«Один глава сельского поселения уходит в «Алабугу», ему предлагают зарплату 250 тысяч вместо 50 тысяч здесь. Какие слова я должен ему сказать, чтобы удержать?» — рассуждал о кадровой проблеме в администрации мэр Нижнекамска Рамиль Муллин. Похвастаться ему было чем: промышленность пережила санкции и СВО, город заполняется строительными компаниями. Кроме того, уже через 2–3 года исполнится мечта Нижнекамска: администрация наконец-то заменит сгнившие трубы. О том, как решать проблемы с кадрами и кто разгрузит промышленную зону, — в материале «БИЗНЕС Online».
Рамиль Муллин начал с экономики. Зависимому от импорта и экспорта Нижнекамску пришлось непросто
Успехи промышленности
По Закамью пошла череда пресс-конференций и совещаний по итогам года. Достижениями своей вотчины похвастался мэр Нижнекамска Рамиль Муллин. И рассказать было что.
Для наглядности Муллин начал с экономики. Зависимому от импорта и экспорта Нижнекамску пришлось непросто — тот же ЭП-600 остался без поддержки от поставщиков оборудования. Но город все равно по итогам года сохранил «серебро» по выпуску продукции в РТ — это 16%, или 900 млрд рублей. Для понимания: это больше, чем у Казани и Набережных Челнов. Впереди лишь Альметьевск, но оно и понятно — там-то нефть и «Татнефть».
Валовый территориальный продукт (ВТП) достиг порядка 462 млрд рублей. Но здесь Муллин сделал уточнение: «Мы сегодня работаем в системе большой промышленности, главных офисов, таких как СИБУР, и не всегда получается четко определить территориальный продукт, потому что мы часть цепочки основных производственных циклов. Какая-то часть к нам заходит, какая-то выходит, поэтому мы больше смотрим на объем отгруженной продукции», — на пальцах объяснял градоначальник.
Кроме того, району предстоит продолжить реализацию инвестпроектов. Крупнейший и перспективный из них — ЭП-600. Детище СИБУРа планомерно движется к полноценному открытию: завод уже отправляет первые партии продукции в тестовом режиме. Выход на проектную мощность ожидается во второй половине 2025 года.
«Были сложности: смена подрядчика, санкции недружественных стран, которые прекратили обслуживание оборудования, операционных систем. Но, несмотря на это, внутренние возможности компании позволили ни на один день не останавливать обслуживание, строительство и запуск амбициозного проекта. Некоторые считают, что по объему и мощности это будет второй „Нижнекамскнефтехим“!» — рассуждал о перспективах нового комплекса Муллин. Сырье с ЭП-600 даст старт развитию многих направлений и недостающих цепочек по выпуску нефтехимической продукции, считает он.
Помимо прочего, «Татнефть» завершает работы над комплексом «ТАНЕКО». На прошлой неделе проект инспектировал раис РТ Рустам Минниханов. Объем переработанной нефти уже превысил 16 т, а глубина переработки достигла 99,7%, что выше поставленной правительством планки.
Сырье с ЭП-600 даст старт развитию многих направлений и недостающих цепочек по выпуску нефтехимической продукции, считает Муллин
Какие победы одержали строители Нижнекамска
Насыщенными оказались строительные итоги года. Напомним, что весь 2024-й девелоперы Нижнекамска, по сути, теряли выручку. Например, по итогам III квартала, по данным «Дом.РФ», Нижнекамск собрал всего 112 млн рублей — за год потеряно 84% выручки. Закономерный итог бесконтрольного роста цен на жилье — по итогам полугодия цена «квадрата» здесь составляла 148 тыс. рублей. Выше только в Казани. Сворачивание льготных программ лишило строителей большинства покупателей.
Но парадоксально, в городе множились застройщики. Помимо уже привычных челнинских «Домкора» и «Евростиля», квартиры на продажи выставили два местных предпринимателя — Алексей Асанов с «А2 Строй Инвест» и Дмитрий Тиньгаев с «Строй Кр1». А сверху добавились казанцы — СМУ-88. За день до конференции, рассказал Муллин, застройщик получил разрешение на строительство и даже дал название своему ЖК — «Калинка». Он будет включать 6 домов переменной этажности — от 9 до 25 этажей — общей площадью порядка 60 тыс. кв. метров. Два дома первой очереди планируют сдать в IV квартале 2027 года.
«Застройщики надеются, что все-таки рынок стабилизируется за счет каких-то других инструментов. Я думаю, что в ближайшее время все равно вопросы ставки рефинансирования будут рассматриваться, поэтому пока в этом направлении двигаемся», — рассказал мэр о тенденциях.
«Самая большая победа», конечно, — открытие обхода Нижнекамска и Челнов. Новый участок М7 на 81 км сделает город наконец-то не тупиком, а транзитом
Большую работу провели по дорожному строительству. Муллин рассказал, что город не просто ремонтирует проспекты, а создает новые улицы, пешеходные и велосипедные дорожки, коих построили более 50 километров. Все это часть концепции из мастер-плана — 15-минутного города с доступной пешеходной и транспортной инфраструктурой.
Но «самая большая победа», конечно, — открытие обхода Нижнекамска и Челнов. Новый участок М7 на 81 км сделает город наконец-то не тупиком, а транзитом. «Это дает возможность нам открывать новые дороги по Мира, выход на федеральную дорогу, выход из промышленной зоны», — добавил Муллин.
Муллин пообещал починить трубы через 2–3 года
Куда уж без наболевшего — коммунальных труб? Без ложной скромности мэр охарактеризовал ситуацию как аховую. На сегодняшний день городу необходимо более 12 млрд рублей, чтобы привести трухлявую инфраструктуру в божеский вид. Напомним, в течение года удалось найти около миллиарда.
Муллин еще раз постарался объяснить, как Нижнекамск стал эпицентром коммунальных проблем в Татарстане. Ноги растут еще со времен первостроителей. Будущая столица нефтехимии формировалась быстро, трубы закладывали практически в один период — в 80–90-е годы прошлого века.
Когда же подошел час икс, денег на замену не нашлось: дешевые тарифы на ЖКХ не позволяли насобирать на ремонт. И понеслось… На сегодня износ сетей на ряде участков достигает 100%. Но коллапса, отмечал мэр, все-таки избежали. Во-первых, спасибо переводу сетей под крыло «Татэнерго», которое предоставило около 16 бригад на ремонт ржавых труб. Работы велись круглосуточно, нередко коммунальщики «резали» недавно проложенные бульвары, чтобы дотянуться до искомого. Во-вторых, помогли упомянутые миллиард инвестиций, чем не может похвастаться ни один другой крупный город РТ, за исключением Казани.
На сегодняшний день городу необходимо более 12 млрд рублей, чтобы привести трухлявую инфраструктуру в божеский вид
«Везде те же самые проблемы, но мы стараемся не замалчивать ситуацию. Почему? Не для того, чтобы показать слабость, а чтобы все-таки прогнозировать эти риски и минимизировать их. Пусть нас ругают, зато идет работа, системная, стабильная», — объяснял политику гласности Муллин.
Но есть и хорошая новость: через 2–3 года кризис должен миновать. Исполком планирует получить деньги по республиканскому проекту. «На днях раис республики анонсировал программу замены инженерных сетей, 10 миллиардов рублей ежегодно, что, я думаю, позволит нам решить эту проблему», — поделился глава района.
Трамваи спасут промзону от транспортного коллапса
О еще одной больной точке Нижнекамска, общественном транспорте, Муллин высказался так: хорошо, что сохранили. Он приводил цифры: лишь благодаря дополнительным доходам удалось изыскать 160 млн рублей для поддержки автобусов и трамваев. Это спасло имеющееся, а федеральная поддержка позволила расширить парк автобусов на 9 машин. Но, конечно, это не решило все проблемы. Например, некоторые автобусы стоят без дела — администрация так и не нашла водителей. Где-то проблемы с машинами — надобно чинить.
«Наша задача — сохранять и приумножать. В перспективе я вижу, что общественный транспорт будет ходить с 5 утра до 11 вечера с интервалом движения от 15 до 30 минут в зависимости от необходимости, стабильно работаем и обновляем автобусный парк», — рассуждал Муллин о будущем транспортных перевозок.
Большие планы у города на трамваи. Уже со следующего года Нижнекамск потратит на них порядка 55 млн рублей. В далекой перспективе мэр рисует им роль «разгрузчиков» дорог к промышленной зоне.
Большие планы у города на трамваи. Уже со следующего года Нижнекамск потратит на них порядка 55 млн рублей
«Это связь с промышленностью, потому что Соболековская трасса сегодня уже не справляется с таким потоком. Если в рамках развития Камской агломерации мы будем видеть развитие терминала имени Дэн Сяопина, индустриального парка „ЭП-600“, когда количество населения, которое надо будет единовременно вывозить, перевалит за 20−30 тысяч, то никакое число автобусов это не вывезет. Поэтому нужны составы», — добавил он.
«Почему, когда говорят о патриотизме, у нас ассоциация с оружием?»
Конкретных цифр о безработице по району Муллин не привел, но, учитывая общереспубликанские тенденции, около 0,20%. И это мало. Кроме того, Нижнекамск в шутку называют кузницей кадров — молодежь и набравшиеся опыта специалисты отсюда уезжают. Что уж тут говорить, если даже исполком не в силах предложить высокую зарплату чиновникам, что признавал мэр. С другой стороны, это говорит как минимум о хорошей подготовке кадров в районе.
«Сегодня мы неконкурентны в заработной плате. <…> Вот сейчас у нас один глава сельского поселения уходит в „Алабугу“, ему предлагают зарплату 250 тысяч вместо 50 тысяч здесь. Какие слова я должен ему сказать, чтобы удержать его? Но я не переживаю, что мы кузница кадров. Исполком за 3−5 лет готовит специалиста высокого уровня, который может работать везде. Я сам выпускник школы Нижнекамска. Я же тоже учился в этой школе, и после этого меня отправили в Казань, затем в Муслюмово, и я обратно вернулся. Поэтому моя задача, конечно, — отдать должное тому, что я получил здесь», — внес оптимизма в статистику Муллин.
Говоря же о сохранении молодежи, он призвал начинать работу уже с детского сада — потом уже поздно. Прежде всего привить патриотизм к своему городу, работе родителей, что позволит удержать молодых людей в Нижнекамске. В городе можно хорошо зарабатывать, вырасти из рабочего до большого начальника, и дети должны знать это.
«Почему, когда говорят о патриотизме, у нас ассоциация с оружием? Патриотизм — это любовь. Это любовь к тому, что делают папа и мама, где они работают. Это семейная династия, то, чему нас учили и что мы потеряли. Это советская система подготовки кадров, когда была гордость за своих родителей», — ностальгировал он.
Переходя от высокого к практичному, Муллин призвал выстроить работу профильных вузов с бизнесом. Проще говоря, сделать так, чтобы студенты получали практически полезные знания и навыки.
Муллин дал понять, что он здесь надолго. Так, он подчеркнул, что есть желание реализовать те задачи, которые перед ним стоят: нас ждут выборы 2025-го и 60-летие города в 2030 году
Муллин отказался уходить из Нижнекамска
Муллин прокомментировал и слухи о своей возможной отставке. Начал с юмора: «Вы что, ухода моего хотите?!» Разбавив атмосферу, мэр оперативно поспешил опровергнуть информацию — из города бежать не собирается.
«Татары говорят: только на хорошего коня можно повесить колокол, который будет звенеть. Получается или не получается, всегда возникают слухи, что куда-то провожают. В принципе, никаких предложений мне не поступало. Вчера виделись с раисом — тоже он ничего не предложил. Я как раз сегодня своим коллегам сказал, разочаровал тех, кто там собирается уйти в минздрав, или в министерство экологии, или в Роспотребнадзор, еще куда-то там, потому что каждый день какие-то вакансии „находят“ для меня, но пока таких прямых предложений не было», — сказал мэр журналистам.
Лаконично, заговорив о планах, Муллин дал понять, что он здесь надолго. Так, он подчеркнул, что есть желание реализовать те задачи, которые перед ним стоят: нас ждут выборы 2025-го и 60-летие города в 2030-м. Он назвал три года своей работы тем сроком, который уже «позволяет встать на те рельсы» и понять, в каком направлении двигаться.
«Поэтому есть планы, если они будут поддержаны правительством и в первую очередь населением, дальше работать во благо Нижнекамского района», — резюмировал Муллин. В Муслюмово первые четыре года его тоже ругали, философски сказал он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.