% для отдельных видов товаров) с возможностью применять вычеты;
  • перейти на спецрежим со ставкой 5% при доходах до 250 млн рублей в год и ставкой 7% при доходах в диапазоне 250–450 млн рублей в год, но без права на вычеты.

Вменение НДС вызывало особую критику, но минфин отвечал, что сейчас 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн рублей и их повышение не коснется. Оно затронет 3,2% бизнесменов, которые генерируют половину суммарной выручки в данном режиме. Ранее, например, Торгово-промышленная палата Татарстана направила в Думу обращение, в котором предлагала поднять планку доходов с 60 млн до 100 млн рублей для «упрощенцев», имеющих право не платить НДС. Иными словами, предоставить это право всему микробизнесу. Еще было предложение разбить НДФЛ на три категории, а не на пять, как планируется.

Что имеем в итоге?

Бизнес с доходом до 60 млн рублей освободят от НДС автоматически, а еще добавят льготу торговцам подакцизными товарами. Компании и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, «освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика», связанных с исчислением и уплатой НДС, если в предшествующем году их сумма доходов (выручка) не превысила 60 млн рублей. Освобождение в том числе будет распространяться на тех, кто продает подакцизную продукцию (алкоголь, бензин и т. д.). Сейчас Налоговый кодекс позволяет не платить НДС, если выручка за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн рублей. Но при этом льготы нет, если в течение этого срока продавались подакцизные товары. Редакция законопроекта, принятого в первом чтении, предусматривала, что бизнесу нужно подавать заявление на освобождение от НДС. Теперь освобождение автоматически.

Корректировка ненефтяного НДПИ. Как отметили в минфине, правительство приняло решение скорректировать параметры налога на добычу полезных ископаемых после «дополнительного анализа рентных налогов, проведенного совместно с бизнесом». Скорректировать решили ставки НДПИ на добычу угля и руды, используемой при производстве минеральных удобрений, а также параметры акциза на газ, применяемого при производстве аммиака. При этом новые параметры минфин не приводит.

Расширение преференций для IT-отрасли и производителей электроники. Сейчас налог на прибыль для IT-сектора составляет ноль процентов, а начиная с 2025 года будет равен 5%. Такая ставка станет действовать до 2030-го, эту меру ранее анонсировал президент РФ Владимир Путин. Затраты на покупку прав на использование российских компьютерных программ бизнес сможет учитывать в расходах с повышающим коэффициентом 2 (вместо 1,5), что позволит уменьшать налог на прибыль.

Налоговые стимулы для малых технологических компаний. Регионы смогут в 2025–2030 годах устанавливать пониженные ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет, для организаций из реестра малых технологических компаний. Правда, будут ли регионы пользоваться таким правом, остается вопросом.

Уточнения в НДФЛ. Стоит сразу оговориться, что сетку ставок менять не планируется. Операции с цифровыми финансовыми активами будут облагать по ставкам, аналогичным операциям с ценными бумагами. Это 13% для дохода до 2,4 млн рублей и 15% с превышения над этим порогом. Максимальный размер фиксированного налогового платежа с владельцев контролируемых иностранных компаний (КИК) ограничат суммой в 25 млн рублей для пяти и более КИК.

Повышение втрое налога на процессинговые центры букмекеров. Под «процессинговым центром» понимается, грубо говоря, оборудованное заведение для приема ставок. Сейчас налоговые ставки, устанавливаемые регионами, за один процессинговый центр составляют от 50 тыс. до 250 тыс. рублей. Если такие ставки регионом не установлены, применяется ставка в 2,5 млн рублей за один центр.

Повышение налогового вычета за сдачу ГТО. Налоговый вычет за сдачу нормативов ГТО увеличивается до 18 тыс. рублей в год. Изначально планировалось, что это будет 6 тыс. рублей. Подобное значит, что при оформлении вычета можно будет получить возврат 2,3 тыс. рублей из уплаченных налогов (по ставке НДФЛ 13%).

Уточнение ряда госпошлин. Будут установлены или уточнены госпошлины за юридически значимые действия Росреестра, а также проиндексированы пошлины за юридически значимые действия, связанные с проведением аттестации, а также совершаемые антимонопольными органами. Опять же новые параметры не приводятся.

Также минфин РФ предложил преобразовать действующий сейчас в качестве эксперимента в нескольких регионах курортный сбор в туристический налог. Поскольку это будет местный налог, то право его введения появится у муниципалитетов Также минфин РФ предложил преобразовать действующий сейчас в качестве эксперимента в нескольких регионах курортный сбор в туристический налог. Поскольку это будет местный налог, то право его введения появится у муниципалитетов Фото: «БИЗНЕС Online»

Новый турналог — от 1 до 5% от стоимости проживания

Также минфин РФ предложил преобразовать действующий сейчас в качестве эксперимента в нескольких регионах курортный сбор в туристический налог. Поскольку это будет местный налог, то право его введения появится у муниципалитетов. Они же будут устанавливать размер ставок. Но ставка станет расти постепенно: с 1% от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по 1 процентному пункту до 2029-го, но всего не более 5%. При этом налог не будет исчисляться от стоимости услуги по проживанию для некоторых категорий граждан, в том числе участников спецоперации, а муниципалитеты смогут расширить перечень таких категорий. Этот налог будут уплачивать по месту нахождения гостиниц. Таким образом, ожидают в минфине, муниципалитеты получат дополнительный источник финансирования. Пойдут ли собранные средства турналога исключительно на развитие туристической инфраструктуры, в ведомстве не уточнили.

По сути, это совершенно иная концепция туристического налога, нежели та, которую ранее предлагали в минэкономразвития РФ. Как писал «БИЗНЕС Online», в ведомстве Максима Решетникова поясняли, что объектом налогообложения станет количество номеров в гостиницах и отелях, а размер ставки будет устанавливать регион. «Базово ставка составит около 65 рублей за один номер в сутки, то есть 6 тысяч рублей в квартал. Вместе с тем одновременно субъектам дается право применять понижающий коэффициент от 0 до 1 в зависимости от сезонности и заполняемости средств размещения. Например, региональные власти могут снизить или обнулить налог в низкий сезон», — говорилось в сообщении министерства.

Теперь, как мы видим, выбран совершенно иной вариант. Если сейчас курортный сбор собирается с каждого, кто заселяется в отель (по 100 рублей в сутки), то теперь размер ставки будет зависеть от стоимости номера. Судя по всему, в минфине РФ радеют за ту саму справедливость — богатый должен платить больше.

«То, что налог будет зависеть от цены номера, более логично. Номер может стоить и 50 тысяч, и 100 тысяч, а в Москве есть гостиницы, где он может стоить 1,5 миллиона. А где-то цена номера — 3 тысячи, при этом предлагалось взимать единую сумму с номера. Такое выглядело несколько странным. Потому если определяется в проценте от стоимости проживания, то это более логично», — заявил в беседе с «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от РТ, член комитета Артем Прокофьев. Также он считает, что есть логика и в том, что налог сможет устанавливать муниципалитет, т. к. собранные деньги будут предназначены для него.

«Но мы с вами не уходим от главного вопроса. У нас поставлена задача — рост внутреннего туризма. Все-таки я считаю, что будет неправильно, что в тот момент, когда он начал развиваться, начинать сразу обкладывать эту сферу дополнительным налогом. Тем более мы хорошо знаем, что главное препятствие для развития внутреннего туризма — дефицит средств размещения. А мы с вами всех предпринимателей, которые места размещения создают, начинаем обкладывать дополнительным налогом. По моему мнению, это как минимум преждевременно», — считает Прокофьев. По его словам, фракция КПРФ, скорее всего, будет выступать против такого налога.

Директор центра стратегического анализа и разработок союза туризма и гостеприимства Роман Еремян указывает, что из-за нового туристического налога вырастет нагрузка на коллективные средства размещения (КСР). «Средняя налоговая нагрузка по стране на КСР была в 2019 году 9 процентов, в 2023-м — 8 процентов, и это при криках о том, как мы развиваем внутренний туризм и при нулевой ставке НДС. При этом фискальная нагрузка на коллективные средства размещения на обычной системе налогообложения была 15 процентов, а на КСР на „упрощенке“ — 5 процентов. Если вы начинаете вводить дополнительные налоги, которые в процентах от оборота считаются, то через пять лет у вас КСР на обычной системе налогообложения начинают платить 20 процентов от оборота. Больше них в стране у нас будут платить только сферы нефти и газа. Это просто безумие», — рассказал он в беседе с «БИЗНЕС Online». По словам Еремяна, предложение минфина выглядит как «вмененный налог на оборот».

При этом Еремян считает, что отдых для туристов будет дорожать каждый год даже без введения туристического налога. «Сюда надо добавить постоянный опережающий рост оплаты труда, это будет нас преследовать ближайшие 15 лет. Второе — у нас будет постоянный рост инфляции. Все эти басни от ЦБ про 4 процента можете забыть. Одна из причин — дефицит трудовых ресурсов и высокий спрос на них. Третья часть — повышение налогов. Помимо туристического, увеличивается налог на прибыль, на имущество, на землю и НДС для „упрощенки“. Все это еще сверху появится. Все это окажется заложено в стоимость проживания, а еще подорожает стоимость перевозки. Туризм будет для богатых людей», — объяснил наш собеседник.

Исполнительный директор ассоциации отелей Казани и РТ Александра Юшутина согласна, что «все это ляжет на туриста». «5 процентов — это уже слишком, если честно. У нас в Татарстане и так одни из самых высоких ставок налогов на имущество и на землю, а тут еще добавится налог. Слишком много налоговых и неналоговых платежей и так ложатся на белый бизнес», — заявила она в беседе с нашим изданием. Юшутина возмущена, что, как всегда, учитывается только то, как будут облагать налогами добросовестных предпринимателей, но не учитывается вывод из серого сектора всех остальных средств размещения, которые не классифицированы. «Я не знаю, почему такое отношение к добросовестным предпринимателям, но меры поддержки должны быть такими, чтобы серый сектор захотел выйти из тени. Сейчас они такие, что все, у кого были заложены деньги на инвестиции, будут покупать квартиры, какие-то еще варианты проживания придумывать, лишь бы не попадать в реестр. К сожалению, как будто все идет туда. Скоро и без того не самый окупаемый бизнес станет еще менее рентабельным», — пояснила исполнительный директор ассоциации отелей Казани и республики.

Оксана Дмитриева: «Не учтены все основные проблемы, которые обозначены после представления в первом чтении» Оксана Дмитриева: «Не учтены все основные проблемы, которые обозначены после представления в первом чтении» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Что касается малых предприятий, то это просто какие-то технические, редакционные поправки»

В том, что касается малых предприятий, нынешние поправки скорее «технические», заметила в беседе с «БИЗНЕС Online» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. «Фактическое существенное сокращение предела реального перехода на УСН стало 60 миллионов рублей, потому что свыше нужно платить НДС. То есть фактически по упрощенной системе эти два шага назад так и сохраняются», — подчеркнула депутат.

«Не учтены все основные проблемы, которые обозначены после представления в первом чтении, — фактическое отсутствие инвестиционной налоговой льготы при повышении налога на прибыль, очень низкие ставки прогрессивного подоходного налога по высоким доходам и необоснованное выделение отдельных налоговых баз по дивидендам и связанным с этим цифровым финансовым активам. Третья вещь, очень серьезная, — фактически по упрощенной системе налогообложения существенное снижение предела. „Упрощенка“ освобождала от налога на прибыль, налога на имущество и налога на добавленную стоимость. Теперь получается налог на имущество по кадастру [бизнес] все равно платит, даже если находится на УСН. То есть только иное исчисление налога на прибыль. Никакой уже упрощенной системы нет, а это существенное ухудшение», — указала спикер.

«Здесь просто видоизменили поручение президента, полностью не выполнили. У него — плавный переход, чтобы не было дробления. А то, что предложили, наоборот, не плавный переход назад, так, чтобы было еще больше дробления. Ничего больше не предлагают», — критично оценивает поправки Дмитриева.

«Надо еще посмотреть, что там по ренте (речь об изменениях в НДПИприм. ред.), потому что пока из поправок не видно. По угольщикам, по удобрениям и по аммиаку, то есть там непонятно, что конкретно. Может быть, и есть некоторые улучшения, но по принципиальным вопросам, которые явились объектом самой сильной критики, вот такие пока результаты, — огорчилась депутат. — Я по этим трем направлениям буду давать поправки. Самое интересное, что так же, как по пенсиям. Есть выступление президента, есть его послание, есть определенные поручения. Естественно, глава государства не пишет до деталей ни законы, ни конкретные ставки, а дает поручения. Дальше они так выполняются».

Самое неприятное — то, что сохраняется введение НДС для микробизнеса с выручкой от 60 млн рублей в год, указал в беседе с «БИЗНЕС Online» ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“» Михаил Виноградов. «Это прямые потери денег для данного пласта предпринимателей. А это огромное количество деятельных людей, которые крутятся, шустрят, возят вещи и так далее. Они не обладают огромными доходами, но обеспечивают значительнейшую часть функционирования низовой, если можно так выразиться, экономики. Соответственно, вот этот НДС моментально превратится в рост цен их услуг и, следовательно, в значительный рост инфляции для нас всех», — указал экономист.

«Почему крупный бизнес услышали, а вменение НДС не отменили? Потому что крупный бизнес системообразующий. Они, простите, банально громче. Они могут медиа нанять, чтобы орали грозно, или подергать своих депутатов в Госдуме. А этих „мелких“ ребят просто не слышно», — добавил спикер.

Власти решили «размазать» налоговую нагрузку и переложить ее с крупного бизнеса на всю экономику, прокомментировал для «БИЗНЕС Online» новую версию налоговой реформы экономист Владислав Жуковский*. «Эта история, что корректируется НДПИ на уголь, на руду для удобрений, создает серьезные лазейки на региональном уровне в добыче сырья. Пока даже минфин нам говорит, что они не дают новую формулу расчета на добычу угля и руды при производстве федеральных удобрений. Они будут только скорректированы, но параметры не приводятся. Крупный бизнес будет пользоваться лоббистскими ресурсами, чтобы решать вопросы о снижении налогов», — сказал собеседник газеты. При этом спикер заметил, что угольная отрасль России на фоне санкций и потери европейского рынка в январе – апреле 2024 года получила убыток почти в 60 млрд рублей, прибыль упала. 

Также Жуковский* обращает внимание на введение туристического налога. «Власти его в любом случае введут, потому что им нужно искать возможности изъять деньги из кармана населения и бизнеса. Бизнес переложит эти издержки на население. Вы платите деньги за некий несуществующий туристический налог, который никак  не сказывается на качестве предоставляемых вам услуг. Это тоже очередной побор, который будет приносить десятки, а в потенциале сотни миллиардов рублей государству, которые изымут из кармана населения», — указал эксперт. 

«Что касается НДС, то есть лакомые куски в экономике, где власти неохотно идут на какие-то поблажки по нему, а по НДПИ, экспортным пошлинам готовы двигаться. У минфина еще простая логика, что НДС легко собирать, от него тяжело отклониться, поэтому они стараются по нему особых поблажек не давать, не идти на компромиссы. Как я уже сказал, у крупных экспортеров, бизнеса очень серьезные связи в правительстве, они активно участвуют в кабинете министров, взаимодействуют с федеральным правительством и имеют возможность свои интересы лоббировать», — добавил Жуковский*.