Фальшивые сборы, рассылка сообщений якобы от служб доставок, благотворительные сборы, а также дипфейки и другие генеративные технологии — самые популярные способы мошенничества в период новогодних праздников. Об этом в беседе с RT рассказал замдиректора центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе ТУСУР Руслан Пермяков. По его оценке, в праздники число случаев мошенничества может возрасти на 20—30% из-за ажиотажа и невнимательности людей.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Пермяков отметил, что сейчас мошеннических схем много, однако они «короткоживущие». При этом чаще всего людей перед Новым годом обманывают с помощью отправки ссылок на поддельные сайты известных брендов, где под предлогом скидок или бонусов запрашивают логины, пароли и банковские реквизиты пользователей.

Второй популярный сценарий — фальшивые сообщения якобы от служб доставок с предложением оплатить недостающую сумму или таможенный сбор. При этом, по словам эксперта, есть новые методы. Здесь речь в числе прочего идет о дипфейках и других генеративных технологиях, с помощью которых можно подделать голос или создать видеосообщение от якобы родственников или друзей. Преступники, связываясь с предполагаемой жертвой, просят о финансовой помощи.

Кроме того, рассказал Пермяков, злоумышленники также нередко используют поддельные аккаунты на маркетплейсах для продажи несуществующих товаров. «Для безопасных онлайн-покупок в праздничный сезон следует проверить данные интернет-магазинов, избегать подозрительных ссылок, использовать надежные методы оплаты, установить антивирусное ПО, ограничить доступ к личным данным и быть внимательными к подозрительным предложениям. Также рекомендуется использовать отдельную карту для покупок с ограниченным лимитом», — посоветовал специалист.

Напомним, на этой неделе «Коммерсантъ» сообщил, что Роскомнадзор и минцифры из-за роста активности мошенников обсуждают запрет на голосовые вызовы в мессенджерах. По данным источников издания, сейчас в России рассматривается два варианта блокировки: только на звонки из-за границы и полный запрет вызовов через мессенджеры.

До этого глава Роскомнадзора Андрей Липов говорил о том, что в будущем ведомство может начать ограничивать звонки через мессенджеры для защиты от мошенников. Он отметил, что это жесткий вариант, который рассматривается как одна из мер.