В голосовании, как рассказала Набиуллина, приняли участие около 700 тыс. человек В голосовании, как рассказала Набиуллина, приняли участие около 700 тыс. человек Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

«Метеор», Дворец земледельцев и Саратовский мост — победители голосования ЦБ

Сегодня завершилось голосование Банка России за выбор символа на банкноте номиналом 1 тыс. рублей, стартовавшее 29 ноября. В начале 12-часового выпуска программы «Время» на Первом канале глава ЦБ Эльвира Набиуллина представила пятерку лидеров.

И выглядит она вот так:

  • скоростной пассажирский теплоход «Метеор» — за него отдали голос более 147 тыс. человек;
  • казанский Дворец земледельцев (131 тыс. голосов);
  • Саратовский автомобильный мост через Волгу (115 тыс. голосов);
  • памятник Салавату Юлаеву в Уфе (108,9 тыс. голосов);
  • главный корпус Казанского федерального университета (54,1 тыс. голосов).

В голосовании, как рассказала Набиуллина, приняли участие около 700 тыс. человек. Учитывая, что только в Приволжском федеральном округе (ПФО) проживает около 30 млн, а в голосовании могли принять участие все жители России, то цифра выглядит, мягко говоря, очень скромной.

«Я благодарна всем, кто высказал свое мнение, — отметила Набиуллина. — Надо сказать, что предпочтения наших граждан во многом совпали с оценками экспертов, которые отбирали символы для голосования. Теперь дело за нашими художниками. Им предстоит вписать символы в небольшое полотно банкноты. Это особое искусство. Тем более что символы должны быть увязаны с защитными признаками».

Наибольшее количество голосов было отдано за нижегородский «Метеор» Наибольшее количество голосов было отдано за нижегородский «Метеор» Фото: © Пелагия Тихонова, РИА «Новости»

Тысячерублевая купюра будет похожа на новые купюры номиналом 100, 200, 2 тыс. и 5 тыс. рублей. Но сколько в итоге символов попадет на банкноту, какой из них займет первый план, второй, какой будет изображен в виде микрорисунка, станут решать художники Банка России и Гознака. «Их задача — создать гармоничную композицию из символов, которым люди отдали предпочтение на голосовании. Окончательное слово за советом директоров Банка России», — отметила Набиуллина. Получается, что «Метеор» могут изобразить в виде микрорисунка?

Обновленную банкноту планируют представить ближе к концу 2025 года. Презентацию проведут там же, где дали старт этой работе, — в национальном центре «Россия». «Там мы обсуждали с учеными, деятелями культуры, искусства возможные символы, которые потом и вынесли на всероссийское голосование. Такой же открытости будем придерживаться при обновлении других банкнот», — резюмировала глава ЦБ.

В первые часы в лидерах были Дворец земледельцев, памятник Салавату Юлаеву и Саратовский автомобильный мост через Волгу Фото: «БИЗНЕС Online»

Судьбу Дворца земледельцев решил 500-рублевый донат?

Голосование за выбор символа для тысячерублевки стартовало 29 ноября в 10:00. За день до этого в Москве Набиуллина представила шорт-лист из 25 объектов ПФО. Голосование проходило на сайте регулятора. Из-за незамысловатой процедуры авторизации сайт позволял зайти и проголосовать с разных адресов почты одному человеку.

Ни Кремля, ни Сююмбике: Казань опять пролетит мимо денег?

В первые часы в лидерах были Дворец земледельцев, памятник Салавату Юлаеву и Саратовский автомобильный мост через Волгу. Дальше на первое место выбился памятник в Уфе, а позже — «Метеор». До этого понедельника борьба продолжалась между этими двумя объектами.

Так, 9 декабря лидировал «Метеор», за ним шел памятник Салавату Юлаеву, на третьем был Саратовский автомобильный мост через Волгу. Дворец земледельцев занимал лишь четвертое место с 11,5 тыс. голосов. Его догонял монумент Матери-Покровительнице в Чебоксарах (11,1 тыс.). У корпуса КФУ тогда было всего 10,8 тыс. голосов.

Никаких акций или призывов от властей РТ за все дни голосования так и не прозвучало. Видимо, обжегшись на скандале при выборе объектов для 200-рублевой купюры в 2016 году и после шквала критики от РПЦ и православной общественности из-за отсутствия креста на Музее государственности татарского народа в 2023-м объявили молчаливый бойкот.

Однако уже к 11 декабря Казань резко вырвалась вперед. За два дня Дворец земледельцев выбрали более 100 тыс. человек, этот объект переместился на второе место. У КФУ накануне было 21,3 тыс. голосов. За сутки за главный корпус вуза проголосовали почти 30 тысяч.

Как оказалось, причина такого всплеска популярности может быть в стриме, который провел на своем аккаунте на платформе Twitch популярный блогер Братишкин (настоящее имя — Владимир Семенюк), чья аудитория насчитывает более 3 млн подписчиков. 10 декабря в прямом эфире, который уже посмотрели более 420 тыс. человек, стример проголосовал за Дворец земледельцев и призвал голосовать своих подписчиков: «Я за то, что корабль — это какое-то странное решение. Нужно какое-то историческое место туда вешать, на купюру. Это круто, и она всегда будет в моде. Поэтому все дело за вами. Там бабушке, может, ссылку киньте, или у кого-то есть „Госуслуги“, и протопите».

Братишкин также отметил, что здание КФУ «тоже классно выглядит». Уже во время стрима можно было заметить, что количество голосов за эти два казанских объекта заметно увеличилось. Пост с призывом голосовать за Дворец земледельцев блогер разместил и в своем телеграм-канале.

А идею поучаствовать в голосовании блогер поддержал после просьбы одного из подписчиков и доната в 500 рублей. «Шеф, там на сайте ЦБ идет голосование за новый дизайн 1 000 рублей. Давай протопим за наш варик, внесем наш вклад, будем гордиться в будущем, что причастны к этому», — предложил анонимный пользователь.

Сегодня сразу после объявления результатов телеграм-канал Mash со ссылкой на источник опубликовал новость, что памятник Салавату Юлаеву «больше не будут рассматривать для дизайна российских банкнот» Сегодня сразу после объявления результатов телеграм-канал Mash со ссылкой на источник опубликовал новость, что памятник Салавату Юлаеву «больше не будут рассматривать для дизайна российских банкнот» Фото: CC0, commons.wikimedia.org

Какие были скандалы на этот раз?

Совсем без скандалов, как бы этого ни хотело руководство Центробанка, при выборе объектов и в этот раз не обошлось. В первый день в лидеры выбился памятник Салавату Юлаеву. Сразу же на ресурсах русских националистов и основателя «Мужского государства»* Владислава Позднякова стали появляться посты о том, что Юлаев был «националистом и бандитом», «вырезал представителей в итоге его победившего народа», а памятник имеет ценность только для башкир. В результате, как писал телеграм-канал «Осторожно, новости», Поздняков призвал массово голосовать за скоростной теплоход «Метеор», чтобы не дать победить объектам из Уфы или Казани. Несмотря на все (достаточно активные) попытки башкирских властей и СМИ поддержать голосование за памятник, «Метеор» все равно вырвался в лидеры.

Сегодня сразу после объявления результатов телеграм-канал Mash со ссылкой на источник опубликовал новость, что памятник Салавату Юлаеву «больше не будут рассматривать для дизайна российских банкнот». «По нашей информации, оформление планировали использовать только для косарика. В будущих голосованиях на 10, 50, 500 и т. д. рублей его точно не будет. Возможно, к Уфе вернутся в будущем, но лишь на новой тысяче и в контексте округа», — указывает канал. Тут сразу возникает вопрос: но при чем тут другие купюры? Тысячерублевка посвящена ПФО, поэтому там и появилась достопримечательность Уфы. Оставшиеся 10 рублей будут посвящены Сибирскому федеральному округу, 50 — Северо-Западному, а 500 — Северо-Кавказскому.

И еще о «Метеоре». Судно «Капитан Полуэктов», которое представил ЦБ для голосования, производят… в Нижнем Новгороде. Хотя стоит отметить, этому городу, как столице ПФО, полностью посвящена лицевая сторона банкноты. А голосование проходило только за объекты, которые расположатся на оборотной стороне.

Позже зампредседателя ЦБ Сергей Белов в интервью «Известиям» заявил, что регулятор в принципе решил отказаться от изображения религиозных объектов. «Этот принцип мы сохраним и для других банкнот, которые нам предстоит модернизировать. Все-таки Россия — многонациональная, многоконфессиональная страна. В ней живут люди с разными уникальными традициями, люди, которые исповедуют разные религии», — пояснил он.

Этими словами Белова возмутились представители РПЦ. Замуправделами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Сергей Тутунов) предупредил, что такой отказ изображать храмы грозит «разрушением религиозного пространства России», а следовательно, усилится «влияние экстремистской идеологии и ересей». Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в свою очередь задался вопросом: «Зачем делать вид, что их нет?»

«Чем больше удалять символы традиционных религий в публичном пространстве, тем вероятнее конфликты, — написал он и добавил: — Изображения православного храма, мечети, синагоги, пагоды объединяют и умиротворяют людей. Символами нашей страны являются, например, храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного, соборы Кремля, мечеть „Сердце Чечни“, мечеть Кул-Шариф в Казани, Московская хоральная синагога, Иволгинский дацан и другие».

«Видите ли, все эти онлайн голосования — вещь специфическая, так же, как и голосования вообще» «Видите ли, все эти онлайн-голосования — вещь специфическая, так же как и голосования вообще» Фото: Михаил Синицын/ТАСС

«Метеор» был избран такой общей фигурой, которая никого не обидит»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали результаты голосования и оценили победителей.

Михаил Пиотровский — гендиректор Эрмитажа, эксперт консультативного совета по банкнотам ЦБ:

— Результаты [голосования] нормальные, примерно [такие] ожидались. Я ставил на первое место Казанский федеральный университет. «Метеор» — тоже правильно, это наша давняя национальная гордость. Что касается голосования… Видите ли, все эти онлайн-голосования — вещь специфическая, так же как и голосования вообще. Так что я это не комментирую.

Ян Гордеев — автор телеграм-канала «Архитектурасы»:

— Я не участвовал в голосовании, особо за ним не следил. Победа «Метеора» меня в принципе не убедила. Было сразу же понятно, что он победит. Я не очень-то верю в честность голосования. Мне кажется, что «Метеор» был избран такой общей фигурой, которая никого не обидит, не поцарапает. Все-таки он не так сильно привязан к конкретному месту.

Я видел эти призывы голосовать за «Метеор» [чтобы не победили объекты в Казани или Уфе]. Понимаете, у Татарстана за его пределами до сих пор сохраняется довольно глупый и совершенно не относящийся к реальности имидж сепаратистского региона. То есть победа Казани всегда будет истолкована массовым зрителем, наблюдателями как победа чего-то сепаратистского. Я сам с этим сталкивался тысячу раз. Не знаю, с чем здесь мы имеем дело: то ли это инерция мышления, то ли какое-то вражеское мышление. Определенная доля вражеского настроения чувствуется, но я ее всегда истолковываю как невежество. Люди, которые считают Татарстан сепаратистским регионом, никогда в нем не были, ничего о нем не знают.

Тем, что победил «Метеор», я не особо расстроен. Насколько я понимаю, Центральный банк стремился никого не обидеть, ни в какой очередной скандал не вляпаться. У них на самом деле ситуация очень сложная из-за проводимой денежно-кредитной политики, из-за больших споров по ее поводу. ЦБ последние два года получает много критики, порой заслуженной. И они пытаются заниматься, как сейчас принято говорить, антикризисным менеджментом в сфере пиара, чтобы мрачный, демонический образ Центробанка не слишком отсвечивал. Это типичная попытка обелить не очень белый образ. У нас 20 декабря, насколько мне известно, будет очередной совет директоров по ключевой ставке, которую снова поднимут.

Степан Новиков — архитектор, доцент Института дизайна и пространственных искусств КФУ:

— Я не смогу сказать, почему победил Дворец земледельцев, не знаю. Но тем, что главный корпус КФУ оказался в первой пятерке, я, конечно, доволен. Как сотрудник КФУ (смеется). Ну и все-таки университет действительно оказывает влияние на все Поволжье. Это все-таки федеральный университет. И купюра, как я говорил, будет посвящена жизни в Поволжье. И то, что федеральный университет из Поволжья оказался в этом списке, — это, я считаю, логично и обоснованно. Особенно если учесть, что это один из старейших университетов России.

Что же касается «Метеора», то, полагаю, это у них (активистов голосования за судноприм. ред.) надо спросить, почему они так делали. Надо голосовать за свои объекты, а не против чужих. В этом же вся суть.

Сергей Саначин — главный архитектор проектов центра разработки генерального плана Казани, градостроитель:

— Конечно же, как патриот, я против того, чтобы вперед выбился Нижний Новгород. Конечно же, я за Казань. Безусловно, хоть с закрытыми глазами готов голосовать только за Казанский университет. Потому что Дворец земледельцев — это просто позор. Кому-то он нравится, но есть такой термин в архитектуре — китч. Так что ни в коем случае не Дворец земледельцев! Тем более что у него нет истории. Даже если он кому-то и нравится, то по каким-то эстетическим понятиям. Но истории в нем нет! А Казанский университет — это история!

Почему Дворец земледельцев все-таки вышел в первую пятерку, стал победителем голосования? Потому что его протаскивают чиновники, как это обычно и бывает. Слышали о таком понятии — «административный ресурс»? Вот поэтому. Выбор «Метеора» — это все очень лукаво. А Казанский университет — единственный здесь, в гигантской Казанской губернии, во всей этой части Российской империи.

Дарья Толовенкова — архитектор-градостроитель:

— Почему победил Дворец земледельцев? Вы знаете, я боюсь, что не смогу это прокомментировать. Почему победил КФУ — понятно. Мне очень нравится это здание, эти смыслы, [которые оно несет], что самое важное. И то, что это олицетворяет. А Дворец земледельцев… Не буду комментировать. У меня [об этом объекте] есть личное профессиональное мнение, но я боюсь, что оно не будет очень популярно. Что же касается «Метеора», то я ничего об этом не знаю.

Александр Дембич — завкафедрой градостроительства КГАСУ, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов:

— Честно говоря, меня это не очень как-то взволновало все. «Метеор» победил, может быть, потому, что это было в свое время таким большим достижением советской промышленности. Правда, эти «Метеоры» уже почти вымерли, их мало сохранилось. «Метеор», видимо, устроил, потому что он связан с Волгой. Не зря же говорят, что главная «улица» России — это Волга.

Дворец земледельцев победил, наверное, потому, что это достаточно претенциозное здание. Причем с возвратом в архитектуру, я бы сказал, эпохи Возрождения или классицизма. Поэтому оно представляется, наверное, многим гражданам уникальным. Я бы проголосовал за Казанский кремль, если бы он был. Если посмотреть по всяким резюме экономическим, то Татарстан — один из самых продвинутых регионов России. Поэтому, видимо, просто ревнуют многие.