«Балансируется непросто. Поэтому очень прошу внимательно вникнуть в структуру изменений, в том числе и тарифных, которые будут происходить у вас», — обращался сегодня к регионам глава минстроя РФ Ирек Файзуллин. На заседании совета законодателей России он требовал от субъектов сокращать долги за ЖКУ, воссоздавать областные водоканалы и использовать инструмент концессии, чтобы финансировать модернизацию сетей. В ответ сами регионы просили денег у федерального бюджета, а спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко дала понять, что деньги у тех, кто вовремя подает на них заявки. О том, как Матвиенко искала миллиарды, а вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев признал, что «мусорная» реформа буксует, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня анализ обращений, которые поступают в преддверии прямой линии Владимира Путина, говорит о том, что большинство из них связано с бытовыми отходами
«То, что должно было стать реформой, оказалось больше похоже на деградацию и регресс»
Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и модернизация сетей — в два этих важнейших вопроса сегодня с головой погружался совет законодателей РФ. Это совещательный и консультативный орган, созданный при двух палатах парламента — Государственной Думе и Совете Федерации. В прошлом году в заседании, которое собирает руководителей заксобраний регионов, участвовал президент России, но и повод был торжественный — 30-летие Федерального Собрания. Сегодня же уровень был несколько скромнее. К примеру, отсутствовал в зале спикер Госдумы Вячеслав Володин, который год назад тоже был и выступал. Вероятно, уважительной причиной стало принятие законопроекта о введении специальных рублевых счетов для выплат иноагентам.
Бо́льшая часть обращений, поступающих на прямую линию президента России Владимира Путина, связана с вопросами ТКО, несколько предваряла мероприятие в четверг председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. И это понятно: трудностей здесь немало, они копились десятилетиями. Хорошая новость: «Сегодня у нашей страны есть и политическая воля, и возможности, и мотивация, чтобы шаг за шагом, наконец, разгрести эти авгиевы конюшни», — убеждала Матвиенко. Рассуждать о том, почему прежде политической воли и мотивации не нашлось, не стали.
В сфере обращения с ТКО большие надежды возлагали на запущенную в 2019 году «мусорную» реформу, которая должна была выстроить четкую систему по сбору, сортировке, переработке и утилизации отходов. Однако на деле все забуксовало, признала Матвиенко. Региональные операторы, получающие сотни миллиардов рублей доходов, оказались фактически никому не подотчетными. «В итоге то, что должно было стать реформой, оказалось больше похоже на деградацию и регресс», — констатировала сенатор.
Благо перезапустить процесс удалось заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Патрушеву. За последние 6 месяцев сделано больше, чем за все 6 лет «мусорной» реформы, заметила Матвиенко. Звучало обидно как минимум для бывшего вице-премьера РФ Виктории Абрамченко, которая ранее курировала реформу обращения отходов и от которой вопрос перешел к Патрушеву, бывшему главе минсельхоза РФ. А ведь Абрамченко теперь депутат, трудится в Думе.
В сфере обращения с ТКО большие надежды возлагались на так называемую мусорную реформу, где должна быть выстроена четкая система по сбору, сортировке, переработке и утилизации отходов
По инициативе Совфеда создан федеральный штаб при минприроды, в каждом субъекте функционируют региональные штабы во главе с губернаторами, которые дают полную картину ситуации, указала Матвиенко. К слову, в Татарстане такой штаб под личным руководством раиса республики Рустама Минниханова был создан меньше недели назад. Выходит, в сроки уложились.
Сейчас необходимо провести в том числе законодательную работу, и некоторые из законопроектов уже находятся на рассмотрении в Госдуме. В частности, это инициатива о спецтранспорте для вывоза отходов, об обращении со строительным мусором, о контейнерных площадках, об устранении несанкционированных свалок. Да и сама реформа нуждается в значительной доработке, нужна донастройка региональной нормативной базы, отметила председатель Совфеда. Также региональным палатам стоит проверить, как расходуются деньги, которые граждане платят за вывоз и утилизацию мусора, «потому что деньги немалые, бесконтрольные».
Не все в порядке и с нацпроектами «Чистый воздух» и «Чистая вода», признала Матвиенко. Проверка Счетной палаты показала, что перед реализацией проектов показатели намеренно ухудшались, чтобы потом была возможность отчитаться о значительных результатах. Она призвала региональные власти занять принципиальную позицию и не заниматься «лукавством при подготовке отчетов».
В рамках нового нацпроекта «Экологическое благополучие» к 2030 году планируется обеспечить полную сортировку мусора, до 50% снизить полигонное захоронение и минимум 25% отходов вовлекать во вторичный оборот
«В том виде, в котором они есть, не нужны такие регоператоры!»
Еще несколько лет назад в России не было структурированной системы обращения с отходами, и это приводило к переполнению полигонов, образованию незаконных свалок, отметил выступавший по видеосвязи Патрушев. За 6 лет реформы в 5 раз выросли объемы сортировки ТКО, построено 280 объектов для утилизации ТКО. В регионах работает 180 операторов, а для координации процессов создан российский экологический оператор. «Если резюмировать, отрасль на системной основе фактически создается с нуля», — отметил он.
Но, несмотря на некоторые результаты, динамика реформы в ряде регионов «откровенно говоря, вообще буксует», заметил вице-премьер. В чем причина? Не хватает контроля за эффективностью на местах, есть вопросы к финансовой устойчивости регоператоров, качеству их услуг, собираемости платежей, отсутствию достаточного количества спецтехники и контейнеров.
В рамках нового нацпроекта «Экологическое благополучие» к 2030 году планируется обеспечить полную сортировку мусора, захоранивать на полигонах только половину отходов и минимум 25% отходов вовлекать во вторичный оборот. Для этого потребуется ввести в эксплуатацию мощности по обработке более 20 млн тонн и утилизации 17 млн тонн ТКО. Планируется запустить свыше 400 объектов, анонсировал Патрушев. Для систематизации вопросов по обращению с ТКО создан федеральный штаб. Еженедельно здесь разбираются проблемы каждого региона, по итогам даются рекомендации.
Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов напомнил, что все этапы — от сбора до утилизации отходов — обеспечиваются регоператорами, которых назначают губернаторы. В 88 субъектах сегодня работает 182 регоператора, которые охватывают услугами 98,5% населения. Деятельность операторов тарифицируется, а уровень их доходности не должен превышать 5 процентов. Работа с отходами начинается с их сбора, напомнил Козлов. Сегодня используется 2,5 млн контейнеров и бункеров, а необходимо еще 800 тысяч. При средней стоимости контейнера 17 тыс. рублей на закупку нужно почти 14 млрд рублей, подсчитали в ведомстве. К имеющемуся миллиону контейнерных площадок надо обустроить еще 150 тыс., а это еще 30,4 млрд рублей. Однако у муниципалитетов, которые за это отвечают, такого количества средств нет, а региональные операторы не наделены законом такой ответственностью, подчеркнул он.
Для вывоза мусора используется 24 тыс. единиц спецтехники, текущий износ — 45%. Средняя стоимость мусоровоза — 15 млн рублей. В новом нацпроекте «Экологическое благополучие» предусмотрены лизинг и субсидирование на приобретение спецтехники в размере 5 млрд рублей, но этой суммы хватит на закупку только 4 тыс. единиц, снова давил министр на больной финансовый вопрос. Также надо построить 400 объектов обращения с ТКО, а на это потребуется почти триллион рублей. Источник финансирования — бюджетные и внебюджетные средства, а также экосбор в рамках механизма расширенной ответственности производителя.
«Не обижайтесь, неземной доклад. Я имею в виду, не погрузились до дна подводной лодки», — не впечатлилась отчетом министра Матвиенко и начала сыпать заготовленными вопросами. За что отвечают регоператоры? Сколько средств по итогам прошлого года собрали с населения региональные операторы? Никто не знает, но, по предварительной информации, это 280 млрд рублей, отметила сенатор. Куда пошли эти деньги и как они потрачены? Кто это контролирует?
«Надо прописать четко обязанности регоператора. В том виде, в котором они есть, не нужны такие регоператоры!» — негодовала она. Региональный оператор должен отвечать за все — за вывоз мусора, содержание и создание контейнерных площадок. Нужна более системная работа, призывала Матвиенко и вдобавок требовала отчет о том, где обещанные мусороперерабатывающие заводы. Региональному оператору некуда вывозить мусор, поскольку не обустроены новые мусорные свалки, а старые переполнены. «Позубастее будьте! Разберитесь до конца!» — наказала Матвиенко Козлову.
Глеб Никитин: «Все проблемы возникают тогда, когда мы хотим решать их и не хотим за это платить»
«Хочу понять, куда 280 миллиардов дели. Хочу разобраться — и не получается!»
Позицию регионов представил губернатор Нижегородской области и председатель комиссии по экологии Госсовета РФ Глеб Никитин. Регионы, отметил он, многократно ставили вопросы о донастройке деятельности регоператоров и вообще системы обращения с ТКО. Достаточно просто поднять протоколы заседаний комиссии с 2019 года. Там в том числе сказано о необходимости включить в тариф затраты на обустройство контейнерных площадок. Сейчас же регоператоры могут потратить на это не более процента от выручки. А все, что свыше, приходится субсидировать из бюджета.
«Все проблемы возникают тогда, когда мы хотим решать их и не хотим за это платить. То есть кому-то дадим поручение и скажем: „Сделайте за свой счет“. Тогда проблема возникает», — объяснял руководитель региона. Никитин согласился с тем, что сейчас система урегулирована неправильно, и попросил поддержать законопроект, обязывающий регоператоров обустраивать и площадки, и контейнеры. Пока это делали сами регионы, а кто не делал, тот получил проблемы, потому что «не бывает чудес».
Есть еще огромное количество вопросов технического характера. Например, нормативы накопления. Регионы устанавливают их сами, причем многие недооценивают значение этого показателя. Потому что по факту оценить, сколько человек намусорило, сейчас невозможно. «Тот, кто сильно завысил норматив накопления, дает возможность регоператору из воздуха зарабатывать деньги», — объяснил губернатор. Что же касается обращения с ТКО, то тут и невозможность выполнения «нереалистичных» требований, и санитарное регулирование, и необходимость более четкого регулирования, связанного с нагрузкой на ось у мусоровозов. Все эти вопросы ставили регионы, их надо поддержать, отметил Никитин.
Матвиенко интересовалась у главы минприроды РФ, кто установил для регоператоров норму в 1% от выручки на содержание площадок и чем она обоснована. Козлов заметно растерялся, в итоге так и не ответил, а спикер Совфеда попросила его проанализировать вопрос. «Я хочу понять, куда 280 миллиардов дели [которые были выплачены гражданами за вывоз и утилизацию бытовых отходов в 2024 году]. Хочу разобраться, и не получается», — добавила она.
Потом Матвиенко попросила уже Никитина «по-честному» рассказать, в чем плюс регоператоров и за что они отвечают. Глава Нижегородской области признался, что до начала «мусорной» реформы в 2019 году «было хуже», система работала в теневом рынке. А в обязанности регоператоров входит необходимость приехать на зарегистрированную контейнерную площадку, пересыпать мусор в самосвал и в полном объеме сдать его на полигоне.
По словам Матвиенко, не может быть у площадки несколько хозяев, надо расширить полномочия регоператоров
— А кто отвечает за контейнерную площадку? — спросила Матвиенко.
— Исключительно муниципалитет. Сейчас по законодательству так, — ответил Никитин.
— Молодец! Садись, четыре…
Не может быть у площадки несколько хозяев, отметила спикер Совфеда и предложила расширить полномочия регоператоров. А то получается, что баки вывезли, а мусор вокруг них за кем? «Валентина Ивановна, можно порадую?» — аккуратно остановил ее Никитин и рассказал, что законопроект о том, что регоператор должен поддерживать и площадки, и контейнеры, уже разработан. Остается только поддержать.
Глава комитета Госдумы по экологии, в недавнем прошлом глава минприроды РФ Дмитрий Кобылкин обратил внимание на три детали. Федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО» входит в тройку лидеров по финансовым затратам, значительные ресурсы направлены на создание инфраструктуры, а потому нужен контроль за расходованием.
Еще одна деталь — захоронение отходов и рекультивация полигонов. Проверки Думы показали, что некоторые регионы «занижают объемы захоронения». «Сначала везут отходы на временные площадки накопления, а затем на те же самые полигоны», — привел пример он. От этой практики нужно уходить, призвал парламентарий. Председатель комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных напомнил, что грядут новогодние праздники, а потому созданные региональные штабы по вопросам в сфере обращения с ТКО «должны показать свою эффективность в этой работе и сохранить стабильную ситуацию во всех регионах».
Коммунальные сети в стране ветшают быстрее, чем их успевают обновлять, признавал ранее вице-премьер РФ Марат Хуснуллин
Файзуллин: программа модернизации «коммуналки» пока «очень непросто балансируется»
Второй, не менее важный для республики вопрос — состояние коммунальной инфраструктуры. Повышением трат на модернизацию сетей минстрой РФ недавно объяснял планируемый серьезный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в следующем году. В Татарстане плата за ЖКУ с 1 июля 2025 года вырастет на 22,3% в крупных городах и на 17,5% в небольших населенных пунктах. Еще в августе руководство республики пообещало отдельную программу ремонта сетей по аналогии с «Нашим двором». Муниципалитеты и ресурсоснабжающие организации обрадовались, но деталей с тех пор не появилось. «Сети под землей буквально воют, видим многочисленные провалы», — описывал ситуацию в ноябре мэр Казани Ильсур Метшин.
Коммунальные сети в стране ветшают быстрее, чем их успевают обновлять, признавал ранее вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Задача — переломить этот «негативный тренд» за два-три года, а помочь с этим должен специально созданный федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры», на который до 2030 года планируется направить не менее 4,5 трлн рублей. Деньги не только бюджетные, но и частные, и учтены здесь в том числе списываемые регионам федеральные кредиты. Татарстану на решение проблемы трухлявых сетей нужно 200–300 млрд рублей, говорил в начале года раис РТ Рустам Минниханов. Вполне возможно, стоимость за год сильно подросла.
Регионы в этом году за счет различных программ модернизируют 1 млн 290 тыс. м коммуникаций, улучшится качество коммунальных услуг для 2,5 млн человек. В то же время с учетом текущего состояния сетей и задач по «самостоятельному воспроизводству» остается «очень много», отметил в своем выступлении министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин. Регионам нужно комплексно подойти к решению задач, повысить прозрачность использования имеющихся ресурсов, говорил глава минстроя. В этот момент оператор некстати выхватил сидевшего в первом ряду нижегородского губернатора, который смеялся, обсуждая что-то с соседом.
Проект по модернизации «коммуналки» должен улучшить качество услуг для 20 млн человек, ежегодно предстоит обновлять как минимум 2,5% сетей. Без деталей министр отметил, что новая программа ремонта сетей пока «очень непросто балансируется». Говоря проще, финансы, что называется, не «бьются», их не хватает. «Вы знаете, кто внимательно изучил структуру, которую мы обсуждаем с региональными структурами нашими, — балансируется непросто. Поэтому очень прошу внимательно вникнуть вообще в структуру 6-летних изменений, в том числе тарифных, которые будут происходить у вас в регионах», — обратился Файзуллин к представителям субъектов. Звучало так, будто субъекты пока не горят желанием поднимать тарифы на ЖКУ.
Следует «пересмотреть» концессионные соглашения, заключенные до 2015 года, призвал Файзуллин
Но других вариантов нет. Надо повышать платежную дисциплину, сокращать задолженность потребителей, строже контролировать то, как ресурсоснабжающие компании выполняют свои инвестпрограммы, наставлял министр и просил регионы воссоздавать областные «Водоканалы», создать единый расчетный центр. «В ряде регионов это уже работает и, коллеги, дает результат. Впервые за последние годы мы на 1 процент превысили стопроцентную собираемость в стране», — подчеркнул докладчик. Очевидно, пока субъекты не торопятся.
Договоры концессии — это еще один «источник для сбалансирования» программы модернизации «коммуналки». Первоочередной задачей на 2025 год минстрой РФ считает «донастройку» концессионных соглашений. Нужно сформировать квалификационные требования к частным инвесторам и прописать их ответственность за невыполнение работ. Причем речь идет не только о новых договорах. Следует «пересмотреть» концессионные соглашения, заключенные до 2015 года, призвал Файзуллин. Оказалось, у ведомства есть и свое видение того, какие объекты концессионер должен модернизировать.
«[Нужно] объединить прибыльные и убыточные объекты. Вот сегодня, когда концессионер из региона к нам приходит… Мы считаем, что если ты пришел в регион, то забирай его весь, а не забирай только столицу, значит, и города с населением свыше 200 тысяч», — указал спикер. Правда, в таком случае концессионер может попросить повысить тариф, а это тема болезненная. Вопросов к министру у законодателей из регионов не возникло.
При существующей доле софинансирования из бюджета РФ реализовать все задуманное не получится. А значит, федеральный центр должен выделить побольше средств
«Не хватит федерального бюджета, не хватит региональных бюджетов!»
Следом выступил председатель Заксобрания Калининградской области Андрей Кропоткин — тот самый смеявшийся сосед губернатора Нижегородской области. Доклад его был уже не праздным. Многие сети построены в советское время, нужен ремонт, но у регионов «есть проблемы с собственными доходами». Субъекты просят федеральное софинансирование на разработку проектно-сметной документации и модернизацию объектов энергетики. «В условиях высокой степени износа <…> реализация всех необходимых мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры невозможна без федеральной поддержки», — указал Кропоткин, сделав акцент на слове «невозможна».
Другими словами, при существующей доле софинансирования из бюджета РФ реализовать все задуманное не получится. А значит, федеральный центр должен выделить побольше средств. Особенное беспокойство вызывает положение дел в Архангельской, Амурской, Орловской, Рязанской, Кемеровской областях, Карелии, Хакасии, Камчатском крае, перечислил Кропоткин, но в конце добавил многозначительное «и так далее». Еще одна «денежная» просьба от регионов — предусмотреть субсидии на покупку блочно-модульных котельных и модульных очистных сооружений для малых населенных пунктов. Это, как считают субъекты, повысит «инвестиционную привлекательность» коммунальных объектов.
Позже Матвиенко заметит, что федеральное правительство дает регионам множество инструментов для работы, например инфраструктурные проекты. Но многое зависит от работы субъекта. Есть активные губернаторы, которые вовремя подают заявки и у которых команды «профессиональные, в форме», а есть «и другие, к сожалению, примеры».
Отдельно на совещании прозвучала тема меморандумов, которые заключают в рамках модернизации сетей минстрой РФ и регионы. Соглашения подписываются с каждым регионом, учитываются его особенности, отметил Файзуллин. В рамках меморандумов субъекты должны ежегодно сокращать задолженность за ЖКУ на 2% и время устранения аварий на 3%, вести «сбалансированную» тарифную политику, утвердить единые нормативы потребления коммунальных услуг, привлечь дополнительные внебюджетные источники финансирования. Оказалось, меморандумы заключили все, кроме Архангельской области. Файзуллин даже попросил представителя региона подойти к нему лично после совещания и заметил, что несмотря на предложения, подписать все равно придется.
Вопросы есть и у тех регионов, которые соглашения уже подписали. «Вот те меморандумы, которые есть… Надо еще раз вернуться и пересмотреть те показатели, которые сегодня в этих меморандумах есть. Меняется экономическая ситуация, меняются наши возможности, меняются возможности инвесторов», — пояснил председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов. Сегодня для модернизации сетей в стране нужно уже не 4,5 трлн рублей, а в 2 раза больше, обратился позже к экономическим реалиям первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Павел Качкаев. Нужно по-новому строить коммуникации, применять современные технологии, а «латание дыр» и замена одного устаревшего оборудования на другое ситуацию не изменит.
Депутат также предложил наладить учет, сделать «оприборивание» по всем видам коммунальных услуг и установить единые нормативы. «Почему у нас в одном и том же муниципалитете или в разных регионах нормативы могут отличаться в 3, 4 или даже 5 раз? Я не думаю, что мы по-разному умываемся в Москве и в той же Адыгее», — задавался вопросом спикер. Также, по мнению Качкаева, решением может быть финансирование не только из федерального бюджета, но и по концессионным соглашениям. «А такая возможность по привлечению в инвестиционно-привлекательных муниципалитетах и регионах есть», — заметил депутат.
«Мы называем уже триллионы… Не хватит федерального бюджета, не хватит региональных бюджетов! Надо использовать современные инструменты, которых достаточно», — снова отметила Матвиенко и привела примеры улучшения инфраструктуры за счет инвестиций, «без копейки бюджетных денег». Нужны новые подходы в решении проблемы с ЖКХ, поддержала Матвиенко предыдущего докладчика. «Нельзя так по старинке чинить… Если трубы, то современные, если техника, то иная. Двигаться вперед, по-новому!» — заключила она лозунгом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.