Владимир Путин подсказал бизнесу «самый лучший» выход — повышать технологическую независимость и производительность трудаФото: kremlin.ru

«Мантра» властей о производительности труда

Неделю назад Владимир Путин знакомился с новыми инвестпроектами в регионах и, подытоживая увиденное, обратил внимание на ситуацию с кадрами. Безработицы «практически нет уже», но это не радует, поскольку нехватка рабочих рук ограничивает экономический рост. Что делать? Президент России подсказал бизнесу «самый лучший» выход — повышать технологическую независимость и производительность труда. Тезис главы государства неновый, но, кажется, теперь он звучит от власти особенно часто, становится чуть ли не мантрой.

Стоит сказать, что еще с 2019-го в стране действует национальный проект «Производительность труда». В этом году он завершается, и в списке новых нацпроектов, которые будут запущены в 2025-м, уже не фигурирует. Он уже в качестве федеральной программы войдет в новый нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика», на который в следующем году потратят 207 млрд рублей. Так что в каком-то смысле участники форума «Производительность 360», который открылся сегодня в Москве, подводили итоги работы действующего нацпроекта. К слову, и сам форум — это его детище.

Чего добились? Как говорилось в ролике, предваряющем сессию, благодаря вовлеченности регионов и федерального центра компетенций (ФЦК, некоммерческая организация, оператор нацпроекта) новую производственную культуру «непрерывно повышают» более 6,5 тыс. российских компаний. Внедрив бережливые технологии, участники нацпроекта увеличили прибыль на 318 млрд рублей. Производительность труда выросла на 24%, говорилось в ролике. Правда, не уточнялось, чей труд анализировали и как именно считали. Нацпроект реализуется успешно, «есть множество побед», вторил диктору в ролике модератор дискуссии. Но пообещал, что проблемы тоже прозвучат: «Лакировать мы их точно не будем».

Национальный проект «Производительность труда» запущен в 2019 году. В рамках него работает федеральный центр компетенций (ФЦК) — консалтинговая компания для предприятий — и созданы региональные центры компетенций (РЦК) в 60 субъектах. Они помогают компаниям внедрять бережливое производство, совершенствовать управление, логистику и сбыт продукции.

По данным минэкономразвития РФ, в нацпроекте приняли участие более 5 тыс. предприятий. Нацпроект должен обеспечить 5-процентный ежегодный прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей экономики. За 6 лет финансирование нацпроекта составило 52,1 млрд рублей, из которых 45,7 млрд рублей — средства федерального бюджета, 0,8 млрд рублей — деньги региональных бюджетов, 5,6 млрд рублей — средства из внебюджетных источников.

Ежегодно минэкономразвития РФ и ФЦК оценивают субъекты РФ по уровню реализации нацпроекта «Производительность труда» и составляют рейтинг. По итогам 2023 года Татарстан оказался на второй позиции, разделив ее с Краснодарским краем. Первое место досталось Ростовской области, а третье — Самарской. При составлении рейтинга учитывается тиражируемость лучших практик по повышению производительности, охват предприятий обучающими программами для сотрудников, объем льготного кредитования, а также исполнительская и кассовая дисциплины региональных команд. Также оценивается информирование граждан и предприятий о роли нацпроекта, запуск в регионе мер поддержки и количество экспортных контрактов, заключенных после обучения по программе «Акселератор экспортного роста».

В 2022 году Татарстан возглавил рейтинг регионов по производительности труда. В июле 2023-го форум «Производительность труда 360» прошел в Казани, в IT-парке им. Рамеева. В 2023-м республика заняла 2-е место в рейтинге нацпроекта, уступив первенство Челябинской области и обогнав Краснодарский край.

В июле 2024 года первый замминистра промышленности и торговли РТ Родион Карпов так отчитывался о ходе реализации «Производительности труда» в республике: «Среднее снижение времени производственных процессов предприятий-участников составило 31 процент, что позволило производить больше продукции в единицу времени на одного сотрудника. При этом выработка после оптимизации в среднем возрастает на 83 процента».

На данный момент в проекте участвуют 262 предприятия из 32 районов Татарстана. Лидерами являются Казань и Набережные Челны — из этих городов подали заявки на участие 67 и 66 компаний соответственно. Суммарная выручка участников — свыше 600 млн рублей, а численность персонала — порядка 66 тыс. человек. Если говорить об отраслевой принадлежности, то около 52% участников — предприятия промышленности и торговли, 20% — сельхозпредприятия и производители продовольствия, 16% — отрасли строительства. В предварительном рейтинге минэкономразвития России по реализации нацпроекта в 2024 году Татарстан пока на 1-м месте.

Хоть профильный нацпроект и «прекращает свое существование», работа по увеличению производительности труда «никуда от нас не уходит», указал ведущий. Нацпроект ни в коем случае не заканчивается, просто он будет частью нового, сразу же поправил выступавший первым заместитель руководителя администрации президента РФ Максим Орешкин. «Здесь идут скорее более высокие обороты, увеличение масштаба деятельности, а никак не прекращение, как вы сказали», — настаивал представитель Кремля.

Правда, позже министр экономического развития РФ Максим Решетников все же упомянет урезание финансирования. Если в 2024 году на нацпроект «Производительность труда» заложено 5,4 млрд рублей, то в следующем на федеральную программу с тем же названием — 4,9 млрд, минус полмиллиарда. «Вы знаете, что в рамках федпроекта мы вынуждены были ужаться достаточно сильно. Поэтому будем искать еще возможности», — настраивал участников форума Решетников. В 2026 году на производительность труда закладывается 5,7 млрд рублей, в 2027-м — 5,1 миллиарда.

Максим Орешкин Максим Орешкин: «Постоянно мы слышим: «Дефицит кадров, дефицит кадров». На самом деле это не дефицит кадров. Это зачастую дефицит управленческих компетенций у менеджеров тех или иных компаний» Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

Орешкин: «Осознание должно прийти — дешевого труда в нашей экономике не будет!»

В чем главное достижение нацпроекта? Если на старте бережливое производство внедряли единичные компании, то теперь есть «массовое вовлечение широкого круга предприятий», описал его Орешкин. «Люди стали понимать, что такое бережливое производство. Не побоюсь этого слова, это стало модным. Идеология, не побоюсь этого слова, пошла в массы и уже за пределы сектора производственных предприятий, в сферу услуг очень активно», — рассуждал замглавы администрации президента РФ.

О дефиците кадров представитель Кремля совсем недавно говорил на форуме в Иннополисе, продвигал роботизацию, а сегодня вновь поднял тему. Оказалось, что нехватки рабочих рук в стране нет, а есть нехватка компетенций у руководства некоторых компаний. Примеры приводить не стали.

«Постоянно мы слышим: „Дефицит кадров, дефицит кадров“. На самом деле (я всегда это повторяю) это не дефицит кадров. Это зачастую дефицит управленческих компетенций у менеджеров тех или иных компаний, — подчеркнул Орешкин. — Президент уже неоднократно говорил, и это осознание должно прийти — дешевого труда в нашей экономике не будет! Зарплаты уже выросли и продолжат расти дальше». «Где-то мы это уже слышали. Так вот, не переживайте — будет дешевый труд в России. Инфляция его обесценит», — заочно поспорил телеграм-канал bitkogan профессора НИУ ВШЭ Евгения Когана.

Путин – заводам: «У нас выбора нет: или завозить рабсилу, или повышать производительность!»

Дальше представитель Кремля предупредил: «Производительность труда является единственным способом сохранения маржинальности вашего бизнеса и предоставления качественных услуг. Это означает, что нужно инвестиции на новой технологической основе внедрять, проводить программы автоматизации, внедрять искусственный интеллект». Своеобразный «бизнес-тренинг» завершался тезисом о том, что предпринимателям и компаниям нужно уметь выстраивать «базовые процессы», а без этого навыка «не будет никаких шансов достичь результата». Причем новое оборудование и «модные фишки» не помогут.

«Каждый менеджер должен понять это, вопросы производительности труда должны быть первостепенными!» — заключил Орешкин. Звучало все так, что пока понимает далеко не каждый менеджер. Тем не менее задача — выйти на «качественно новый уровень». На недавнем ПМЭФ Путин поручил к 2030 году вовлечь в сферу повышения эффективности труда не менее 40% крупных и средних предприятий. Сколько таких сейчас, не звучало.

Нужно расширять охват предприятий и отраслей, уверен Максим Решетников. Среди отстающих министр перечислил туризм, строительство, транспорт и логистику Нужно расширять охват предприятий и отраслей, уверен Максим Решетников. Среди отстающих министр перечислил туризм, строительство, транспорт и логистику Фото: Сергей Елагин

В социальном блоке хотят мерить «выработку на человека»

Если бы не было нацпроекта, дефицит кадров сейчас ощущался бы острее, мы бы не видели такого роста экономики, уверял Решетников. Глава минэкономразвития РФ в качестве одного из главных достижений шестилетки выделил появление «широкого класса экспертов по производительности труда». Многое сделано, но «надо постоянно крутить педали, добавлять», отмечал спикер.

Во-первых, нужно расширять охват предприятий и отраслей. К примеру, атомщики и железнодорожники «активно включились», а в некоторых сферах пока все не так хорошо. Среди отстающих министр перечислил туризм, строительство, транспорт и логистику — они пока «взлетают тяжеловато». Предстоит переходить от точечных решений к отраслевым, снимать административные барьеры, и здесь государственная система «достаточно пластичная», ждет предложений.

«Понимание есть не только у министерства экономики, есть во всех министерствах. И сейчас как раз то время, когда это все можно и нужно решать, вызовы большие. <…> При этом, может быть, не надо выходить с идеями „давайте что-нибудь поотменяем“. Скорее надо выходить с идеями „давайте сделаем гибче“», — просил Решетников, видимо, опираясь на предыдущий опыт. Будет меняться модель подготовки кадров, также указал министр без подробностей.

Один из самых сложных, по оценке министра, вопросов — внедрить производительность труда в социальном блоке. Это тоже поручение президента РФ на ПМЭФ. Оказалось, «все лето и весну даже» минэкономразвития РФ проводило «очень непростые разговоры» с социальными отраслями. И поначалу «социальщики» предлагали измерять эффективность их труда доступностью услуг.

«Куда молодежь хочет? Стать блогерами!»: как директор по развитию КАМАЗа сокрушался о нехватке кадров

«Все сводилось как-то к доступности. Для нас большого труда стоило все-таки вернуть их к теме, что доступность — это важно, но это одно из направлений, а надо заниматься еще эффективностью. А эффективность гораздо больше [имеет значение]», — сказал Решетников. Как уточнил министр, речь об организационных изменениях и вопросах, «связанных с „цифрой“». В итоге договориться с социальным блоком после «десятков совещаний» удалось.

«И все-таки мы „социальщиков“ убедили: <…> давайте брать именно показатели, связанные с выработкой на человека. Потому что это всегда так сложно вроде: „К чему вы нас толкаете? Значит, к дополнительной нагрузке на учителей, врачей“. Мы им объясняли, что нет, это не об этом, а о другом. Это все-таки о производительности в целом на занятого. Давайте смотреть бизнес-процессы, никто не трогает ваши социальные стандарты. Давайте смотреть, как вы это делаете», — отметил глава минэкономразвития.

Как именно власти собираются измерять «выработку на человека» у работников социальной сферы, министр не сказал. Но формулировка настораживает. Один из зрителей пошутил (его комментарий зачитал модератор): «Эффективность и производительность детских садиков — это интересно».

Павел Ляхович считает, что вопрос не в цифровизации процессов, а в устранении неэффективности< Павел Ляхович считает, что вопрос не в цифровизации процессов, а в устранении неэффективности Фото: Сергей Елагин

«Долго у вас будет работать человек, который проверяет количество банок?»

Переходя к следующей теме, модератор обратил внимание, что на проблему кадров есть два полярных взгляда: «все очень плохо» и «нет проблем». Нельзя игнорировать статистику — 92% компаний говорят о нехватке кадров, отметил гендиректор ФЦК Николай Соломон. Но что делать? Он рассказал, что побывал на нескольких форумах директоров по персоналу. Оказалось, что HR устраивают соревнования по пакету социальных услуг. Это надо прекратить, ведь есть другие вещи, которые позволяют удерживать персонал в компании, считает он.

Соломон пояснил, что около 50–60% сотрудников компаний в любой момент могут уволиться, потому что работа им неинтересна. Поэтому на предприятиях надо максимально эффективно отлаживать процессы, наводить там порядок. «Одна компания производит косметику, формирует заказы в коробках по количеству баночек. Выясняется, что 2–3 человека в смену исключительно работают на этапе перепроверки количества баночек в каждом ящике. <…> Долго у вас будет работать человек, который проверяет количество банок? Убирайте все это ненужное!» — привел пример он и добавил, что основную ставку, чтобы удержать персонал, надо делать на культуру бережливого производства.

С ним согласился и управляющий директор СИБУРа Павел Ляхович. Вопрос не в цифровизации процессов, а в устранении неэффективности. За 10 лет производительность у компании выросла на 4 т на человека. Но СИБУР не может быть эффективным отдельно от смежных отраслей. Предприятиям, по его словам, мешает заняться производительностью погруженность в рутину и невозможность «выглянуть, посмотреть и сравнить».

«Один из самых важных факторов — остановиться, сделать селфи, посмотреть на себя со стороны. Понять, что ты не первый парень на деревне, но лучше быть одним из лучших в каком-то серьезном мегаполисе — вот попробовать себя с такими сравнить», — сказал Ляхович. Еще одна причина — многие малые и средние предприниматели — самоучки. Они сами налаживали процессы, по этим стандартам идет инерционное движение. Но они были приемлемы 10–20 лет назад, что не позволяет находить «ту самую эффективность».

Затронули спикеры и тему производительности труда и в социальной сфере — «производительность детских садиков». Этот вопрос, объяснил Решетников, не про воспитателей и педагогов, а про административно-управленческий персонал и отчетность. В Москве укрупнили юрлица в системе образования, сформировали холдинги и получили гигантский эффект просто на том, что «существенно сжали административный персонал, при этом повысив эффективность управления». Это позволило повысить зарплаты.

Кроме того, производительность труда в социалке должна приводить к росту удовлетворенности работников — времени на взаимодействие с пациентом или детьми должно быть больше, чтобы они «время уделяли любимой работе, а не заполнению бумажек, какой-то ненужной беготне», резюмировал Решетников.