По словам Игоря Баринова, на ближайшие три года по программе предусмотрены 12,4 млрд рублей. Один из самых актуальных вопросов, который входит в госпрограмму — миграционная политика По словам Игоря Баринова, на ближайшие три года по программе предусмотрено 12,4 млрд рублей. Один из самых актуальных вопросов, который входит в госпрограмму, — миграционная политика Фото: Елена Колебакина-Усманова

«Заниматься их первичной социокультурной адаптацией мы должны и обязаны»

«В условиях геополитической турбулентности, колоссального внешнеполитического давления именно этнический и религиозный факторы выбраны нашими оппонентами как основным для ослабления нашей страны», — заявил глава федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов, выступая на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам при рассмотрении госпрограммы по реализации национальной политики.

По его словам, на ближайшие три года по программе предусмотрено 12,4 млрд рублей (в 2025-м 4,2 млрд, в 2026 году — 4,5 млрд, а в 2027-м — 4,6 млрд). По сравнению с утвержденной ранее программой на трехлетку увеличение составляет 3,81 млрд рублей. «Конечно, именно наша сфера находится в зоне особого внимания. Мы нашли понимание у коллег по правительству», — отметил Баринов.

Один из самых актуальных вопросов, который входит в госпрограмму, — миграционная политика. Однако в полномочия ФАДН входит только один ее аспект — адаптация мигрантов, которые уже прибыли в Россию. «Трудовые мигранты не перестанут существовать. Четкой статистики нет. По разным оценкам, 10 миллионов иностранных граждан находятся на территории нашей страны. Заниматься их первичной социокультурной адаптацией мы должны и обязаны. Если не будет этим заниматься государство, то этим займутся полукриминальные диаспоральные структуры с соответствующим результатом», — предупредил глава ФАДН. Все это, по его словам, будет приводить к возникновению очагов межнациональной напряженности, возникновению анклавов, росту этнической преступности и прочему.

Баринов полагает, что успешность адаптации мигранта зависит всего от трех факторов — уровня информированности о культуре принимающего сообщества, навыков культурного поведения и уровня владения русским языком.

«Трудовые мигранты не перестанут существовать. Четкой статистики нет. По разным оценкам, 10 миллионов иностранных граждан находятся на территории нашей страны» «Трудовые мигранты не перестанут существовать. Четкой статистики нет. По разным оценкам, 10 миллионов иностранных граждан находятся на территории нашей страны» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Многим регионам написали, но именно эти выразили готовность начинать работу прямо сейчас»

Поэтому в бюджете запланировано 108,2 млн рублей на пилотный проект по созданию центров по адаптации мигрантов. «Наша принципиальная позиция, что работа по первичной адаптации должна стать обязательной. Каждый мигрант, приезжающий в нашу страну, должен пройти эти курсы», — уверен глава ФАДН.

В качестве регионов для эксперимента выбраны Татарстан, Якутия, Кемеровская и Челябинская области, Хабаровский край. Как пояснил Баринов, выбор субъектов был сделан исходя из миграционной нагрузки и активности органов власти по социокультурной адаптации мигрантов. «Многим регионам написали, но именно эти выразили готовность начинать работу прямо сейчас. Поэтому с этими субъектами определились как с пилотными», — добавил глава ФАДН. Уже после заседания он в беседе с журналистами отметил, что при отборе пилотных регионов было важно желание местных властей заниматься этой работой. «Это же не секрет, что многие регионы и компании, которые занимаются строительством, оптовой торговлей и так далее, считают, что вся эта работа — дополнительный административный барьер для привлечения трудовых ресурсов, которых не хватает. Благодарны тем субъектам, которые согласились на „пилот“, согласились софинансировать эту работу», — сказал Баринов. Он надеется, что в будущем удастся распространить эту практику на всю страну.

Адаптационные центры появятся на базе государственных бюджетных учреждений или автономных некоммерческих организаций, учредителем которых является регион. Также пилотным регионам рекомендовано определить перечень работодателей, которые используют труд мигрантов.

На базе этих центров будут читать адаптационный курс, разработанный ФАДН. Там же мигранты смогут получить индивидуальную консультацию по разным жизненным ситуациям. «В курсе очень много полезной информации, которая необходима мигранту для первичной адаптации. Знание о миграционном законодательстве, административном, уголовном, где он может оформить документы, и, что очень важно, о традициях, обычаях, культуре принимающего сообщества. А также что ему будет, если он нарушит законы нашей страны», — рассказал Баринов, отвечая после заседания на вопрос «БИЗНЕС Online».

Он добавил, что отдельный раздел посвящен общей истории России и стран, из которых приезжают мигранты. «И для них это становится открытием. После прослушивания курса они между собой обсуждают, что им здесь начинают рассказывать об их собственных странах, о нашей совместной истории, о достижениях выходцев из их стран для создания тогда еще нашей общей Родины», — отметил глава ФАДН.

По словам Баринова, рассматривались разные варианты длительности курса, в итоге выбрали версию, которая длится 140 минут. Также в курсе будет региональный компонент. «С стороны, это, конечно же, немного, но, с другой стороны, первоначальные знания мигранты получают. Также курс сопровождается видео, печатными материалами, в том числе на языках стран исхода. И человек будет уходить еще и с определенной памяткой, уносить с собой те знания, всегда сможет дополнительно в нее заглянуть, посмотреть и освежить в памяти», — уточнил Баринов. Лекции мигрантам будут читать на русском языке.

Айрат Фаррахов поддержал идею создания адаптационных центров ждя мигрантов Айрат Фаррахов поддержал идею создания адаптационных центров для мигрантов Фото: Елена Колебакина-Усманова

«К сожалению, сейчас они пользуются диаспоральными контактами, едут к брату, свату, куму»

Депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов поддержал идею создания адаптационных центров, однако уточнил, работает ли ФАДН с теми, кто еще только планирует поехать на работу в Россию. «Все отмечают, что необходимо также усиливать наши возможности по адаптации этих людей там», — сказал парламентарий.

Баринов ответил, что в идеале работа с мигрантами должна начинаться «в стране исхода». «Для этого был разработан профнабор из стран центральноазиатского региона. В пандемию он давал результат. Но как только пандемия закончилась и все смогли перемещаться бесконтрольно, то люди перестали пользоваться профнабором. К сожалению, сейчас они пользуются диаспоральными контактами, едут к брату, свату, куму в тот регион, где кто-то из них находится», — рассказал глава ФАДН.

Депутат Оксана Дмитриева обратила внимание на то, что за трудовых мигрантов, которые не являются гражданами России, отвечает МВД. Если они получают российский паспорт, то отвечает за них уже ФАДН. «В понимании общества и депутатов это одно и то же, потому что они одинаково работают (хорошо или плохо), одинаково совершают правонарушения. Как вы взаимодействуете? Как разделение происходит?» — поинтересовалась она. Баринов ответил, что к полномочиям ФАДН относится только первичная адаптация мигрантов. «К сожалению, достаточно легко получить российское гражданство через фиктивный брак, через какие-то другие коррупционные вещи. И когда сотни и тысячи иностранных граждан, которые ничем ментально не отличаются от своих собратьев, которые приезжают в страну, становятся гражданами, то эта ситуация негативно влияет на общую ситуацию государственной нацполитики», — пояснил он.

По мнению Баринова, непонятно, как отделить одних от других. А для тех, кто стал гражданами России, есть только механизмы поддержания межнационального согласия в обществе. «Достаточно ли их. Думаю, что нет. Статистики нет и не будет: как вычленять этнический фактор?» — задавался риторическими вопросами глава ФАДН. Дмитриева на это отметила, что больше всего способствуют нелегальной миграции именно те осевшие, кто уже получил российский паспорт. Баринов согласился и добавил, что мигранты едут в «диаспоральные структуры», платят им деньги за оформление. «Это просто коррупционная структура, которую надо разрушить», — сказал глава ФАДН.