«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса», — говорил философ Фридрих Гегель. В начале января Киев решил повторить постановку «курской авантюры», надеясь стремительным натиском показать невероятную мощь украинской армии, которая смогла бы нанести противнику существенный ущерб на его территории. Однако спектакль не состоялся, зритель не приехал, актеры умерли, зато директор цирка выступил с заявлением, что курская операция едва ли не главное достижение ВСУ. О том, что это было, — в авторской колонке с прогнозами военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
«Киевский режим за все время проведения специальной военной операции имел более весомые успехи»
Тонкая синяя линия
«Курская операция — это одна из самых больших побед всей войны», — заявил 9 января Владимир Зеленский. Данное заявление сделано на американской авиабазе Рамштайн в Германии, где проходила встреча контактной группы по Украине.
Тезис о «самой большой победе за весь период войны», прямо скажем, достаточно сомнительный. Впрочем, сравнительная степень говорит не о том, что все было успешно, а о том, что все остальное было еще хуже. Но даже в рамках данного уточнения киевский режим за все время проведения специальной военной операции имел более весомые успехи.
Более того, до этого, 5 января (это день неудачного натиска киевских войск на Курщине), народный депутат Марьяна Безуглая откровенно раскритиковала новую попытку прорыва ВСУ в Курской области: «Россияне берут под контроль наши полезные ископаемые, захватывают оставленные укрепления, которые удобны в первую очередь им, продвигаются на десятки километров вглубь по нашей земле. Совсем скоро, очень скоро „крепость Покровск“, которая вовсе не крепость, [падет]. Но, похоже, военные и политические приоритеты не связаны с защитой днепровско-донецкого кластера природных ресурсов Украины, спасением городов и людей или реформированием армии».
Оценка достаточно верная. Вместе с тем попробуем разобраться, что именно произошло в Курской области.
«Проломить созданную оборону враг не сумел, после чего сражение превратилось в еще один медленно сужающийся участок фронта, где Зеленский был вынужден раз за разом тратить обученную пехоту и бронетехнику»
«Курская авантюра»
Летом прошлого года российские части уверенно раскидывали украинские войска на северо-западе от Донецка, по меркам затянувшегося «противосидения» это выглядело как полноценное наступление, которое в итоге отодвинуло фронт на расстояние до 30 километров.
Чтобы как-то замедлить российское наступление, вынудить командование ВС РФ прекратить натиск и перебросить войска на другой участок, Киев сделал асимметричный ход, начав «курскую авантюру». В ночь с 5 на 6 августа государственную границу Российской Федерации в районе города Суджи Курской области перешли украинские войска. Противник сумел достигнуть определенной внезапности и тактического успеха. Пока Российская армия спешно перебрасывала на участок войска, в том числе стянув ряд подразделений, ранее действовавших в составе группы «Центр», киевские части смогли дойти до городка Коренево, однако там споткнулись о стойкость подразделений армии РФ.
Проломить созданную оборону враг не сумел, после чего сражение превратилось в еще один медленно сужающийся участок фронта, где Зеленский был вынужден раз за разом тратить обученную пехоту и бронетехнику.
«Скажем, [они просчитали, что при сохранении текущих тенденций] весной 2025 года они уходят на запад, становятся по Днепру и у них остается северное направление, которое все равно рано или поздно разморозится. Они сели и посчитали, сколько дополнительно людей потеряют за 6–8 месяцев. Пока будет в Курской области крутиться мясорубка, за счет этого они добиваются своих определенных задач. Возможно, там был такой математический расчет», — предположил возможные планы ВСУ журналист Влад Шлепченко в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Уточним, для успешного натиска противник, по предположению военного эксперта Игоря Рублева, действовал силами до 30 тыс. человек личного состава. Подчеркнем, это не 30 тыс. штурмовиков, а вся группировка в целом, включая связь, обеспечение, войска для первичной ротации и пр.
В конце августа прошлого года он отметил, что ценой за этот натиск стала существенная трата ресурсов. Скажем, в бой были брошены новосозданные бригады 150-й серии, новые подразделения, которые в итоге не смогли попасть под Красноармейск (Покровск), где уже прямо сейчас начинается военная трагедия.
«Противник очень серьезно жжет свои резервы, причем резервы хорошие, мотивированные, наверное, даже ценнее техники… Почти через три недели [после начала наступления] мы можем сказать, что это скорее правда. Да, они захватили определенный участок территории, но цена не только в потерях, но и в стратегическом просчете, учитывая, что мы не купились и начали давить под Покровском. Нельзя на 100 процентов утверждать, но на данный момент кажется, что второй „нахрюк“ они повторить в ближайшее время не смогут. Если судить по количеству опытных бригад, задействованных в штурме. Потери они несут действительно большие», — говорил в интервью «БИЗНЕС Online» Рублев.
В итоге сражение превратилось в постепенное подрезание выступа по краям. Российские части медленно, где-то даже меланхолично, шаг за шагом резали фланги, окружая группировку врага.
Рукотворный полукотел
Достаточно распространенным мнением является утверждение, что украинская армия не может воевать, не попав в котел. Кто поострее на язык, называет это «асимметричным ответом украинского командования на российские фланговые удары». Другие справедливо указывают на «политическую целесообразность удержания любой ценой конкретной точки на карте».
Как мы писали выше, 5 января, киевские части сделали попытки повторить натиск на этом участке. «С мест сообщают, что началось шевеление ВСУ под Суджей. Активность фиксируется в районе хутора Бердин рядом с Черкасским Поречным. Действуют пока только малочисленные огневые группы, но ВСУ постепенно накапливаются у границы, по скоплениям идет активная работа. Судя по всему, украинцы ждали, пока подморозит, чтобы была возможность более-менее свободно двигаться на технике. О вводе каких-то крупных сил украинской армии „в наступление“ речи пока не идет, но все скоро может измениться», — осторожно прокомментировал событие телеграм-канал «Военная хроника».
Но в данном случае никакой внезапности противник продемонстрировать не смог. Министерство обороны как будто в дежурном режиме прокомментировало ситуацию. «Артиллерией и авиацией группировки войск „Север“ нанесено поражение штурмовой группе ВСУ. Уничтожено два танка, машина разграждения и 7 боевых бронированных машин. Операция по уничтожению формирований ВСУ продолжается», — отметили в МО.
Вечером того же дня появилось более зрелищное информационное обеспечение, подтянулись большие федеральные СМИ, в том числе РИА «Новости», выпустившее отличный репортаж о том, как российские бойцы жгут натовскую бронетехнику. А уже на следующий день появилось то, чего противник, видимо, не ожидал, но что не могло не появиться: в сеть полились кадры, на которых российские солдаты осматривают груды припорошенных снегом трупов либо фотографируются на фоне свежесожженных танков, БТР и прочей западной бронетехники.
Более того, в атаку повели бывших зэков из отрядов «Шквал», а также набранных «полурабов» из числа рядовых украинской армии, как правило, людей предпенсионного возраста, тех, кто не смог отбиться от «людоловов» из ТЦК.
Всего, по усредненным данным, в день натиска противник потерял 4 танка, 12 ББМ, 2 БМП, 4 БТР, 1 инженерную машину разграждения, около 400 единиц личного состава, а также около 50–60 легковых автомобилей. Кроме того, 27 человек были взяты в плен.
Сколько именно потеряли, сказать трудно — данные министерство обороны дает на весь участок фронта. И выделить, сколько именно было потрачено на одном из фрагментов, достаточно проблематично. И вот тут появляется закономерный вопрос: что это было, зачем эти люди устроили массовое самоубийство?
Политическая целесообразность
Очень многое из того, что происходит на фронте, может пояснить карта. Как отмечает военный обозреватель Шлепченко, с конца ноября и весь декабрь у российских частей на этом участке фиксировалось продвижение в основном с западной части.
Чуть после началось продвижение с востока и юго-востока, в районе Плехово, Черкасской Конопельки. Более того, российская ДРГ дошла до населенного пункта Александрия, находящегося уже на территории Сумской области Украины. Это классический охват с флангов, очень аккуратный, осторожный, но вынуждающий врага вытягиваться в линию, простреливаемую насквозь. Вся логистика в Курской области у Киева идет через одну центральную трассу, которая проходит по центру занимаемой территории общей сложностью около 20 км в ширину и глубину, т. е. трасса простреливается артиллерией и пробивается FPV-дронами.
И вот во фланги идет удар, как верно отмечает Шлепченко, киевские части должны это понимать, видеть, что с каждой неделей логистика боевых действий становится все более сложной. Чисто теоретически противник мог бы попробовать нанести удар, либо встречный, либо во фланг наступающей группировки, может быть. Возможно, ему это не позволяет сделать ландшафт местности, из-за которого бронетехника не сможет пройти, но для удержания этой территории Киеву необходимо повышать устойчивость выступа. Вместо этого они загоняют ударную группировку на одну из вершин этого плацдарма и наносят удар в направлении села Большое Солдатское.
«А рядом с ним хутор Бердин, возле которого они полегли. Так вот, даже гипотетически предположим, что они взяли этот Бердин, значит, Сырский себя хлопает по ляжкам от радости и говорит: все, пошло развитие, успех. И они катятся. Им, по сути дела, оттуда катиться надо что до Курска, что до Курчатова: две такие уберцели, которые достойны захвата, перемоги, — 60 километров. Там просто трасса, она разветвляется: направо пойдешь — в Курск попадешь, налево — в Курчатов. Но опять же это 60 километров надо проехать», — говорит Шлепченко в интервью «БИЗНЕС Online».
И вот самым логичным предположением, которое можно было бы взять, является то, что этот натиск готовился к визиту генерал-лейтенанта в отставке, специального посланника США по вопросам Украины и России из будущей команды Дональда Трампа Кита Келлогга, это ему должны были продемонстрировать мастерский натиск. Однако визит Келлогга в Киев был отменен. По информации министерства иностранных дел Украины, такое решение было принято из-за американских законодательных норм, запрещающих подобные встречи до инаугурации нового президента.
Т. е. буквально главком ВСУ Александр Сырский ради политического маневра, который не состоялся, положил в поле несколько сотен украинских солдат. Люди буквально жили ради того, чтобы продемонстрировать, что «есть еще порох в пороховницах», были употреблены и умерли.
При этом показательная акция остается именно показательной: принципиальных ресурсов, чтобы хоть как-то наступать, у Киева сейчас нет. Все они были сначала не набраны в том году, а то, что смогли наскрести, было потрачено летом. «Ударного костяка, такого же, какой был в Курской области, а это была, скажем, 80-я бригада, очень хорошее подразделение, кстати… Так вот, сейчас у противника такого же хорошего подразделения в резерве нет», — отметил в интервью «БИЗНЕС Online» военный эксперт Владислав Угольный.
В конечном итоге «курская авантюра» не потому авантюра, что ставит излишне амбициозные задачи, а потому, что пытается подменить реальность спектаклем. В нашем случае продемонстрировать «потужность» украинской армии перед западными спонсорами. Однако после спектакля зрители расходятся домой, а актеры уходят в гримерку. В данной ситуации команда зрителей недоумевает, на что она потратила, по некоторым оценкам, уже до полутриллиона долларов. А актеры щедро гниют в жирном черноземе на юге России.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.