Искусство начинается с идеи, а облик города — с работы архитекторов. Именно они способны представить себе жизнь города в новом формате, и их работа, воплощенная в камне, создает мироощущение горожан на десятки и сотни лет. «БИЗНЕС Online» отдает дань архитекторам прошлого, создававшим облик Казани со времен Ивана Грозного и Екатерины II до наших дней.
Первые архитекторы Казани: авторы Казанского кремля, Благовещенского собора и первого генерального плана города
Башни и стены Кремля на высоком берегу Казанки — один из первых архитектурных образов, прочно связанных с образом Казани. Белокаменный облик древняя крепость обрела к середине XVI века. Тогда по поручению Ивана Грозного в пострадавшую от осады и разрушительных войн Казань направились на тот момент уже известные своим мастерством псковские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй.
Именно под их руководством началось строительство новой системы укреплений на месте бывшей ханской крепости. Среди 13 башен, возводимых зодчими, оказался и один из символов современного Кремля — Спасская башня, установленная на въезде в стены. Кроме того, Яковлеву и Ширяю принадлежит авторство первых православных храмов, в том числе Благовещенского собора, украшающего территорию Кремля и сегодня. Добавим, что имя Яковлева упоминается в летописях, посвященных строительству храма Василия Блаженного в Москве.
«М-И-Ф-Ы» — жилая резиденция премиум-класса от одного из крупнейших застройщиков РТ Ак Барс Дом
ЖК «Мифы»(ООО «Специализированный застройщик «Микрорайон М7»), Проектные декларации размещены на сайте наш. дом.рф. Не является публичной офертой.
Адрес: г. Казань, пр. Альберта Камалеева, 26/12
Телефон: +7 (843) 295-77-77
Перенесемся к середине XVIII века, когда во всей России остро стоял вопрос о кардинальных изменениях градостроительного образа провинциальных старых городов. Власть особенно волновали частые пожары, которые выжигали преимущественно деревянную тесную застройку российской провинции. Императрица Екатерина II распорядилась о создании «специальных планов по каждой губернии», в числе которых отметилась и Казанская. Разогнал процесс страшный пожар 1765 года. За работу принялся Алексей Квасов (1718–1777) — столичный архитектор, автор генерального плана Санкт-Петербурга и других городов России. На тот момент он возглавлял архитектурную часть особой комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы.
Отмечается, что Квасов подготовил приблизительный генплан регулярной застройки Казани. Но его детализацией занимался Василий Кафтырев (1730-е – 1807). Тогда это был довольно молодой специалист, прошедший серьезную школу тогдашнего главного архитектора Москвы Дмитрия Ухтомского. Именно с именем Василия Ивановича связано большинство сообщений о первом генеральном плане города. Несмотря на это, многие исследователи приписывают авторство первого генерального плана двум архитекторам того времени — и Квасову, и Кафтыреву.
«Кафтырева изначально направляли в город Казань за составлением опорного плана города — по-другому говоря, фиксацией его существующего состояния на бумаге, — говорит заслуженный архитектор РТ Сергей Саначин. — Это было необходимо, потому что предыдущие планы готовились на неполноценной топографической основе и искажали реальное состояние». Кафтырев хорошо себя проявил в этой работе и был направлен Сенатом в Казань в качестве губернского архитектора.
Квартал «Дома у сада» — квартиры с садом во дворе и с городским комфортом. Есть варианты с готовым ремонтом и мебелью, сдача домов в 2024 г.
Реклама. ООО «Ак Барс Дом». ЖК «Дома у сада» (ООО «Специализированный застройщик «Новые Усады»). Проектные декларации размещены на сайте наш.дом.рф. Не является публичной офертой.
Что же предложил для города Кафтырев? Во-первых, укрупнить кварталы и выправить криволинейные улицы. При этом мастер внес коррективы в улицы города таким образом, что крупные постройки и церкви остались нетронутыми. Это решение грамотно обошло интересы землевладельцев и свело к минимуму затраты на реконструкцию Казани.
Во-вторых, все предприятия строились в слободах. На территориях намечались места под создание новых производств и расширение действующих. При этом Василий Иванович не забыл о красоте города. Например, благоустроенные берега получили протока Булак и Черное озеро.
«Мой Ритм»: квартира в ТОП ЖК от 8,2 млн. Метро на территории и игровой парк, террасы и пешеходная галерея. Выбирай свой Ритм!
Реклама. ООО «Ак Барс Дом». ЖК «Мой Ритм» (ООО «Специализированный застройщик «Мой Ритм»). Проектные декларации размещены на сайте наш.дом.рф. Цены действительны до 30.09.2024г. или пока квартиры есть в наличии. Не является публичной офертой.
Первый генеральный план был практически полностью реализован за 60 лет. В это время Кафтырев проживал в Казани и готовил проекты новых построек города. По его чертежам строились знакомые каждому жителю здания — комплекс гостиницы Дворянского собрания, мечеть им. Марджани, Присутственные места Казанского кремля.
Золотой век архитектуры: кто строил театр им. Тинчурина, главное здание КФУ, колокольню на Баумана и дом Ушковой?
Уточнением генплана и регулярной застройкой города в XIX веке занимался Фома Петонди — орловский специалист, занявший пост губернского архитектора Казани в 1834 году. На тот момент Петонди был уже мастером своего дела, прошедшим московскую архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения и посвятившим 20 лет жизни застройке города Орла.
В Казани по проектам Петонди было построено около 200 зданий. В частности, он выступал главным архитектором при создании дома Мельникова (сегодня гостиница «Казанское подворье») и Родионовского института благородных девиц, где сейчас располагается Суворовское военное училище. С последней работой связан неприятный эпизод биографии Петонди. В 1844 году его обвинили в технических погрешностях при строительстве института, лишили должностей, орденов и пенсии. Реабилитации архитектору удалось добиться только через 10 лет, после чего он до конца своей жизни жил в Казани.
Упоминается, что при его участии был возведен Богородицкий монастырь, перестроено здание Городской Думы (автором первоначального проекта был Кафтырев). Кроме того, архитектор работал над частными проектами, благодаря которым в Казани появилась масса памятников архитектуры и градообразующих объектов, в том числе доходный дом Иванова на Баумана и главный дом городской усадьбы, где сейчас находится исполком всемирного конгресса татар.
Казань преображал и архитектор из Северной столицы Петр Пятницкий. С 1820 года он начал преподавать в Казанском императорском университете. Именно ему выпала честь проектировать главное здание университета, создавать генплан университетского городка. Кроме того, Пятницкий оставил после себя дом Котелова на территории фабрики Алафузовых — его предстоит реконструировать заново. Пятницкий значится в авторах нескольких памятников деревянного зодчества, среди которых дом Муллина в Старо-Татарской слободе и дом Алафузовых в Ягодной.
Над обликом Старо-Татарской слободой работал и еще один известный для Казани архитектор Петр Романов, приехавший в Казань из Нижнего Новгорода. К его авторству относятся Бурнаевская мечеть и дом Шигабутдина Марджани. Архитектор воплотил в жизнь проекты зданий детского приюта братьев Юнусовых и дома Галеева на улице Габдуллы Тукая.
С Казанским университетом связано и еще одно имя из нашего списка: это архитектор Михаил Коринфский. Выходец из Арзамаса, подобно Пятницкому, окончил Петербургскую академию художеств и работал в Казани над территорией университетского городка. По его проектам возвели анатомический театр Медицинского института КФУ и здание городской обсерватории. Известно, что Коринфский вносил некоторые изменения в первоначальный генплан Пятницкого. Например, вместо предполагаемых жилых домов параллельно главному зданию университета появились библиотека и корпус химической лаборатории.
Помимо этого, Коринфский готовил проект здания каменной оранжереи в Казанском зооботсаде. В его творческой биографии значатся интерьеры губернаторского дворца в северной части Кремля. Проект последнего по поручению Николая I разработал Константин Тон — автор храма Христа Спасителя в Москве. А руководителем стройки выступил Александр Песке, который на тот момент приехал восстанавливать город после пожара 1842 года и занял пост главного архитектора Казани.
В Казань Песке, как и многие архитекторы рейтинга, приехал после учебы и службы в Санкт-Петербурге. Здесь при его непосредственном руководстве и участии появились комплекс зданий духовной академии, где позднее разместилась одна из больниц КФУ, и Сенная мечеть. Кроме того, Песке известен проектами реконструкции здания нынешнего Суворовского училища и дома Фукса.
С главным зданием Казанского университета связан архитектор немецкого происхождения Карл Мюфке, который в начале XX века проводил там существенные перестройки и готовил проекты пристроев. Выходец из воронежской семьи аптекаря-провизора Мюфке приехал в Казань преподавать архитектуру в только что открывшейся художественной школе. В рамках этой работы он подготовил один из первых проектов для города — собственное здание художественной школы на Муштари. Авторству Мюфке принадлежит и знаменитый дом Ушковой, где позднее функционировала Национальная библиотека РТ.
Следующий архитектор — уроженец Казанской губернии Павел Аникин. Он родился в семье потомственных дворян и вместе со старшим братом Евгением Аникиным отправился обучаться архитектурному мастерству в Петербургское строительное училище. После работы в Саратове Аникин вернулся в родную Казань и занял должность городового архитектора. Евгений же, к слову, остался в Санкт-Петербурге и работал над зданиями в историческом центре Северной столицы. Особенно заметным проектом в биографии Павла Аникина можно считать первую в Казани крупную гостиницу — Соболевские номера на улице Коротченко. Последние пять лет здание страдает от пожаров — возгорание замечали в 2020 и 2022 годах. Градозащитники надеются на появление инвестора, который сможет привести в порядок памятник исторического наследия.
Кроме того, Аникин является автором проектов торгового дома Юнусовых, дома Калинина на Баумана и здания одной из старейших гостиниц города «Амур» на Московской, которая сейчас принадлежит группе ASG Алексея Семина.
Благодаря архитектору немецкого происхождения Генриху Якобу Рушу в Казани появились здания главного железнодорожного вокзала, Александровского пассажа и дома Кекина на улице Горького. Кроме того, он автор здания Казанского ветеринарного института (сейчас здание завода «Электроприбор»). По словам Саначина, Руш был «борцом со скукой в архитектуре». Его проекты отличались особенной эксклюзивностью, часто получали похвалы от высокопоставленных особ, что нередко вызывало зависть коллег по цеху. Один из неподтвержденных эпизодов в биографии Руша — проект колокольни Богоявленского собора. По многим сведениям, именно немецкий архитектор был автором одного из символов Казани. «На паперти Богоявленской церкви для обозрения публики был выставлен проект умопомрачительной, невиданной прежде, уходящей в небеса колокольни. Вся Казань только об этом и судачила…» — пишет Саначин.
ЖК «Новый свет» — четырехэтажные урбан-виллы с приватной зеленой территорией в перспективном Лаишевском районе. Квартиры с патио и террасами
Реклама. ООО «Ак Барс Дом». ЖК «Новый свет» (ООО «Специализированный застройщик «Близкий»). Проектные декларации размещены на сайте наш.дом.рф. Не является публичной офертой.
Закончить проект и возвести колокольню было поручено русскому архитектору Михаилу Михайлову по причине того, что Руш в одном из прошений на имя начальника Казанской губернии приложил копию не диплома, а аттестата Петербургской академии художеств. Начались волнения: как, автор известнейших проектов в Казани не имеет статуса архитектора и права проводить строительные работы?! Вердикт оказался суровым: «Проект колокольни утвердить с тем, чтобы постройка производилась под наблюдением архитектора, имеющего на то право».
Известно, что Рушу на протяжении нескольких лет пришлось доказывать причастность к профессии и заниматься частной практикой. «Местные власти не разрешали ему создавать свое архитектурное бюро, отнимали проекты и запретили именоваться званием „архитектор“. И это судьба самого талантливого архитектора дореволюционного времени!» — говорит Саначин.
Среди последних работ архитектора — дом Шамиля, который и сейчас является яркой достопримечательностью Старо-Татарской слободы.
Проект автор готовил вместе с московским архитектором Федором Амлонгом. Последний занимал пост казанского городового архитектора и прославился в Казани реконструкцией театра драмы и комедии им. Тинчурина. Изначальный проект здания готовил польский архитектор Ксаверий Скаржинский в качестве жилого дома, поэтому можно считать, что появлению театра на улице Горького казанцы обязаны именно Амлонгу. Также архитектор известен проектом нынешнего здания союза композиторов (в прошлом это особняк Марии Подуруевой) и другими объектами в Казани.
Еще один архитектор, посвятивший свою жизнь формированию облика Казани, — Константин Олешкевич. Отмечается, что литовский специалист бо́льшую часть времени работал в стиле модерн. Его авторству принадлежат доходный дом Киселева на улице Муштари, Шамовская больница, два дома лектора французского языка Адольфа Пора на Гоголя и дом Варвары Дружининой. Последний многие казанцы называют чайным.
Известно, что Олешкевич был человеком с активной гражданской позицией. В студенческие годы архитектора даже исключали из института за агитации к подаче петиций на имя императора Николая II. Полиция запрещала Олешкевичу проживать в столицах и столичных губерниях, но все же ему удалось восстановиться на третьем курсе Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге и даже добиться разрешения о переезде в Казань в 1899-м. К концу жизни казанский модернист был арестован как участник «вредительской организации», но освобожден уже через год.
Архитекторы СССР: авторы театра им. Камала, здания правительства, речного вокзала и других памятников советской архитектуры
Обратимся к мастодонтам советской архитектуры, которые подарили Казани цирк, театры, здание правительства, речного вокзала и другие объекты.
Так, в рейтинге оказался Исмагил Гайнутдинов, которого в музее Казанского строительного университета называют первым архитектором из татар. Будущий профессор архитектуры родился в Атнинском районе ТАССР, получил диплом инженера-строителя и несколько лет работал на стройках Казани в качестве прораба. Долгое время Гайнутдинов преподавал в Московском архитектурном университете и никогда не бросал исследования татарской национальной архитектуры. В столице ТАССР по его проектам построили Дворец культуры меховщиков, главное здание речного вокзала и театр оперы и балета им. Джалиля. Последний объект Гайнутдинов продолжил после смерти московского архитектора Скворцова.
Далее идет Павел Саначин — заслуженный архитектор РСФСР с портфелем более чем из 70 проектов, в том числе здания обкома КПСС (на его месте сейчас правительство Республики Татарстан). Известно, что Саначин работал в творческом дуэте с Георгием Солдатовым — главным архитектором Казани в 1957–1971 годах. Под их началом составлялись генпланы городов — Бугульмы, Лениногорска, Чистополя и Альметьевска. По проектам Саначина и Солдатова построили множество жилых домов, школ, детских садов и яслей, административных и учебных заведений по всему Татарстану. Кроме того, в Казани в 1960-х они разработали проект Центрального стадиона им. Ленина и комплекс зданий Казанского ветеринарного института.
После Солдатова пост главного архитектора Казани занял Мунир Агишев. К его авторству относят здание академического театра им. Камала. Кроме него, над проектом трудилась группа архитекторов — Георгий Горлышков, Юрий Корнеев, Федор Евсеев, Георгий Хаджин и Наталья Шебалина. Кроме того, Агишев занимался проектами гостиницы «Татарстан», Дворца спорта и ряда жилых домов.
Одним из ведущих архитекторов столицы Татарстана также был признан Виталий Логинов — председатель правления союза архитекторов и проектировщиков РТ. Многие проекты специалиста создавались в группе двух архитекторов под названием «ВЕЛП» в соавторстве с Евгением Прокофьевым, который сейчас занимает должность заведующего кафедрой графического моделирования в КГАСУ. Под руководством Логинова и Прокофьева в столице РТ построены здания пенсионного фонда, торгово-развлекательного комплекса «Тандем», гостиничного комплекса «Корстон», казанского «Баскет-холла». К слову, после появления в Казани последнего подобные проекты баскетбольных комплексов стали появляться в других городах России, в частности в Краснодаре и Калининграде. Дуэт, кроме того, значится в авторах реконструкции большого концертного зала РТ и интерьеров резиденции президента Татарстана в Кремле. Логинов скончался в сентябре 2016 года.
Один из авторов узнаваемого символа Казани — сферического здания цирка — Геннадий Пичуев. «Такого здания больше нет, оно уникальное», — говорила ранее новый директор цирка Эльмира Булатова. Единственное, по ее мнению, — в здании не хватает отражения сути названия. «Казанский цирк — это все-таки чисто территориально. Не хватает национального колорита».
Пичуев с 1965 по 1987 год занимал должность главного архитектора «Татаргражданпроекта». По его проектам возвели Дворец культуры им. Урицкого и монумент павшим в борьбе за Советскую власть на площади рядом с «Корстоном».
Звание заслуженного архитектора ТАССР получил Владимир Белицкий. Известно, что он окончил Казанский инженерно-строительный институт по специальности «архитектура» в 1971 году. К слову, это был первый выпуск в истории Татарстана специалистов-архитекторов. По проектам Белицкого построили ряд административных зданий, в том числе министерство местной промышленности ТАССР, стоявшее на улице Эсперанто (ныне Назарбаева).
* * *
Список казанских зодчих, чья работа или ушла в вечность, или до сих пор вызывает эмоции, не полный — и это лишь попытка заглянуть в архитектурное прошлое Казани. Мы предлагаем читателям «БИЗНЕС Online» проголосовать за историческое здание, символизирующее столицу Татарстана, и предложить свои варианты представителей архитектурного сообщества прошлого.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.