В минувшие выходные в Иннополисе собрали «ИнноФорум Cosmo 2024» В минувшие выходные в Иннополисе собрали «ИнноФорум Cosmo 2024» Фото: Илья Зима

«На вас, как начальниках, лежит ответственность»

Расширить «угол обзора» предпринимателей и помочь им по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи и бизнес-процессы в их компаниях. С такой целью в минувшие выходные в Иннополисе собрали «ИнноФорум Cosmo 2024». Одним из слушателей бизнес-тренинга, прошедшего на площадке культурного центра ArtSpace, стал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Организаторы мероприятия — заместитель гендиректора по коммерческим проектам медицинских центров «Звезда» Альфия Уразманова и ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ. В беседе с «БИЗНЕС Online» Уразманова призналась, что на подготовку форума нашлось не так много времени да и специальной команды организаторов не было — помогал сын. Тем не менее мероприятие удалось провести достойно.

Организаторы мероприятия — заместитель гендиректора по коммерческим проектам медицинских центров «Звезда» Альфия Уразманова и ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ Организаторы мероприятия — заместитель гендиректора по коммерческим проектам медицинских центров «Звезда» Альфия Уразманова и ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ Фото: Илья Зима

Первым в зале кинотеатра культурного центра выступил бизнес-тренер из Московской области Александр Некрасов. Он привел 10 «несовершенных моментов», которые свойственны всем компаниям, будь то холдинг или предприятие малого бизнеса:

  • Нет порядка — есть хаос.
  • Нет стандартов — есть ручное управление.
  • Нет контроля — есть безответственность.
  • Нет веры — есть отношение «надо».
  • Нет любви — есть отношение «должен».
  • Сотрудники не выполняют задачи на 100%.
  • Менеджеры плохо продают.
  • Руководители не знают, как вовлечь персонал в работу.
  • В компании мало ответственных людей.
  • Нет управления продажами, KPI не работает.

Причины всех упомянутых недостатков — отсутствие ответственности и осознанности и неверное отношение внутри компании друг к другу и к продукту. Причем касается это всех — и руководителей, и подчиненных. «Люди зачастую не осознают свой ценный конечный продукт, не придают значение тому, что „пилят“ каждый день. При этом отношение у них потребительское», — говорит он.

Еще одно узкое место — люди «просто боятся брать на себя ответственность», и здесь мяч на стороне руководства. Как правило, такая боязнь возникает из-за отсутствия мотивации, стандартов работы и ресурсов, наконец, лени. Руководитель должен учитывать все факторы и продумывать воспитание подчиненных так, будто они его дети, рассуждал Иванов. «Ведь если бы люди могли создать собственную компанию, они бы сделали это, но они пришли к вам. И здесь на вас как начальниках лежит ответственность», — подчеркнул спикер.

Управлять людьми, считает Некрасов, можно только двумя способами — пинками или вовлечением. В первом случае сотрудник испытывает дискомфорт и совершенно не хочет работать, теряет интерес к делу. Лучше стараться максимально вовлекать сотрудника в рабочие процессы, призывал тренер. «Я всегда спрашиваю у руководителей, что они больше делают — своих сотрудников пинают или вовлекают сотрудничеством. Они отвечают, что, конечно же, пинают больше. Люди, считают они, понимают все только через пинки», — передавал спикер неверную позицию предпринимателей. По его словам, к поведению через пинки больше склонны начальники-мужчины, в то время как женщины стараются больше вовлекать сотрудника в работу.

Лучший способ такого вовлечения — это слова благодарности. Например, если сотрудник пришел и доложил об успешном выполнении задачи, нужно его похвалить и проникнуться к нему участием, а не просто выслушать его без эмоций. Тогда у сотрудника появится мотивация работать.

«Говорят, что в России невозможно выстроить систему из всех пяти стандартов… Ну как же. Посмотрите на место, куда вы все ходите со своими детьми: «Вкусно и точка» «Говорят, что в России невозможно выстроить систему из всех пяти стандартов… Ну как же. Посмотрите на место, куда вы все ходите со своими детьми, — «Вкусно и точка» Фото: «БИЗНЕС Online»

О важности уметь делегировать

Еще один важный навык в работе предпринимателя — это его умение делегировать часть своих полномочий своим менеджерам. Если этого не делать, у бизнесмена не остается времени на «прорывы», рассуждал Некрасов. Но именно к ним, «прорывам», должен стремиться каждый предприниматель. Если их нет, компания рискует «загнуться», а сотрудникам станет неинтересно в ней работать, возникнет чувство рутины.

Чтобы добиться большей самостоятельности коллектива и успешной и стабильной работы от всех участников коллектива, следует придерживаться пяти стандартов:

  • Нормы — правила, принципы корпоративной культуры, идеология.
  • Процесс — структура, должностные обязанности, мотивация, материальная/нематериальная база, внутренний корпоративный университет.
  • Навык, результат, аттестация. Эти три стандарта означают, что для сотрудников важно отточить навык, довести его до результата и пройти аттестацию (по продукту, по услугам, по внутренним бизнес-процессам, по корпоративной культуре).

«Говорят, что в России невозможно выстроить систему из всех пяти стандартов… Ну как же. Посмотрите на место, куда вы все ходите со своими детьми, — „Вкусно и точка“», — привел пример Некрасов.

Подытожил бизнес-тренер тем, что руководитель должен учиться давать обратную связь, ставить цели, делегировать полномочия, вдохновлять и воодушевлять коллектив.

Александра Сперанская: «Если в основе будет что-то редкое и экзальтированное, ваш бизнес кризиса не переживет, потому что людям этого просто не нужно будет» Александра Сперанская: «Если в основе будет что-то редкое и экзальтированное, ваш бизнес кризиса не переживет, потому что людям этого просто не нужно будет» Фото: Илья Зима

О кризисе: чтобы выжить, нужно печь хлеб, а не булочки

Мысль предыдущего выступавшего отчасти продолжила в своем выступлении практикующий психиатр из Москвы, владелец медицинского центра Александра Сперанская. Но остановимся мы на ее словах о кризисе. «В кризисах всегда все вылезает: все стратегии, недоработки, все вот то, что было изначально сделано на соплях, где люди не отрабатывали, не шли вглубь, где не раскладывали по полочкам, где были пропущены какие-то люди, которые не самые надежные. Все это вылезает на поверхность», — перечислила она.

Это обычная практика, и никуда от этого не денешься. Но кризис все-таки пережить можно. «Все-таки максимально защищающая вещь в такое время, если в основе твоих услуг лежит то, что ты печешь хлеб, а не булочки, пирожные. Потому что, если в основе что-то редкое и экзальтированное, ваш бизнес кризиса не переживет, потому что людям этого просто не нужно будет», — указала Сперанская.

Как владелец медицинского центра, Сперанская провела параллель с ним. Независимо от того, спокойное время или кризисное, пациентам нужны будут, например, лаборатория и рецепты. «Мой центр с каждым этим кризисом, как ни удивительно, прибавлял обороты. Потому что были базовые вещи, не было никакой в основе эзотерики», — подчеркнула Сперанская.

Закончила участница тренинга мыслью о том, что для предпринимателя важно не закрываться от людей, от нового. В пример она привела американскую предпринимательницу Генриетту Хоулэнд Гетти Грин, еще известную как «ведьма с Уолл-стрит». Женщина эта прославилась не только тем, что имела огромное состояние и влияние на Уолл-стрит, но и своей невероятной скупостью. В Книгу рекордов Гиннеса Грин вошла как «величайшая скряга». Она ходила в одном и том же старом засаленном платье, покупала самую дешевую муку, сломанные печенья по сниженной цене, возвращала депозит за коробки из-под ягод и выпрашивала у мясника бесплатные косточки для собаки.

«Она умерла очень богатой женщиной. Хотя у нее все было благополучно, ее конфликты были связаны именно с тем, что она не проявляла никакой открытости. Была жадной и умерла в своем болоте», — отметила Сперанская. Она подчеркнула, что часто видит подобное закрытое поведение и сейчас. Один из его симптомов, когда предприниматель опасается раскрыть информацию, потому что боится потерять свою безопасность. Но надо понимать, что при таком раскладе он теряет главное — «жизнь» своего бизнеса, заключила спикер.