"ЗНАНИЯ – ЭТО НЕ СУДЬБА"

Ицхак Горелик - главный раввин Татарстана:

- Все, что есть в мире, Талмудом разделяется на четыре категории. Это неживой мир, живой растительный мир, животные и люди.

Если растению дать те условия для жизни, что мы даем камню, то растение умрет. Если у человека есть собака, и он ее посадит как растение в горшок, то она не выживет. Для животного необходимо пространство, еда и питье. Человек будет живым и здоровым, если у него есть пространство, еда, напитки. Но при этих условиях он не будет полноценным человеком, если у него не будет знаний. У человека есть мозг, данный ему Всевышним. Благодаря мозгу мы можем смотреть на завтрашний день, размышлять, в том числе и над тем, для чего мы пришли в этот мир.

Есть два вида знаний. Есть те знания, которые накоплены умными людьми, использовавшими свой потенциал. Эти люди достигли понимания, как сделать этот мир лучше. Мы должны изучать и применять их знания. А есть знания, данные нам Богом. Создав этот мир, Он не оставил нас в неведении и дал нам знания о том, как жить в этом мире и какая конечная цель нашей жизни.

Самое хорошее время для принятия знаний – это детство. Мозг еще свежий, у них нет забот, есть все условия для обучения. Но и взрослым, несмотря на заботы о своей семье, необходимо ежедневно учиться. Поскольку знания – это не судьба. Бог может благословить человека приятной внешностью, обаянием и даже богатством, но знания человек должен добывать сам, собственным ежедневным трудом.

В начале учебного года благословение можно дать учителям, чтобы у них были хорошие ученики. И для учреждения, где дети получают знания, очень важно их правильное воспитание. Чтобы знания повлияли на детей таким образом, что от полученной информации ребенок стал другим человеком, шел по правильному пути. Когда ребенок идет правильным путем – это самое большое счастье для родителей и учителей.

ВОСХОДИТЬ ОТ СИЛЫ К СИЛЕ

Иеромонах Пимен - настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря, преподаватель Казанской Духовной семинарии:

Что касается знаний или как церковь называет их внешней мудростью, то мы знаем, что со времен Ветхого Завета это было делом, благословенным Богом. Мы знаем замечательные книги Соломона и книги Премудрости Иисуса сына Сирахова, в которых премудрости и знаниям дается высокая характеристика. Где говорится, что премудрость сама обходит и ищет достойных себя и что лучше приобретать премудрость, чем злато и серебро. Но вместе с тем мы слышим святоотеческие призывы, что получение знаний может превратиться у человека в такую же страсть, как и любая другая греховная наклонность. Проблема соотношения духовной мудрости и внешних знаний всегда беспокоила лучшие церковные умы. Те, кого мы называем столпами и основанием церкви, - величайшие святые отцы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст - все они были людьми блестяще образованными. Но были и такие подвижники, которые удалялись от всего, включая и внешние знания, но они стали величайшими людьми на все времена.

Мы знаем, что 100 лет назад все люди разного рода и звания ездили в Оптину пустынь к старцам. Далеко не все оптинские старцы были людьми образованными по мирским меркам. Но в результате своего подвига веры, молитвы, поста и воздержания, духовного совершенствования они восходили от силы в силу, и сам Господь умудрял их, и они были способны отвечать на запросы самых образованных людей.

Блажен тот человек, который найдет в себе премудрое соотношение между духовными и светскими знаниями. Среди наших прихожан немало людей, преуспевших во внешних знаниях, но в то же время ведущих полноценную духовную жизнь. Прямого противоречия между знаниями и верой в наше время мы не встречаем.

В преддверии Дня знаний с радостью поздравляю тех, кто впервые идет получать знания, и тех, кто уже преуспел в этом. И призываю Божье благословление на труды предстоящего учебного года.

«ЧИТАЙ» - ПЕРВОЕ СЛОВО КОРАНА

Нияз хазрат Сабиров - замдиректора Казанского исламского колледжа, член совета ученых ДУМ РТ:

Ислам придает огромное значение получению знаний. Первые аяты священного Корана, ниспосланные Пророку Мухаммеду, призывают нас к приобретению знаний. В аяте из суры «Сгусток» говорится: «Читай во имя Господа твоего, который сотворил все сущее». Слово «читай» означает здесь не только читай нечто написанное, а смотри и познавай, размышляй и понимай.

В одном из хадисов сказано: «Получайте знания от колыбели до могилы». На протяжении всей своей жизни нужно совершенствоваться. Любая добродетель в какой-то мере связана со знаниями, так же как и любой порок связан с невежеством. Ислам учит получать знания не ради похвальбы, не для того, чтобы получить почет и уважение, а для достижения довольства Всевышнего, для того, чтобы принести пользу обществу.

Религия ислам, как и другие традиционные религии, призывает получать не только религиозно-духовные знания, но и знания светские. Эти знания для нас как два крыла для птицы. Без одного крыла она не может взлететь. Так же и мы не сможем достичь высот, и нам будет трудно найти свое место в обществе, если мы не будем обладать и теми, и другими знаниями.

Если возьмем историю Пророков, то каждый из них не только обладал божественными знаниями, но имел знания и навыки в ремеслах. Например, Пророк Нух (Ной – в Ветхом Завете) был плотником, Пророк Давуд (Давид) был кузнецом, а последний Пророк Мухаммед помимо того, что он обладал глубокими божественными знаниями, был торговцем.

Хочется привести изречение нашего Пророка Мухаммеда: «Лучший из вас тот, кто не оставляет вечное ради земного и не оставляет земное ради вечного».

То есть лучший из вас тот, кто стремится найти гармонию между мирской и вечной жизнью. Хотелось бы привести изречение одного из величайших исламских ученых Абдуллы ибн Мубарака, жившего в VIII веке: «Мы больше нуждаемся в элементарной воспитанности, нежели в больших знаниях». Эти слова актуальны и сегодня, когда каждый может приобрести знания, но для того, чтобы стать личностью, знаний недостаточно, нужно еще обладать благими качествами. Приобретать высокую нравственность нам помогает Божественный закон, который Всевышний посылал через Пророков. Чтобы мы могли совершенствоваться не только интеллектуально и физически, но и духовно.

Всем тем, кто вступил на путь получения знаний, желаю, чтобы они получили только нужные и полезные знания и чтобы Всевышний даровал им возможность использовать полученные знания во благо общества.

ЗНАНИЯ – ЭТО ТОЛЬКО ТО, ЧТО СЛОЖЕНО В НАШУ ГОЛОВУ

Марина Подольская - врач-невролог, доцент Казанской медицинской академии, писатель, публицист, поэт:

Я как педагог, который учит врачей уже 30 лет, очень хорошо знаю, как учить, чему учить. В последние годы меня очень беспокоит отношение молодого поколения к знаниям.

Раньше было очевидно, что для того, чтобы стать образованным человеком, нужно много читать, много учить и много зубрить. Сегодня молодежь решила, что у них есть интернет. И компьютер им обо всем расскажет. Это опаснейшее заблуждение. Нужно очень четко различать понятия «знания» и «информация». Знания – это то, что я знаю сам, что я накапливаю сам начиная с внутриутробного возраста. И есть огромная разница между знаниями, которые хранятся в компьютере, и знаниями, которые хранятся в нашей собственной памяти. Человек рождается, и его память начинает наполняться. Она автоматически записывает все: слова, запахи, тактильные и визуальные ощущения. Записывает информацию комплексно: много хоровым и много инструментальным ансамблем. Из этого рождается опыт. Знания, переведенные в опыт, позволяют человеку прогнозировать ситуации, развиваться социально и созидать. Поскольку если человек не созидает, то его знания не нужны никому.

Накопленный опыт и ответные реакции на сложившуюся ситуацию, исходя из нашего опыта, работают за нас, помогая нам жить. Наши знания в нашей голове работают с безумной скоростью. Все в бессознательном режиме, все в автомате. Если бы человек жил и осуществлял свою деятельность только через сознание, то это были бы такие длинные пути в мозгах, и он никогда бы не смог сам сложить между собой те события, которые связаны друг с другом, и нам нужна была бы голова 10 на 10 метров. Вся информация в голове сложена, и она работает по системе связей и вероятностей событий. Это вероятностное прогнозирование событий работает за нас.

Говорят: вот у человека интуиция. Он вещий, он не вещий, это значит, что информация очень удачно сложена в его голове и удачно извлекается. Врач, который 1000 раз увидел больных с разными диагнозами, на 1001 раз диагностирует больного, когда тот в дверях, он уже два-три симптома увидел. Это его опыт, а не интуиция. Опыт нужно накопить. Есть вещи, которые нельзя купить: честь достоинство, любовь, и совсем уж никак нельзя купить знания. Знания – это опыт, над которым нужно трудиться, корпеть, наполнять свою копилку. Тогда он начнет работать, тогда у тебя появляется деятельность, а у людей талантливых еще и опережающая деятельность, не похожая ни на кого. Как говорит мой ученик - доцент КАИ Алексей Катасев: «Опыт приходит с опытом». И эту схему нельзя обмануть.

Как врач-невролог, как специалист, который много лет занимался вероятностным прогнозированием деятельности человека, как педагог, который учит врачей, как человек, который много пожил и много повидал, я хочу сказать самое главное. Если человек хочет двигаться вперед, создавать, опережать, заниматься творчеством - ему нужно копить знания, а не пользоваться чужой информацией. Знания – это информация, сложенная в нашу голову. И они – наши.

Илья Антонов - директор МЦДО-ЛИНК:

1 сентября мы будем отмечаем День знаний, а 13 сентября – День бизнес-образования. Чем знания, получаемые в системе бизнес-образования, отличаются от иных знаний?

Во-первых, практической направленностью. Уже с первых дней обучения студенты применяют в своем деле полученные знания. Благодаря чему они превращаются в опыт, навыки и компетенции.

Во-вторых, бизнес-образование ориентировано на взрослых занятых людей. Нет лишней информации, студенты обучаются только тому, что необходимо и достаточно для освоения той или иной темы. Например, кадров, финансов, маркетинга.

В-третьих, любая изучаемая тема обсуждается на занятиях, благодаря чему происходит обмен знаниями и опытом с коллегами.

Существует несколько школ бизнес-образования. Мы обучаем своих студентов по методике Открытого университета Великобритании. Как известно из школьной программы, капитализм зародился в Англии на рубеже XVIII и XIX веков. Мало кто знает, что первые бизнес-школы появились в Англии в начале XX века. Эти школы обобщили опыт самых успешных компаний и разработали технологию передачи данного опыта.

Наши студенты обучаются тактике и стратегии ведения бизнеса. Причем мы обучаем не только тому, как извлечь прибыль, но и тому, как принести пользу обществу. Поскольку при стратегическом планировании на первом месте стоит определение миссии компании – того, что полезного, нужного привнесет компания в общество, как реально улучшит его жизнь. Мы не сапожники без сапог. Планируя свою деятельность, так определили свою миссию: «Мы способствуем процветанию общества путем подготовки профессиональных управленцев и специалистов».

По оценкам экспертов, в России на бизнес-образование тратится в год порядка 45 рублей на человека, в Европе – 2600 рублей, а в США – порядка 7 тысяч рублей. Более чем 100-кратная разница.

Возможно, это является одной из причин отставания России. Ведь знания – это сила, в том числе и в бизнесе.

Приглашаю читателей на мероприятие, посвященное бизнес-образованию. Все подробности на нашем сайте.

Наталья Урейская