Оригинал кочующего сюжета, украсившего культуру многих восточных народов, — библейско-кораническая история об Иосифе Прекрасном, известном в Коране как Юсуф, и безымянной жене знатного египетского царя Потифара Оригинал кочующего сюжета, украсившего культуру многих восточных народов, — библейско-кораническая история об Иосифе Прекрасном, известном в Коране как Юсуф, и безымянной жене знатного египетского царя Потифара

С чего все начиналось?

В Татарстане уже начали подготовку к 850-летию со дня рождения булгарского средневекового поэта Кул Гали, которое будет праздноваться в 2033 году. План мероприятий включает создание радиоспектаклей на основе его знаменитого произведения «Сказание о Йусуфе» («Кысса-и Йусуф»), отмечающего 800-летие, выставки, лекции, литературный конкурс, научно-практическую конференцию и пр. Оргкомитет возглавил вице-спикер Госсовета РТ Марат Ахметов.

Казанская городская филармония не обошла знаменательную дату стороной и подготовила вокально-хореографический спектакль «Юсуф – Зулейха» по мотивам легенды о большой любви. Оригинал кочующего сюжета, украсившего культуру многих восточных народов, — библейско-кораническая история об Иосифе Прекрасном, известном в Коране как Юсуф, и безымянной жене знатного египетского царя Потифара. По открытым источникам, имя Зулейха появляется уже позднее, в арабо-мусульманских преданиях. Кул Гали интерпретировал предание с тюркским колоритом, тем самым написав первое сюжетное произведение средневековой булгаро-татарской поэзии.

Чулпан Закирова: «Произведение многогранное — если пытаться вложить весь сюжет, то он достоин многосерийного фильма» Чулпан Закирова: «Произведение многогранное — если пытаться вложить весь сюжет, то он достоин многосерийного фильма»

Как отметила режиссер спектакля, худрук Казанской городской филармонии и ансамбля танца «Казань» Чулпан Закирова, поэма татарского автора входит в список известных мировых легенд о любви, поэтому команда решила обратиться именно к ней. «Произведение многогранное — если пытаться вложить весь сюжет, то он достоин многосерийного фильма. Мы его переработали и постарались вложить в трехчасовой спектакль», — добавила Закирова.

Артист Казанской филармонии Руслан Закиров, исполняющий роль взрослого Юсуфа, рассказал, какую важную роль в создании спектакля сыграла заслуженная артистка РФ и народная артистка РТ Рузия Мотыгуллина. По его словам, она помогала артистам не только вжиться в роль, но и глубже понять своих персонажей, как автор либретто. «Мы ей очень сильно благодарны за ядро, которое она вложила в нас, делясь своим опытом драматического сценического мастерства», — подчеркнул артист.

По сюжету сын исламского пророка Якуба (Солтан Нотфуллин) становится жертвой зависти старших братьев и из-за них попадает в рабство к знатному купцу По сюжету сын исламского пророка Якуба (Солтан Нотфуллин) становится жертвой зависти старших братьев и из-за них попадает в рабство к знатному купцу

Мухаметзянова — украшение спектакля, а Закирова соблазняет Юсуфа

По сюжету сын исламского пророка Якуба (народный артист РТ и РБ Рустем Асаев) Юсуф становится жертвой зависти старших братьев и попадает в рабство к знатному купцу. В то же время дочь царя Магриба Зулейха видит сон с прекрасным юношей и без памяти влюбляется в него. Она умоляет отца выдать ее замуж за царя Египта, т. к. думает, что он и есть ее возлюбленный из видения. Однако Зулейху ждет разочарование, ведь Юсуф еще не скоро станет правителем…

Зулейха предстает перед зрителями в образе молодой девушки, жены Потифара и старой отшельницы. Юную Зулейху сыграла восходящая звезда татарской сцены Саида Мухаметзянова, которая в небесно-голубом платье и со сверкающей диадемой парила в танце с Юсуфом из своего сновидения. Не менее эффектным было красное расшитое золотом платье.

«Зулейха немного наивная, капризная, упрямая. Она увидела во сне своего любимого и думает, что и наяву его встретит. И она борется до конца за эту любовь. Это типичная, так скажем, девушка, которая хочет быть счастливой и встретить настоящую любовь», — рассказала Мухаметзянова о своей героине. По словам артистки, вжиться в роль было непросто, поскольку до этого она играла в «Голубой шали» скромную Майсару, а нынешнее амплуа более яркое и неоднозначное.

Саида Мухаметзянова Саида Мухаметзянова

Впрочем, справилась Мухаметзянова на отлично. Заслуженный артист РФ и народный артист РТ Ильдар Хайруллин назвал ее «украшением спектакля». «Саида очень непосредственная, не забитая актерскими штампами. Ее игра вроде бы наивная, но так очаровывает! Она сама такая вся свеженькая, юная, очень украшает спектакль», — поделился актер театра им. Камала.

Кроме того, Хайруллин отметил блистательную Закирову в роли взрослой Зулейхи. Режиссер показала любовь героини уже не романтичной и наивной, а пылающей и страстной. Египетский царь Потифар покупает прекрасного Юсуфа, не догадываясь о том, что это тот самый герой романтических снов его супруги. Зулейха пытается соблазнить юношу, но терпит поражение — Юсуф не может согрешить и пытается сбежать от своей госпожи.

Зулейха пытается соблазнить юношу, но терпит поражение — Юсуф не может согрешить и пытается сбежать от своей госпожи Зулейха пытается соблазнить юношу, но терпит поражение — Юсуф не может согрешить и пытается сбежать от своей госпожи

Судя по оживленным беседам после спектакля, зрители остались довольны. Особенно многих впечатлило мастерское перевоплощение Закировой из соблазнительной красавицы в немощную старуху после того, как Юсуф отказал ей и по ее же указке угодил в тюрьму. Зулейха страдает от трагической любви и чахнет, исповедуясь о сокровенных переживаниях. «Сыграла потрясающе!» — кивали друг другу гости.

Роль Юсуфа тоже примерили на себя два актера. Младшего сына Якуба, преданного собственными братьями, исполнял юный Солтан Нотфуллин. Ласковый и добрый мальчик, бегущий в объятия к своим врагам, чьи искренние речи и открытость миру вызывали особенный трепет у публики. Когда коварные братья сбросили ребенка в колодец, в зале послышались сочувственные восклицания.

Взрослый Юсуф в исполнении обаятельного Закирова смотрелся не менее органично. Сын пророка сочетает в себе и внешнюю, и внутреннюю красоту, это персонаж с чистой душой и добрым сердцем. «Юсуф — это нетипичный лирический герой. История пограничная. С одной стороны — светская, с другой — взятая абсолютно с религиозной стороны», — заметил актер.

Такого за многие-многие годы точно не было в Казани…

Работа над спектаклем длилась более года: были специально написаны музыкальные произведения, чтобы не только показать историю трагической любви, но и спеть о ней. «Очень много в спектакле задействовано музыкальных, вокальных и танцевальных произведений. Например, мы написали свое либретто на основе поэмы. И тем самым хотим познакомить зрителя с этим великим произведением, но вот с такой подачей, через формат музыкально-хореографического спектакля», — поделилась Закирова.

Работа над спектаклем длилась более года Работа над спектаклем длилась более года

Постановка скорее походила на эффектное шоу, нежели чем на привычную театральную пьесу. Артисты танцевального ансамбля «Казань» кружили на сцене, разбавляя диалоги персонажей. Девушки – придворные Зулейхи помогали ей собирать приданое перед свадьбой с египетским правителем, а мужчины изображали борьбу, ловко уворачиваясь от противника и маневрируя цепями как оружием. А главные герои одновременно и пели, и танцевали, не забывая об экспрессивных репликах. Как отметил исполнитель главной роли Закиров, в спектакле пересекается нескольких жанров, что отличает его от классического музыкального спектакля и классического драматического. Такого за многие-многие годы точно не было в Казани, заметил артист.

Одно только блестящее платье главной героини отражало лучи по всему залу, а ее словно расшитый серебром и камнями головной убор приковывал внимание зрителей Одно только блестящее платье главной героини отражало лучи по всему залу, а ее словно расшитый серебром и камнями головной убор приковывал внимание зрителей

Важной составляющей любого шоу являются костюмы, и здесь артистам было чем похвастаться. Одно только блестящее платье главной героини отражало лучи по всему залу, а ее словно расшитый серебром и камнями головной убор приковывал внимание зрителей. Участницы ансамбля постоянно меняли наряды, появляясь то в расписных одеждах, то в загадочных черных платьях. В январе Закирова в интервью рассказывала, что у ансамбля очень большая костюмерная. «Мы очень дотошно относимся к костюмам, чтобы все тесемочки-пуговки были подобраны правильно. Картинка складывается из мелочей», — подчеркивала худрук.

Закирова считает, что успех премьеры определит зритель. «Нет предела совершенству. Работу над костюмами и музыкальным произведением можно продолжать бесконечно. Поэтому мы ждем оценки от нашей любимой публики», — подытожила режиссер.