В Москве новый корпус Третьяковки открылся выставкой «Передвижники». Это самый масштабный проект, посвященный наследию художественного объединения за последние 50 лет В Москве новый корпус Третьяковки открылся выставкой «Передвижники». Это самый масштабный проект, посвященный наследию художественного объединения за последние 50 лет Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«Сердце собрания Третьяковской галереи»

«Передвижники» — широко анонсируемая центральная выставка Третьяковки в текущем году. Она выполняет и художественную функцию, и прогрессивно-коммерческую. Экспозиция презентует новый многофункциональный корпус галереи на Кадашевской набережной. Трехэтажный комплекс оснащен не только стильными интерьерами с панорамными окнами, просторными вернисажами, концертным залом и пресс-центром, но и передовой техникой. Это позволит сотрудникам проводить в музее арт-вечера, научные конференции, экспонировать мультимедийные арт-объекты, инсталляции, иммерсивные проекты, а Третьяковской галерее — стать не только хранительницей классики, но и прибежищем актуального искусства, местом разнообразного интеллектуального досуга.

«Сегодня для нас очень важный день, — призналась на пресс-показе журналистам заместитель гендиректора Третьяковки по научной работе Татьяна Карпова. — Мы открываем новый корпус галереи, он долго готовился и открывается выставкой „Передвижники“. Дальше у этого здания и всей Третьяковской галереи начнется новая жизнь: появятся новые возможности и для выставок, и для реставраторов, и для наших отделов, и для образовательных программ».

Неслучайной, по словам Карповой, оказалась и тематика экспозиции. В приветственном слове она напомнила гостям, что в этом году Товариществу передвижных художественных выставок (ТПХВ), объединению российских художников, возникшему в последней трети XIX века и просуществовавшему до 1923 года, исполняется 155 лет, а искусство передвижников — «сердце собрания Третьяковской галереи». Благодарить за него следует основателя музея Павла Третьякова, который на каждой из 48 выставок, проходивших с 1871 по 1923 год, покупал лучшие творения участников товарищества.

Выставка объединяет порядка 150 картин из 15 музеев России Выставка объединяет порядка 150 картин из 15 музеев России

Размышления о судьбе России…

Юбилейное приношение не только красивый жест, но и грамотный ход от организаторов проекта. Полотна Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Ивана Шишкина и других передвижников принадлежат к шедеврам русского реализма. Картинам были присущи глубокий психологизм, акцент на социальные проблемы, высокое мастерство в типизации, а также реализм, который близок к натурализму. В целом их творчество отличалось трагическим восприятием действительности, и реализм выступал в качестве преобладающего стиля в их искусстве. Животворящие пейзажи, яркие бытовые сценки, известные портреты понятны обывателям, а тайны, окутывающие их рождение и смыслы, будоражат опытных специалистов. Поэтому аншлаг выставке в ближайшие месяцы обеспечен и к тому же необходим. Экспозиция пересматривает достояние передвижников, представляя мастеров-жанристов философами, пророками, а порой и трагиками художественной мысли.

«Мы хотим актуализировать наследие передвижников и очистить его от штампов, которые закрепились за этим искусством в советской историографии, — отметила куратор выставки Татьяна Юденкова. — В обыденном сознании передвижники — художники, которые любят бытовой жанр и активно развивают социально-критическое направление. Конечно, все это было, но у героев выставки есть и другое искусство. Оно связано с размышлением о судьбе России через историческое прошлое или современность, осмыслением проблем, выходящих за рамки социально-бытовой действительности. Передвижники первыми заговорили о том, как трудно существовать женщине в окружающей среде, затрагивали философско-этические темы, поднимали вопросы смысла человеческого бытия. Кроме того, внутри передвижничества формировались новые стилистические тенденции — его участники заложили ростки символизма, импрессионизма, неорусского стиля. Все это мы показываем в изобилии».

Выставка объединяет порядка 150 картин из 15 музеев России, включая Русский музей, государственный музей им. Пушкина и ряд региональных галерей. Есть среди них и государственный музей изобразительных искусств РТ, откуда, к примеру, прибыл «Закат» Архипа Куинджи. Да и в целом условный казанский след в «Передвижниках» проследить можно. На разнообразных маршрутах ТПХВ Казань была важной точкой — впервые полотна Крамского, Константина Савицкого и Иллариона Прянишникова побывали здесь еще в 1874 году, когда выставлялись в Первой казанской гимназии. К слову, творчество известного казанского художника Николая Фешина (1881–1955) базировалось на традициях русской академической школы и реализма передвижников. До эмиграции в Нью-Йорк он также выставлялся в ТПХВ.

На входе гостей встречают необычный арт-объект — знаменитые саврасовские грачи На входе гостей встречают необычный арт-объект — знаменитые саврасовские грачи

От «Грачей…» к «Голгофе»

Исследуя новые залы Третьяковки, испытываешь скорее любопытство. Нет привычной хронологии действия, протекающей от первой выставки передвижников в Петербурге до последней в Москве. А до многих знакомых пейзажей добираешься лишь после часа путешествия, но осознаешь это не сразу — кураторы словно заманивают зрителя мнимой простой. На входе гостей встречают знаменитые саврасовские «Грачи прилетели» — их гомон «звучит» молитвой (именно так многие искусствоведы трактуют картину Алексея Саврасова), растворяясь в заснеженном пленэре. А желающим получше рассмотреть птичек понравится одноименная скульптура Николая Полисского — оммаж картине Саврасова.

Народ у Сурикова и Репина — собирательный образ. Он олицетворяет саму Россию, ее неистощимую мощь и исполинские страдания Народ у Сурикова и Репина — собирательный образ. Он олицетворяет саму Россию, ее неистощимую мощь и исполинские страдания

Идиллию поддерживает еще два хита — колоритная зарисовка Василия Перова «Охотники на привале» и призрачный «Туман» Льва Каменева. Затем зритель знакомится с героями выставки (их портреты висят на дальней стене зала-открытия) и… падает в бездну русской действительности. Она располагается в блоке «Между реальностью и метафизикой». Здесь передвижники раскрываются как историки-философы своего времени, а пейзажи и сценки сменяют масштабные хоровые полотна. Таково «Утро стрелецкой казни», где Петр I подавляет народный бунт. Или «Крестный ход в Курской губернии», сплотивший богачей и нищих. Народ у Сурикова и Репина — собирательный образ. Он олицетворяет саму Россию, ее неистощимую мощь и исполинские страдания.

О цене веры напоминает экспрессионисткая «Голгофа» Николая Ге. Она показывает Учителя на кресте, а зритель выступает соучастником неправедного суда (рука, указывающая на Христа, вырастает прямо из рамы). Мучительный путь каторжан протекает через бескрайнюю «Владимирку» Левитана, а «Неутешное горе» Крамского оживает на портрете женщины, потерявшей ребенка.

Шедевр Репина «Не ждали» Шедевр Репина «Не ждали»

Нелегкой женской доле тоже посвящен рельефный блок. Здесь и дамы особого поведения («Неизвестная» Крамского), и леди-правительницы («Царевна Софья» Репина), и бедные студентки («Курсистка» Николая Ярошенко). Женщину передвижники изображают равной мужчине — умной, гордой и несгибаемой под гнетом жизни. Броские портреты впечатляют деталями — ярким цветком на груди или острым взглядом из-под длинных ресниц.

С соседних холстов на дам поглядывают мужчины — тут больше всего знакомых лиц. На объемной ротонде страдает Мусоргский, запечатленный Репиным за несколько дней до смерти. Размышляет Достоевский Перова. Сомневается Толстой Ярошенко. Череда портретов упирается в шедевр Репина «Не ждали», где воссоединение семьи разворачивается на фоне гроба убитого Александра II.

Буйство красок в «В гостях» у Абрама Архипова Буйство красок в «В гостях» у Абрама Архипова

К новым берегам

После прожитых сцен жанровые пейзажи передвижников воспринимаются как катарсис. С умиротворением наблюдаешь «Начало весны» Сергея Светославского и «Купавы на пруду» Ильи Остроухова, вдыхаешь «Свежий ветер» Левитана. И лишь потом понимаешь, что угловатые линии, цветовые контрасты и мимолетные образы предвосхищают новое искусство — русский авангард, импрессионизм и символизм.

Прорыв в ХХ век происходит в заключительной части выставки. Здесь появляются новые герои — Андрей Рябушкин, Константин Коровин, Александр Головин, Елена Поленова. Исторические полотна сменяют персонажи русских сказок («Жар-птица») и сельские зарисовки («Втерся парень в хоровод»), реализм разбавляет доля условности, а буйство красок достигает апогея в «В гостях» у Абрама Архипова. Но благодаря плавному подходу стилевой контраст видится не как слом, а как органичное развитие художественного процесса.

На выходе из зала ощущаешь всю полноту жизни, а ее крайние точки — вселенскую скорбь и истовое веселье — принимаешь как неизбежный дар. Вероятно, так и мыслили передвижники, изображая русскую действительность без стеснения и прикрас. До апреля 2025 года ее можно познать на Кадашевской набережной.