Айрат Багавиев: «По расписанию у нас огневая подготовка, тактика и тактическая медицина» Айрат Багавиев: «По расписанию у нас огневая подготовка, тактика и тактическая медицина»

Первый «татарский полигон»

На один из стратегических объектов республики, точное место дислокации которого раскрывать по понятным причинам нельзя, в минувшие выходные попали журналисты. Здесь открылся зональный центр для боевой подготовки солдат перед их отправкой на СВО.

Курсы сжатые, но инструкторы уверяют: азам военного дела здесь обучат точно. Подобное мы уже видели осенью 2022 года, когда на базе полигона танкового училища готовили к службе мобилизованных. Но специализированных курсов по подготовке контрактников еще не было. Инициатива, по словам собеседников в погонах, поступила от руководства республики.

Курсы сжатые, но инструкторы уверяют: азам военного дела здесь обучат точно. Курсы сжатые, но инструкторы уверяют: азам военного дела здесь обучат точно

«По расписанию у нас огневая подготовка, тактика и тактическая медицина», — говорит руководитель спортивно-технического центра ДОСААФ РТ Айрат Багавиев, провожая прессу на полигон. По пути замечаем вдали нескольких военных в камуфляже, доносятся команды инструктора, там изучают тактику ведения боя. По словам Багавиева, сейчас полигон обучает до 20 человек за раз. Курсанты — это те, кто только-только подписал контракт и ожидает отправки на фронт. Для них все курсы бесплатны.

Поднимают миллионы, получают амуницию, попадают к своим: 7 важных причин идти на СВО через Татарстан

Подойдя к полигону, видим группу из 18 человек, стоящих в две шеренги, двое из них ползком выполняют команды: «Выхожу! Откат! Держу цель!» Инструктор — крепкий мужчина, он не только командует, но и объясняет каждому курсанту, какие действия надо выполнить. На спине у инструктора красуется огромный черный череп.

Вот группы начинают работать тройками. «Контакт!» — при этой команде бойцы плашмя падают на землю, целясь в условного противника. Так группы учатся прикрывать друг друга во время боя: пока перемещается один, двое других его прикрывают. Затем «курсанты» меняются ролями. «Я очень многое узнал, вспомнил что-то старое. Сложно объяснить, хватит ли мне пяти дней. Все зависит от задачи, я пришел сюда не полевым хирургом, у меня немного другие инструменты», — говорит один из бойцов.

Вдоль полигона специально для нас установили растяжки с гранатами-хлопушками, но мы их сами вовремя заметили, а потом еще и специально взорвали Вдоль полигона специально для нас установили растяжки с гранатами-хлопушками, но мы их сами вовремя заметили, а потом еще и специально взорвали

«Я наслышан, что тут инструкторы с боевым опытом»

Отходим в сторону, рядом с полигоном встречаем еще одного инструктора, военного медика с позывным «Счастливчик». Он не только учит курсантов первой медицинской помощи, но и готовит психологически, объясняет, как себя вести на СВО.

«Азы они все получат. Здесь нет перерывов, работаем с утра до позднего вечера. Мы учим, как себя вести на той территории, куда они поедут в скором времени. Рассказываем бытовые вещи, социальные. Говорим, как общаться с местным населением, как вести себя, как уходить от ответов на вопросы и так далее», — говорит он.


Рядом с ним из земли торчит саперная лопата с маленькими прикопами рядом. Инструктор объясняет: так курсанты закапывают за собой окурки от сигарет, ибо разбрасывать их нельзя ни здесь, ни на поле боя. К примеру, вражеская разведка по «останкам» сигарет может определить, сколько человек было на точке, когда это было и куда они ушли. Поэтому здесь, на полигоне, солдат еще и учат не оставлять следов. Но главное — всегда смотреть под ноги. Вдоль полигона специально для нас установили растяжки с гранатами-хлопушками, но мы их сами вовремя заметили, а потом еще и специально взорвали.

«Ухожу защищать Родину»: число желающих подписать контракт в Казани после увеличения выплат выросло вдвое

Возвращаемся на полигон, где в тройке работают уже новые бойцы. Вглядываемся — девушка! Наравне с суровыми пацанами она выполняет те же команды, носится с оружием по полигону, прикрывая товарищей. Позывного у нее нет, она гражданский медик, фельдшер по профессии — имя раскрывать отказалась по соображениям безопасности. Пришла проходить подготовку на полигон добровольно, в скором времени планирует отправиться на СВО.

«Мой опыт здесь помогает. Гражданская медицина от тактической сильно отличается, но навыки нарабатываются. Сложно ли мне здесь? Нет, потому что я физически подготовлена, ощущаю себя комфортно. Сюда я пришла, потому что у меня давно было стремление помочь нашим ребятам, спасать их, чтобы выживших было больше», — кратко рассказала собеседница газеты.

Еще один боец с позывным «Морозик» прибыл в Татарстан из Бурятии. «Я приехал сюда, чтобы специально пройти подготовку, — сообщил он. — Наслышан, что тут инструкторы с боевым опытом. Для меня здесь все новое — я не служил раньше. Но мне несложно. Что касается выплат, то узнал о них только тут. Я не за деньгами поехал, а отдать дань тем пацанам, которые остались там. Я иду туда помочь, чтобы у нас не было всей этой фашистской нечисти».

Рядом — учебный класс, где курсантам объясняют теорию Рядом — учебный класс, где курсантам объясняют теорию

Там, где учат теории

Далее проходим к учебным классам, здесь снова встречает Счастливчик, но уже у манекенов, с которыми знакомятся курсанты. Они проходят краткие курсы оказания первой помощи, а также работают с аптечками: изучают составляющие, учатся пользоваться различными жгутами, турникетами, изучают препараты.

Рядом — учебный класс, где курсантам объясняют теорию. Часть ее посвящена именно психологической подготовке, к примеру, показывают ролики, где наши бойцы получают различные тяжелые ранения на поле боя и даже погибают. «Мы показываем в том числе и украинские видео, чтобы быть на шаг впереди наших оппонентов», — объясняет Счастливчик.

Здесь же разложены макеты пистолетов, ножей, чтобы курсанты могли узнать их устройство и функционал. А еще ДОСААФ РТ выделил учебные гранаты, которых тут целый ящик. Бойцы изучают, как их хранить, как обезвреживать, и наоборот. Так сказать, впитывают «гранатовый сок».

«Нельзя бросить семью, надо оставить финансовую подушку»: Путин добавил новобранцам СВО 215 тысяч

Этажом выше — класс БПЛА, где опытный авиалетчик и оператор беспилотных аппаратов Евгений рассказывает курсантам, как работать с дронами. «Беспилотная» учебка занимает целый день. За это время курсанты проходят теоретическую часть, изучают сами БПЛА, то, как они устроены, работают на компьютерном симуляторе, учатся различным прошивкам и фишкам.

Этажом выше — класс БПЛА, где опытный авиалетчик и оператор беспилотных аппаратовЕвгений рассказывает курсантам, как работать с дронами Этажом выше — класс БПЛА, где опытный авиалетчик и оператор беспилотных аппаратов Евгений рассказывает курсантам, как работать с дронами

Живут курсанты в уютных казармах, которые больше напоминают лагерь. Здесь и столовая, и место отдыха (которого, к слову, нет, т. к. учения идут с 7 утра до 11 вечера), и курилки, и тир.

Вообще, по функционалу весь этот центр подготовки можно назвать очень маленькой копией Российского университета спецназа (РУС), что расположен в Грозном. Конечно, там более детально подошли ко всему, начиная от отдельных стрельбищ для снайперов, заканчивая полигоном гранатометчиков. Правда, и срок подготовки там намного больше. По словам наших собеседников из числа военных, в Татарстане уже задались целью создать «младшего брата» РУСа.